Пиши душой
«Пиши душой», – вдруг выплывает из подсознания. «Ш-ш – как некрасиво! – Машинально даю оценку сочетанию звуков в этих словах. Но откуда взялось это – «Пиши душой»? Долго копаться в картотеке памяти не пришлось. «Пой душой», – как-то сказал Утёсов юному Миронову, страстно желавшему петь. Пой, пиши – какая разница?
Андрюша рос в такой среде, где все пели, танцевали, веселились, смеялись, красовались, искрили, блистали.
- Вот бы и мне так? – глядя на этот праздник жизни, мечтал мальчик.
Куда там? Ни голоса, ни слуха – так оценили его музыкальные способности в семейном кругу. Но гаммы играть, как положено в приличной семье, на ненавистном рояле, хоть и подаренном самим Исааком Дунаевским, его заставляли.
Вот и фамилия не располагала к взлёту карьеры – Менакер. Тем более, что уже есть один такой – это папа. Ладно, фамилию можно поменять на мамину, более благозвучную и приличную в обществе – Миронов.
Но внешность? «Фактура», как говорят в артистическом мире.
В моих альбомах с артистами (да, так мы говорили – «альбомы с артистами», «собирать артистов») нет ни одной фотографии моего любимого артиста — Андрея Миронова. Потому что я коллекционировала открытки исключительно эстетического свойства, чтобы можно было смотреть на фото и получать приятные эмоции. Но нет, не встречала ни одной фотографии этого артиста, где бы он смотрелся симпатично. Долго искала, но не нашла. Это, конечно, в первую очередь, замечание фотографам, что не смогли так представить артиста. Но и сам Миронов – что он из себя представлял? Что? А это вовсе и не человек был. Это субстанция. Нечто неуловимое. Эфемерное, летучее до поэтичности, что не схватишь и не удержишь.
Вот мальчик, юноша вылупился на свет, застыл перед зеркалом, впиваясь глазами в своё отражение. Что он видит, что мы видим вместе с ним?
Глазки косенькие. Губы надутые, какие-то резиновые, натянутые и замершие в полуулыбке, слегка дрожащей, неуверенной. Взгляд такой же, неуверенный, блуждающий, немного капризный, как у мальчика из хорошей семьи, безрезультатно стремящегося вырваться из-под опеки любимой мамочки. Неожиданно блондин – это хорошо (нынче модно) и небесно голубые глаза – совсем замечательно. Ещё немного – и герой-любовник, агент 007 и кто там ещё. Но попа, чисто еврейская большая попа! Куда с такой – в герои любовники или агенты? И, вообще, жирок везде на всём теле, опять же, благодаря заботам любящей и любимой мамы с её обильными обедами с рыбой фиш, сырниками и чем-то там ещё. Надо непременно похудеть. Мальчик тут же запрыгал, заскакал перед зеркалом. Задрыгал всеми своим членами, дразня своё отражение. Вот он, характер – весёлый, смешливый, озорной. Артист, одно слово!
«Хочу в артисты!», – твёрдо решил Андрей.
Юноша запел в обществе гостей своих родителей. Гости вежливо промолчали, отвернулись. А Леонид Утёсов, добрейшая душа, подошёл к мальчику и сказал:
- Андрюша! Ты не переживай, что у тебя голоса нет. У меня его тоже нет. Пой душой. Это главное.
Андрей похудел, и не только запел, но и затанцевал душой. Опробывал свой талант артиста на своих друзьях-студентах в коридорах Щукинского училища, так что педагоги, видя это, уже его останавливали:
- Поберегите свою энергию для серьёзных выступлений.
Он искрил везде и всегда. Нравилось ему это. И другим тоже нравилось.
В театре «Сатиры» я видела Миронова один лишь раз. В каком-то серьёзном спектакле, кажется по Вишневскому, поставленному к празднику Октября. Но мне его игра показалась неубедительной, нарочитой. Как будто артиста заставили это сделать, и всё.
Но и, конечно, кино, кино, кино. И телевидение.
Мне нравился Миронов искрящийся, летящий, весёлый. Водевильный, если попробовать очертить круг таких ролей артиста.
Э, нет! Этого мало оказалось и ему, и его почитателям: «Дайте серьёзные роли! Я покажу, мы покажем!» А что, и показали! Фильм Алексея Германа «Мой друг Лапшин», где герой Миронова неумело стрелялся в рот и где его чуть не зарезал до смерти бандит. Помните дрожащую улыбку мальчика перед зеркалом? Он ведь оставался в душе тем же мальчиком.
Умер. Неожиданно для всех — рано. Тогда какая-то напасть на артистов нашла! Косила всех знаменитых, замечательный, блестящих артистов в 40 лет. Высоцкий, Богатырёв, Даль, Пахомова, ещё кто-то и вот – Миронов.
Моя работа находилась близко от Ваганьковского кладбища. Я никогда не ходила на похороны знаменитостей, не вливалась в потоки страдающих почитателей, хотя мысленно была среди них. Но к Миронову неожиданно пошла.
Был конец лета. Тёплый солнечный уютный день. Купила симпатичный букет из маленьких сиреневых хризантем, недорогой, чтобы не подорвать семейный бюджет.
- Откуда деньги? – спрашивал муж, когда видел их на холодильнике, где я гордо выкладывала свою зарплату полставочницы в НИИ.
- Хорошо! На запчасти для автомобиля хватит, – не совсем тактично добавлял ироничный супруг, оценивая мой заработок.
И вот я захожу в ворота кладбища. Прямо передо мной, задвинув прочие памятники, в позе великомученика или спеленатого буйно помешанного – набычившийся, гордый, непонятый, обиженный Владимир Высоцкий. Сзади — проём в виде гитары или нимба и голова коня. Неприятно смотреть на этот сумбурный памятник. Иду по аллеям кладбища дальше.
Вот могила Людмилы Пахомовой. Как я её любила! «Пам-пам-пам-пам, парарарара», – напевала я себе, семеня по льду на зазубринах лезвий коньков, подражая ей в знаменитом танго «Кумпарсита». Запоздало пожалела, что и ей не купила букет. Но могила и так вся безмерно завалена цветами.
Иду дальше, к Миронову. Здесь уже никого нет. Цветы, конечно, лежат. Кладу свой букетик на могилу. Как весточку, как привет тому, кто на небе.
Жаль, никогда ничего нового уже не увижу от него. Но и прежнее долго будет радовать. Как он феерично, смешно, по-западному танцевал под одобрительное хмыканье Никулина на теплоходе, плывущем через океан! Как шедеврально танцевал в паре с Гурченко, в «Соломенной шляпке»! Где-то читала, что они с ней победили в конкурсе-экспромте среди танцующих артистов. Жаль, я этого не видела. Жаль.
Но что ещё скажешь? Жаль.
P.S. Фото взято из открытых источников.
Свидетельство о публикации №223112300651
Между тем, Миронов был блистательный артист, каждая его роль - явление в кинематографе и театре. И женщинам нравился невероятно ( почитайте ради интереса книгу "Андрей Миронов и я", автор Татьяна Егорова).
В заключительных строках вы пытаетесь как-то его реабилитировать, но начало испортило вашу публикацию наглухо и бесповоротно.
Ваша Лена 21.05.2024 10:56 Заявить о нарушении