Не пойти бы вам в пень, дорогие дети
А все потому, что испокон веков наше государство родителей защищало и никому не приходило в голову считать детей национальным достоянием зато, что «онижедети».
При этом вся ответственность за воспитание лежала на родителях, у которых имелись все необходимые «инструменты», универсальная-начальная из них – розга, а не кулак или что потяжелее.
Мудрость от Иоанна Златоуста.
"Глаголит бо премудрость Божия: …любяй сына своего, то не щади и наказуй его жезлом во юности, (…) аще из млада не накажеши его, то ожесточав неповинитися". (Памятники древнерусской церковно-учительной литературы. С. 124.)
Мысль понятна, как и предупреждение – когда вырастет, не зная наказания за свои «детские преступления», уже не подчинится и не прислушается.
Разницы между сыновьями и дочерями при этом не делалось: "любяи же сына, своего, учащай ему раны(…)"дщери ли имаши, то положи на них грозу свою".( Памятники древнерусской церковно-учительной литературы. С. 125-126.)
Советы носили рекомендательный характер и сопровождались наставлениями – не усердствовать, не злобиться, на ласку не скупиться.
Дети против родителей
Родителями могут стать все, а воспитателями – немногие. Государство учитывало это и в помощь родителям издавались указы, где данный процесс регламентировался вплоть до неприятных моментов, таких, как месть родителям со стороны детей, которые обиделись на наказание, сочли его несправедливым, чрезмерным и т.п.
Если подумать, то могло быть и такое. Но способ выражения недовольства – подать на родителя в суд, чтобы приструнили и принудили к более мягкому обращению с чадом, государство считало неприемлемым и жалобщиков наказывало строго.
"… сын, или дочь учнут бити челом о суде на отца, или на матерь(…) ни в чем суда не давати (…)бити кнутом, и отдати их отцу и матери" – гласит Соборное Уложение 1649 года.
Трудно представить себе ситуацию, когда разобиженный отпрыск решался на такое, не предполагая, что у государства на этот случай есть готовое решение. Но раз такой пункт в Соборном Уложении был, значит и случаи были, причем, неединичные, иначе зачем было включать.
А вот если родитель пожалуется на свое чадо за то, что тот отбился от рук, грубит и сквернословит по адресу отца и матери, суд разбираться не станет, вынесет решение – порицание и для закрепления науки - телесные наказания, но уже не розгами, а кнутом. Считалось, если подросток не усвоил науку «розг», требуется что-то посерьезнее.
А если и кнут не помог, и наследник так разобиделся, что поднял руку на родителей и убил, на кнут уже никто тратить время не будет, как и на перевоспитание – поздно. Такому выносилось самое суровое и последнее в его жизни наказание – смертная казнь "безо всякий пощады". (Памятники русского права. С. 430.)
Искушение наследством
Неурядицы в семьях встречались довольно часто, несмотря на очевидную строгость воспитания. Чаще всего конфликты происходили из-за наследства.
Находились дети, которые только и ждали, когда родители отойдут на тот свет. Смерть неизбежна, но ждали этого все по-разному. Чаще всего в суды обращались вдовы. Оставшись без защиты мужа, они имели право завещать свою долю тому из детей, кто взял на себя заботу о ней. Женщину можно понять. О какой любви и наследстве может идти речь, если ее, старую и немощную, гонят со двора:
"Не хотети ли начнуть дети еи ни на дворе…»
(Правда Русская. Т. 2. М., Л., 1947 г.)
"Тот Федка мне не сын"
Довольно распространенным способом решения родственных конфликтов с детьми был добровольный и односторонний отказ от родительства.
Этим, как правило, некрасивые истории заканчивались, а начинались они с того, что вышестоящему начальству поступала жалоба. «Нерадивых и бессовестных детей» начинали увещевать.
Любопытен пример того, как митрополит отчитывает князей, на которых пожаловалась их мать, княгиня: взывает к совести, просит признать, что их непочитание – дьявольское наваждение, а скорее, глупость и ошибка молодости. Представьте, даже в 15 веке использовались те же аргументы, что и теперь. Традиционные ценности не изменились.
Ко взрослым нарушителям их применялись меры общественного воздействия. Церковь могла наказать по своему, а государство по своему, встав на сторону потерпевшей стороны. Для этого достаточно было произнести слова, которые рвали не просто родственные связи – они лишали провинившегося статуса наследника, предоставляя своей судьбе. Никто при этом не питал иллюзий насчет будущего тех, от кого отказались родители.
Представить себе причину и следствие можно на конкретных примерах.
1629 год. Митрополиту Ростовскому, Ярославскому и Великоустюжскому Варламу поступила жалоба от отца на своего сына «Федку»: "по кабаком пиет и зернью играет, ворует и кабалы на собя дает ложные вдвое и втрое...". Не умея совладать с великовозрастным хулиганом, пьяницей и игроком, отец извещает Митрополита, что "мне… тот Федка не сын и дела мне до него нет".
1662 год. Царю Алексею Михайловичу поступила жалоба отца на сына «Андрюшку». Тот «отличился» тем, что стал красть из собственного дома: обчистил отца, старшего брата, прихватил одежду и ценности, которые можно продать и со всем этим добром сбежал. Такой сын своему отцу не нужен. Обратившись к царю, отец вывел отпрыска за скобки родственных отношений, лишив его всех прав в будущем, если тот вздумает обратиться к отцу за помощью.
1639 год. Царю Михаилу Федоровичу пожаловалась мать на свою дочь «Оленку»: "мне она не дочь, и дела мне до нея Оленки нет". Причины столь сурового родительского наказания не оставляют сомнения в его справедливости - "не почала слушать, ворует и кабалы на собя дает». (все примеры из Русской исторической библиотеки. Т. 25. Кн. 3. СПб. 1908. )
Как понять.
«Кабала», исходя из контекста, примерно – обязательства в обмен на деньги. Если у кого из читателей более точное объяснение, напишите в комментах, всем интересно.
Инструмент формирования ответственности за свои поступки или унижение..?
Для сравнения пример Германии.
В 60-х за кражу велосипеда подросткам полагалось на выбор - порка в полицейском участке или два года колонии... Надо ли говорить, что все предпочитали первое, как науку на всю оставшуюся жизнь.
Автор
На платформе Дзэн им ведутся два авторских канала. Все, что автор там размещает, написано им самим, никакой команды и помощников, в чем автора постоянно подозревают, нет.
"Синий Кот".
----- для любителей необычных, драматичных и психологических сюжетов.
"Часовой истории"
----- для тех, кто ценит опыт Советского Союза и хочет высказаться по поводу ущербности нынешнего состояния страны и умов.
Свидетельство о публикации №223112300778
Андрей Николаев 6 12.02.2025 16:10 Заявить о нарушении
Лана Эскр 27.03.2025 14:44 Заявить о нарушении