4. Читаем вместе творения Св. Иоанна Златоуста
Итак, всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа - четырнадцать родов ( Мф.1 : 17)
В начале беседы Святитель Иоанн Златоуст высказывает свое мнение, что " Евангелист разделил все родословие на 3 части , желая показать, что иудеи с переменой правления не делались лучшими; но и во время аристократии, и при царях, и во время олигархии предавались тем же порокам; под управлением судей, священников и царей не достигли никакого успеха в добродетели."
Матфей писал к благомыслящим, внимательным к нему людям. Поэтому не писал, как пророк, " Мне было видение или что-то в этом роде".
Во времена же пророков было немного чудес. Например, в Египте, когда выходили иудеи, в Вавилоне - чудо в печи.
"Они бывали для язычников, чтобы они обращались в веру иудейскую и для явления силы Божией, когда враги, покорявшие себе иудеев, думали, что победили их силой своих богов."
Святитель, перечисляя чудеса по защите христиан во время царствования Иулиана (Отступника), ещё раз нам обьясняет:
"Бог творит знамения, когда умножается зло. Когда видит, рабы Его утеснены, а противники без меры упиваются мучительством над ними, тогда показывает Свое владычество".
Этими объяснением чудес вместе с Евангелистом Матфеем, тщательно описавшем родословие Христа, он подводит нас к главному чуду - зачатию и рождению Спасителя от Девы Марии.
Если нас убеждает достоверность родословия, по которому можно даже вычислить время исполнения пророчества Даниила о приходе Мессии, то и достоверность чуда в доме Иосифа, как отмечает Иоанн Златоуст, не подвергается сомнению.
Так пишет Святой Матфей Евагелист:
"Прежде нежели сочетались они, оказалось, что она имеет во чреве от Духа Святого".
И, наши сердца, замерев от изумления,, отзываются теплом и радостью на это величайшее событие.
3.Зная ограниченность человеческого ума и ограниченность мышления обывателя, Святитель Иоанн Златоуст предупреждает все неуместные "каверзные " вопросы, которые мешают нашей вере.
" Не спрашивай,- говорит он,- каким образом Дух образовал Младенца в Деве? Если при естественном действии невозможно объяснить способа зачатия, то как можно объяснить его, когда чудодействовал Дух?"
Не нужно, по мнению Святителя задаваться вопросами: "Как Невместимый вмещается в утробе? Как Вседержащего носит во чреве жена? Как Дева рождает и остаётся Девой? Как Дух устроил этот храм? Каким образом принял не всю плоть от утробы, но только часть её, которую потом взрастил и образовал?"
" Пусть стыдятся те, кто старается постигнуть сверхъестественное рождение!!", - говорит нам Святитель.
4.По иудейскому обычаю Дева Мария по обручении жила в доме Иосифа.
Иосиф, обнаружив у Неё явные признаки беременности, должен был огласить Марию и предать по закону наказанию.
Но праведный Иосиф был настолько чужд низким страстям ревности и мщения, что решил тайно отпустить Её, поступив выше закона.
Почему?
Святитель, используя красивые поэтические сравнения, свидетельствующие о его высокой любви к Господу, объясняет нам: "Подлинно, по пришествии благодати, надлежало явиться многим знамениям высокой мудрости. Как солнце, не показавши ещё лучей, издали озаряет светом большую часть вселенной, так и Христос, восходя из девичьей утробы, прежде, нежели явился, просветил всю вселенную. Вот почему ещё до рождения Его пророки ликовали, и жены предсказывали будущее, и Иоанн, ещё не выйдя из утробы, взыгрался во чреве. И Иосиф показал здесь великую мудрость, не обвинял и не порицал Девы, а только намеревался отпустить Её."
5. Иоанн Златоуст обращает наше внимание, что ангел явился к Деве с благовестием до зачатия, а Иосифа не предупредил об этом событии.
Почему?
" Чтобы Иосиф не обнаружил неверия, как это случилось с Захарией. Трудно поверить делу, когда оно уже перед глазами; а когда нет и начала его, тогда слова не так легко могут быть приняты. Потому- то Ангел не сказал сначала; по той же причине молчала и Дева. Она думала, что не уверит жениха, сообщив о необыкновенное деле, а напротив огорчит его, подав мысль, что прикрывает сделанное преступление."
А почему к Деве ангел является до зачатия?
" Чтобы предохранить Ее от смущения и большего смятения. Не зная дела ясно, Она, естественно, могла бы решиться сделать с собой худое, и, не перенесши стыда, прибегнуть к петле или мечу."
" Надобно было, чтобы не знала смущения та. в чью утробу вошёл Творец всяческих; чтобы свободна была от всякого смятения душа, удостоившаяся быть служительницей таких тайн."
6. Когда Иосиф решил тайно отпустить Марию. к нему во сне явился ангел и сказал: "Иосиф, Сын Давидов, не бойся принять Марию, жену твою."
Святитель Иоанн Златоуст очень подробно объясняет нам, как ангел убедил Иосифа принять Марию.
Назвав Иосифа сыном Давидовым, он напомнил ему об обетовании, данном всему роду.
" Сказав, - не бойся, - показывает, что Иосиф боялся оскорбить Бога, держа в доме подозреваемую в прелюбодействе."
Ангел говорит- жену твою. Он так бы не назвал Марию, если бы Её девство было растленено.
" Что значит принять? Удержать у себя в доме, потому что Иосиф уже мысленно отпустил Деву. Эту то отпущенную , говорит Ангел, удержи у себя; тебе поручает Её Бог, а не родители".
Так Ангел совершенно освободил Иосифа от худых мыслей и беспокойства.
Совершенно были развеяны сомнения Иосифа, когда он услышал от ангела, что " родившиеся в Ней ( Марии) есть от Духа Святаго. Странное дело , превосходящее человеческое разумение и превышающее законы природы!".
Ангел предсказывает: " Родит же Сына, и наречешь ему имя Иисус( Лк. 1:21)."
То есть хотя это и не Сын Иосифа, но он будет Ему вместо отца.
Святитель отмечает с какой осторожностью говорит ангел: " Родит же Сына" , чтобы никто - либо отсюда не заключил, что Иосиф есть отец. Не сказал :" Родит тебе", но выразился неопределенно, так как Мария родила не ему, но целой Вселенной".
7. Ангел возвещает Иосифу: " Он спасёт людей своих от грехов их".
Святитель подчёркивает значимость дарования благ. "...Возвещается нечто чудное; благовествуется освобождение не от внешних войн, не от варваров, но- что гораздо важнее- освобождение от грехов, от которых прежде никто не мог освобождать. "
Иоанн Златоуст настоятельно предупреждает нас: "Итак, получив такой дар, примем все меры, чтобы не поругать столь великого благодеяния."
Он говорит это не без причины.
" Я вижу, что многие после Крещения живут небрежнее некрестившихся и даже не имеют никакого признака христианской жизни. Потому ни на торжище, ни в Церкви не скоро различишь, кто верующий и кто не верующий".
Голос Иоанна Златоуста звучит все громче: "Верующий должен быть светильником для мира и солью.
А если ты самому себе не светильник, не предотвращаешь собственной гнилости, то по какому признаку нам узнать тебя?"
" Надо, чтобы верующий был виден - и по поступи, и по взору, и по виду, и по голосу."
Иоанн Златоуст продолжает обличение:
" ... Хочу распознать тебя по месту - вижу тебя на конских ристалищах, на зрелищах, в худых сборищах, в сообществе с людми развратными. Хочу заключить о тебе по виду твоего лица - вижу, что ты непрестанно смеешься и рассеян, подобно развратной блуднице, у которой никогда не закрывается рот. Стану судить тебя по одежде - вижу, что ты наряжен не лучше комедианта.
Стану судить по спутникам - вижу, что ты водишь за собой тунеядцев и льстецов. Стану судить по словам - слышу, что ты ничего не произносишь здравого, дельного, полезного для нашей жизни.
Буду судить о тебе по твоему столу - здесь открывается еще более причин к осуждению".
8. Святитель хочет знать, верный ли ты человек?
" И что говорю верный? Даже человек ли ты, и то не могу узнать доподлинно!
Когда лягаешься, как осел; скачешь, как вол; ржёшь на женщин, как конь; обьедаешься, как медведь? Утучняешь плоть, как лошак; злопамятен, как верблюд; хищен, как волк; сердит, как змея; язвителен, как скорпион; коварен, как лисица; хранишь в себе яд злобы, как аспид и ехидна; враждуешь на братьев, как лукавый демон, - как я могу счесть тебя человеком, не видя в тебе признаков естества человеческого?
Иоанн Златоуст напоминает нам о духовном зеркале, которое " не только показывает наше духовное безобразие, но, если захотим, превращает его в несравненную красоту.
Таким зеркалом служит память о добрых мужах и повествования о их блаженной жизни, чтение Писания, законы, от Бога данные.
Итак, никто не оставайся в образе бессловесных ( животных)! "
Святитель дает нам твердый наказ: "Я велю укротить тебе собственного зверя, над которым ты полный хозяин."
9. Святитель Иоанн Златоуст убеждает нас: "Даже лев и ехидна не могут терзать внутренности с такой жестокостью, как гнев непрестанно терзает железными когтями.Он не только вредит телу. но расстраивает самое здоровье души, поедая, терзая, раздробляя всю силу её, и делая её ни к чему не способную."
Святитель так же называет гнев змеем, пожирающим внутренности.
Он спрашивает: " Каким образом избавимся от этой язвы? Какое будем употреблять питие., которое может умертвить внутренних червей и змей?
Но какое питие, ты спрашиваешь, имеет такую силу?
Честная Кровь Христова, если с упованием приемлется. Она может уврачевать любую болезнь.
Затем, внимательное чтение Божественных Писаний и присоединяемая к тому милостыня. Всеми этими средствами могут быть умерщвлены страсти, расслабляющие нашу душу. И тогда только будем жить, а теперь мы ничем не лучше мёртвых."
10. Святитель предупреждает нас: "Что, если мы не умертвим страсти здесь, то они умертвят нас там."
" Когда лев сыт, тотчас оставляет попавшееся ему тело. А страсти никогда не насыщаются и не отстают, пока уловленного ими человека не увлекут к дьяволу."
" Тот, кто впадает в плотскую ли любовь, или сребролюбие, или честолюбие, начинает уже смеяться над геенной и презирать Царство (Небесное), только бы исполнить ему волю тех страстей."
" Поэтому и слабее наша любовь ко Христу, что вся наша сила истощается на любовь порочную, и мы становимся хищниками, сребролюбцами, рабами суетной славы.
А что может быть ничтожнее этой славы?'
Святитель Иоанн Златоуст говорит: "Если ты хочешь прославиться, презирай славу, и будешь славнее всех."
Он приводит в пример Царя Навохудоносора. великого завоевателя и славолюбца, поставившего истукана, думая получить от него ещё большую славу. По мнению Святителя: "Не достоин ли он посмеяния за то, что ищет похвалы себе не в нравах, а в досках? Это все равно, как если бы кто вздумал больше хвалиться полом в доме или красивой лестницей, нежели тем, что он человек. Как он своим изображением, так из нас иные думают удивлять одеждами, другие домом, лошаками, колесницами, колоннами, находящимися в домах их."
10. Святитель продолжает объяснять, что является истинным величием.
" Ни огромная статуя, ни вельможи, ни вожди, ни бесчисленнве войска, ни множество золота, ни вся пышность не могли удовлетворить страсти Навуходоносора показать себя великим."
А юношам- и пленникам, и рабам, и чужестранцам, отказавшимся поклоняться истукану, довольно было одного любомудрия.
" Не имея у себя ничего, они оказались столько же блистательней носящего диадему и порфиру и обладающего всем, сколько солнце блистательней жемчужин".
Громадная полыхающая печь с пламенем до облаков их не устрашила.
" Напротив, посмеявшись, как над детской игрой, они показали мужество и кротость и громогласнее труб взывали: Да будет известно тебе, царь. Бог наш, которому мы служим, силен спасти нас от печи (Дан 3:17)"
И в заключение, подумав, что может Богу угодно быть им сожженными, присовокупили: "Если же и не будет того, то да будет известно тебе, что мы богам твоим служить не будем !"
11. Святитель Иоанн Златоуст продолжается восхищаться любомудрием отроков в печи.
"Таково премущественное свойство святых - ни славы, ни чести и ничего другого не предпочитать спасению ближних. Смотри, как они в печи молились за весь народ. А мы и при покойной жизни не помним о братиях".
Святитель призывает нас подражать благочестивным отрокам.
Он говорит, что и пред нами " стоит золотой образ, мучительская власть маммоны.
Но не будем внимать тимпанам, трубам, арфам и другим прелестям богатства; и, хотя бы надлежало впасть в печь нищеты, предпочтем эту нищету, только бы не поклониться идолу., - и будет роса среди печи шумящая. Итак, не убоимся, слыша о печи нищеты!".
Избравшие нищету., чтобы не кланяться маммоне, будут сиять здесь и там; а неправедно обогащающиеся здесь понесут там жесточайшее наказание".
Святитель Иоанн Златоуст убедительно продолжает свое назидание об участи святых и служителях маммоны в вечности.
" Святые, переходя огненную реку, не почувствуют ничего неприятного, но будут казаться радующимися; а покланявшиеся идолу увидят, что огонь нападает на них свирепее всякого зверя и увлекает их в геенну. Если, кто не верит, что есть геенна, то видя халдейскую печь, пусть через настоящее уверится в будущем, и убоится не печи нищеты, но печи греха. Грех есть пламя и мучение, а нищета - роса и прохлада. В греховной печи предстоит дьявол, в в печи нищеты - Ангелы, отражающий пламя!"
12. Святитель объясняет законы спасения души...
" Если ты впав в бедность, будешь благодарить (Господа), то и узы разрешатся, и пламя угаснет". А если не угаснет, то появится прохлаждающая роса.
" То же можно приметить и в любомудрых: и они в нищете более свободны от страха, нежели богатые".
Святитель призывает к милосердию к нищим.
" Не стой возле огня, чтобы не увлекло тебя пламя! Если огонь застигнет тебя вместе с бедными, то устранится от тебя; а если увидит тебя чуждающимся их, в ту же минуту нападёт на тебя и увлечёт тебя".
"Кто попрал страсть к богатству, тот всех богаче.
Как отроки, презревшие тогда царя, сделались блистательней царя, так и ты, если презришь все мирское, будешь драгоценнее целого мира.
Тогда и здесь получишь большую славу и насладишься будущими благами, по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь
Свидетельство о публикации №223112300913