Чего не знал Маркс о понятии стоимости

На теннисном корте игра как известно имеет своим началом подачу, определённый акт отчуждения. В качестве отрицательной предпосылки эта последняя категория есть также одна из основных проблем науки о стоимости. Противоположная ей категория есть «обретение» и потому, там, где мы находим преобладание отчуждения над обретением, определенную односторонность и перевес отчуждения мы прежде всего хотим устранить эту односторонность. Первое что хочет сделать родитель, когда у его ребёнка отняли игрушку, и этим действием вызвали его слёзы, это скорее вернуть ребенку игрушку и зафиксировать данное положение, чтобы остановить плач. - Как видим уже в данном примере первое наше желание- уничтожить одну из односторонностей,- прекратить отчуждение и манифестировать полное и окончательное обретение, то есть, поставить одну односторонность на место другой. Но, этот же самый дефект и отсутствие бесконечной формы понятия мы замечаем также и в том, теоретическом направлении, которое требует возвращения собственности пролетариату: у Маркса.

- Первое что мы хотим - прекратить ограбление, воровство, уничтожение, обеднение некой большой общественной группы, хотим пресечь её слезы, возвратить ей её имущество, как если бы эта группа могла бесконечно,- схватившись руками за это имущество не отпускать это последнее от себя, а держать его возле своей груди как ребёнок. В этом и заключается односторонность первоначального способа преодоления отчуждения... Это мышление о фиксации, о полной замене и вытеснении отчуждения обретением. В результате чего не замечают, что эта фиксация и вытеснение отчуждения есть в то же самое время смерть и конец всякого обретения. Ибо в том случае, если акт обретения мыслится как абсолютный, как единичный и окончательный акт, то этим самым делают этот акт только конечным, единоразовым, а также и благо - радость от обретения мы ощущаем лишь один раз: в процессе великой экспроприации экспроприированного.

Мы таким образом замечаем, что негативность не есть лишь отчуждение как таковое, но что и всякая односторонность, как например полное вытеснение отчуждения также есть отрицательность, что единичное обретение не является нашей целью, а целью может быть лишь бесконечное обретение, стало быть преодоление "формы" пассивности и замирания в результате осуществленного обретения и сообщение этой "форме" внутренней силы и бесконечного самодвижения...

На теннисном корте мы не находим одностороннего обретения именно потому, что оно постоянно себя упраздняет в процессе взаимного отчуждения, что составляет всеобщую мощность игры. ...Зрителей, нас увлекает игра лишь потому что мы созерцаем в ней двойную всеобщность и истинную реверсивность противоположностей, отчуждения и обретения. И мастеровитые игроки, не ищут не только конечного обретения (при котором они могли бы в какой-то момент поймать мяч и уйти восвояси, закончив тем самым игру), но каждый из них не столько желает промаха для соперника, сколько само удержание этой суперинверсии (отчуждения и обретения как бесконечно слитых друг с другом) составляет для каждого высшее удовольствие.

Если бы не существовало двух игроков, то очевидно игра была бы не столь интересной и каждый новый удар не был бы столь непредсказуемо сильным. Обретение таким образом не приносило бы нам радости новизны каждый раз и не обладало бы всей, какая только возможно силой. Но именно потому что существует интерсубъектность - два игрока,- живая противоположность,- каждый из них имеет возможность вкушать без остатка, весь, какой только возможно, полный восторг от бесконечного обретения.

Понятие этой двойной мощи, сильного и бесконечного обретения не достигается в сосредоточенной на единичном (необходимом, но только конечном,- уничтожающем всякое отчуждение), акте, - в первоначальной форме революционно - экономической мысли. - Марксизм не знает понятия этой сквозьциркулентной или сквозьцентрпульсивной силы. Поэтому для марксизма стоимость обладает только одной положительной стороной, а именно стороной, выступающей как полезная лишь для одного рабочего класса, стороной своей сущности состоящей в неразличённом сгустке труда внутри стоимости, то есть она обладает утратившей доступ к себе полезностью, тогда как противоположная ей сторона есть лишь негативность, - обменная стоимость, есть негативность, которую (также как в случае с категорией отчуждения) следует лишь упразднить,- в результате чего, рабочие и полезная стоимость могут быть слиты и окончательно сращены между собой.

Но так как мы видим, что этим самым должно прекратиться и всякое новое обретение, что стало быть стоимость внутри общества следует мыслить не для одного, а для, как минимум, двух, противоположных и "мастеровитых" субъектов, то та-же инверсия какую мы наблюдаем на теннисном корте с противоположностями отчуждения и обретения (их бесконечное исчезание друг во друге) та же инверсия выступит перед нами и здесь,- в смене и бесконечной перестановке для двух субъектов противоположности меновой и полезной стоимости. Ибо в системе живой интерсубъектности каждый предмет выступает передо мной не просто со стороны своей стоимости и овнешненности и не просто с одной только внутренней стороны или полезности и доступности, но также и в совершенно обратном и перевёрнутом виде, со стороны того представления - как этот предмет оценивает противоположный субъект. То есть и та и противоположная сторона, и обменная и полезная стоимость будут одновременно светиться и с той и с другой стороны, - существовать в суперпозиции: внешность (то чем является стоимость для меня) будет одновременно и внутренностью (для другого) и, соответственно, внутренность - внешностью.

Все дело в том, что в системе живой интерсубъектности не единичный акт купли или продажи является целью, а бесконечное обретение, то есть сама суперинверсия и интенсивное опосредствие (есть моя цель!). Стало быть, не купить я хочу этот предмет или продать и не преодолеть своё отчуждение от предмета а, главным образом, уничтожить саму пассивность, игру как остановленную: я оцениваю состояние интерсубъектности, качество опосредствия, и если я нахожу неподготовленность своего визави, то для того что бы простимулировать и возбудить его интерес к игре я предлагаю ему купить предлагаемый им предмет дороже чем он за него просит. Но также и он (если он мастер) если его интересует игра, а не рассудочный акт продажи, - то он не смотрит на стоимость лишь с той стороны какую он заплатил за предмет, но представляет его через мои глаза и таким образом и для него стоимость выступает как «перевёрнутая», в результате чего стоимость в этой системе не есть нечто застывшее и погружённое внутрь себя, нечто одностороннее и словно лежащее на одном боку, но представляет для нас некий мерцающий и к центру направленный свет бесконечной инверсии.

Поэтому и в семье, которая, наряду с игроками на теннисном корте, также является очень хорошим примером системы живой интерсубъектности, члены семьи знают, что цель заключается в сохранении силы доверия и коммуникации между субъектами (знают что цель есть средний термин), и потому каждый из членов семьи смотрит на стоимость в перевёрнутом и инверсивном виде, глазами другого и, если находит что этот другой не в состоянии заплатить нужную цену, то, по возможности, он занижает первоначальную стоимость вплоть до нуля.

Это же самое наблюдается и у более дальних родственников (и у обычных друзей)... -Так как и они понимают, что цель не продажа сама по себе и не купля, а закрепление связи, при оказании обоюдных услуг, - стоимость в результате удвоенного занижения аннигилирует и обнажает внутреннее ядро; тот кто имеет больший достаток более занижает свои услуги, тот кто имеет меньший - меньше (хотя в силу различий в уровне самосознания могут встречаться и противоположные случаи), в результате чего общая стоимость в этом двойном занижении начинает светиться в себе своим собственным сердцем (средостенентная стоимость).

...И бесконечное обретение и бесконечная аннигиляция стоимости предполагают тем самым существование двух: силы, которая циркулирует как бесконечное отчуждение и так как она есть двоеродная сила, взаимного, сквозь центр направленного отчуждения, то эта же самая сила есть в то же самое время,- мощь двоеродного обретения, где существующее между противоположных сторон различение или "граница" между субъектов (которая не разделяет а напрягает противоположные стороны и придаёт каждой из них импульс взаимодействия,- сводит противоположности и сжимает) есть различение как необходимый и принципиальный момент истинно бесконечной силы; это понятие интерсубъектности, вне формы которой всякое обретение и всякое упразднение стоимости - может носить только конечный характер.

*Цитата из "Науки Логики" применительно к теории стоимости:

"Таким образом, нечто, которое есть еще только что-то внутреннее, именно поэтому есть лишь внешнее. Или, наоборот, нечто, которое есть лишь что-то внешнее, именно поэтому есть лишь внутреннее. Иначе говоря, так как внутреннее определено как сущность, а внешнее — как бытие, то суть дела, лишь поскольку она есть в своей сущности, именно потому есть лишь непосредственное бытие; иначе говоря, суть дела, которая лишь есть, именно поэтому есть еще только в своей сущности. — Внешнее и внутреннее — это определенность, положенная так, что каждое из этих двух определений не только предполагает другое и переходит в него как в свою истину, но что оно, поскольку оно есть эта истина другого, остается положенным как определенность и указывает на целокупность обоих. — Тем самым внутреннее есть завершение сущности по форме."


Рецензии