Общение

Очерк из книги  ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ ПРАВОСЛАВИЯ. http://proza.ru/2018/10/28/881
Опубликована  издательством   Riderо.


Главное для нас происходит в самом ближнем круге жизни. Хотя проще всего любить тех, кто с нами не связан непосредственно. Но именно добрые взаимоотношения с близкими людьми – это ключ к дверям Небесного Царства. Апостол Иоанн прямо указывает: “если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха.” (1.Посл. Ио.,1.7). Почему такое  значение придаётся общению?  Потому, что в процессе выстраивания отношений с  людьми наша душа и проявляет те свойства, от которых следует избавляться.


 Каждый факт возникновения напряжения между нами и окружающими, проявляет момент истины о нас самих. Когда мы стремимся к совершенствованию, то, прежде всего, следует выявить в себе то, что мешает нам найти  общий язык с ближними.  Просто так ни смирение, ни терпение, ни другие добродетели в нашей душе не появляются. Но специальных упражнений для их обретения не требуется, ибо следует только включить свою способность к размышлению, поглядеть на себя в свете совести и  мы поймем, почувствуем, какие изменения необходимо произвести в душе. Святые праведники знали, что пристальное  вглядывание в глубины своего сердца и ума не должно прекращаться до самой смерти, ибо пока мы живы, до тех пор нас будет искушать лукавый и его слуги. Они не упустят ни одного шанса, для увлечения нас на путь зла и греха. Гордыня, самомнение, т.е., то, что отделяет нас друг от друга, полностью при жизни не могут быть искоренены. Потому следует сохранять бдительность  отсекать попытки захвата ими нашей души. Если будем это делать, то у нас откроется способность воспринимать в свете истины и своих ближних, узнавать причины проявления ими слабостей. А ведь многие из них коренятся в нашей душе, в нашем к ним отношении.


Для  нас основным упражнением, обеспечивающим развитие добродетели, являются попытки признания своей вины в  возникновении напряжённых или враждебных отношений с кем-либо. Даже если факты указывают на то, что виновником конфликта мы не являемся, тем более не должны допускать воспламенения в сердце огня ненависти. Это не призыв к тому, чтобы иметь дело с нечестивцем и преступником, просто необходимо сохранять своё сердце от зла. Не говориться о том, чтобы преступника не лишать, например, свободы, просто необходимо угашать в себе злобу на него. Всегда можно пожалеть о том, что человек, ставший злодеем не сумел проявить в себе Божий образ. И, скорее, всего это произошло потому, что ему не удалось найти ни настоящей дружбы, ни настоящей любви. Недостаток энергий, рождаемых в общении с добропорядочными людьми, часто бывает главной причиной того, что люди начинают презирать мир и не уважать чужую жизнь. 

            
Многие  не способны к нормальному общению по причине того, что в их сердцах нет  чувства милосердия и сострадания, которые могут возникнуть только у людей, честно оценивающих себя, т.е. имеющих мужество взглянуть правде в глаза. Конечно, эта правда не бывает приятной, но именно она может пробудить в нас волю к совершенствованию. Тот, кто привыкает видеть себя в свете истины,  начинает находить и общий язык с другими. Именно  усилия, очищающие  душу от чувства неуважения, презрения, невнимания к окружающим людям, рождает в ней энергии, вызывающие в тех, с кем она имеет дело доверие и симпатию. Каждый человек жаждет если не любви, то понимания и внимания. Но именно на это у нас не хватает мудрости и времени. А потому все наши усилия достичь счастья, удовлетворения от жизни идут прахом.


 Если мы  никого кроме себя не любим, то неизбежно будем всеми фибрами своей души чувствовать энергии отчуждения нас от жизни.
Величайшим благом на земле является наличие  в нашем окружении друзей и братьев по духу. Они могут появиться, когда в нашей душе сохраняется чувство истинной любви, способность к актам дарения своих сил, талантов. Если же в  сердце поселилось зло и грех, то лучше бы нам оставаться в одиночестве, иначе мы притянем себе подельников  и тогда, точно совершим какую- либо мерзость по отношению к своим ближним.


 Для пребывания в состоянии общения с близкими людьми нет необходимости в непосредственном взаимодействии.  Кроме этого следует помнить и о том, что перед Богом  живы и те, кто ушёл из этой жизни.  Если между людьми устанавливается духовная связь, то ничто не может  помешать их общению: ни время, ни пространство.  Для духа, как известно, преград не существует. Если нас интересует достижение нетленных ценностей, то союзник  может находиться где угодно, даже за пределами этой жизни. Людей объединяют преследуемые ими цели, и только когда последние носят сугубо материальный характер - требуется установление отношений во времени и пространстве. Для сотворения вечных ценностей: пробуждения в душе человека стремления к любви, красоте, свободе, т. е., к исполнению Божьей воли,  кроме молитвенного общения и собственного примера ничего другого и не требуется.   

 
Самый короткий путь к сердцу  человека пролегает через обращение к Богу. Когда мы с  людьми что-то делаем  Христа ради – становимся братьями по духу. Теснее этой связи быть на земле не может. Кроме этого, если мы участвуем в сотворении блага, утверждении на земле Истины и Жизни, то силы, возникающие  у нас в результате этого труда,  помогают нашим молитвам достичь цели – помочь и живым и усопшим.  Настоящая молитва это не просто разговор с Творцом,  она окажется пустой, если нами не будет проявляться воля к очищению своей совести, следовательно, устремлений сердца и ума. Недаром говорится о том, что вокруг одного спасающегося – спасаются многие. Поэтому к молитве нельзя относиться  как произнесению, пускай даже и священных, текстов. Слова, самые истинные, останутся просто словами в устах человека, чья душа пуста, чьё религиозное чувство еле теплится.


 Без принуждения себя к очищению своей жизни, особенно внутренних её областей, от всякого рода неумеренностей, рождаемых страстью и похотью, надежда на помощь  Бога будет напрасной. Но не потому, что Он  не может нам помочь, Его то сила неизменно окружает все  создания,  а потому, что мы, уклоняясь на путь произвола и своеволия, сами закрываемся от воздействия на нас благодати. Подумайте о том, что происходит в доме, окна которого наглухо закрыты от света и  чистого воздуха. Неконтролируемые страсти, чувства и мысли – это как раз есть то, что не позволяет нашей душе принимать даже искренно испрашиваемую у небесных сил помощь.  А если в результате  мы получаем облегчение, то оно может оказаться  не благодатным, ибо, что может войти в злую и лживую душу или сердце, захваченное духом превозношения?  “Бездна взывает к бездне”  Мы можем получить  только, то, что отдаём другим сами. Когда служим им, по словам апостолов, теме дарами, которые у нас имеются то, эти дары и умножаются. Если же наши дела, чувства и мысли несут на себе печать нечистой совести, конечно же, они привлекут в нашу жизнь и силу нечистую.


Нам, для нашего же блага, следует научиться различать в себе, что является проявлением воли, а что является своеволием. Ответ на этот вопрос скрывается в нашем отношении к своим желаниям. Если мы стремимся к их осуществлению, невзирая на то, что это может нанести нам вред или ущемить интересы других людей, то это и будет настоящий произволом. Когда же мы стремимся к принятию ответственных решений, проявляя возможные последствия планируемых действий, то неизбежно окажемся перед реальным выбором осуществления или отказа от желаемого. Например,  знающие люди утверждают, что во время вкушения пищи следует выходить из-за стола чуточку голодным, конечно же, для этого нужно будет проявить волю, а если мы, напротив, съедим больше, чем требуется только по причине того, что так нам хочется – это будет уже своеволием. Каждый акт её проявления ведёт неизбежно к утрате над собой контроля, т.е. к появлению опасных зависимостей и привычек, которые  и делают нашу жизнь невыносимой. Каждый шаг своевольного человека ведёт его на дно жизни. Алкоголиками, наркоманами, преступниками, развратниками, бездельниками и пр. становятся не в один миг, а в результате достаточно длительной практики произвола, потакания своим желаниям и гордыне. И если так случилось, что кто-то из нас провалился в эту яму, то кроме как воскрешения в себе веры, нашу волю к жизни ни чего не восстановит.

Другие очерки из сборника http://proza.ru/2018/10/28/881
ПРЕДИСЛОВИЕ 4
О ВОЛЕ И СВОЕВОЛИИ 5
РАЗУМ и СЕРДЦЕ 15
О СМЕРТИ. 17
О СТЯЖАНИИ ДУХА СВЯТОГО. 18
ОБЩЕНИЕ. 21
СУДЬБА. 24
ВОЛЯ К ЖИЗНИ. 27
ПОКАЯНИЕ 30
ПОКАЯНИЕ и СМИРЕНИЕ 33
О МОЛИТВЕ. 37
О БОЖИЕЙ БЛАГОДАТИ. 38
ГОРДОСТЬ, ГОРДЫНЯ. 40
ПОХОТЬ ОЧЕЙ. 43
ДОБРОДЕТЕЛЬ. 45
РАССУДИТЕЛЬНОСТЬ. 47
ВОЗДЕРЖАНИЕ. 50
ТЕРПЕНИЕ 52
БЛАГОЧЕСТИЕ. 55
БРАТОЛЮБИЕ. 58
ЛЮБОВЬ. 61
НАГОРНАЯ ПРОПОВЕДЬ 64
О НИЩЕТЕ ДУХА 64
О ПЛАЧЕ 68
О КРОТОСТИ 69
О ЖАЖДЕ ПРАВДЫ 72
О МИЛОСТИВЫХ 73
О ЧИСТОТЕ СЕРДЦА 75
О МИРОТВОРЦАХ 77
О ПРАВДОЛЮБИИ 79
“БЛАЖЕННЫ … 80
ЗАПОВЕДИ БОЖИИ. 82
О ЛЮБВИ СЕРДЕЧНОЙ К БОГУ 82
О ЛЮБВИ ДУШИ К БОГУ 85
О ЛЮБВИ К БОГУ РАЗУМЕНИЕМ 87
О ЛЮБВИ К БЛИЖНЕМУ 89
ВЕРА 92
НАДЕЖДА 94
ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ В ЕДИНСТВЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ 97
О ПРЕМУДРОСТИ БОЖИЕЙ 100
О МИРЕ НЕВИДИМОМ 103
О СМЕРТНЫХ ГРЕХАХ,  , СТРАСТИ 107
ЧРЕВООБЪЯДЕНИЕ 118
ЛЮБОДЕЯНИЕ 119
СРЕБРОЛЮБИЕ 121
ГНЕВ 122
ПЕЧАЛЬ 125
УНЫНИЕ 127
ТЩЕСЛАВИЕ 129
ГОРДОСТЬ 130
О ГНЕВЕ БОЖИЕМ 132
О СТРАХЕ ГОСПОДНЕМ 135
О ЛЮБВИ БОЖЬЕЙ 136
О ЦАРСТВИИ НЕБЕСНОМ 149
ДОБРОДЕТЕЛИ 162
ВОЗДЕРЖАНИЕ 167
ЦЕЛОМУДРИЕ 169
НЕСТЯЖАТЕЛЬНОСТЬ 170
КРОТОСТЬ 172
БЛАЖЕННЫЙ ПЛАЧ 175
ТРЕЗВЕНИЕ 177
СМИРЕНИЕ 179
ЛЮБОВЬ 180
КРАСОТА 184
ИСТИНА и КРАСОТА 185
ИСТИНА и СВОБОДА 187
СВОБОДА и НЕОБХОДИМОСТЬ 191
СВОБОДА и ОТВЕТСТВЕННОСТЬ 193
СВОБОДА и СМИРЕНИЕ 195
СВОБОДА и ВОЛЯ 198
СИЛА ВОЛИ и СИЛА ДУХА 201
СВОБОДА ВОЛИ и СВОБОДА ДУХА 203
СВОБОДА и РАЗУМ 206
РАЗУМ и СОЗНАНИЕ 207
ВОСПИТАНИЕ 209
ОБРАЗОВАНИЕ 210
ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВ 212
ВОСПИТАНИЕ УМА 216
ВОСПИТАНИЕ ВОЛИ 218
ВОСПИТАНИЕ СОВЕСТИ 220
СОВЕСТЬ и СТЫД 225
СОВЕСТЬ и ВОЛЯ 227
СОВЕСТЬ и РАЗУМ 229
СОВЕСТЬ и ВЕРА 231
СОВЕСТЬ и МОЛИТВА 234
О МОЛИТВЕ  (Очерк второй) 235
УТРЕННИЕ МОЛИТВЫ 237
О МОЛИТВЕ ГОСПОДНЕЙ 240
   ТРОПАРИ ТРОИЧНЫЕ 255
МОЛИТВА КО ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЕ 257
ПРАВОСЛАВНАЯ ЭТИКА 262
http://proza.ru/2019/04/11/516
СЕМЕЙНАЯ ЭТИКА 269
ТРУДОВАЯ ЭТИКА 271
ЭТИКА ОБЩЕНИЯ 280
ЭТИКА СМЕРТИ 290
ЭТИКА ОТНОШЕНИЯ К ЛИЧНОЙ ЖИЗНИ 301
АНТРОПОЛОГИЯ 316
(Человек в свете православного учения) 316
http://proza.ru/2019/04/12/1104
ПЛОТЬ 318
ДУХ 330
ДУША 341
УМ 355
СИЛЫ ДУШИ 364
ДУША ПОСЛЕ СМЕРТИ 376
ВОСКРЕСЕНИЕ ДУШИ 381
ВОСКРЕСЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА 384
Богословие Воскресения мертвых 385
ЛИЧНОСТЬ 392
ПРАВОСЛАВНАЯ ЭСТЕТИКА 404
http://proza.ru/2019/04/13/178
АСКЕТИКА и ЭСТЕТИКА 406
ПРАВОСЛАВНЫЙ   ИДЕАЛ     КРАСОТЫ 416
ЦЕРКОВНАЯ ЭСТЕТИКА 424
Православие как сила, проявляющая красоту Слова 437
ЭСТЕТИКА РАННЕГО ХРИСТИНСТВА 451
КАТЕГОРИИ ПРАВОСЛАВНОЙ ЭСТЕТИКИ 469
СЛОВО 469
СВЕТ 473
ДУХ СВЯТОЙ 477
СОФИЯ, ПРЕМУДРОСТЬ БОЖИЯ. БОГОРОДИЦА 482
БЕЗОБРАЗНОЕ…………………………………………………………………………………………………….492
ТРАГИЧЕСКОЕ……………………………………………………………………………………………………502
КОМИЧЕСКОЕ…………………………………………………………………………………………………….511
ОНТОЛОГИЯ. ……………………………………………………………………………………………………  525
  http://proza.ru/2019/04/17/120               


Рецензии
Люди с раздутым эгом и сами себя не любят. Поэтому лишают себя радости общения, предпочитая сближаться только с т.н. полезными людьми, которые могут быть скотами и глупцами. Сказано же в Библии: "Возлюби ближнего своего, как самого себя".

Всех благ, Вячеслав,

Нина Алешагина   14.12.2023 17:26     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.