Пропавший Берести и другие объекты - 19

               
Часть 26.   ПОБЕГ И  "БРАВЫЙ ДОБРОХОТ"  КНЯЗЯ ВАСИЛИЯ.


Для начала приведем пару  отрывков из работ наших современников, людей увлеченных историей древней Руси, о втором сыне Великого князя Дмитрия Ивановача, Василии, его пребывании в Орде  и побеге оттуда :

1.  Константин Кудряшов в статье под названием "Василий I — сын погорельца. Как «мастеру интриги» удалось сохранить Русь"  делится своим занятным заключением, что малолетний князь Василий Дмитриевич был затребован  "заложником послушания" Дмитрия Донского самим Тактамышем, что Василий "заплатил за успехи отца" в Куликовском сражении и, в результате, хитрым маневром, породнился с Витовтом:

"Это не столько сын победителя битвы на Поле Куликовом, сколько сын погорельца. Он видел Москву, сожжённую Тохтамышем в 1382 году. Более того, ему довелось платить за успехи отца, в частности за ту самую Куликовскую победу. Сжечь и ограбить Москву — этого Тохтамышу показалось мало. И он пожелал в качестве гарантии послушания Дмитрия Донского взять в заложники его сына. Василий, которому было всего лишь одиннадцать лет, отправился в Орду...
В 1386 году он, четырнадцатилетний подросток, бежит в Москву.
Но хитрым путём. Не сразу на север, а дав солидный круг. Сначала — на запад, к молдавскому господарю Петру Мушате. Какое-то время Василий скрывался у него. Потом, когда попытки найти и вернуть княжича в Орду улеглись, он направляется в Литву, где знакомится с князем Витовтом и обручается с его единственной дочерью Софьей. И только потом — Москва. Превратить побег в политический триумф, породнившись с одним из самых влиятельных государей Восточной Европы, — это надо уметь.
И почти сразу, без передышки, он восходит на престол. В 1389 году умирает его отец, Дмитрий Донской. Теперь Василий — полновластный государь." ( Статья опубликована в "Аргументы и Факты")
 

2. В  следующем отрывке из  статьи с названием "Сначала организовали бегство Василия Дмитриевича из Орды, а потом заставили жениться на Софье Витовтовне" автор  ставит закономерный вопрос о пособниках  этого весьма длительного побега:
 
"Историография считает, что Василий оказался очень умным и хитрым малым. Он не бежал напрямик домой, а наоборот направился в сторону Кавказа, потом повернул в Крым и в итоге достиг Молдавского княжества, где его приютил Петр Мушата. После этого он направился в Литву.
В плену помимо Василия находилось еще несколько заложников, сыновей других русских князей. Наследник Донского бежал из плена осенью 1385-го года (по некоторым данным) почти одновременно с Василием Кирдяпой, только тот бежал в другом направлении, что видимо и отвлекло татарскую погоню от Василия. Кто ему посоветовал, неизвестно. Но это не самое главное. Является невероятным, чтобы Василий в одиночку совершил такое путешествие и без помощников. А сам проезд по степям, которые контролировались татарами, чего стоил? Или он пробирался ночами? Существует предположение, что у Василия и его таинственных спутников были специальные пропуски - пайзы, которые давали возможность проезда и даже содействия тартарских властей, вплоть до получения сменных лошадей. Со стороны это выглядит полным кидком хана. Мало того, что пленник сбежал, да еще и воспользовался системой тартарских ямов на территории Тартарии   "Сначала организовали бегство Василия Дмитриевича из Орды, а потом заставили жениться на Софье Витовтовне.
Как следует из летописи:
"Того же лета (1386) прибеже сын князя великого Дмитриев Ивановича князь Василии в Подольскую землю в Великыя Волохы к Петру воеводе".
Это не нынешняя Молдавия, а историческая область в Румынии, называвшаяся Молдавским княжеством. Получается, Василию пришлось преодолеть намного больше тысяче километров пути. Однако долго же он добирался." ( статья опубликована на портале "Русь Изначальная")
 

А теперь пройдемся по первоисточникам.

ВОСКРЕСЕНСКАЯ ЛЕТОПИСЬ за период с 6891 (1383) год  по 6898 (1390) год сообщает об интересующих нас событиях следующее :

6891 (1383) год. "Той же весны, апреля 23, князь великий Дмитрий Иванович послал в орду сына своего Василия из Владимира , в свое место,  тягатися с князем Михаилом Тверским о великом княжении, и поидоша в судех на Волгу к Орде.
Той же осени в Николин день, князь Михаил Александрович Тверской вышел из Орды без великого княжения, а сын его Александр остался в орде, а князя Василия Дмитриевича царь у себя же оставил в орде."
 
6893 (1385)  год. "Той же осени, ноября 26 побежал из Орды князь Василий, сын великого князя Дмитрия".

6894 (1386) год "Того же лета прибеже сын князя великого Дмитриев Ивановича князь Василии в Подольскую землю в Великыя Волохы к Петру воеводе".

6895 (1387)  год.  "Того же лета князь Великий Дмитрий Иванович отпустил бояр своих старейших противу сыну своему князю Василию в Подолскую землю. Той же зимы месяца января 19 прииде на Москву князь Василий к отцу своему Дмитрию Ивановичу из Подольские земли, а с ним князи Лятцкие, панове и ляхове и Литва".

Надо отметить, что эта же летопись в 6898 году излагает побег в более кратком и в несколько другом варианте:
6898 (1390) год. " Того же лета князь Василий Дмитриевичь утече за Яик и прииде в свою отчину на Москву; и после из Орды приде посол Улан царевич, и посади князя Василия Дмитриевича на великое княжение".


ТВЕРСКАЯ ЛЕТОПИСЬ эти же события описывает так:
 
6891 (1383) год."Князь Великий Дмитрий послал сына своего в Орду".

6894 (1386) год. "Той же осени князь великий Василий из Орды убегл; обшед многыя земли, от Ягайла прииде на Москву; а с ним из Киева прииха митрополит Киприан, и не приал его князь великий."

6896 (1388) год. "Прииде Пимен митрополит из Царьграда на Москву".

6897 (1389) год. "Того же лета поидость Киприян из Киева, а Пимен с Москвы. Той же весны месяца майя, в 25 день, преставился князь Великий Дмитрий Иванович, жив от роду 40 лет, а сына своего Василия князь благослови на свой стол".
Кроме того, эта летопись сообщает, что в 6897 году , незадолго до кончины Дмитрия Ивановича, у него произошел конфликт с двоюродным братом, но затем они помирились:  " За мало дней побеже князь Владимир Андреевич от великого князя в Торжек и на Крещение мир взяша."
 
Далее узнаем о митрополите Киприане (которого отвергал покойный Дмитрий Иванович), о его дружеских отношениях как с Василием Дмитриевичем, так и с Михаилом Тверским, и о конфликте с новгородцами:

6897 (1389) год. "Той же зимы, на Рождество Христово, прийдет на всю Русскую землю Киприан митрополит; и срете его князь великий Василий Дмитриевич с матерью и со всеми князьми на Кестьми, и бысть им радость о нем, а Пимен в Царьграде приставися"

В лето 6898 (1390)год. "Позва князь великий Михайло на Тверь Киприана митрополита; прииха в Тверь по Петров дни, а с ним два митрополита, ежи сии приидоша из Царьграда.... Той же зимы женился князь великий Василий у Витовта, Софию поняв добрую ; добрый нрав име отцев, не сыта бе блуда..."

6899 (1391) год. "Того же лета Тактамышу был бой с Оксак Темирем и победил Оксак Темирь Тактамыша. ... Той же зимы митрополит Киприан бысть в Новгороде в Великом, и вшед на онбон нача людей учити; они же заткоша уши свои, еже бы не слышали. И митрополит поеха прочь, не благослови епископа и Новгорода.

6900 (1392) год. "Того же лета Витовт сяде на Вильне на великое княжение..."

 
 Самой информативной в интересующей нас истории с  побегом  Василия Дмитриевича и последующих событиях является ПАТРИАРШАЯ или НИКОНОВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ. Она же сообщает о побегах, почти одновременно с московским  князем, из Орды еще двух князей - Василия Дмитриевича Суздальского (Кирдяпы) и князя Родослава, сына Олега Ивановича Рязанского.
При чем, побег суздальского князя в 6894 (1386) году не удался : "срете его Посол Татарский и, изымав, приведе его в Орду к Тактамышу царю, и приат за то от царя истомление великое".
Правда, на следующий год читаем уже более позитивную запись летописца об этом князе: "Того же лета прииде из Орды князь Василий Дмитриевич Суждальский: пожалован от царя Тактамыша: даде ему царь Городец".

 По всей вероятности,  практика посыла княжеских сыновей в Орду проходила абсолютно без принуждения со стороны Тактамыша. Папаши-князья делали это добровольно, в знак дружелюбия и гарантии покорности, для получения княжения в удельных княжествах  или Великого княжения -  как в случае с московским и тверским князьями.  «Тогда же поиде въ Орду князь Иванъ Борисович ко отцу своему князю Борису Костянтиновичу, въ Орде бо емоу соущю, а князь Дмитрей Костянтиновичь Соуждалскый посла въ Орду сына своего, князя Семена… Князю же Борису Костянтиновичю тогда въ Орде соущю у царя Тахтамыша и съ сыном своим Иоанномъ, и дасть ему царь княжение Нижнего Новагорода, и выиде на Роусь ноября въ 8 день. С ним же выиде изъ Орды братание его князь Семенъ. Тое же осени князь Михаиле Олександровичь Тверьский выиде изъ Орды, а сынъ его князь Александр осталъ въ Орде. Тое же осени бысть в Володимери посолъ лютъ именем Адашъ Тахтамышовъ» - сообщает "Типографская летопись".
 
А вот почему княжичи массово пытались сбежать из Орды? Видимо, не слишком сладка была для них там жизнь и, не дождавшись с родины за себя выкупа и крупного барыша за ярлык на княжение, сумму которого сообщил во Владимире "лютый посол Адаш",  юные князья пытались спастись бегством.
Да, собрать дань с   разоренной войнами и междоусобицами Руси было проблематично. Для того, чтоб выкупить сына и получить Великое Княжение, Дмитрию Ивановичу  пришлось обращаться за помощью  в Великий Новгород.
Летописец говорит, что в 6892 (1384) году "бысть дань велика по всему княжению Московскому, с деревне по полтине, тогда же и златом даванье в Орду. Того же лета князь Великий Дмитрий Иванович послал бояр своих к Великому Новугороду, Федора Свибла, Ивана Уду, Александра Белеута, черного бору брать; и даша Новогородцы черный бор".
 Что такое "черный бор" ? Читаем: "Чёрный бор — чрезвычайный (нерегулярный) налог, собиравшийся великими князьями Московскими в. Новгородской республике в первой трети XIV — третьей четверти XV века в связи с необходимостью платить увеличенный ордынский выход."
По всей видимости, собрать достаточных средств  князьям-отцам в тот раз не удалось, и молодые заложники попытались спастись бегством из Орды.

Что касается московского князя Василия, о нем Никоновская летопись сообщает следующее:

6894 (1386) год. "В Филиппово говение, в Юрьев день, на неделю, побежал из Орды от Тохтамыша царя  князь Василий, сын князя Великого Дмитрия...Того же лета, князь Василий Дмитриевич, внук Иванов, Московский, видя себя држима в Орде и помысли , яко невозможно ему убежать прямо на Русь; и умысли крепко с верными своими доброхоты и побежа в Подольскую землю, в Волохи, к Петру воеводе и оттуда иде в незнаемых земель, и пришедше ему в немецкую землю, и позна его князь Витовт Кейстутович и удержа его у себя; тогда был Витовт в немецкой земли, по убиении отца его, Кейстутья, убежи. Имеши Витовт у себя дщерь едину и ею всхотел дати за князя Василия Дмитриевича и глаголя ему; отпущу тя к отцу твоему в землю твою, аще поимеши дщерь за себе, единочаду сущу у мене. Он же обещася тако сотворить , и тогда Витовт Кейстутович дрежа его у себя в чести велице, дондеже отпусти его к отцу на Москву."

6895 (1387) год.  "Той же осени князь Великий Дмитрий Иванович отпустил бояр своих старейших противу сыну своему князю Василию в Полотьскую землю. Той же зимы, января в 19 день  прииде к отцу своему Дмитрию Ивановичу на Москву сын его  князь Василий из  Литвы , а с ним князи Лятцкие,и  панове и ляхове и старейшие бояре Великого князя, находившиеся противу него."
 
6896 (1388) год. "... месяца мая 19 приставился христолюбивый князь Дмитрий Иванович всея Руси. Того же лета князь великий Василий Дмитриевия сяде на великом княжении во граде во Владимире, на своем столе."


 И, наконец,  Пискаревский летописец,  в 6900 (1392) году сообщает нам имя  "верного доброхота ", с которым "умысливал" Василий Дмитриевич побег из Орды шестью годами раньше:
"О ДАНИЛЕ ФЕОФАНОВИЧЕ. Той же зимы преставися, февраля 13, Данило Феофанович, нареченный во мнишеском чину Давыд, иже бе истинный боярин великого князя и бравый доброхот, служащий бо государю без лести в Орде и на Руси паче всех и голову свою складаше по чужим странам, по незнаемым и по неведомым местам, многи труды понесть и истомы претерпел;  егда же бежа из Орды князь Василий и такове же угоди своему господеви; и тако тогда Великий князь любви ради иже к нему, на погребени его сжалився по нем, прослезисе и плака на многи час; положен бысть в монастыри у Михайлова Чюда, близ гроба дяди его Алексия митрополита."
 
Итак, одним из "доброхотов", пособившим своему господину при побеге, был племянник митрополита Киевского и всея Руси, Алексия (1354 – 1378 гг., в миру Алексий носил имя Бяконт Елевферий Федорович).
Данило Феофанович Бяконт был одним из старших и лучших бояр московских, служивший  в Орде послом от великого князя Дмитрия Ивановича, затем был на службе  у великого князя Василия Дмитриевича.

(ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ)


Рецензии