Партизанский памятник неизвестному инженеру
Войну Михалин встретил, работая в московском Научно-исследовательском институте техники связи Красной армии, где один из ведущих специалистов нашей страны в области радиосвязи профессор Борис Павлович Асеев сразу оценил удобство легкой и очень простой по конструкции рации для партизанских отрядов и разведгрупп. Прототип, названный «Севером», был испытан и одобрен, требовалось подготовить серийное производство. Любопытная история касается радиоламп, на которых работал «Северок». Их в нем было всего три, что обеспечивало высокую надежность и малое энергопотребление. Проблему представляла одна из трех, в качестве которой Борис Михалин выбрал недорогую и распространенную в то время американскую лампу "Type 24A".
В условиях войны ее срочно требовалось заменить отечественным аналогом, но ассортимент российских ламп был невелик и аналог отсутствовал. С огромным трудом на фронте разыскали инженера крупнейшего российского радиолампового завода «Светлана», и он в авральном режиме всего за несколько дней подготовил всю документацию, требующуюся для производства клона американской лампы, да еще и с более высокими характеристиками. Фактически в одиночку разработал деталь с нуля. Лампа получила название "2П4М" согласно отечественной маркировке, а вот имя талантливого инженера история не сохранила.
Спустя шесть недель после постановки задачи на Радиозаводе имени Козицкого в Ленинграде началось серийное производство. К концу сентября 1941 года было выпущено 500 радиостанций. Они получили название «Север», так как основным заказчиком был Северный фронт. Позже эту радиостанцию назовут «оружием победы», роль которой сопоставима с ролью легендарной «Катюши».
Радиостанция весила всего 2,5 кг. К ней прилагался комплект сухозарядных батарей, весом около 6 кг. В общей сложности вес всего комплекта не превышал 10 кг, что позволяло после окончания сеанса связи быстро уйти с опасной позиции.
При такой небольшой мощности радиостанция «Север» действовала на расстояния до 300 км, а в умелых руках, способных правильно подобрать волну, и при благоприятных условиях ее прохождения дальность работы могла быть даже утроена. Радиостанцию «Север» выгодно отличало то, что она работала в плавном диапазоне, то есть ее можно было подстроить в процессе сеанса в соответствии с корректировками принимающей стороны. Малая мощность радиостанции не требовала больших аккумуляторов, но усложняла настройку связи.
Радистов готовили на Крестовском острове в здании Ленинградского совета Осоавиахима. Здесь находилась Радиошкола, где в первый год войны готовили партизан-радистов для Ленинградского фронта.
К сожалению, сегодня на здании нет даже мемориальной таблички.
Думаю стоит в Беларуси увековечить память партизанской рации "Север и ее создателей", для этого не надо ставить гранитных или мраморных памятников, для этого вполне подойдет живой дуб, в городском парке снабженный табличкой и кодированной ссылкой на сайт в интернете.
На фото: Создатель радиостанции Борис Михалин (слева) и его научный руководитель профессор Борис Асеев
Свидетельство о публикации №223112401149