Эдем на Кавказе

1. Что говорит Библия?

Большинство людей полагает, что Эдем – это «небесный» рай. На самом деле Эдем – это название древнейшей страны или местности, где, как утверждает Библия, Бог насадил райский сад, в котором до грехопадения безмятежно обитали наши прародители – Адам и Ева (мир им). Иными словами, Эдем, исходя из Библии, представлял собою изобильную, благословенную Богом священную местность где-то на земле. Ветхий Завет говорит об этой стране и ее координатах так:

«И насадил Господь Бог рай в Эдеме на востоке; и поместил там человека, которого создал. И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла. Из Эдема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки. Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото; И золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс. Имя второй реки Гихон: она обтекает всю землю Куш. Имя третьей реки Хиддекель; она протекает перед Ассириею. Четвертая река Евфрат» (Быт., 2:8-14).

Нельзя сказать, что Библия дает четкую локализацию Эдема, но сведения не настолько скудны, чтобы по ним нельзя было попытаться определить местоположение этой благословенной страны. Причем, описание этой местности звучит вполне реалистично, с указанием не только географических ориентиров, но и полезных ископаемых (золота, драгоценных камней, обозначенных термином «бдолах», камня оникс). 

2. Восток

Библия говорит, что Эдем находился «на востоке». На востоке от чего? Естественным будет считать, что на востоке от современной Палестины, древнего Ханаана – того места, где составлялись библейские тексты. Ведь если мы в древней летописи, написанной, к примеру, в Киеве, прочитаем, что какое-то место находилось «на востоке», то мы сразу поймем, что речь идет о местности к востоку от Киева. Точно таким же образом и в Библии, тексты которой составлены в древней Палестине, выражение «на востоке» может обозначать только на востоке от Палестины.

Восток определяется очень легко: это та точка, где восходит солнце. Конечно, древние составители библейских текстов никак не могли спутать восток с западом, или югом, или севером. Ведь восходящее солнце ежедневно напоминало им, в каком направлении лежит восток. Поэтому странными выглядят попытки некоторых современных исследователей «отыскать» Эдем где-то в Египте или Эфиопии. При этом они безо всякого смущения ссылаются на Библию, хотя в ней четко сказано: Эдем находился на востоке (на востоке от Палестины, Ханаана). А Египет и Эфиопия находятся в противоположном направлении – на западе и юго-западе. Непонятно, зачем опираться на совершенно определенные указания Библии, если приходишь к противоположным выводам? Кроме того, только идя на восток от Палестины, мы и придем к тем географическим пунктам, которые четко названы в Библии. Что это за пункты?

3. Ассирия, Хиддекель, Евфрат

С Ассирией и Евфратом все понятно. Ассирия – древнее государство в Месопотамии (Междуречье), которое просуществовало до 610 года до новой эры. Евфрат – река, вытекающая из Армянского Тавра, то есть, как еще называют эти горы, Малого Кавказа. Хиддекель, как известно, одно из древних названий реки Тигр, которая вытекает из тех же гор Малого Кавказа. Земли, лежащие между этими двумя реками, и называют Междуречьем (Месопотамией).

В ту эпоху, когда писались библейские тексты (I тысячелетие до новой эры), река Тигр (Хиддекель) действительно протекала «перед Ассириею», а сама Ассирия являлась мощной державой, известной всему Ближнему Востоку. И если, как отмечает Библия, две реки (Евфрат и Тигр) вытекали из Эдема, то сам Эдем находился где-то в направлении Кавказа – ведь эти реки берут свои истоки в горах Малого Кавказа.
Историками-востоковедами совершенно однозначно установлено, что древнейшими жителями Армянского Нагорья (Малого Кавказа) являлись хурриты. Это подтверждают в том числе и армянские ученые (Григорий Капанцян, Эмма Хачикян и др.) Кстати, слово «хур», ставшее основой самоназвания хурритов, как раз и означает «восток» (в противоположность слову сур – «запад», давшему название Сирии). Оба эти хурритских слова в том же значении до сих пор сохранились в чеченском, являющемся родственником и потомком хурритского языка.

4. Фисон и Хавила

В Библии названа река Фисон, как одна из рек Эдема. О ней говорится, что она «обтекает всю землю Хавила, там, где золото». Комментаторы библейских названий утверждают, что «Фисон» по-древнееврейски означает «обилие воды» (см. «Библейская энциклопедия», М. 1990 г., стр.733). Любопытно, что в еврейском оригинале это название писалось как «хисон» (перепады «х» на «ф» типичны для многих языков, в том числе и нахчийских, где, к примеру, чеченское хорд – «море», ингуши произносят как форд).

Не исключено, что основа «хи» в названии «Хисон» каким-то образом связано с чеченским словом хи – «вода», «река». Вероятность этой связи усиливается, если мы вспомним, что этот же формант обнаруживается и в древнем названии реки Тигр – «Хиддекель». Хурриты, как известно, реку Тигр именовали Аранцахи – буквально «равнинная река», «река, текущая по равнине». В любом случае, Библия указывает, что река Фисон/Хисон «обтекает землю Хавила», а большинство библейских комментаторов видит в этом названии какую-то местность на Кавказе («Библейская энциклопедия», стр. 735). Следовательно, и река Фисон оказывается одной из кавказских рек (раз она течет по «земле Хавила», локализуемой исследователями на Кавказе).

5. Гихон

Четвертая река Эдема – Гихон. Отождествление этой реки с чеченской рекой Гих (в русской транскрипции – Гехи) может быть встречено с недоверием. В таком случае, нелишним будет напомнить читателям ряд обстоятельств, связанных с этой рекой.
Чеченцы до сих пор всю равнину между Урус-Мартаном и Ачхой-Мартаном называют Гих-аре («Гехинская равнина»), и эта местность, самая густонаселенная в Чечне, иногда обозначается словом «Гих». К истокам этой реки вплотную примыкает горная область Нашах, признаваемая прародиной всеми коренными чеченскими тайпами. В эпоху имамата Шамиля вся равнинная часть Чечни (Малая Чечня) называлась Гехинским наибством, что является свидетельством большей, чем ныне, значимости области Гих-аре (или Гих) в жизни чеченцев.

Селение Гехи чеченцы в торжественные моменты называют «нана-Гих» («мать-Гехи»), отмечая тем самым его статус метрополии для многих других чеченских селений. Но может появиться вопрос: означает ли это, что река Гехи имела какую-то географическую значимость и в древние времена?

На этот вопрос можно ответить утвердительно, поскольку по мере удаления в древность историко-географическое значение реки Гих//Гехи резко усиливается. Так, византийский император Константин Багрянородный, живший в X веке, в своем историческом сочинении «Об управлении империей», упоминает реку Гехи наряду с Волгой, как две наиболее значительные реки Восточной Европы, хорошо известные и в самой Византии («Об управлении империй», М. 1999 г., стр.155). Один из ведущих кавказоведов В.П. Кобычев прямо отождествляет названную императором Константином реку «Гехи» с названием чеченской реки Гехи – Гих (см. «Кавказский этнографический сборник», вып. IX, М. 1989 г., стр.23-24).

Поэтому мы и считаем, что библейская река Гихон вполне может оказаться чеченской рекой Гих: ведь и все остальные «реки Эдема», упоминаемые в Библии, имеют свои истоки на Кавказе. И если в средние века реку Гехи не только знали в далекой Византии, но и поставили ее название рядом с названием Волги (Итиля), то в древности ее вполне могли упомянуть в одном ряду с такими реками как Евфрат и Тигр.

Как бы то ни было, библейская река Гихон может быть только одной из рек Кавказа, а на всем Кавказе лишь река Гих (Гехи) имеет полное созвучие с названием «эдемского» Гихона.


Рецензии