Заселение Дальневосточных земель
Продолжение. 3 часть книги А.Л.Федорова "Гордость Вяземского района - это его люди"( Редакция Щербаковой О.А.)
Как я уже писал выше, избрали меня председателем исполкома Вяземского районного Совета депутатов трудящихся в июне 1974 года. И сразу окунулся в серьёзную работу по подготовке проведения юбилейного мероприятия, 40-летия со дня образования Вяземского района (22 июля 1934 года). Подготовка выступления на митинге, доклада на торжественном заседании районного Комитета КПСС и исполкома районного Совета народных депутатов потребовали обратиться к материалам истории заселения территории Вяземского района. И здесь у меня были хорошие учителя: Н.С. Антипов и А.И. Филиппов, основатели нашего районного исторического музея.
Первые описания рек Сунгари, Уссури, устья Амура были сделаны отрядом Пояркова, а затем частью отряда Хабарова ещё в 1640-1650-ые годы. Однако массовое и организованное заселение уссурийских берегов стало возможным после закладки на Амурской протоке военного поста Хабаровка в 1858 году.
По правому берегу реки Уссури создавались казачьи станицы Кукелево, Забайкальское, Венюково, Кедрово, Шереметьево. Располагались станицы в 20-25 км друг от друга ( это дневной переход при перевозке почты ).
В станицах проживало 5-6 семей. А в станице Забайкальское была всего одна семья Соколова.
В 1862 году по всему правому берегу Уссури проживало до 6 тысяч жителей. Поэт Пётр Комаров так написал об этом периоде заселения Приамурья, в т.ч. р. Уссури:
«Землепроходцы пришли босые,
Топором, прорубая путь,
Не забудь их, моя Россия,
Добрым именем помянуть…»
Строительство железной дороги на территории района в последнее десятилетие 19 века под руководством инженера Ореста Полиеновича Вяземского привело к второму всплеску возникновения новых поселений, названных именами строителей: Гедике, Снарский, Дормидонтовка, Красицкий. В 1897 году основано село Вяземское, в 1900-м – Отрадное, в 1907- 1908 г.г. заселяется Капитоновка, Котиково, Роскошь, Виноградовка.
Первый поезд из Хабаровска во Владивосток прошёл 16 сентября 1897 г. В сутки проходило 2 - 3 поезда. Скорость поезда составляла 10 -12 км в час. В Вяземском имелось депо с численностью работающих до 200 человек. Железная дорога обслуживалась военным батальоном, вторая рота которого базировалась в районе Железнодорожной больницы.
Нужда и голод гнали на свободные земли сотни крестьянских семей. Из западных губерний России шли годами, делая остановки около рек. Иногда спрашивают у жителей Вяземского района: что это у вас за реки с названиями 1 седьмая. 2 седьмая и 3-я седьмая? Правильно переселенцы их называли «сидима», что значит «остановка». Но впоследствии названия рек упростили более понятными словами.
Остались ещё с тех пор «царские дороги», например, соединяющая село Соболевка и село Отрадное. Мы её в 40-50 годы называли «Румянка»/ неширокая дорога по обочинам заросшая красивыми берёзами.
В феврале 1917 года почти во всех сёлах Вяземской ( в то время ) волости была установлена Советская власть. Волостную управу распустили. Начал действовать Совет рабочих, крестьянских и казачьих депутатов.
Однако мирный труд Вяземцев был прерван нападением на Приморье из Манжурии банд атаманов Калмыкова и Орлова. Для борьбы с бандитами был образован Гродековский фронт, была объявлена мобилизация в Красную гвардию. Вступили в неё Александр Погорелов, Андрей Горбач, Григорий Коваль, Роман Власюк. В июне 1918 года красногвардейцы отбросили бандитов за границу.
Свидетельство о публикации №223112401369
Джус Наталия 25.07.2024 05:41 Заявить о нарушении
- С уважением и признательностью, Ольга Алесеевна.
Ольга Щербакова 3 25.07.2024 08:25 Заявить о нарушении