Записки землемера. Удачный день

          Понедельник – начало трудовой недели. Этот день, вряд ли будет когда-нибудь любим, теми, кто трудится в поте лица, зарабатывая, себе сладкий кусок будущего. Пошёл второй месяц моего проживания и работы на Севере. Постепенно, с каждым днём северная территория обучала меня, своим премудростям. Продолжал свое знакомство с городом Нижневартовск, образца 1978 года. Он был городом, где была моя работа. Были коллеги, которые в коридоре здания, где находилось наше управление, при встрече уже узнавали меня, здоровались улыбаясь. Многие из них имели стаж проживания в северных условиях свыше трех лет, даже были и те, кто прожил свыше десяти лет. Я жил, и впитывал всю информацию, которую получал от них, находясь на работе в кабинете, или стоя в очередях столовых. Разговоры, были об одном – квартира, горячая вода, всякие бытовые несуразицы. И одно слово всегда повторялось, с тихой грустью, с надеждой на будущее – Большая земля! Что понималось под этим словом, у каждого было своё. Но в основном, это магазины, в которых можно было купить вещь, или продукт, который был недоступен на Севере. Возможность сесть в трамвай, троллейбус, автобус, купить билет и попасть в любую точку города, или любую точку в сельской местности. В Нижневартовске, на конец семидесятых, это пока было недоступно. Автобус ходил по кругу, объезжая по краю, городок. Причем попасть в обратное направление, можно было, только проехав по кругу. Поэтому основной способ передвижения был пеший. Единственная связь с Большой землей – аэропорт. Купил билет, и через полтора часа, ты в цивилизации. Летом, можно было попасть, ещё и водным транспортом. Но путь этот был, длинный, и не очень комфортный. До Ханты-Мансийска, затем Тобольск, а дальше железной дорогой. Или вверх по Оби, до самого Новосибирска. Зимой открывались зимники, но автобусов рейсовых по ним не ходило, только возились грузы, на тяжёлой технике.
              Городок был ещё в стадии строительства, стояли панельные пятиэтажки, было две бани, где горожане могли в парной встряхнуть тяжесть трудовых будней. Были известные мне две кафе-столовой, куда можно было зайти любому жителю. Все остальные столовые расположенные обычно на территории предприятий, работали по принципу – «только для своих». Иногда, и они распахивали свои двери. Но, как правило, после определенного времени обеденного перерыва. Когда работники предприятия, уже все пообедали. И вот на оставшееся, в огромных кастрюлях допускались, все желающие. Естественно, выбор блюд был уже не так широк, да и пища была остывшая, и не издавала свои первоначальные ароматы. Но тело требовало пополнения питательных веществ, и внутренних сил, чтобы отказать ему, в этот момент не находилось. Поэтому приём пищи в основном шёл в автоматическом режиме. Думалось, о работе, которую надо было сделать ещё вчера, и о далёком будущем, когда без всякой спешки, и очереди, появится возможность сесть за обеденный стол, и просто насладиться вкусом пищи, и именно той о какой ты мечтаешь. И вот видимо специи таких мечтаний, помогали накормить своё, требующее пищи тело. Обычно не хватало подносов, поэтому нужно было вначале следить за этой очередью, а так как обычно были с тобой, и женщины коллеги, то подносы добывались ещё и им. Затем с полным подносом, ты должен был найти свободный столик (чаще просто место), и считалось, что очень крупно повезло, если у этого места ещё и был стул. Иногда его не было. Приходилось, ещё и караулить и это. Короче обед превращался, иногда в такое весёлое мероприятие, после которого появлялась мысль – а стоит ли завтра приходить сюда, чтоб это всё повторилось – очередь, поднос, стол, стул, остывшая невкусная пища? Стоит, говорил, кто-то внутри тебя, ведь там будут такие сладкие манящие мечты, о далёком будущем.
             Вот примерно в таком настроении, я шел утром на работу, после второй своей командировки на станцию Когалымская. Усталость, после командировки, устранили два дня выходных, общение в семье брата, поездка в лес за грибами. Вообщем выглядел отдохнувшим. Поздоровался с Клесовым, рассказал про поездку, показал чертёж-схему участка, с промерами сторон. Рассказал, чем закончилась встреча с начальником СМП.
               Клесова из информации, заинтересовал, только чертёж. Достал из сейфа карту, показал на место, где располагается уже существующая станция. Там было пусто. Зелёным светило пятно лесного массива, пролегала извилистая нитка реки Ингу-Ягун, с притоком Кирилл-Высьягун. Нитка железно-дорожного полотна, которую я видел с вертолета, и самого посёлка СМП, не было. Карта была свежая, только из типографии. Видимо выполнена была на основании аэрофотосъемки, до начала строительства железной дороги. Но если всё уже построено, значит, где-то есть следы и изысканий, и проектных материалов. Снова обрисовалась новая задача – найти всё это, и отразить на нашей карте, для дальнейшего начала работ по отводу земли, да и других геодезических работ.
             Территориально, участок, занятый станцией Когалымская, относился к территории Сургутского района, и входил в полномочия Сургутского райисполкома. Здание которого, находилось в городе Сургут. Вот так и обрисовалась моя новая командировка.
             Наше, нефтегазодобывающее управление «Повхнефть» расположенное в городе Нижневартовск, разрабатывало Повховское месторождение, на территории Нижневартовского района. Расстоянии от станции Когалымская до Повховского месторождения составляло 77 км, в восточную сторону от станции. В дальнейшем планировались к передаче в разработку:
Вать-Еганское, и Южно-Ягунское месторождение.  Причём Южно-Ягунское, территориально находилось на территории Сургутского района.
               Для моей работы, складывался порядок, оформления документов на территории двух районов. В случае нахождения управления в Нижневартовске, поездки в Сургут не избежать, в случае переезда управления на станцию Когалымская, придётся ездить в две районные администрации – Нижневартовскую, и Сургутскую. Наученный горьким опытом второй командировки, я понимал, что вертолётами здесь не обойдешься. Нужны, поезда! Расстояние между Нижневартовском и Сургутом по прямой составляет 180 км, или пять-шесть часов поездом. А пассажирского железно-дорожного сообщения, между городами пока не было. Летом, добраться можно было метеором, или ночным рейсом самолета АН-24, Тюмень – Новосибирск, и в обратном направлении.
Вот с этими двумя видами транспорта мне и предстояло плотно подружиться, став их бессменным пассажиром.
                Опять Клесов смотрит на меня, и в глазах вопрос – «Когда едешь?» А что откладывать? Завтра и поеду, отвечаю ему. Так и сделал.
                Рано утром, под гудение мощного двигателя «Метеора» в полудреме еду в нижнем отсеке, в Сургут. Иногда доносятся объявления капитана об остановках – Вата, Покур, Локосово, Широково. И наконец долгожданное – прибываем в Сургут. Время было около часу дня, когда я вышел к автобусной остановке. Узнал, какой номер едет, как называется нужная мне остановка. Еду, схожу на остановке - Дом Советов. Иду к зданию, где на крыше гордо реет красный флаг. На втором этаже здания (как мне сказали, первого кирпичного здания, построенного в городе), нахожу нужный мне кабинет. Знакомлюсь – Матвеев Дмитрий Филипович, главный инженер-землеустроитель района. Человек возраста за пятьдесят, выше среднего роста, плотный, с кучерявой шевелюрой, ещё не потерявшей своей пышности и не затронутой сединой. Мелькнуло – «На кого похож?» Вспомнил, на популярного в те времена политического обозревателя Валентина Зорина. Тот  же взгляд, сквозь стекла очков, костюм, галстук. Видимо он привык слышать, о этом сходстве, поэтому заметив моё удивление, бонусом подал мне руку. Расспросил про своего коллегу в нижневартовском райисполкоме – Ануфриеву Галину Ивановну. Что мог ответил, хотя видел её всего пару раз, когда приходил к ней для консультации.
               Мне повезло, посетителей не было, а значит и не было очереди. Он переписал все мои данные, удивился, что нет рабочего телефона. Но, по тем временам это являлось нормой, всё только ещё начиналось. Но отсутствие рабочего номера даже приёмной, видимо и в этой норме не могло быть нормой. Рассказал, ему кто мы такие, зачем меня послали в администрацию района. Дмитрий Филипович был в хорошем настроении, видимо не давили срочные дела, и это было заметно, что не могло меня не радовать. Он мне рассказал, что в августе, на станции в составе комиссии встречался с нашим начальником НГДУ в поссовете, там была встреча – представителей райисполкома и руководства НГДУ. Когда, слово было предоставлено Дмитрию Филиповичу, он отметил, что начавшееся строительство поселка нефтяников, требует отвода земель. В противном случае, придётся направить материалы о привлечении к ответственности в прокуратуру. И видимо, вот эти слова, явились той командой начальника, Клесову, о срочном выезде на станцию. А где же протокол этой встречи? Задаю вопрос Матвееву. Ответ – не оформлен. Встреча была, а протокола нет. Так бывает, когда поджимает время, погода и прочие дела. Возможно, комиссия приезжала, не только для решения этого вопроса.
                Начинаю задавать вопросы, о составе комиссии, с чего начать работу, о наличии какой-либо схемы участка в районе станции. В течении часа, он на все мои вопросы дал разъяснение, дал образец акта выбора, с составом комиссии. Ещё достал серую папку с тесемками, и начал перебирать имеющиеся там документы. И нашел обзорную схему, расположения всех планируемых к застройке земельных участков, в районе станции. Взглянув на схему, я понял – это то, что мне надо. «Но она, в единственном у меня экземпляре» - бросил Дмитрий Филипович. Предлагаю, сделать выкопировку, на кальку. Благо всё со мной, и ручка с тоненьким чертёжным пером, и тушь. В кабинете стоит светостол. Это приспособление, как раз для копирования разных схем. Через пятнадцать минут, выкопировка готова. Без единой помарки, и каких-либо капель туши. Руки правда тряслись, толи от усталости предыдущих дней, толи от такой нежданной удачи. Специалист понял специалиста. Увидев мою работу, Матвеев подобрел, начал расспрашивать, кто я по специальности, и где такие навыки приобрел. Я рассказал, где учился, специальность техник-лесовод.
Я, и не знал кого мне было благодарить за этот навык: или учителей, или природу, которая такими способностями наградила. Чтоб не быть не благодарным – впоследствии всегда благодарил, и тех, и …
Тогда не употреблялись слова – Бог, душа и прочее. Со школы, мне было известно – Бога нет. А так ли это, или нет, доходчиво мне не объясняли. Страна строила коммунизм, повсюду звучали доводы учения марксизма-ленинизма. Главное, что я слышал – «Бог накажет», со слов богомольных людей, а в главенствующем учении страны, и законах советского государства – наказанию подлежало, иждивенчество и тунеядство. Поэтому был настроен трудиться, используя навыки приобретенные (или открытые) в процессе получения первого своего средне-технического образования.
                На мой вопрос о выборе земельного участка, под строительства поселка нефтяников на 15 тыс. жителей, Матвеев разъяснил – да был такой акт выбора, оформлением, занималось НГДУ «Федоровскнефть» производственного объединения «Сургутнефтегаз», есть распоряжение облисполкома о согласовании акта выбора. И случайно есть второй экземпляр. Который он мне и вручил. Акт выбора, тоже есть, но в единственном экземпляре. Схемы к акту нет. Опять нарисовалось новое направление поиска. Но и этому я тоже рад. Кстати, на той схеме, которую я скопировал, этот участок под проектируемый поселок имеется. Помечаю его.
            Очень удачная командировка у меня получилась. Почти все накопившиеся вопросы, лежавшие тяжелым грузом на моей совести, были сняты. Любой результат, всегда радует, а тут целый ворох приятностей. Выкопировку, Матвеев даже заверил подписью, и поставил печать. Для руководства СМП подготовил рекомендательное письмо, чтобы было рассмотрено, наше ходатайство о переуступке прав на часть участка, где началось строительство нашего поселка. Для подписания письма заместителем райисполкома, мы вместе зашли в кабинет. Там мне снова пришлось повторить, всё, о наших планах по строительству поселка на 6-7 тыс. жителей, и почему мы это делаем, не дожидаясь проекта на поселок на 15 тыс. жителей. Письмо было подписано, вручено мне в руки. Прощаясь с Дмитрием Филиповичем, поблагодарил его за теплый приём, за оказанную помощь. Выходя из здания администрации, я был наполнен счастьем с головы до самых пяток. В течении короткого времени, развязался такой узел вопросов! Счастью моему не было предела.
                Метеор, по расписанию, на Нижневартовск, уже ушел, так что направляться на речной вокзал, не имело никакого смысла. Направляюсь в аэропорт, по пути рассматривая город. Запомнился Сургут, своей протяженностью, наличием стихийно расположенных балков, в виде вагончиков, бочек, самодельных построек, обтянутых рубероидом. Транспорт на дороге был всё тот же – Татры, Кразы, вахтовые Уралы. Вся эта армада куда-то двигалась, по проезжей части, выполненной из дорожных плит, просевших от времени на стыках, и по этой причине транспортные средства, и мой автобус периодически подбрасывало. Стоял сплошной не прекращающийся грохот автотехники, едущей по своим делам. Так шумит жизнь, когда начинается очень большое строительство, невидимого, далекого будущего. Но оно, уже здесь, шумит, и требуя внимания тянет свои руки, в виде вышек, кранов, строящихся зданий. 
                Город закончился, дорога шла в аэропорт, через лесной массив, представленный сосняком. Далее были два моста: один над железно-дорожным полотном, другой над речкой. Ещё немного и показался аэропорт. Привычно иду в кассу, узнаю - билетов на нижневартовский рейс нет. Времени до часу ночи навалом, ищу, где можно перекусить. Буфет встретил ароматными запахами, небольшой очередью. Только сейчас понимаю, что не ел со вчерашнего вечера. Первого нет. Насыщаю тело гуляшом, и картофельным пюре, винегретом, и стаканом чая. Ем не спеша. Где-то читал, чем тщательнее пережевываешь пищу, тем пользы больше. Утолив чувство голода, поднимаюсь на второй этаж, где имеются ряды кресел, выполненные из листов толстой, изогнутой под контур сидящего человека фанеры, с металлическими перегородками в виде трубок, разделяющими место каждого пассажира. Пассажиров мало, поэтому без труда нахожу свободное место. И только сев в кресло понимаю, вместе со мной в кресло села и моя усталость. Накопилось. Но спать нет желания. Погружаюсь в тексты купленных в киоске газет. Интересно всё: и спорт, и культура. Особое внимание, кроссвордам - даю пищу мозгу, да и время летит
быстрее.
                Сегодня мой день! Ближе к полуночи у меня на руках билет на самолет, снова взлёт, полёт и аэропорт Нижневартовска. Я дома! Только дома нет. Такси ночью - мутное дело, автобусы же ночью не ходят, иду пешком, километра три до дома брата, не такая тяжесть. Жалко будить брата с семьей в ночной час, но я тоже спать хочу!
Выпивая чашку теплого чая, и в постель, часа три у меня есть.
«Да что-то надо делать с общежитием, завтра поставлю вопрос ребром» - мелькает мысль засыпающего человека.


Ноябрь,2023года



 


Рецензии