Психология. Внутренний критик и внутренний ребенок
Человек в этот момент испытывает привычную "отрицательную" эмоцию (в зависимости от конституции и ситуации): вину, стыд, страх, агрессию, аутоагрессию, тоску, отчаяние. Потом следуют определенные ощущения: чувство давления, напряжения, зуд, – и дальше действия: шлепок ладонью по лбу или столу, удары головой от стену, щипание, расчесывание кожи, прикуывание кожи вокруг ногтей и т.д.
Особенность этого механизма в том, что в сознании не фиксируются все этапы, они так быстро проскакивают, что заметить можно только результат, когда уже лупишься головой об стену или вслух говоришь: «Ну я дурааак!» «Что же я наделал!» «Вот надо же, опять!» Или когда шваркаешь телефон об стену и сам ужасаешься)
Но главный результат работы внутреннего критика - человек НЕ ДВИГАЕТСЯ ВПЕРЕД, не может реализовать свои желания, БОИТСЯ начать новое дело, поменять работу, общаться с незнакомыми, иногда даже выйти из дома.
В бессознательном у каждого человека свой образ и свое название для этой критикующей фигуры – могут быть образы родителей, учителей, известных или неизвестных персонажей, всяких ужасных монстров и они действительно страшные. Люди иногда удивляются после сессии, надо же, что там было в бессознательном)
И как такого персонажа не бояться?)
На сознательном уровне помогает знание о том, что ЛЮБАЯ ЧАСТЬ ПСИХИКИ НУЖНА и выполняет полезную функцию. Также помогает внимательность к себе, наблюдение за своими эмоциями, реакциями, тогда можно научиться замечать действия критика, и звать на помощь фигуру адвоката-защитника), то есть быть добрее, мягче, относиться к себе по-дружески, а не как критик-начальник-ревизор.
На сессии при работе с бессознательным можно проработать эту критикующую фигуру и позволить ей уйти за ненадобностью. Тогда страхи и барьеры, связанные с внутренним критиком отступают сами собой.
Двигаясь по бессознательному в глубину, дальше за образ критика, зачастую мы приходим к собственному детскому образу – к ВНУТРЕННЕМУ РЕБЕНКУ, у которого есть непрожитые чувства, и часто очень много боли.
Вот зачем нужен критик – он защищает этого ребенка. И делает это так, как умеет. И чем КРУЧЕ наш внутренний критик, тем БОЛЬШЕ места занимает наш образ внутреннего ребенка, тем сильнее мы склонны находиться В ПОЗИЦИИ РЕБЕНКА, а значит меньше места остается для взрослой позиции.
А ведь именно из взрослой позиции мы принимаем ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, РЕАЛИЗУЕМ свои желания, а не ждем их выполнения от других.
Очень хороший результат – выйти в бессознательном на образ своего внутреннего ребенка. Это дает возможность взаимодействовать с этой частью личности и залечить давние травмы, которые до сих пор фонят, хотя уже забыты; получить «детские» ресурсы: творческую энергию, чистое восприятие мира, интерес к жизни и радость "просто так". Но самое главное – внутренний ребенок после того, как его увидели и приняли, имеет возможность успокоиться и уйти на свое место в бессознательном, и клиент может наконец выйти из детской позиции.
Ведь позиция ребенка – это не только непосредственность, энергия, творчество, но и ЭГОЦЕНТРИЗМ.
Жан Пиаже (1896-1980) — психолог и философ, создатель теории когнитивного развития, писал, что дети до 5-7 лет представляют мир только из одной точки пространства – своей собственной, они еще не способны понять, что кто-то имеет другую точку зрения, что хорошо видно из экспериментов Пиаже.
Ребёнок ещё не знает, что в мире все происходит не для него, не вокруг него, не из-за него.
Когда взрослый человек находится в детской позиции, неосознанный эгоцентризм мешает по-настоящему увидеть и принять Другого - без осуждений/поучений /оцениваний, мешает входить в настоящий КОНТАКТ, а не реагировать автоматически, играя выученные привычные роли. Детская позиция не дает чувствовать свои и чужие ГРАНИЦЫ, опираться на свои внутренние ОПОРЫ и УПРАВЛЯТЬ своей жизнью.
Сложно самому заметить у себя детскую позицию.
Все мы на этой дороге взросления)
Вот небольшая подсказка)
Поставьте плюсики, если:
- вы обвиняется кого-то в своих неудачах;
- часто требуете;
- ждете и, не дождавшись, обижаетесь;
- навязываете свое мнение, "я лучше знаю, как правильно";
- зависите от одобрения другими;
- чувствуете себя беспомощным, "не смогу жить один/одна";
- не умеете отдавать (чувства, заботу, благодарность);
- не умеете говорить "нет".
Чем больше плюсиков поставили, тем больше места занимает внутренний ребенок.
Свидетельство о публикации №223112401731