Последнее слово

   С окончанием университета появилась новая проблема. Передо мной остро встал вопрос покупки жилья. Деньги, полученные от родителей в подарок за хорошую учёбу и успешную защиту диплома, решали эту проблему. Но появилась другая, связанная с выбором жилья.
Всю жизнь, считая, что квартира - лучший вариант из всех возможных, я думал мой выбор очевиден. Но любовь к уединению и тишине перевернула это решение напрочь. Вспоминая, какие злобные и несчастные соседи жили рядом с родительской квартирой, я передумал. Эти люди никогда не давали нам покоя, ни минуты спокойной жизни.
- Слишком много людей, а я такое не люблю, - сказал я самому себе, закрывая сайт для покупки жилья.
Уютно развалившись на своём кресле, я на пару со своими мыслями стал перебирать разные варианты.
- Уеду в глушь, в деревню, подальше от всех! - яростный призыв глухим эхо отозвался в моей голове.
Так я и оказался здесь, в небольшом домике одного из тех немногочисленных старых посёлков, которые ещё существовали за пределами города.
Старые, перекошенные в некоторых местах двери, разваливающиеся мебель, оставшаяся от прошлых жителей. Целая гора пыли, грязи, паутина по углам.
- Зато кирпичный! - оптимистично сказал я себе и принялся перетаскивать коробки со своими вещами в свой новый дом.
Так и прошёл первый день. Перестановка вещей и мебели, привод жилища в порядок от пыли, мытье полов, а точнее остатков рваного линолеума и потрескавшегося паркета. Вернувшись со своего первого рейса в море, я спокойно куплю всё новое и красивое и поэтому не переживал по поводу благоустройства дома.
Но вот наступил вечер. Тёплый июльский вечер, он отдавал от себя пряностью и свободой. Последние лучики солнца ласкали мне лицо и вместе со своей владычицей солнцем уходили за горизонт. Не успел моргнуть как вдруг стемнело и всё погрузилось в полумрак.
У дома была небольшая терраса, что не могло не радовать. Маленький диван, кресло и журнальный столик, всё для удобства. Хотя комфорта от этой старой мебели я не испытывал.
Присев, в полной темноте я стал вглядываться вдаль. В двадцати метрах от меня была небольшая площадка. Одна её половина была для детей, уже облезшие от краски качели, песочница, а вторая половина была неким пустырём, полностью заросшим травой, на котором ничего не было. Я заметил не сразу, но на качелях сидел, слегка покачиваясь, очень пожилой мужчина. Ему было далеко за шестьдесят, я это понял по очень белым, сверкающим от света фонаря, волосам и густой длинной бороде. Не обратив никакого внимания я ушёл обратно в дом. Тогда мне это не показалось странным и не вызывало у меня никаких вопросов.
Но прошёл и следующий день, который был таким же как и прошлый. Уборка, вещи, грязь и ничего больше. И следующий вечер стал ещё более интересным и завораживающим. Когда я вновь вышел на террасу, передо мной была та же картина одиноко сидящего старика на площадке. Изумление, интерес, попытка узнать истину, я не знаю что именно тогда двигало мной. Решение, пойти и узнать зачем он там сидит, осилило меня. Не было желания наблюдать за ним ещё хотя бы пару дней, сидит ли он там всё время или только некоторые дни, у меня не было времени на это, послезавтра начинается мой рейс.
Открыв калитку, мои ноги сами понесли меня к площадке. Сначала он не заметил меня. Простояв над ним не больше минуты я сам завязал разговор:
- Добрый вечер
- И тебе добрый, - очень вяло, почти безжизненно ответил мне незнакомец.
- Зачем вы тут сидите? Вы каждый день здесь?
- Каждый, сынок, каждый. Меня Николай зовут, спасибо, что спросил, - уныло ответил старик.
- Ой, простите мне мои манеры, я Евгений, Евгений Матросов
- Говорящая у тебя фамилия, Женя, ты не моряк ли случаем?
- Так точно! - вырвалось из моих уст по привычке, не понимая зачем так ответил.
- Тебе интересно почему я здесь сижу?
- Да, невероятно интересно!
- Это будет долгая история…
- Я весь во внимании.
- Тебе не жалко своего времени?
- Я свободен всю ночь.
- По молодости я тоже не ценил своё время… Ну ладно… Это было больше двадцати лет назад, не помню точно сколько…
- Не думал что начнёте так из далека
Он продолжил, совсем не заметив моих слов.
- Я со своим хорошим приятелем Владиславом посадили здесь деревья. Через несколько лет тут красовались крепкие махины. Мы оба работали на лесопилке в то время, поэтому досок было достаточно. Влад хорошо работал по дереву, мог выжигать порой невероятно красивые рисунки! Он подготовил материал, я огородил, и вот что получилось…
Николай показал пальцем на старый обветшалый забор, на котором едва проступали небольшие узоры.
- Получилось красиво, даже очень. Тогда, мы двое воодушевлённых мастеров принялись за дело. Сначала, мы не знали за что браться. Идея сама пришла нам на ум. Сделать для детей площадку, где они могли бы играть. Это же такое счастье! Видеть их милые улыбки, их наивное дурачество, упоенье для души. Мы с моим другом считали что делаем какое-то очень доброе дело и господь нас обязательно наградит за это… но… Время прошло и всё что осталось от наших трудов здесь - эти качели.
- Мне жаль слышать это…
- Нас было не остановить. Увидев, как родители водят своих детей на площадку мы заметили, что чего-то явно не хватает.
- Вагончика с мороженным? - с усмешкой и в пол голова сказал я.
- Скамеек. Здесь не хватало скамеек, места, где можно было сидеть и наблюдать за вознёй ребятишек. Их мы поставили прямо под листьями, посаженных нами деревьев, порой летом бывает невероятно жарко и солнце очень напекает.
Старик замолчал, опустив взгляд. Он с тоской рассматривал рассыпанную щебёнку на земле.
- Что было дальше? - спросил я, вытягивая мужчину из раздумий.
- Дальше? Дальше всё было прекрасно. Люди были счастливы и благодарны нам, но я лишь сейчас понимаю что кроме благодарности я ничего не получил за свои труды.
- Это всё?
- Нет, не всё.
Он снова замолчал, словно собирался с мыслями.
- Родители ребятишек были нам очень признательны, ведь в нашем посёлке из развлечений для детей были лужи и раскиданные вокруг палки. Некоторые из родителей предложили свою помощь с благоустройством нашего маленького творения. Мы с моим другом были не против, но это были всего лишь слова… никто нам не помогал…
- Вскоре здесь появились урны для мусора, столы со скамейками и всё также из дерева и с теми же узорами.
Старик опять перестал говорить, то ли в силу своего возраста, то ли от горечи на душе.
- А дальше?…
- Мы решили собраться чуть ли не всем посёлком, кто-то принёс мясо, кто-то мангал, кто-то напитки. И мы праздновали, сами не зная, что именно празднуем. Были все, и дети, и взрослые, и пожилые, большую часть из которых я даже не знал, но они были местными. Все просто радовались нашей маленькой площадке. Играла музыка, люди танцевали, были тосты, но без алкоголя, были детские шалости и игры. Ключевое слово - были. Я надеялся, что мы будем часто так собираться… но эти дни когда мы собирались можно было по пальцам пересчитать… Не долго музыка играла… И не долго…
Я сразу его перебил:
- Что? Что было потом?
- Потом ничего. Я приходил, а никого не было. Половина людей уехала в город, ведь фабрику и лесопилку закрыли, а другой половине стало наплевать, и дети здесь больше не играли… Я не усмотрел и люди стали тащить всё отсюда. Сам же видишь что осталось…
Я осмотрелся и действительно, мало что осталось…
- Девяностые, да?
- Да, чёрт бы побрал это время! Но я всё-таки сохранил кусочек памяти у себя. Стол, хорошо сохранившейся, стоит у меня в кладовке. Каждый день протираю его от пыли. Последняя работа по дереву моего покойного друга и товарища.
- Так… - я взял небольшую паузу, - Зачем вы приходите сюда?
- Я прихожу сюда… Чтобы почтить память своего друга, наших трудов, и вспомнить то прекрасное время, когда и я и все вокруг были счастливы… Это был всего один короткий миг в жизни… но он был самый яркий.
- И это настоящее счастье для вас?
- Оно самое, дорогой, оно самое…
Мы оба молчали. Он рассказал всё что я хотел знать, ну а мне в душу так въелось пережитое им горе. Наступила тишина…
Он нарушил её первым.
- Спасибо тебе…
- Но… за что?
- Рассказав кому-то, что лежало на душе много лет, мне стало легче, теперь я могу отпустить прошлое, которым жил…
-Вы хорошо рассказываете, мне понравилась ваша история, я всегда могу выслушать, вот мой дом, - моя рука с оттянутым указательным пальцем сама указала в сторону моего нового жилища, без моей воли, - Заходите, я буду всегда рад гостям.
Спасибо тебе…, - с этими словами он встал и ушёл. Его силуэт растворился в глухой ночи, а я остался сидеть на качелях один.
Вернувшись в дом, я не мог успокоиться. Мысли бешеным ураганом крутились в голове, о спокойном сне нельзя было даже думать. Желание, чтобы как можно больше людей узнало о его истории, побороло меня. Взяв ручку в руки, моя рука сама скользила из стороны в сторону, словно описывая круги. Чернила выстраивались по тетрадному листу в чёткий порядок, всё само встало на свои места.
Один из моих друзей как раз работал в редакции. Созвонившись по телефону, мы договорились о том, что он прочитает мой рассказ и перезвонит когда решение о его публикации будет принято. Рассказ могли спокойно отклонить и меня это не устраивало. Но я не редактор газет или издательств чтобы самому решать что и когда публиковать, поэтому смирился.
Никогда мне не приходилось редактировать текст. Мои уставшие красные глаза бегали по монитору, пальцы вяло стучали по клавишам. Текст был готов, но он был в тетради, а мне нужно было как можно скорее отослать его своему другу. Пока переносил его в электронный формат, подвергал его небольшой редактуре. Сглаживал углы, немного перефразировал слова мужчины. Он действительно рассказывал долго и много, так ещё и делал это очень вяло и не торопясь. Нужно было сокращать, и я сокращал. Совсем вымотанный и с большим желанием пойти спать, я закончил переписывать текст с тетради в компьютер. Осталось лишь нажать заветную кнопку, чтобы отправить исходник файлом по почте. Отправлено! Как я был рад в этот момент, хотя и повода для радости не было. Но почему-то в глубине души я считал, что его точно опубликуют.
Я так увлёкся всем этим что совсем забыл о времени! Я должен выспаться и набраться сил перед предстоящей работой.
Оставался последний день, завтра начинается моя первая внеучебная работа. Я был так взбудоражен! И радость и напряжение слились в единое целое и я не мог найти себе покоя.
Уже вечером, снова выйдя на террасу, я не увидел старика, его не было. Я начал переживать и волноваться за него, но мне нужно отмести все эти мысли и ложиться спать, ведь завтра я ухожу в рейс. Наверняка сегодня он просто сидит дома и занимается своими делами.
После первой рабочей недели, мой друг позвонил мне из редакции. Не помню дословно что он сказал, но мой рассказ напечатали и он очень сильно понравился его начальнику. Читателям тоже понравился. Сказал что очень поучительная история. Говорил что не знал о моём богатом творческом воображении и хорошем умении писать, хвалил меня. На мои слова о том, что всё это правда, он не обратил внимания, ещё раз похвалив меня, он повесил трубку.
Вернувшись с рейса, я начал всё больше переживать за того мужчину. Каждый вечер я выходил на улицу и не наблюдал его. Не зная где он живёт, я спрашивал соседей о нём.
- Николай наш? Он умер три месяца назад, - ответила мне одна женщина, живущая по соседству со мной.
Ровно в тот день, когда состоялся наш диалог, когда я услышал от него его историю. Я поблагодарил женщину за то, что сказала мне номер его дома. Калитка была не заперта, без каких-либо стеснений я зашёл в дом, словно я там жил. Найдя тот самый расписной стол с рисунками, я забрал его себе. Я сам назначил себя хранителем его воспоминаний, и посчитал нужным сохранить этот стол, как и его память.
Я не первый год вспоминаю эту историю, которая случилась со мной. Долго не могу забыть. Время от времени перечитываю свой рассказ о нём. Его расписной стол сейчас стоит у меня в столовой, накрытый белой скатертью. Глядя на него я вспоминаю его слова. Его последние слова… И это слова - благодарности…


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.