Шутливо о сочинительстве, или Пэпэкауэс...

     "Поучительная" миниатюра.

     Сочинитель! Перестань распускать нюни по поводу отсутствия реализма в собственных сочинениях! Не реализмом жив сейчас сочинитель так называемых литературно-художественных произведений.

     Реализм, если сейчас кому и нужен, то авторам научных монографий, основательных статей и строгих учебников. Только им.

     Сочинителям литературно-художественных произведений нужно нечто, как раз противоположное реализму.

     А реализму противоположна не фантастика. Устаревшее представление, что реализму противоположны выдумка, вымысел, фантастика.

     В действительности, то есть в наше время, реализму противоположно пэпэкауэс. Попадание пафосом, как успех сочинителя.

     В кого нужно попасть пафосом? В читательницу. Или читателя. Тот читатель, в кого конкретный сочинитель не попал своим пафосом, совсем не этого сочинителя читатель!

      А что такое -  пафос сочинителя? Сложный вопрос! Реализм - это понятно. Означает описание того, что именно видит, слышит, ощущает сочинитель, а не того, что ему подсовывает его, сочинителя, буйное воображение.

     Чем больше отключено воображение сочинителя и чем более точными являются его органы чувств, тем больше реализма в его, сочинителя, литературно-художественных произведениях.

     А пафосу плевать на точность отражения отображаемой, в литературно-художественных произведениях сочинителя,  действительности.

     Пусть авторы научных монографий, основательных статей и востребованных учебников заботятся о точности отображения, но не сочинители литературно-художественных произведений!

      Пафос - это когда в литературно-художественном произведении больше, чем точности отображения, содержится возмущения, раздражения или "щекотки" от автора-сочинителя.

     "Щекотка" взята в кавычки, потому что автор-сочинитель должен щекотать не тела читателей, а их мозг. Своей способностью вызывать, если не смех, то хотя бы улыбки.

      Самой низкой степенью развития сочинительского пафоса является "щекотка". Наличие в способностях автора-сочинителя "щекотки" означает, что он способен создавать юморески. В лучшем случае - комедии.

     Сочинитель может развивать в себе способность к "щекотке" юморобикой. Это когда сочинитель берёт список незаконченных анекдотов, придумывает и подставляет в них свои собственные окончания.

     "-Мама! Я уронил лестницу. - Сынок, скажи об этом папе. - Папа знает, он..." Правильное, то есть достаточно щекотливое окончание анекдота: "висит на люстре". В общем, юморобика, как тренировка, выполнением упражнений,  щекотливой степени пафоса - вещь достаточно понятная.

      Сложнее дело обстоит с развитием способности к более высоким уровням сочинительского пафоса - особенно с возмущением, но и с раздражением - тоже.

      Раздражение, как средняя степень сочинительского пафоса, является тем, что лишь раздражаясь, а не возмущаясь,  сочинитель может выдавать только драмы, лирику, романы-эпопеи.

     А вот если автор-сочинитель, когда что-то создавал, был охвачен возмущением кем-либо, или  чем-либо,  то у него могут получиться романтизм, сатира, трагедия и даже эпические поэмы.

     Романтиком до сих пор ещё могут быть сочинители, которые думают о себе, что именно они знают, как нужно изменять окружающую их действительность.

     У лирика пафос такой, что он и своим раздражением, и  даже своим возмущением, затрагивает только себя, а не то в своём окружении, что романтику обязательно хочется изменить-преобразовать.

     Есть также мнение, что возмущение от раздражения отличается большей, чем при раздражениии, степенью гневности или гневливости, кому как больше нравится, сочинителя.

     Сочинителю, который желает научиться попадать своим пафосом в читателя, нужно знать, что гнев бывает справедливым и неправедным.

     Неправедным является гнев разрушительный, совсем разрушающий того, на кого направлен, или тот гнев, от которого его "объект" может даже в штаны наложить.

     Справедливым своим гневом сочинитель может только к лучшему менять тех, на кого он, сочинитель, гневается.

     И не обязательно тому, кто хочет попадать в читателя пафосом своих романтических произведений, или своих трагедий, или своих эпических поэм, развивать в себе способность к "щекотке". Например, в трагедии и эпические поэмы  легче всего перерабатываются не комедии и юморески, а пафосные романы-эпопеи и пафосные лирические стихи.

      Не знаем, убедили мы вас, или нет, в том, что не к реализму своих сочинений, а к их пафосности, должен стремиться сочинитель литературно-художественных произведений, но пафосные произведения создаются в таком порядке:

     Первое. Автор-сочинитель  вглядывается в себя и в окружающую действительность, выявляя в них то, что может, если не раздразнить или возмутить, то хотя бы пощекотать его, самого сочинителя, мозг.

     Второе действие. Автор определяет тех читательниц и читателей, которым может, если не возмутить, то хотя бы пощекотать мозг то, что, если не возмущает, то хотя бы щекочет мозг самому автору-сочинителю.

     Третье. Автор-сочинитель подбирает слова, которые можно соединить в такие строки и абзацы, которые смогут или раздразнить, или возмутить, или хотя бы пощекотать мозг возможных читательниц и читателей.

     Четвёртое действие. Сочинитель соединяет избранные собой слова в строки и абзацы, которые если не возмутят, не раздразнят, то хотя бы  пощекочут мозг читательницам и читателям.

      Пятое действие. Предоставить вниманию читательниц и читателей  свои строки и абзацы, чтобы по характеру пафоса этих строк и абзацев, попавшего в читательниц и читателей, определить жанр полученного литературно-художественного произведения. Например: не трагедия, а комедия, или не романтизм, а лирика, или не эпическая поэма, а роман-эпопея.

     Эти пять действий можно осуществлять и в процессе самого сочинительского творчества, и во время обучения ему.

     Если у кого-то не получается вызывать в себе самом пафос и подбирать такие сочетания слов, которые вызывают такой же, как и у самого сочинителя, пафос в читателях, то ей, или ему, лучше писать научные монографии, такие же статьи или учебники с инструкциями и методичками, а не литературно -художественные произведения.

      Извините, дорогие зрительницы и зрители, что утомил вас терзаниями литературно-художественных сочинителей, а это вам, может быть, совсем не интересно, и всё равно: до новых встреч!..

 


Рецензии