Бог и неполнота индукции

               ***

В 16 веке в чести у философов были индукция и эмпиризм. Все познается из опыта и в первую очередь, - от частного к общему. Особенно усердствовал в этом Фрэнсис Бэкон. Но вот беда: индукция чаще всего бывает неполной. Допустим, Вы увидели, что кто-то умер. Так. Потом вы увидели, что еще умерли Иван, Петр и Елена. Итого 4 человека. Затем Вы услышали о смерти еще восьми человек. И к тому же масса новостей о смертях в интернете. Путем индукции Вы делаете вывод: все люди смертны. Возражений вроде бы не предвидится, но ведь очевидно, что Вы лично не были и никогда не будете свидетелем смерти абсолютно всех людей. огромное число людей жило еще до Вашего рождения, да и сейчас на земле живет уже больше восьми миллиардов. Так как же быть с эмпиризмом и неполнотой индукции? Говорят, что Ваш вывод о смертности всех людей весьма вероятен как минимум. И даже если мы возьмем опыт всех людей, когда-либо живших на земле, то индукция все равно будет неполной: множество людей в разные эпохи умирало в одиночестве, без свидетелей. Следующее уточнение должно быть таким: нельзя делать общий вывод только на основе повторяющихся признаков у представителей данного класса объектов. Хрестоматийный пример: сколько бы Вы ни видели белых лебедей, отсюда еще нельзя с уверенностью утверждать, что все лебеди - белые, потому что существуют, оказывается, черные лебеди. Т.е. надо искать причину: белый цвет лебедей вытекает ли с непреложной необходимостью из их природы? Выясняется, что не вытекает. А вот ласточки летают низко перед дождем по необходимости: низко летают мошки, за которыми они охотятся; а те летают низко потому, что перед дождем у них набухают крылышки.
Подобным образом биологи доказывают и то, что смертность с необходимостью вытекает из человеческой природы. Следовательно, все люди действительно смертны. Однако есть "НО". В религиозной картине мира все эти выводы придется откорректировать: раз есть Бог, то неполнота индукции у людей (которые не могут быть свидетелями всех смертей себе подобных) восполняется полнотой индукции у Господа Бога, - Он абсолютно точно является Свидетелем смерти всех людей (и, видимо, ангелы). Правда, Богу не нужно делать вывод о смертности всех людей на основании индукции. Он знает это еще до творения мира. Но Он знает так же и то, что люди не изначально смертны, ибо сотворены Им бессмертными, и утеряли бессмертие после грехопадения: вновь же они обретут бессмертие только после воскресения мертвых. И вот как раз эти обстоятельства совершенно не в состоянии учесть "земная индукция". Сколько биологи ни исследуют природу человека, - они все равно не смогут сделать вывод, что когда-то люди были бессмертными. Потому что этот вывод не учитывает "фактор Бога", а данный "фактор" не является предметом биологии. Аналогичным образом, приходя к выводу о смертности всех людей, невозможно доказать, что среди них был Единственный Человек, который умер не по необходимости, а добровольно, и умер за всех людей, а не только за самого себя. И что Он воскрес на третий день после смерти. Здесь снова "фактор Бога", который никак не вытекает из индукции. Наконец, и вывод о том, что все люди когда-то воскреснут, - тоже нельзя сделать путем индукции, т.к. здесь тоже не учитывается наличие Первопричины, Которая всегда может вмешаться в земные события. Напротив, эмпирическим путем, со знанием биологии, мы до сих пор убеждаемся только в том, что все умирают по необходимости, и никто не воскресает ни на третий день, ни одновременно во время всеобщего воскресения. Правда, свидетелем явлений Воскресшего Христа было некоторое количество учеников и святых в последующие времена, - но это эксклюзивный опыт очень небольшого числа людей по сравнению с остальными миллиардами. Так что неполнота индукции не может быть до конца восполнена исследованием всех земных причин тех или иных обстоятельств. Ведь за ними всегда скрывается Причина всех причин.


Рецензии
Очень интересные мысли. Но Христос - это исключение из правил, скажем так. Наука должна понимать, что исключения существуют. Вот как-то так.

Ольга Туроверова   30.11.2023 11:37     Заявить о нарушении
Да, конечно..

Боб Жмуркин   30.11.2023 14:04   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.