Толковая история России

      

               

                ТОЛКОВАЯ  ИСТОРИЯ РОССИИ
           Эссе на тему волевого  истолкования истории

  Похоже, что  сегодня нет никакой надобности переписывать историю Отечества в «нужном и правильном» направлении, издавать  каждый год  «модульные» школьные учебники по истории с главами о настоящем времени ещё не успевшим  отстояться  и превратиться в прошлое. 
      Сегодня для массового, нелюбознательного  школьника  вполне достаточно Толкового учебника по истории. Ведь есть же  Толковая  Библия и Толковое Евангелие для  непросвещённых православных  масс, а для людей грамотных, но изрядно   подзабывших свой родной язык  — «Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира  Даля.
     И почему не быть  Толковой   истории  России, где все  главы будут согласованы и утверждены на высшем  уровне для «правильного» понимания своего прошлого?  Чем плох Толковый учебник истории, когда в нём каждое событие и каждое историческое лицо истолковывается и характеризуется  в свете  настоящего и насущного, с точки зрения  действующего правителя страны и его ближайшего  окружения?  Чем плох учебник с вступительной статьёй главы государства и заключительной главой министра культуры?
   Чем плох единый универсальный Толковый  учебник по  истории России в деле воспитания подрастающего поколения  в духе патриотизма и жертвенной любви к Родине, когда в нем так  много героического, легендарного и патетического и  почти нет ничего позорного и постыдного, жуткого и страшного, всего того, что следует не вспоминать  и никогда  не допускать  в будущем?   На первый взгляд ничем.  Выигрывают почти все — сервильные авторы толкового. «правильного» учебника, подневольные школьные   учителя истории и, конечно же, власть и силу имущие, которые в этом толковом учебнике оказались по своей воле «архитекторами мира»,  вершителями мировой истории и судеб человечества.  Почти все они желают стать положительными историческими фигурами и стать условно бессмертными, а посему зафиксировать свои имена в  истории —  это, по их мнению, уже один шаг  в «жизнь вечную, бесконечную».
      Проигрывают  же в этом случае педагоги-воспитатели  и учителя нравственности, вынужденные лгать и морочить  идеологическими мифами  голову молодой, неискушённой  поросли, а также те, редкие сегодня, искатели Истины и Радости Познания, которые, опираясь на правдивое прошлое   ещё не разучились  размышлять о дне грядущем  и мыслить на перспективу.
    Политика давно превратила историю в свою безропотную и смиренную служанку.  Когда сегодня  многочисленные  политологи  открыто в эфире и печати рассуждают  о  трагических и  героических превратностях в отечественной истории, Клио затыкает  уши  и смыкает  веки, а незначительная (жалкая)  часть  образованной читающей России начинает гневаться и возмущаться  очередной,  бездоказательной вольной   интерпретацией  своего прошлого.
     Самые  умные обладатели логического интеллекта знают, что прошлое используется  власть имущими  в оправдание далеко  не лучшего  настоящего.  Одни и те же факты и события   прошлого  извлекаются  в нужный момент, интерпретируются на потребу  не совсем приглядного настоящего только  с выгодой для себя, но только не для истолкования  истины. Так повелось издавна в России — чем выше и крепче власть правителя,  тем беспредельна его монополия на истину. Но кто из мыслящих людей согласится  с Лениным и Сталиным, что в условиях России, с её  суровым климатом и рискованным  земледелием  насилие террор не только необходимы, но  даже и полезны? Кто из трезвомыслящих людей  добровольно согласится  стать жертвой  даже самого полезного насилия? Только психически нездоровый человек, извращенец, мазохист, юродивый.
     Кто  согласится с утверждением  Путина о том, что  святой  великий князь Александр Невский ездил в Орду просить ярлык на княжение, чтобы успешно бороться с хищным  Западом?  Неужели только это заставляло  Александра Невского мириться со всеми унижениями,  которые он терпел, находясь в Орде? Ведь, чтобы доказать  свою  лояльность хану и получить от него ярлык на княжение (право угнетать собственный народ),  мало было  соблюсти все языческие обряды и принести богатые дары, надо  было ещё  пожертвовать самым дорогим, что есть у человека в этом мире  —  предать жизненные  интересы «други своя», своих братьев и сестёр во Христе. 
      И кто поверит тому, что ордынские  ханы для русского православного люда были намного лучше и гуманней ливонских псов-рыцарей?  Тем, что Орда не покушалась на веру и народные  обычаи, а всего лишь  брала иногда ясак натурой —  красивыми отроковицами по  просьбе самих же   «налогоплательщиков»? У каждого  века  свои ценности и нравы, но   есть и  общее, универсальное  для  всех народов  чувство национального достоинства, которое не  приемлет даже самого  плодотворного сотрудничества туземцев  с оккупантами-завоевателями.  Увы, настоящее рабство начинается не с пленения и  даже не с каторжных работ, а с добровольно-вынужденного сотрудничества с угнетателями там, где царит и процветает  узаконенное  неравенство и рабство, где жена за «красную идею» убивает мужа,  «где сын охраняет отца» в заполярной тундре, на золотых приисках и на урановых рудниках.   
   Легче назвать Александра Невского выдающимся  политиком своего времени, нежели святым Божьим  угодником. Именно  тайные деяния таких «великих» князей-данников  до сих пор порождают   множество исторических мифов  и вопросов, на которых нет вразумительного ответа.
    Как  смогла  человеколюбивая православная вера     Средневековья  так тесно переплетаться с торговлей людьми и насилием по договорённости?  А вот смогла. Вполне смогла, что  не помешало  так называемому развитию «суверенной  государственности». Точно так же, как и сегодня, только в иной форме и в ином идеологическом (религиозном) свете И тоже,  как вчера, так и сегодня, не корысти ради, не для коллективного брюха, а только  для общего блага, по принципу: «Не нам,  Господи, не нам, а Имени  Твоему»(Пс. 119:3)
    Да, отдавали наши предки  в рабство  своих дочерей, сестёр и жён за долги ордынским налоговикам   в Москве близ Новодевичьего монастыря, а в других городах на торговых площадях. Неприятный факт в нашей истории.  Да, было дело, и его не скроешь, зато Московское  государство  благополучно развивалось и процветало во главе с боярством.  Да, расплата «живым товаром» за долги  и продажа людей за деньги на военные нужды  стали чуть ли ни обычаем и проявлением высоких гражданских чувств.  Вспомним полный текст воззвания Минина и Пожарского к нижегородцам,(особенно тот пункт где говорится о женах и детях), а заодно —   и женские «батальоны смерти»  первой мировой  войны,  и тех школьниц-комсомолок, которых приводили отцы-вдовцы, инвалиды Зимней войны  в военкоматы в июне-июле   1941  года в качестве своего «личного вклада» в победу над врагом.
    Да было всякое в нашей истории — и героическое, и подлое, сугубо природное,  шкурное (зооморальное) и природно альтруистическое, жертвенное, ничего общего с военно-патриотическими чувствами не имеющее. И не надо при этом  впадать в гневливую манию имперского патриота, борца за историческую правду,  и в  исторический медоточивый романтизм имперского  раба. И то и другое есть глупость несусветная  и политическая шизофрения постсоветских людей, не поддающихся  трезвому рассудку, лишённых фактора понимания и логического интеллекта.
  Допустив позорный развал СССР, основная часть простонародья продолжает считать себя великой имперской нацией, достойной великого уважения и даже почитания. Такая «оригинальная» социально-политическая психология народных масс, как выяснилось, трудно объяснить и тем более истолковать с точки зрения единой этики  и морали. Как можно уважать тех, кто участвовал в разрушении своей страны и занимался  по существу  самоуничтожением? Как  должно оценивать и толковать деятельность  тех российских правителей, угодников Большого Запада, которые добровольно довели свою  великую советскую  империю  до жалкого состояния огромной  сырьевой колонии? Как истолковать эту позорную главу  Единого Толкового учебника для своих потомков, чтобы при этом не пострадала  репутация страны и её  правителей, и национальная гордость  многонационального русско-советского народа?   Как истолковать предательство  героизмом, а вероломство  в отношении собственного народа  мудрой  политикой? Только  умелых проведением исторических параллелей? Или с помощью глубокого исторического сравнительного анализа, когда   на сером иконостасе ничтожных правителей  ярко проявляется   даже  самый  посредственный и относительно адекватный и психически здоровый носитель высшей власти.   
   Почти каждый из правителей России за последние три века считал себя Мессией и Пророком, спасителем всего человечества, олицетворяя собой огромную страну, всю Северную  Евразию. Виной всему чрезмерная сакрализация  высшей власти и  градус    мании величия, характерный  для любого правителя.   Формула Председателя Государственной   думы  Вячеслава Володина: «Россия — это Путин, а Путин — это Россия»,   возникла не на пустом месте и не сегодня, а ещё в период правления Ивана Грозного, возомнившего себя наместником Бога на земле, Хозяином и Мессией всех грешных смердов и холопов   в одном лице.
   Бесконечные злонамеренные трактовки событий прошлого и фальсификация  истории убеждают  нынешних любителей  исторических знаний  в том, что никто из смертных, в том числе и Путин,  не может знать точно, что произошло позавчера, сто и семьсот лет назад.  Никто, даже  профессиональные (платные)  политологи и футурологи, не могут   сказать даже приблизительно,  что  случится с социумом и Россией  завтра. Никому не дано знать настоящего прошлого, никому не дано быть в своём отечестве  Мессией, главным Пророком и Историком. Время ветхозаветных  царей-мудрецов, пророков-прорицателей и провидцев  закончилось   2 тысячи лет назад, с момента возникновения христианства и написания  апостолом Иоанном «Апокалипсиса», в котором итогом существования всего человечества был назван  Страшный Суд… Такое мрачное  пророчество экзальтированного  ученика Иисуса Христа   никого  из людей не может  образумить и наставить на путь истинный, но и запугать  тоже  никого не может.
    Для живых людей  такое далекое  будущее, как конец  света  ограничено  сроками их жизни, у мертвых  же  вообще нет   никакого будущего в бесконечной бездне  Вечности.
    Для живых людей есть только настоящее Настоящее и есть Власть относительно человечная, соблюдающая  основные моральные (христианские) принципы. И есть  Власть  абсолютная, единоличная, беспощадная к маленькому, простому  человечку и ко всему смиренному безропотному социуму.  И надо всегда помнить, что настоящее творит наше прошлое и будущее здесь и сейчас, при нас (без нас), порой  помимо нас, что надо жить, не впадать в иллюзии и заблуждение, в соблазны и искушения.
        Народ  в большинстве своём доверяет  Путину управлять собой и проводить  в  стране свою  «гибкую социальную политику», сохраняя  относительную  стабильность в обществе, но с большим недоверием относится к его речам и    выступлениям, которые с каждым годом становятся всё  более велеречивыми, нарочито оптимистичными  и малоубедительными. 
    Многое из  того, о чём говорит Путин сегодня,  уже  было  сказано  народу  не один раз  несколькими вождями и премьер-министрами за последние сто лет. Может быть и правы те, кто говорит, что Путину  не время говорить о прошлом, когда здесь и сейчас решается  наше  настоящее и будущее, которому суждено  стать  нашим славным или позорным прошлым.
    Когда  Путин  говорит, народ слушает, но сомневается. Когда Путин убеждает, народ разубеждается. И это вполне объяснимо. После всего,  что было пережито  нами во время «катастройки»-перестройки, в  кромешную Смуту 90-х и нулевых годов, пробить душу   советско-русского человека, если он в чём-то убеждён (или был несколько раз обманут), убедить его  невозможно.
    Здесь бесполезны любые Толковые словари политической  философии и Толковые учебники  по истории.  Не толкование  исторического Факта  нам сегодня нужно, а  сама Истина без множества  толкований, примечаний и объяснений на потребу   времени.
   У власть и  силу имущих своя Толковая  героическая история,  у простонародья —  своя, темная и туманная.  Такой историей  без  особой причины  гордиться незачем, но и  вообще не знать её — нельзя, воспринимать её  следует такой, какой она является на самом деле, без   румян и  сусальной позолоты. 
   Увы, необратим процесс начинающегося  пышно-гнилостного  распада социума и личности  на конвейерной ленте истории.  Чтобы  сегодня кому-то из  власть имущих  по-настоящему поверить, нам надо научиться  не испытывать страх  перед будущим и  не испытывать  при этом чувство острого стыда  за своё  прошлое и настоящее. А это, увы, не так легко  сделать, как на первый взгляд сегодня многим кажется — избавиться от приобретённого  за всю жизнь пещерного  страха и остатков ещё не убитой гнилым  социумом совести.
       Написать Толковый курс истории России на потребу дня  всегда можно, но что это даст в деле  национального единения  и  созидательной сплочённости нации  через несколько десятков лет, когда у власти будет новое «земное божество», никто не знает. Скорее всего старый социально-политический позор и стыд сменится новым общественным  позором, очередным стыдом, «стенанием и плачем и скрежетом зубовным». Не будем забывать, что  настоящая история мирового социума пишется  на всех носителях информации  не для живых современников ( детей, внуков и правнуков)  а для  ещё не рождённых поколений людей, которым  ещё предстоит  самим планировать  своё  будущее и прошлое.

24.11.2023

         


Рецензии