От мата до Бога

От мата до Бога – в „Письмах” Петра Скорука

Не удивляйтесь, именно так: на страницах – и „непечатная” лексика, и рассуждения о религии, об эвтаназии и самоубийстве, еще –  о детях и любви. Впрочем – обо всем, то есть - о жизни. Именно так мы обычно разговариваем с друзьями, не ставя себя в рамки определенной темы. Новая книга, (седьмая по счету), винницкого писателя Петра Скорука – „Письма”- общение с „современниками-соплеменниками”.  В хорошей семье каждый ребенок – первый. У Петра Михайловича каждая книга – тоже первая, и не только для него, но и для его читателей-почитателей. „Будем опять знакомы”, – говорит Петр Скорук и открывает дверь в свой мир, мысли, душу... «Именно с писем и дневников надо начинать знакомство. Именно они содержат максимум правды о писателе в человеке и человеке в писателе», - уверен автор.

- Как родилась новая книга?

- Три года писем. Их, конечно, намного больше... Со второго-третьего письма понял, что будет книга. Для меня это новый жанр – снова первая книга. Спрашивают: как это у вас получается? Может быть, потому, что каждую пишу как последнюю. Когда пишешь, то не знаешь, чем это кончится. Уже не ты пишешь книгу, - она тебя пишет.
А в книге читаем: «…первое письмо разрослось, местами стало походить на некое подобие прозаических этюдов на неслучайные темы, и вполне возможно, что потянет, если не на книжицу, то уж на раздел в ней совершенно точно. Это как рекламная акция в борделе – „Первая минута бесплатно!” Попробуй потом остановиться».

- Петр Михайлович, с друзьями и знакомцами Вы общались по Интернету, Вы чувствуете, что это новый виток эпистолярного жанра – виртуальный, не бумажный?

- Сейчас, наверное, мало писем в конвертах, легче писать на электронную почту. Но все равно надо писать руками, душевное тепло должно исходить даже от монитора. И видите, я возвращаю это на бумагу. Интернет Интернетом, но мне надо, чтобы книги рядом стояли, чтобы полки уносились вверх. А писать - мне это в кайф. Так же, как и давать уроки для детей в школах, куда меня стали приглашать. Благодаря Интернету, но не только, конечно, в один из дней я понял, что меня больше знают за пределами Винницы, чем в ней. И письма я получаю из разных концов света. На один из стихов  читательница из Германии написала мне отзыв: „ Мне 70 лет, я думала, что меня уже ничего не тронет. Нет, тронуло, сижу и плачу».

- Вы считаете себя философом? - спрашивают Петра Скорука его письменные собеседники.

- В большей или меньшей степени, если вы не будете требовать у меня диплом соответствующего учебного заведения. Самого сильного психолога, даже психотерапевта я однажды встретил в парикмахерской. Он стриг людей. Именно от него я услышал постулат, который потом не раз помогал как в бизнесе, так и в человеческих взаимоотношениях: «Ни один клиент не может быть потерян навсегда!»

- Как переживаете нынешний кризис?

- Это у всех других стран он один – экономический, у нас – еще психологический, политический. Да и происходит он в дурдоме. А политика – это такой яд, от которого отгородиться нельзя. Она все равно тебя достанет. Я выключаю ток-шоу-телевизор, стараюсь абстрагироваться.

- В какой партии вы состоите?

- Я – многопартиец. Партия дружбы, партия книги, партия интеллекта, партия семьи. Партия творчества, партия внука, наконец, партия меня – вот мои партии. Вплоть до самой обывательско-прагматичной: партия стопки водки, огненной ароматной солянки и жареной бараньей лопатки. А, возможно, это все фракции одной большой партии. Партии Здоровой, Умной, Счастливой и Достойной Жизни”.

«Здравствуй навсегда!» - обращается к читателям Петр Скорук, он имеет право так сказать, потому что их, приобщенных к его творчеству, становится все больше причем возраст роли не играет. Его слушают винницкие студенты – будущие педагоги, его «Евангелие детства» уже изучают психологи в московской высшей школе психологии, ему пишут из США, Австралии, Канады, России, Израиля, Германии, Зимбабве, Бенина, Нидерландов… „Что такое смерть писателя? – спрашивает Петр Скорук. И отвечает, - это его каждая никем не прочитанная книга». Слишком пафосно и даже страшновато говорить о вечности, но жить Вам очень долго, Петр Михайлович, это факт.

Редактор Светлана ВИШНЕВСКАЯ

P. S.

Мессиям, прорицателям не верьте,
укорам, похвалам. Все наравне –
гримаса жизни и улыбка смерти
в любое время и в любой стране

Есть Бог и персональный опыт,
исколотые ноги на стерне,
молитва и любовный шепот
в любое время и в любой стране.

Друзья уходят в горизонт и реже
меняется в заплаканном окне
пейзаж, закуски на столе все те же
в любое время и в любой стране.

Да, было время на дворе! Казалось
надышимся, налюбимся вполне,
но та же на плечах висит усталость
в любое время и в любой стране.

Над восклицанием свечи апостроф-пламя,
стакан и та же истина в вине:
Судьба над каждым шевелит крылами
в любое время и в любой стране.

Петр СКОРУК («Письма»)


Рецензии