Достоевский и деньги

В жизни Ф. М. Достоевского, известного писателя-мракобеса, есть одна весьма примечательная черта, широко известная всякому биографу писателя.
Достоевский очень странно относился к деньгам.
У него почти никогда никаких денег не было.
Более того.
Он почти всю жизнь прожил в безумных, совершенно неотдаваемых долгах.
Он тяжко страдал от кредиторов, бегал от них, воевал с ними, подставлял их, брал в долг у кого попало, включая таких своих литературных соперников-коллег-врагов как Тургенев и Лесков, страшно много работал, чтобы хоть как-то с долгами рассчитаться.
Не рассчитался.
Так и умер, оставшись кое-кому должным.
Так и не расплатился с одной немецкой гостиницей, чем впоследствии эта немецкая гостиница страшно гордилась.
Не вернул долг Тургеневу.
Не вернул долг Лескову.
Если всё же у него каким-то образом деньги всё же появлялись, то Достоевский совершенно безумно швырял их на ветер, тратил их на всякие дурости, раздавал их первым встречным и проигрывал их в азартные игры.
Никакие его жёны и дети в этих его денежных безумиях не останавливали.
Кажется, вторая его жена, молоденькая женщина, в конце концов, стала его за все эти финансовые ужасы просто-напросто поколачивать!
Честно говоря, он этого вполне был достоин.
И где же причина такого странного поведения?
Откуда взялся этот финансовый психоз у писаки?
Решающим периодом его жизни была омская каторга.
По политическому делу – предлагал распространять нелегальные социалистические издания среди народа – Достоевский попал на четыре года в места лишения свободы в Омск, где было запрещено с него снимать кандалы, ему были запрещены переписка, денежные переводы, свидания, книги.
Все книги, кроме одной.
Ему разрешалось читать евангелие.
Вот и начитался.
За четыре года в кандалах среди страшных злодеев Достоевский по настоящему повернулся на евангелии.
Почти все, даже очень верующие, не воспринимают всерьёз религиозные тексты.
Потому что никакой жизни эти тексты не соответствуют.
Религия – это религия.
Религия – это не жизнь.
Религия – это психоз.
Даже можно сказать, что религия – это смерть.
А вот каторжник Достоевский, враг России, враг царя, четыре года в кандалах, читая евангелие, стал следовать буквально тому, что там написано.
«И прости нам долги наши, как и мы прощаем тем, кто нам должен» (Матвей рассказывает об Иисусе. Глава 6. Стих 12 / Перевод с древнегреч.: Кузнецова, В. Н.).
Вот Достоевский и стал ждать, что все, кому он должен, простят ему его долги.
Заодно уж и прощал долги своим должникам, хотя у него и было их немного – он просто дарил деньги всем, кто попросит.
Христианство практически разрушило нормальное отношение Достоевского к деньгам, к собственности.
Благодаря евангелию писатель практически превратился в жулика, не отдающего немалые долги.
Евангелие свело с ума Достоевского.
Понять его можно – каторга есть каторга, бесследно для психики четыре года в кандалах не проходят.
А ведь до чего доходило дело!
В 1867 году Достоевский женится второй раз.
На следующий год молодые сбегают за границу от кредиторов, которые грозили писателю самой настоящей «долговой ямой».
До 1917 года в России, как и в других странах, кредитор мог, за свой счёт, за счёт кредитора, неоплатного должника поместить по своему желанию в специальную тюрьму, мог оттуда и выпустить, если должник заплатил, если кредитору надоело тратить деньги на содержание должника в этой «долговой яме», наконец, просто отчаявшись получить долг.
Называлось это «долговой ямой» по старинке – в старые времена должника сажали в самую настоящую яму, где он и пребывал на свежем воздухе, окружённый своими экскрементами.
Во времена Достоевского «долговая яма» была уже просто обычной тюрьмой с решётками, тюремной баландой, «парашей» и прогулками по расписанию.
Вот так, спасаясь от подобной перспективы, нечестный должник и христианин Достоевский бежал за границу с молодой женой и сидели они там аж четыре года, породили двух детей, а писатель там написал два романа из своих семи – «Идиот» и «Бесы».
Так бы они, горемычные, и мыкались бы по европам до конца жизни (кстати, долговая яма и в европах тоже стала перед ними вырисовываться – Достоевский и там умудрялся занимать без отдачи!), если бы царь, наконец-то, не обратил внимания на очень верноподданический роман Достоевского «Бесы», где очень нехорошо показаны революционеры.
«Бесы», конечно, - просто дерьмо на палочке, но дерьмо очень полезное тогдашнему русскому правительству, очень боявшемуся революции в России.
Царь пожалел дурака-литератора – заплатил часть долгов Достоевского (тысячу рублей) кредиторам, чтобы писатель смог-таки жить в России не около «параши», а более обыкновенным образом.
Сколько это, тысяча рублей образца 1872 года?
В это время бедная семья Шаляпиных, где родился будущий великий певец, бедствовала в провинции на тридцать пять рублей в месяц, то есть папа пил, но мама и детки при этом с голода не умерли, исправно внося квартплату.
То есть в нынешнем масштабе цен тысяча рублей образца 1872 года – это миллион рублей нынешнего, 2023 года.
И это – только часть долга Достоевского!
Губа у писателя была не дура – умудрился кинуть своих кредиторов на очень серьёзные бабки.
Счастье писателя, что жил он не в наши 1990-е годы, когда даже за меньшее кидалово кредиторы должника в бетон закатывали.
Достоевский, вернувшись в Россию, делать долги не перестал, правда, и царю послужил – написал антиатеистический роман «Братья Карамазовы», главная, но очень смешная мысль которого состоит в том, что атеисты убивают своих отцов и сходят с ума от атеизма.
Отработал свои тридцать серебряников бывший революционер.
А атеисты как были учёными, умниками, психически здоровыми, благополучными людьми – так и остались.
Потому что нет никакого бога.


Рецензии