Забытое удовольствие

        Конечно, технический прогресс великая вещь. Невозможно представить себе сегодня нашу жизнь без компьютера, интернета, цифровых технологий, а уж про смартфон и говорить нечего. Сегодня все, от мала до велика, не представляют себе жизнь без него. Особенно заметно это в транспорте. Если раньше все сидели и читали книги или газеты, то сейчас все сидят, уткнувшись в телефон. Кроме основной своей функции он является фактически карманным компьютером, по которому можно смотреть кино, читать книги, фотографировать и заниматься ещё многими необходимыми вещами. Но вместе с тем, мне кажется, что это чудо техники приводит к некоторой деградации личности.  Зачем учится считать, когда можно по калькулятору в телефоне узнать ответ, зачем читать бумажные книги, когда можно прочесть их в электронном виде, хотя я уверен, что это не одно и тоже. Мне кажется, что технический прогресс лишает нас многих необходимых умений, привычек и удовольствий от проделанной работы.
       Постараюсь пояснить это на примере фотографий. Сейчас все, у кого есть мобильный телефон, могут делать цветные снимки, пересылать их мгновенно в любую часть света. И это, конечно, замечательно. При этом никакого умения не требуется, чем круче телефон, тем качественнее получаются снимки.
       Летом 1958 года на мой день рождения мои друзья подарили мне фотоаппарат «Смена». Это был замечательный подарок, я давно мечтал о нём, но денег на его покупку у меня не было. Через несколько дней мы студенты строительного Института поехали на целину, и там мною были выполнены первые снимки. В то время освоить процесс фотографирования и печатания фотографий было очень нелегко. Это была целая наука, требующая больших знаний и времени, и, к сожалению, материальных затрат. Но, когда ты своими руками печатал хорошие снимки, удовольствие, которое ты при этом испытывал. с лихвой окупало затраченное время и деньги.
      Итак, вначале надо было купить плёнку (естественно чёрно-белую. Других в то время не было). При этом в зависимости от того, что ты намерен снимать, надо было выбрать плёнку определённой чувствительности. Кстати, на плёнке размещалось только 36 кадров.  Иногда плёнка продавалась в кассете, а иногда нет. В этом случае надо было в абсолютной темноте наощупь поместить плёнку в кассету. Это требовало определённых навыков. Я помню, как тренировался делать это. Я брал использованную плёнку, закрывал глаза и заправлял плёнку в кассету. Затем в зависимости от освещённости при съёмке надо было установить на фотоаппарате определённую выдержку и диафрагму. После того, как все кадры в плёнке были израсходованы, необходимо было плёнку проявить и распечатать. Для этого надо было иметь все приспособления: различные ванночки, бочок для проявки плёнки, различные проявители и закрепители и, главное, увеличитель. При этом процесс проходил только при красном свете, то есть надо было ещё иметь и красную лампу. И тогда начиналось волшебство.
      Процесс начинался с проявки плёнки, для чего её надо было очень аккуратно в помещении с красным светом (обычно это происходили в ванной комнате) вынуть плёнку из кассеты и намотать её в специальный бачок с резьбой. Сложность заключалась в том, чтобы при намотке части плёнки не касались друг друга, иначе эти кадры будут испорчены. Затем в этот бачок наливался проявитель плёнки, который до этого ты специально готовил из купленного пакетика, размешав его содержимое с водой при определённой температуре. Поддержав плёнку в проявителе (обычно на это уходило минут 15-20), надо было проявитель из бачка вылить, промыть плёнку в воде и в бачок налить заранее приготовленный раствор закрепителя, тоже минут на двадцать. Процесс проявки плёнки на этом заканчивался. Далее плёнка аккуратно вынималась из бачка и подвешивалась обычно к натянутой верёвочке. Процесс этот занимал несколько часов времени.
     И наступал следующий этап-этап печатания фотографий. Это также всё происходило при красном свете, иначе могла засветиться бумага. Высушенную плёнку ты размещал в увеличитель, подбирал необходимую фотобумагу (она тоже была разная), которую размещал под объективом увеличителя и на несколько секунд включал свет в увеличителе. Затем этот листок фотобумаги надо было поместить в ванночку, где был залит заранее приготовленный при определённой температуре проявитель бумаги, и происходило чудо: на фотобумаге появлялось изображение. После этого фотоснимок надо было промыть в воде и положить на определённое время в закрепитель фотобумаги. И наступал заключительный этап снимок надо было высушить.
    Сейчас, описывая процесс получения фотографий, я думаю сколько же времени и терпения надо было иметь, чтобы заниматься этим делом. Но это было настолько интересно, что не жалко было затраченных средств и времени.  С тех пор прошло более полувека, у меня менялись фотоаппараты, но, сегодня, рассматривая выполненные тогда простейшим фотоаппаратом "Смена"чёрно белые фотографии, я снова окунаюсь в дни моей молодости, и они мне значительно дороже современных глянцевых картинок.


Рецензии