О до славянских племенах на Тверской земле

О автохтонных до славянских племенах на Верхней Волге и Тверской земле близко родственных славянам


Михаил Леонидович Томилин г. Клин

          В научной статье 2011 года И. В. Исланова «Культура длинных курганов на озерах в верховьях Волги (вопросы изучения)» говорится о том, что: «В связи с паспортизацией и постановкой памятников на учет во второй половине XX века в Тверской области производилось детальное исследование берегов озер и рек региона, выявлен большой массив раннесредневековых объектов. Одним из участников работ – П. Д. Малыгиным – была составлена серия карт погребальных памятников. Древности культуры длинных курганов (КДК) отнесены им к двум регионам: Селигерскому и Верхневолжскому. В эти регионы включены могильники с удлиненными и высокими («сопки в борах») насыпями»

          К началу XXI века в регионе выявлено 124 курганных могильника. Они были поделены на 3 группы. Курганы, относящиеся к с большей степенью к культуре псковских длинных курганов (КПДК) и курганы, которые предположительно могут быть отнесены к КПДК, 62 и 48 курганов соответственно. И оставшиеся курганы, культурная принадлежность которых остается неясной: «Это объекты с нехарактерным для КПДК расположением курганов внутри могильника и деталями погребального обряда»

          Для нас будет интересен вывод: «Обзор погребальных памятников анализируемого региона позволяет отметить следующее. Наиболее четко в регионе вычленяются и преобладают могильники КПДК …. Нет каких –либо конкретных данных о наличии памятников культуры смоленских длинных курганов.

          Вопросы, связанные с этнокультурной принадлежностью раннесредневековых погребальных древностей, пока далеки от своего решения. Следует ли здесь видеть за изменившимся инвентарем и некоторыми элементами в оформлении керамики появление нового населения, вопрос на который имеющиеся в настоящий день источники не позволяют ответить.

          Можно предположить, что в восточной области КПДК (верховья Волги, Тверцы, Мсты) мы имеем дело с определенным единым массивом древностей, постепенно изменявшимся на протяжении второй половины I тыс н.э., а не с разными археологическими культурами»!!!

Одна археологическая культура с единым массивом древности, постепенно изменявшийся на протяжении второй половины I тысячелетия н.э., правильно: «Согласно современным данным палеоклиматологии, антропологии, лингвистики, этнографии и других сопредельных наук на территориях европейского Севера России к моменту прихода славян проживали в основном потомки древнего индоевропейского населения, сохранившего архаичнейшие общеиндоевропейские культурные традиции, архаический тип лексики и архаический приледниковый антропологический европеоидный тип. Их контакт и взаимовлияние со славянскими группами, продвигавшимися на данные территории, были облегчены наличием близости языка, антропологического типа и многих культурных традиций, доставшихся и тем и другим от их общих индоевропейских предков.» (Сборнике научных статей кандидата исторических наук Светланы Жарниковой «АРХАИЧЕСКИЕ КОРНИ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ РУССКОГО СЕВЕРА)

          О культуре псковских длинных курганов в Большой Российской энциклопедии сказано: «Псковских Длинных курганов культура 5–9 вв.; Псков­ская, Нов­го­род­ская, Твер­ская об­ла­сти, часть Ле­нин­град­ской, Во­ло­год­ской, Ви­теб­ской об­лас­тей и Эс­то­ния). Сфор­ми­ро­ва­лась на ос­но­ве древ­но­стей кру­га Заозерья …. Раз­но­род­ность куль­тур­ных ком­по­нен­тов, фик­си­руе­мая на се­ли­щах, объ­яс­ня­ет­ся при­сут­ст­ви­ем ос­тат­ков ме­ст­но­го балт­ско­го или фин­но-угор­ско­го на­се­ле­ния. Селища На Псков­щи­не из­вест­ны го­ро­ди­ща-убе­жи­ща. Мо­гиль­ни­ки – вда­ли от по­се­ле­ний и во­до­ёмов. Кур­га­ны ва­ло­об­раз­ные (до 100 м дли­ной), круг­лые, пря­мо­уголь­ные, ком­би­ни­ро­ван­ные (длин­ная и круг­лая на­сы­пи); не­ко­то­рые со­ору­же­ны по­этап­но. В кур­га­нах – до 20 по­гре­бе­ний, есть пус­тые; из­вест­ны грун­то­вые по­гре­бе­ния.

          Тру­по­сож­же­ния только на стороне, ос­тан­ки по­ме­ща­ли в ям­ку (в т. ч. в гли­ня­ной ур­не) или рас­сы­па­ли по по­верх­но­сти на­сы­пи. Ке­ра­ми­ка леп­ная, сла­бо­про­фи­ли­ро­ван­ная, не­ор­на­мен­ти­ро­ван­ная. Брон­зо­вые пряж­ки, бляш­ки-скор­луп­ки и др. на­клад­ки на рем­ни, брас­ле­ты с утол­щён­ны­ми кон­ца­ми и пла­стин­ча­тые (рис., а). Этот на­бор сла­бо про­сле­жи­ва­ет­ся в др.-рус. куль­ту­ре, хо­тя на­се­ле­ние во­шло в со­став Древ­ней Ру­си.»

          Сразу скажем по поводу обряда кремации или трупосожжения, он к финно-уграм отношения не имеет. Кандидат исторических наук С.В. Жарникова пишет: «Однако здесь имеет смысл обратиться к выводам, сделанным М.Ф. Косаревым («Михаил Фёдорович Косарев (1931—2017) — советский и российский археолог, доктор исторических наук, специалист в области археологии Урала и Западной Сибири.»). Он указывает, что: «У обских угров, селькупов, кетов и других сибирских народностей считалось, что сожжение тела и костей животных либо человека, означает уничтожение его души, окончательную смерть, исключающую возможность возрождения», и что: «В преданиях западносибирских аборигенов ритуал сожжения трупа упоминается чаще всего по отношению к врагу. По ханты-мансийским героическим сказаниям, богатырь, сжигая тело врага, все время сбивал искры на землю, чтобы вместе с ними душа убитого не смогла подняться на небо».

          Такие представления диаметрально противоположны как славянским представлениям о краде, когда «любимый или уважаемый человек во мгновение ока входит в рай немедленно и тотчас», так и индоарийским, по которым благодаря огню мертвое тело обретало «сияющий облик» и «поднимаясь отсюда, принимало новый вид». Именно собирая сожженные кости древние арьи говорили: «Поднимись отсюда и прими новый вид. Не оставь ни одного из членов твоего тела. Отправляйся туда, куда желаешь. Пусть Савитар утвердит тебя там. Это одна из твоих костей. Соединив все кости, будь красив. Будь любим богами в обители благородных. «Разделяя убеждение в том, что «религиозные представления отличаются большой консервативностью и обращение к этнографическим материалам при расшифровке семантики древних культовых предметов и исследований первобытных верований особенно перспективно», трудно представить себе, что население Русского Севера в 1 тыс. до н.э. – 1 тыс н.э., будучи финно-угорским, совершало бы обряд трупосожжения, который у классических финно-угров связывался с уничтожением души и исключал даже возможность возрождения. (книга С. В. Жарниковой «Истоки фольклора Русского Севера». (https://www.yandex.ru/search/?text=)

          В статье «Следы неизвестного народа» (https://ria.ru/20220730/kurgany-1805969624.html) говорится о том, что до сих пор не выяснено кто в этих псковских курганах похоронен – почему?

          «Все дело в необычном способе захоронения. При вскрытии гробниц ученые не нашли скелетов и черепов. Из земли извлекали лишь глиняные сосуды с обожженными костями .. .Делать вывод об этнической принадлежности, исходя из культурных особенностей, неверно ….— уточняет Мария Добровольская (Добровольская Мария Всеволодовна. Заведующая лабораторией контекстуальной антропологии, ведущий научный сотрудник, доктор исторических наук.) Сказать что-то определенное по этническому вопросу пока трудно: «Для этого нужно выделить из костей палео-ДНК, но с кремированными останками это сделать сложно. ДНК — молекула органическая. В процессе горения она окисляется. А жгли носители псковской культуры очень качественно. Из тех образцов, что мы изучили, вычленить ее невозможно". Поэтому главный вопрос для археологов пока остается открытым. И специалистам еще предстоит выяснить, кто полтора тысячелетия назад воздвиг монументальные могильники.»

          «Но совсем недавно выяснилось: захоронения в псковских курганах не так просты, как кажется на первый взгляд. Группа специалистов из Института археологии РАН решила более детально изучить еще не тронутую погребальную насыпь в районе Верхневолжских озер. Урну исследовали с помощью компьютерной томографии. Это позволило увидеть расположение костных останков внутри, их размеры и степень сохранности…. Оказалось, что в урне были не раздробленные на кусочки, а цельные кости, лежащие в определенном порядке. Ученые обратили внимание на еще одну деталь: все фрагменты одинаково светлого цвета. Это означает, что они равномерно обожжен …. Оказалось, добиться равномерного прогорания очень сложно … погребение совершал настоящий мастер.» По сложной технологии, трудно воспроизводимой даже в наше время.»!!!

          Доказано, что обряд кремации или трупосожжения проводили индоарийские и славянские племена.

          Преемственность культур вернувшихся на свою прародину в первой половине 1 тысячелетия н.э. славян и потомков автохтонных архаичных племен – их можно назвать племенами русов, очевидна.

          По концепции о двух периодах древнерусской истории: до славянском (индоевропейском) и славянорусском кандидата исторических наук Лидии Грот (Поповой): «Аналогично должно было происходить и рождение современной русской общности и как этнического, и как политического объединения в период расселения славянства в Восточной Европе. Одним из «родителей» русских, давших новой общности язык, было, безусловно, восточноевропейское славянство – «родитель» пришлый, как это и наблюдалось в истории большинства народов. Но тогда имя Руси не могло прийти «со стороны», как это продемонстрировано выше на известных примерах. Оно должно было родиться в Восточной Европе до прихода туда славянства, но иметь индоевропейское происхождение.»

          То есть родителями современных русских были автохтоны Русской равнины - русы и славяне, вернувшиеся на свою прародину.


Рецензии