Коллектив авторов. Экостиль как средство...

ДОКЛАДЫ, ПРЕДСТАВЛЕННЫЕ УЧАСТНИКАМИ КОНФЕРЕНЦИИ:

Авторы:
АГЕЕВА Юлия Александровна, магистр физико-математического образования, преподаватель ГБПОУ «Свердловский областной медицинский колледж» (СОМК);

БЕЛЯЕВА М.Д.,  ВИЛКОВА Е.С., ДОЛМАТОВА А.Н.,

КУЗНЕЦОВ Е.В., КУЛАГИН В.А., студенты ГБПОУ «СОМК»

ЭКОСТИЛЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ КОЛЛЕДЖЕЙ ПОТРЕБНОСТИ В ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ

В ФГОС СПО по специальности «Сестринское дело» одним из ключевых требований к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы является готовность брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку (2). Указанное требование является одной из части экологической культуры будущих медицинских работников. Поэтому нужно уделяет большое внимание экологическому образованию и воспитанию студентов.

Для выбора условий организации экологического образования и воспитания студентов медицинских колледжей мы проанализировали особенности экостиля жизни.
Ценностное отношение к окружающей среде формируется в процессе воспитания и образования человека в экостиле (1).

В современном мире любой человек должен быть экологически образован. Сущность и взаимосвязь экологического образования и воспитания заключаются в обретении человеком чувства природы, умение вникать в ее мир, осознавать ничем не заменимую ценность и красоту, в понимании того, что природа есть основа существования всего живого на земле, природа вечна и бесконечна. Формируется новый стиль жизни – экологический.

Экостиль – одно из самых востребованных и популярных направлений (1). Главное его достоинство выражается в заботе о здоровом образе жизни и внутренней гармонии человека не только с самим собой, но и природой. Жизнь в стиле эко – это минимум вреда природе и здоровый образ жизни. Но в тоже время жизнь в стиле эко, это не только употребление экопродуктов, ношение одежды из натуральных материалов, проживание в экологически чистых местах. Это и жесткий контроль технологических процессов и контроль производства пластиковых пакетов, флаконов под косметические средства и отношение к окраске натуральных тканей, что не только уменьшает загрязнение окружающей среды, но и повышает качество конечного продукта.

Рассмотрим конкретные примеры жизни студентов Свердловского областного медицинского колледжа в экостиле. В настоящее время в колледже активно проходят акции и субботники в Городском детском экологическом центре, которые организуют процесс обучения студентов в экостиле. При проведении экологических акций и субботников студенты активно вовлекаются во взаимосвязь с окружающей природой, соблюдают здоровый образ жизни, проявляют ответственную гражданскую позицию.
Поясним вышесказанное на конкретных примерах.

Всероссийский экологический субботник «Зелена планета» является одним из средств экостиля студентов, который воспитывает у них любовь к природе и родному краю. На данном субботнике студенты занимаются уборкой территории Харитоновского парка.

Акция «Цветущее начало Харитоновского парка» направлена на благоустройство и озеленение территории парка.

Во время различных субботников студенты колледжа трудятся на прополке клумб (Акция «Клумба»), занимаются уборкой территории экологического центра (акция «Чистый двор – здоровый город»), сажают и пропалывают растения в оранжерее (акция «Зелёный сад»). Студенты также принимают участие в экскурсиях по оранжерее и живому уголку областного экологического центра.

В ходе акций «Сохраним Харитоновский парк!»,    «Сенсорный парк детям!», «Парки – лёгкие города», «Мы в ответе за тех, кого приручили», «Поможем братьям нашим меньшим»  студенты убирают мусор, стригут газоны, собирают сухие ветки с деревьев  и семена для корма животным, пропалывают клумбы.

Студенты активно проводят экологические акции внутри колледжа. Они вместе со своими  педагогами   устраивают регулярно экологические акции  «Посади дерево» и «Клумба», сажают дубы и клены с Дальнего Востока на газонах нашего колледжа. Обучающимися организована акция «Растения Красной книги Среднего Урала», в ходе проведения которой было посажено 30 сосен и 16 видов лекарственных растений из Красной книги  Среднего Урала.

Также к экостилю студентов мы относим  их участие в различных экологических форумах, в частности Международный форум «Культура и экология – основы устойчивого развития России. Защита природного и культурного наследия». Данный стиль образования студентов формирует у них устойчивый характер взаимоотношений человека и среды его обитания, этику и мораль (этические основания отношений человека и среды его обитания, в которой он живет и которую он формирует).
Различные добровольческие и просветительские акции (акция «10000 добрых дел», акция «Счастливая и здоровая семья»), слеты, включающие пропаганду здорового образа жизни населению (слет «Здоровье нации в наших руках: добровольчество»), направлены на формирование здорового образа жизни, который является неотъемлемой частью экостиля современной молодежи.

На наш взгляд, образование и воспитание студентов медицинских колледжей в экостиле формируют готовность брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку, что составляет в целом экологическую культуру человека.

Литература:
1. Ахрименко, З.М., Экология глазами студента. Экология и жизнь № 7,  2012. С.43.
2. ФГОС СПО 060501 Сестринское дело – М., 2009.

(Опубликовано в сборнике научных трудов
по материалам
Всероссийской научно-практической конференции
28 апреля - 16 мая 2016 г.
г. Екатеринбург

Издательская группа «Знание»
Главный редактор: С. Ю. Радченко)


Рецензии