Сергей Палагин. От качества мышления...

ДОКЛАДЫ, ПРЕДСТАВЛЕННЫЕ УЧАСТНИКАМИ КОНФЕРЕНЦИИ:

Автор: ПАЛАГИН Сергей Викторович, к.ф.н., ведущий научный сотрудник Института развития человека, руководитель Саратовского регионального отделения Русской аналитеской школы (РАШ), г. Саратов, Россия
 
ОТ КАЧЕСТВА МЫШЛЕНИЯ - К КАЧЕСТВУ ЖИЗНИ

Занимаясь когнитивной культурой вот уже более четырёх десятилетий, научно доказываю, что качество своей жизни мы определяем в первую очередь качеством своего мышления. Или, говоря на языке осознанно-постнеклассической научной парадигмы, насколько мы самоорганизованы в своём мышлении, настолько мы самоорганизованы и в жизни. 

Делая акцент на качестве мышления, отмечу, что информированность, эрудированность, компетентность человека, есть когнитивные способности, проявляющиеся, прежде всего, количественно. Разумеется, для того, чтобы качественно размышлять, необходим соответствующий контент. Ибо размышления без знаний бесплодны, а применение знаний без размышлений опасно. Но наличие нужного контента - это самый простой и начальный показатель качественности мышления. Последняя ни в коей мере этим не исчерпывается. Наше мышление многогранно и оно характеризуется так же последовательностью, цельностью, логичностью, прогностичностью, креативностью, рефлексивностью, мобильностью, метасистемностью. К этому мышление мы рассматриваем прежде всего как рассудительное и разумное. Признав разумность своим высшим когнитивным качеством, мы, как представители особенного биологического вида, присвоили себе название «Homo Sapiens», то есть «Человек разумный», а не «Человек информированный» - «Homo Certior».

Правильное понимание качества собственного мышления мы приобретаем, когда усваиваем высокую культуру рефлексии, или культуру рефлексивного мышления.
Оценивая людей, мы с рефлексивных позиций одновременно стараемся определить и качество их мышления. Это в современной когнитивной культуре мы делаем практически сразу, с первых секунд и минут общения, и делаем преимущественно подсознательно. Ибо без этого наше составленное мнение об окружающих оказывается принципиально неполным. Мы так или иначе понимаем, что общение без качественного мышления бесполезно, и в лучшем случае в таком общении мы просто потеряем время, а в худшем - наделаем, часто не сознавая, каких-либо бед. И по-большому счёту мы сознаём, что человек с некачественным, ущербным в чём-то мышлением не может ни поддерживать, ни тем более создавать качественную жизнь.

Чтобы соблюдать качественность мышления, надо, прежде всего, точно знать, какое мышление некачественное. В этом направлении мною было сделано исследование, результаты которого представлены в монографии «Социальная роль: ноосферный когнитотехнолог. К вопросу о бессубъектности в конце эпохи осознаваемой рефлексии» (2013). В этой книге я показал, какие существуют конкретные девиации, патологии, незрелости, недоделанности и рудименты в мышлении.  Да, оказывается, наше мышление тоже может быть рудиментарным! Мы, не сознавая этого, продолжаем им жить, а потом удивляемся, почему не можем добиться желаемого. Всего мною было собрано, проанализировано и классифицировано 95 разновидностей когнитивных патологий. Знание этих когнитивных патологий позволяет быстро и профессионально выявлять некачественное мышления и делать соответствующие выводы, принимать меры.

Но нам мало знать, какое мышление некачественное. Необходимо также представлять, какое мышление качественное и адекватное современности.

Для этого мы проводим рефлексивные исследования, в которых предметом исследования рассматриваем само мышление.

В современной научной парадигме, парадигме под названием «осознанная постнеклассика» мы реализуем главную, важнейшую способность нашего мышления - прогностическое предвидение. Мы сознаём, что наше мышление - эволюционирующее, развивающееся явление, не остающееся сегодня таким, как было вчера, и завтра оно уже будет другим, чем сегодня. Каким оно будет, зависит он нашей способности к научному когнитивному саморазвитию. И от того, насколько мы в рамках когнитивных дисциплин познали законы качественного, правильного мышления и насколько последовательно обучились им следовать. Качественное  мышление - это мышление с соблюдением когнитивных законов, данных нам от Природы.

Сегодня, когда на рынке интеллектуально-психологических услуг набирает обороты коучинг, всё большее количество людей знает, что такое «колесо жизненного баланса» - КЖБ. Благодаря такому «колесу» мы обучаемся сбалансированно и гармонично выстраивать свою жизнь. Но это мы делаем только после того, как это «колесо» выстраиваем в своём мышлении, в своём воображении и поднимаем качество последнего через воплощение сбалансированности и осознанности. Пример с КЖБ - всего лишь один пример сознательного подъёма качества своего мышления.
Другим примером из коучинга я хочу привести умение человека выигрывать сначала  Внутреннюю игру, чтобы затем быть успешным во Внешней игре. Пространство наших Внутренних игр - это пространство нашего мышления. Те сценарии, которые мы воплощаем «от себя» в жизни, в своём поведении, мы сначала разыгрываем в своем мышлении.

«Неважно, в какой культуре вы работаете, какой работой вы заняты, и каков уровень вашей компетенции, - всегда происходят две игры: Внутренняя и Внешняя. Движение вперед будет всегда зависеть от них обеих. Они - как две ноги, идти по жизни легче, если они примерно одной длины. Тем не менее, если говорить о культуре, то мы всегда уделяли больше внимания овладению внешней игрой и изменению внешнего мира.

Наука, техника и современный информационный взрыв позволили нам вырастить относительно длинную ногу - Внешнюю игру. Но наше понимание Внутренней игры и контроль над ней не эволюционировали в той же мере. В наш век, если мы не научимся некоторым базовым навыкам Внутренней игры, технический прогресс во Внешней игре принесет нам мало выгод. У нас есть глубокая потребность лучше понять и научиться изменять ту сферу, которая называется «мы сами». И это может произойти, только если мы будем меняться в гармонии с нашей истинной природой, а не воюя с ней». (1)

Т. Голви одним из первых осознал и ярко выразил потребность человечества в переносе акцентов саморазвития в глубинные культурные уровни. По его словам «в ту сферу, которая называется «мы сами». Это он выразил как цель Внутренней игры. Почему с приближением к ноосфере так нарастает предфазовопереходный хаос? Потому что человечество, заигравшись во Внешние игры, начало проигрывать само себе в играх Внутренних. Т. Голви призвал всех исправлять этот перекос, обращая с этого момента первостепенное внимание на Внутреннюю игру.
 
Разумеется, ещё до И.А.Ильина и его классических слов «мы живём изнутри наружу» светлые головы прекрасно понимали, что без предварительной внутренней подготовки внешнюю битву не выиграть. Но больше? Только в 70-е годы ХХ века, с появлением коучинга, мы полнее осознали, насколько качество наших внутренних игр важно для качества нашей внешней жизни.

Мой коллега по РАШ из Владивостока, Кузьменко Игорь Николаевич вполне законно выразил качество жизни в России ХХI века как качество человека СОВЕСТИ, ТРУДА, СПРАВЕДЛИВОСТИ, ЧЕСТИ И ДОСТОИНСТВА. Для того, чтобы концептуально поддержать и глубже оттенить его позицию, приведу слова Блеза Паскаля: «Давайте мыслить правильно - в этом основа нравственности».  В стиле данной статьи я несколько изменю слова великого мыслителя Просвещения: «Давайте мыслить качественно - в этом основа нравственности».

Качественно мышление - это не только то, в котором соблюдены законы логики и подлежащее не перепутано со сказуемым. Качественность мышления нам важно рассматривать прежде всего в нравственно-правовом аспекте. Человек, мыслящий эгоистично, преступно, криминально, пусть и с величайшей хитростью и изощрённостью - это человек с ущербным, некачественным мышлением, стремящийся набить свой карман и не думающий об национальных, общественных и государственных интересах. Человек с некачественным мышлением закономерно некачественно, порочно строит сценарии своего поведения в своём воображении и в итоге после их воплощения оказывается либо на скамье подсудимых, либо отторгнутый обществом, а то и вообще погибшим от своих преступных замыслов.

Качественное мышление - это мышление, способное к качественному, непредвзятому анализу происходящих событий. Человек, решившийся повысить качество своих размышлений, непременно должен побеспокоиться и о том, чтобы, как минимум, усвоить азы аналитики. Для этого в России существует специальная литература, есть соответствующие специалисты, к которым можно обратиться. Только качественный анализ позволяет давать объективную оценку событиям и делать надёжные, просчитанные выводы. Одна из задач, которые ставит перед собой Русская аналитическая школа - это подъем профессионализма в аналитической работе соотечественников и повышение общей аналитической грамотности населения. Это пропаганда аналитической культуры и содействие научным исследованиям в этой области.

Человек с качественным мышлением - это человек, занимающий активную позицию и беспокоящийся о том, чтобы все его близкие люди, коллеги, соотечественники тоже мыслили качественно. Говоря о качестве самоорганизующихся систем в постнеклассике, мы должны учитывать закон природы, гласящий, что материя самоорганизует себя из своих структурных глубин.

Использование обезличенно-функционалистических понятий «человеческий фактор», «трудовые ресурсы», «индекс развития человеческого потенциала» (ИРЧП) и им подобных не есть правильное. Однако на верном пути те коллеги, которые проводят прямую зависимость от качества «человеческого фактора» к качеству жизни. Установка советского времени «кадры решают всё» - это признание приоритета профессионализма и ответственного, заботливого отношения к своей работе или службе. Если мы с высоких трибун употребляем формулы типа «мы сами строим своё будущее», то для качественного его построения мы должны побеспокоиться, прежде всего, о качественности нас самих. С плохими трудовыми ресурсами о качественном образе жизни можно только мечтать.

Вопрос качества жизни уже давно исследуется учёными и специалистами, его достаточно обширно и обстоятельно освещают в публицистике. Так, на первых Всероссийских конференциях и Международных семинарах "Качество жизни" в самом начале нового тысячелетия было выработано определение того, что считать качеством жизни. Это определение звучит так: «"Качество жизни – совокупность жизненных ценностей, характеризующих виды деятельности, структуру потребностей и условия развития человека и общества, удовлетворенность людей жизнью, социальными отношениями и окружающей средой». (2) Наличие такого определения облегчает совместную работу над темой, оно востребовано и необходимо. Но освещать и исследовать мало, надо предлагать реальные решения, выдвигать предложения, просчитывать проекты. Надо не просто апагогически прогнозировать «улучшение качества», надо предвидеть, каким это «высокое качество будущей жизни» будет в деталях и нюансах, и воплощать не так как в известной песне «мечту прекрасную, ещё не ясную», но реальные просчитанные и жизнеспособные проекты.

В настоящее время различные исследователи качества жизни сознают, что категория «качество жизни» (которую трактуют преимущественно как «экономическую», но она сложная и внутренне полидисциплинарная) может быть раскрыта только через обобщенную совокупность её характеристик. В эту совокупность чаще всего включают следующие характеристики:

1. Качество населения (способность к воспроизводству, здоровье, уровень образования и квалификации и т.п.).
2. Благосостояние. В рамках этого понятия здесь рассматривают доходы, текущее потребление, наличие сбережений, макроэкономические показатели (ВВП на душу населения, фактическое  совокупные расходы домашних хозяйств,  индекс  потребительских цен, уровни безработицы и бедности).
3. Условия жизни населения. Сюда относят жилищные условия, возможности здравоохранения, образования, культуры, качество проведения досуга, социальную и географическую мобильность и т.п.
4. Информированность населения. Наличие средств телекоммуникации  и информационных инфраструктур (сотовая связь, Интернет и т.п.).
5. Социальная и производственная безопасность. Ими мы охватываем условия труда, социальное обеспечение и социальную защиту, имущественную и физическую безопасность.
6. Качество окружающей среды. Оно отражено данными о загрязнении воздуха, воды, почвы, о качестве экологической ниши, в которой оценивается рассматриваемое население.
7. Природно-климатические условия. В них включают климатические условия, учитывающие природные форс-мажоры: наводнения, землетрясения, ураганы и др. стихийные бедствия. (3)

Однако использование договорных рейтингов - это только начало. Далее следует развернуть концептуальное понимание эволюционной динамики качества жизни с учётом не только объективных, но и субъективных факторов. Человек - сам непосредственный участник жизни, и о того, настолько он сознательно в ней участвует, настолько и предопределяет развитие событий в зависимости от качества собственной активности, и прежде всего активности интеллектуальной.

Приведённая выше интеграция категории «качество жизни» к семи вышеприведённым характеристикам сегодня перестала удовлетворять точности исследований и нуждается в принципиальном дополнении.  Считаю необходимым этих характеристики дополнить восьмой - при оценках качества жизни рассматривать в обязательном порядке качество интеллектуальной жизни и качество идеологической безопасности.
Обращая внимание на такую восьмую характеристику качества жизни, и подчёркивая её важность, приведу пример последних событий на Украине.

Качество идеологической безопасности оказалась тем неосознаваемым и «слабым звеном», на которое сделали ставку американские спецслужбы, развернув ментальность бездумно живущих украинских граждан в свою пользу и представив граничащую с ними Россию их главным соперником и врагом на пути к «лучшему европейскому» будущему. Человек живёт не только тем качеством жизни, которое у него есть в настоящий момент, он живёт ещё тем самым качеством жизни, которое представляет для себя в будущем, к которому так или иначе стремится. Мы в идеологической борьбе за своих вчерашних союзников-славян к сожалению, проиграли, потому что сами не осознали значение сильной идеологии для высокого качества своей жизни и не смогли её выработать после исторической утраты марксизма-ленинизма и так называемого «научного коммунизма».
 
Характеризуя качество своей жизни, мы часто для этого используем поговорку «В России две беды: дураки и дороги (плохие)». Такой образец народного фольклора можно рассмотреть как образное, и даже концентрированное выражение качества нашей российской жизни. Дураки - это люди с некачественным мышлением, которых слишком много среди нас. В нашей стране есть ещё одна поговорка: «Дураков не жнут, не сеют - сами родятся». Мы понимаем, что это тоже образное, художественное выражение, тем не менее, мы им отражали существовавшее до сих пор бессилие над контролем оптимальных пропорций качества в собственном воспроизводстве. Мало признавать в своём обществе наличие дураков, мешающих жить, надо сделать следующий шаг - избавляться от них и создать условия воспроизводства, с которыми появление всё новых дураков было бы пресечено. Мы понимаем, что без дураков невозможно, но для достижения и поддержания качества нашей жизни у нас их не должно быть слишком много! 

До сих пор в наших людях нет установки на то, что первое условие изменение мира к лучшему - это прежде всего изменение к лучшему самого себя. Невозможно добиваться высокого качества жизни «где-то на стороне», не задумываясь о собственном личностном росте, о повышении своей квалификации, о развитии у себя аналитических способностей, о выстраивании гармонии и эффективности собственной жизни. Ещё раз вспомним, что материя самоорганизуется из своих структурных глубин. Позорно беспокоиться о чистоте на улице, если своё собственное крыльцо не прибрано и вокруг него валяется мусор.

Природа человека такова, что он на словах никогда не доволен тем, что у него есть. Он всегда хочет большего, лучшего и того, что мы здесь рассматриваем как «качество жизни». При этом давно осознано, что хотеть чего-то на словах и реально добиваться поставленных целей - это принципиально разные вещи. Только то, чего человек добивается в «труде и в бою», того он реально хочет и к тому реально стремится. Жить лучше хотят все, но работают с высокой и достойной самоотдачей для этого немногие.

«Качество жизни» - это для человека с обывательским сознанием инфраструктурное, социальное понятие. Но высокое качество жизни отдельного человека в пределах его хутора принципиально недостижимо, когда некачественно живёт его общество и государство. Негласно признавая фактическое господство в России западной либеральной идеологии, а так же играясь надуманной доктриной «русского консерватизма», мы по своему рейтингу всё дальше и дальше отошли от стран с высоким ИРЧП (Индекс развития человеческого потенциала). Если  в 1980 - 1990 годах среди 169 стран Россия по этому показателю входила в тридцатку передовых стран, то с 1993 года опустилась в середину списка. В «смутные девяностые» мы ухудшили все показатели этого индекса. Если за минувшие два с лишним десятилетия эти индексы в большинстве стран мира росли, то мы, в России, топтались на месте или немного и временно поднимались с ростом цен на нефть.

Как не печально, но сами россияне в подавляющем большинстве реально не предпринимают действенных мер по подъёму собственного качества жизни. Живя тем, что есть, они проявляют внутреннее согласие с установившимся балансом, и к лучшему не стремятся. Удовлетворённый имеющимся положением человек не напрягается, и в первую очередь не напрягает свой мозг. Качество жизни - это прежде всего субъективное ощущение, и сколько бы нашего «статистически среднего» соотечественника не агитировали жить лучше, он всё равно от своего ощущения далеко не уйдёт. Будет завидовать, будет ругать власть, сетовать на собственную судьбу, но не будет заниматься личностным развитием и самообразованием и продолжит добывать средства к существованию на низкоквалифицированной работе. Тот рост качества жизни, который мы до последнего имели, был связан с простым экономическим накоплением за счёт проедания имеющихся природных ресурсов, а с последними экономическими кризисами закономерно прекратился. Допуская падение темпов ВВП, мы сами снижаем качество нашей жизни. В реальном исчислении в 2015 г. оно составило 21%! Россия стала одним из мировых лидеров по темпам падения ВВП, заняв второе место в международном рейтинге агентства Bloomberg о слабейших экономиках мира. (4)

К сожалению, у нас, россиян, не в менталитете соревноваться за качество жизни. Полагаю, что истоки этому лежат во многом в православии, которое осуждает гордыню и настаивает жить «во смирении». Типичный россиянин относится к жизни как к процессу, который надо в соответствие с традициями лишь достойно поддерживать и в потоке которого существовать. Для типичного россиянина жизнь - это не череда высоких целей и задач, которых надо последовательно добиваться и настойчиво решать (чтобы выжить в той же конкуренции). Отсюда отношение к качеству жизни как чему-то объективному и «заданному извне». С присущим ему апагогическим мышлением «среднестатистический» россиянин рассуждает: «Не загадывай вперёд, как бог приведёт». Он скорее пассивно приспособится к сложившимся обстоятельствам, чем специально напряжётся и изменит их к лучшему. Этому способствует ещё и низкий уровень рефлексивной образованности: то, чего человек не знает и чем не умеет пользоваться, он не рассматривает в сфере своих притязаний, а значит, соглашается на меньшее, чем мог бы обладать.

Известно, что прозрение приходит через страдание. Оказавшись в затруднительной ситуации, стеснённый проблемами, нормальный человек напрягает мозги и задумывается о том, какими резервами воспользоваться и как выпутаться из беды. Если сегодня отдельные люди для раскрепощения своих возможностей всё больше обращаются к коучам, то в масштабе общества это должно быть осознанным обращением к развитию своей когнитивной культуры, к принципиальному повышению качества своего мышления.

Это - наш главный внутренний резерв. И он нам уже доступен через когнитологический коучинг. Мои коллеги и я в Русской аналитической школе для этого и работаем. 

Для решения этой задачи 3 апреля 2016 года РАШ провела творческую встречу, на которой было рассмотрено научное открытие, связанное с принципиальным повышением внутренней когнитивной мобильности на основе последних достижений в области когнитивных наук. Принципиальное повышение внутренней когнитивной мобильности открывает новые перспективы как к повышению качества нашего мышления (освоения новой научной парадигмы), так и к повышению качества нашей жизни в целом. Видео этой творческой встречи доступно в Интернете на Youtube по ссылке: https://youtu.be/ip1lGF5j_1c.

Литература:

1. Голви Т. Работа как внутренняя игра.- М.: Альпина бизнес букс, 2005. С.34.
2. Материалы первых Всероссийских конференций и Международных семинаров «Качество жизни». Сборник статей. - М,: ВНИИТЭ, 1999-2002 гг.
3. Гусевская К.С.  Качество жизни населения: понятие, показатели и современное состояние / http://www.rae.ru/forum2011/14/609.
4. Источник: http://rusjev.net/2015/05/18/realnoe-padenie-vvp-rossii/

(Опубликовано в сборнике научных трудов
по материалам
Всероссийской научно-практической конференции
28 апреля - 16 мая 2016 г.
г. Екатеринбург

Издательская группа «Знание»
Главный редактор: С. Ю. Радченко)


Рецензии