Александр Лонин. Институциональное оформление...

ДОКЛАДЫ, ПРЕДСТАВЛЕННЫЕ УЧАСТНИКАМИ КОНФЕРЕНЦИИ:

Автор: ЛОНИН Александр Викторович, к.и.н., доцент кафедры истории и гуманитарных наук, Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева (СибГАУ), г. Красноярск, Россия

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ВЛАСТИ ЛУЧШИХ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Одной из главных особенностей исторического развития российского общества является, уходящая своими корнями вглубь веков традиция народоправства. Источником власти на Руси издревле выступал народ, а складывающиеся исторически на разных этапах формы народовластия были адекватными отечественной культуре и русским национальным традициям государственными институтами. Понимание народоправства в российской цивилизации свои истоки берет еще в аристотелевской теории аристократической формы правления. Аристотель еще в IV веке до н. э, то есть, примерно за полторы тысячи лет до образования Древнерусского государства, определил содержание понятия аристократия, а также раскрыл сущность аристократической формы правления.
Под аристократией мыслитель понимал лучшую часть общества, выделяющуюся на фоне основной массы населения своими добродетельными качествами: честностью, государственным мышлением, умением поставить общественные интересы выше личных выгод. Именно этой части общества, по мнению Аристотеля, должна принадлежать политическая власть. От того, в какой мере в том или ином государстве органы власти будут состоять из лучших людей, зависит благосостояние страны, ее устойчивое развитие. «Так как аристократический строй стремится доставить преобладание в государстве наилучшим из граждан, - писал Аристотель, - большинство состоит из совершенных во всех отношениях людей. Да и вообще кажется совершенно невозможным, чтобы оказалось благоустроенным такое государство, которое управляется не лучшими, но дурными людьми». (1)  Следовательно, аристократия по Аристотелю – это власть лучших людей. Лучшие люди - это самая передовая часть общества, являющаяся эталоном духовности, морально-нравственных качеств, а также обладающая способностью и возможностью повести за собой общество по пути совершенствования общественных отношений, достижения гармонии властей.
Именно такой подход к пониманию аристократии нашел свое воплощение в исторической практике Древней Руси, где сложился особый путь формирования государственной власти, основанный на преобладании во всех политических институтах лучших людей. Следовательно, понятие народовластия в русской традиции, по своему содержанию тождественно аристотелевскому пониманию аристократической формы правления. Народовластие на Руси – это и есть власть лучших. В древнерусских источниках, главным образом, в летописях, эта категория людей обозначается по-разному: «лучшие люди», «лепшие люди», «нарочитые люди», «добрые люди» и т.д. Все эти понятия тождественны и обозначают ту часть общества, которая выступает в качестве главной движущей силы социального прогресса в опоре на национальные традиции, культуру общества, учитывая присущий данному обществу способ воспроизводства общественной жизни.
В качестве институциональных форм социального авангарда на Руси IX - XI вв. выступали дружина, вече, формирующаяся церковная организация. Рассмотрим княжескую дружину как одну из форм институционального оформления социального авангарда Древней Руси. Княжеская дружина является одним из самых ранних государственных институтов Древней Руси. Понятие «дружина» происходит от слова «друг», то есть состояла из наиболее близких князю людей, использовавшихся его безграничным доверием. На заре своего существования, то есть в IX - XI вв. дружина формировалась из среды варягов, игравших ведущую роль в ранней истории Древней Руси. Вопрос о варяжском влиянии на развитие Древнерусского государства до сих пор в исторической науке не решен однозначно. Ряд исследователей убедительно доказывают, что варяги, из среды которых сформировалась первая династия русских правителей,  являлись  родственным славянам народом. Не случайно, в русских летописях варяги названы Русью.
Источником формирования дружины, как отмечается в исследованиях отечественных историков, помимо варягов, находившихся на службе у русских князей, являлось купечество русских городов. Княжеская дружина была неоднородным формированием, состояла из разных иерархических структур. Так, В.О. Ключевский выделяет высшую и низшую дружину. В высшую дружину входили т.н. княжие мужи (бояре), младшая же дружина состояла из т.н. детских (отроков). (2) Помимо слова «отроки», обозначающего младшую дружину, в древнерусских летописях встречаются аналогичные понятия «чадь», «гриди». Эти понятия также являются обозначением низшего в древнерусской иерархии слоя дружинников.
Отношения между князем и дружиной выстраивались продолжение общинных отношений, основанных на равноправии, совместном труде и справедливом распределении материальных благ. «БоВолодимир – любя дружину и с нею думая о строе земленем, и о ратях и о уставе земленем». (3)Так отмечает летописец отношения дружины с князем Владимиром – одной из ключевых фигур в истории Древнерусского государства. Князь советовался с дружиной по важным вопросам внутренней и внешней политики. Дружина имела большое влияние на князя. В древнерусских летописях приведены многочисленные факты, свидетельствующие о том, что мнение дружины имело для русских князей решающее значение при принятии судьбоносных государственных решений.
Так, князь Игорь перед началом военного похода против Византийской империи в 944 году, собрал дружину для совета. Именно, мнение дружины решило судьбу этого похода. (4) Князь Святослав, пользовавшийся, как явствует из летописи, огромным авторитетом у своих дружинников, благодаря, таким личным качествам, как смелость, мужественность, личная скромность, также не принимал важных решений без совета с дружиной. «Повесть временных лет» доносит до нас летописный рассказ о том, как в 971 году, решая вопрос о заключении договора с Византией, Святослав совещается с дружиной. Решение о заключении мира с Византийским императором князь принял при полной поддержке своих дружинников. (5)
Основной функцией княжеской дружины на Руси была военная. Дружина вместе с князем выступала в военные походы, решая важнейшие геополитические задачи Древнерусского государства, отражала набеги агрессивных кочевых племен, совершавших опустошительные нашествия на русскую землю. Вместе с князем дружина во время полюдья  объезжала подвластные  Киеву восточнославянские племена.
Вместе с тем, роль дружины в Древнерусском государстве не ограничивалась исключительно военной функцией. Важнейшую роль дружина играла именно как совещательный орган при князе, без совета, с которым не принималось ни одно важное решение. Дружина была одним из главных институциональных  оформлений социального авангарда в Древней Руси. Неслучайно в русских летописях, повествующих о княжеской дружине, неоднократно отмечается, что в ее состав входили «лучшие мужи». Присущий коллективистскому обществу процесс воспроизводства социального авангарда, аккумулирования его в политических институтах, являлся одним из главных факторов устойчивого развития Древней Руси  IX - XI вв. Княжеская дружина как политический институт сыграла большую роль в придании устойчивости, гармоничности развитию древнерусского общества и государства.

Литература:

1. Аристотель. Политика // Аристотель. Сочинения в 4-х томах. Т. 4. М., издательство «Мысль», 1983, С. 502.
2. Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций. В трех книгах. Кн. I. Ростов на Дону, издательство «Феникс», 2000, с. 150.
3.Повесть временных лет. //Под ред. В.П. Андриановой – Перетец. Издание 2-е исправленное и дополненное, СПб, «Наука», 1999, с. 178.
4.Там же, с. 191.
5.Русские летописи. Т. 11. Ипатьевская летопись. Рязань: Александрия, 2001.

(Опубликовано в сборнике научных трудов
по материалам
Всероссийской научно-практической конференции
28 апреля - 16 мая 2016 г.
г. Екатеринбург

Издательская группа «Знание»
Главный редактор: С. Ю. Радченко)


Рецензии