Наталья Коротина. Неравенство распределения расход

ДОКЛАДЫ, ПРЕДСТАВЛЕННЫЕ УЧАСТНИКАМИ КОНФЕРЕНЦИИ:

Авторы:
КОРОТИНА Наталья Юрьевна, к.э.н., доцент, Челябинский Филиал, Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы при Президенте Российской Федерации г. Челябинск, Россия;

ОСТАНИНА С. С., студент, Челябинский Филиал, Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы при Президенте Российской Федерации г.Челябинск, Россия:

НЕРАВЕНСТВО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДОХОДОВ В РФ

В настоящее время в большинстве случаев неравенство уровней благосостояния рассматривается как социально-экономическая дифференциация, и в качестве ее главной причины выступает дифференциация (неравенство) доходов населения. Неравенство доходов является фундаментом рыночной экономики, обязательным условием ее эффективного функционирования, сильнейшим мотивационным двигателем, заложенным в природе человека. Начало реформ, связанных с переходом к рыночным отношениям, привело к расслоению общества по доходам, к увеличению различий между слоями и группами населения.

Увеличение неравенства в доходах не только усиливает социальную напряженность в обществе, но и подрывает предпринимательскую активность, снижая потенциал экономического роста. Экономический рост и бедность взаимозависимы: снижение уровня бедности определяется ростом экономики, возможность иметь более высокие доходы стимулирует экономический рост.

Осознание необходимости снижения глубокого неравенства, сформировавшегося в 1990-х годах, в России заметно возросло в последние годы, как в среде научного сообщества, так и со стороны органов государственной власти. Снижение уровня неравенства и создание равных возможностей для различных групп населения становится одной из приоритетных задач государства.

Проблема неравенства в России стоит очень остро: такой глубины неравенства по доходам, как у нас, нет ни в одной европейской стране. По данным за 2013 год коэффициент Джини в России, отражающий отклонение фактического распределения дохода по 10%-ным группам населения от ситуации гипотетического равенства, составил 42% (рис. 1). Еще более высокие показатели неравенства характеризуют ряд стран Африки и Латинской Америки, например, в ЮАР коэффициент Джини — 58%, в Бразилии — 55%. [2, с. 85]

Можно считать, что в России неравенство не просто высокое, а избыточное. По данным исследований Всемирного банка, неравенство становится избыточным начиная с уровня 30–40% для коэффициента Джини. Избыточным принято называть неравенство, которое не просто очень глубокое (но которое, начиная с определенного уровня, играет уже не стимулирующую, а дестимулирующую роль в экономике и вызывает негативные социальные и экономические последствия. В этом смысле неравенство становится не просто социальной проблемой, а существенным тормозом для роста экономики.

Рассмотрим распределение общего объема денежных доходов в России.

Итак, из данного графика видно, что наибольшую долю доходов порядка 47% в стране имеет 20% группа лиц, имеющих наибольшие доходы. Около 5% доходов в России имеет группа лиц с наименьшими доходами. Данные статистические данные ярко показывают дифференциацию доходов населения, в развитых странах средний класс занимает около 70%, а в нашем случае если сложить три двадцати процентные группы населения, то их доходы составляют порядка 46%, что равняется доходам одной группы населения с наибольшими доходами.

В последние годы в России около половины экономических субъектов не платит налогов, не производит социальных отчислений. По экспертным данным, в «тени» производится около 50% ВВП. Так же расчеты показывают, что полное собирание налогов сможет снизить их размеры не менее, чем в 1,5 раза. [4, с. 214].

 За 14 лет оплата труда в России снизилась на 10,6%. Доходы от предпринимательской деятельности, социальные выплаты и доходы от собственности возросли соответственно на 4,7% ,3,3% и 3,3%. Существенный рост этой части доходов увеличил неравномерность в распределении доходов в целом, поскольку доходы от собственности и предпринимательства получает не более трети семей, а остальные их вовсе не имеют.

Преобладающая часть доходов населения по-прежнему формируется за счет оплаты труда. Если в организациях и на предприятиях государственной и муниципальной форм собственности разрыв в оплате крайних децильных групп остается умеренным, то в частном секторе он выше более чем вдвое. В негосударственном секторе, как правило, заметно выше доля лиц крайних групп — с наиболее низкими и наиболее высокими заработками.

Из данной таблицы можно наблюдать положительную динамику, но все же за чертой бедности находится очень большое число населения, так по данным Росстата, за чертой бедности (с доходом ниже прожиточного минимума) в РФ находятся около 16 млн. человек.  Очень трудно судить исходя из статистики, ведь из разных источников, выходят различные данные.

На дифференциацию доходов населения сильно влияют региональные различия, обусловленные природно-географическим положением регионов, их экономической и социально-демографической спецификой. В 2015 г. среднемесячная зарплата в Москве и Санкт-Петербурге составляла соответственно 60 800 руб. и 41 300 руб., а в целом по России 32 000 руб. Это обусловлено сосредоточением в Москве и частично в Санкт-Петербурге основного массива финансово-кредитных и корпоративных структур с высокими и сверхвысокими доходами. Так в Москве контрастность доходов высших и низших групп населения проявляется особенно сильно.

Высокие доходы характерны для нефте- и газодобывающих регионов таких, как Тюменская область, северных областей (Республика Саха (Якутия), областей с широко развитой внешней, в том числе приграничной торговлей- Мурманская область, Хабаровский край , Сахалинская область.

В Уральском федеральном округе в Ямало-Ненецком автономном округе средняя заработная плата составляет 77 993 руб. при индексе потребительских цен равном 112,1%; в Челябинской области – 28 652 руб. и 114,7%; в Курганской области -  21 113 руб. и 118% соответственно. Наблюдается тенденция увеличения рассматриваемого индекса при увеличении среднемесячной номинальной зарплаты.
Неравенство в доходах и его негативные социальные последствия усугубляются в российском обществе притоком мигрантов из республик бывшего СССР, а также из Китая и Вьетнама. Они в основном заняты торговле, строительстве, сфере услуг, жилищно-коммунальном хозяйстве, имеют свою неформальную, зачастую полукриминальную систему структур и отношений. Но в подавляющем большинстве мигранты влачат жалкое существование, поглощены заботой о том, чтобы прокормить себя и что-то заработать для своей семьи, оставленной на родине.

На сегодняшний день в существующей системе налогообложения необходимо перенести тяжесть с менее доходного населения на более доходное, то есть ориентироваться на прогрессивную шкалу налогообложения.

Так  эксперты по заданию правительства, работающие над «Стратегией-2020», фактически признали социальную и экономическую политику правительства несостоятельной, поскольку она воспроизводит бедность. [1, с. 113].

Основу организации оплаты труда составляет потребительский бюджет работника. В России минимальный прожиточный минимум является очень низким, и он не позволяет обеспечить нормальное существование человека.  Правительство РФ установило прожиточный минимум за I квартал 2016 г. в размере 9776 руб. на душу населения, для трудоспособного населения - 10524 руб., пенсионеров - 8025 руб., детей - 9677 руб. [3] Однако установленная государством минимальная заработная плата получается практически всегда ниже этого прожиточного минимума, что противоречит Трудовому кодексу РФ.  Так с 1 января 2016 года, она составляла 6204 рублей. Эти цифры явно ниже представленного выше прожиточного минимума за 2016 год.

Итак, из выше сказанного можно сделать вывод, что государственная политика России в области перераспределения доходов в данный момент является не очень эффективной, так как наряду с «традиционной» бедностью появились «новые бедные», которых по их социальному статусу, квалификации и образованию, а также демографическому положению никогда не относили к низшему социальному классу. Их низкие доходы вызваны небольшой зарплатой на государственных предприятиях, высоким уровнем безработицы, невыплатой зарплаты. Решающая предпосылка повышения эффективности экономики и стабилизации социальной обстановки – это создание возможностей большой трудовой самореализации и тем самым получения хорошего заработка у большинства населения.

Литература:

1.  Данканич С. А. Неравенство доходов населения: виды и последствия/С.А. Данкич//Проблемы современной экономики. -2015. - №3. С. 107-123.
2.  Доклад о человеческом развитии в Российской Федерации за 2014 год / под ред. Л.М. Григорьева и С.Н. Бобылева. — М.: Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации, 2014. С. 85-90. [электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://ac.gov.ru/files/publication/a/4758.pdf
3.  Официальная статистика. Неравенство и бедность. [электронный ресурс] // Режим доступа: URL: (дата обращения: 16.04.2016)
4.  Яковенко Е.Г., Христолюбова Н.Е., Мостова В.Д. Экономика труда: Учеб. Пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 319 с.

(Опубликовано в сборнике научных трудов
по материалам
Всероссийской научно-практической конференции
28 апреля - 16 мая 2016 г.
г. Екатеринбург

Издательская группа «Знание»
Главный редактор: С. Ю. Радченко)


Рецензии