Как защитить профсоюзную собственность?

Как защитить профсоюзную собственность? Как защитить собственность трудящихся?

Вот вопросы, которые поставили перед собой участники семинара по теме «Собственность», проведённого 25-26 февраля в областном Совете федерации профсоюзов.

По окончании семинара состоялся «круглый стол», в котором приняли участие:

председатель Совета областной федерации профсоюзов Юрий ИЛЬИН; 

заслуженный юрист Российской Федерации Игорь ДЕМЕНТЬЕВ; 

кандидат экономических наук, начальник отдела муниципальной собственности администрации г. Екатеринбурга Василий ФЕДОТОВ;
 
кандидат философских наук Валерий МОЛЧАНОВ; 

народный депутат, член Совета федерации Сергей РАДЧЕНКО.

Ниже мы приводим выдержки из выступлений участников «круглого стола».

        ДУМАЙТЕ    САМИ,
        РЕШАЙТЕ   САМИ: 
        ИМЕТЬ  ИЛИ  НЕ  ИМЕТЬ.

   Игорь ДЕМЕНТЬЕВ.  На территории нашей области находится около 70 объектов профсоюзной собственности. Это санатории, туристические базы, дома отдыха, здание областной федерации профсоюзов. Для управления этой собственностью создан фонд профсоюзного имущества, возглавляемый правлением. Председателем правления избран Юрий Ильин. Важнейшее дело, которое удалось реализовать за это время, это разработка договора о разграничении права собственности. То есть права пользования, владения, распоряжения профсоюзной собственностью между Советом федерации независимых профсоюзов России и облсовпрофом. Такой договор был заключен 21 сентября прошлого года. Сейчас это по сути единственный документ, который извне признает наше право собственности.
 
     К сожалению, со стороны властей мы такого документа не имеем.  И создаётся впечатление, что пройдёт достаточно длительное время, прежде чем что-то изменится в этом отношении. Речь ведь идет прежде всего о таком имуществе, как здравницы, спортивные сооружения, туристские базы. Вопрос этот очень важный и решать его необходимо как можно быстрее.

     Со стороны же местных властей идут пока такие предложения. Например, руководство областной федерации получает от областного комитета по управлению госимуществом постановление: представить до 1 декабря документы, подтверждающие право собственности. При отсутствии таких документов собственность объявляется государственной. Понимаете, какой диктат!  Разве можно доходить до такого отношения с общественной организацией!

     Далее такое отношение к профсоюзной собственности нетерпимо!  Мы готовы к любому решению. Если сочтут нужным передать её государству, пусть передают вместе с обязанностями по содержанию этой собственности.

   Константин ШЕСТОВ, заместитель председателя обкома «Электропрофсоюза». Практика показывает, что мы, как правило, опаздываем. Вот такой семинар о собственности опоздал минимум как на год. Защитить профсоюзную собственность, те же здравницы сейчас очень трудно.  Почему? Общественное мнение, на которое мы должны были бы опираться, вряд ли сейчас очень нам поможет. В позапрошлом году заполняемость здравниц была очень большая. В прошлом году заполняемость уже резко снизилась. А в этом году, когда стоимость путевки составляет 20 и более тысяч, наполняемость здравниц фактически подходит к нулю. И сегодня нам нужно уже доказывать трудящимся, почему так получилось. А ведь уже год назад мы видели, к чему это приведёт. И если бы тогда мы обратились к трудящимся с просьбой о поддержке, чтобы мы управляли этой собственностью в их интересах, они бы нам помогли. Сейчас вот мы, к сожалению, это упустили, и у нас поддержки нет.
     Нам нужно перестроиться, чтобы не опаздывать и работать хотя бы параллельно с административными структурами.

   Юрий ЦЫБУЛЯ, корреспондент «Р.С.»  Как можно сформулировать роль профсоюзов в отношении не только профсоюзной собственности, но и шире, по отношению к процессам в сфере собственности, происходящим сейчас на каждом предприятии?  Ведь реальность приватизации, по моим наблюдениям, буквально сбивает, людей с толку!  Какие рычаги воздействия на эти процессы имеются у профсоюзов?
   Валерий ЛАПИН, председатель профкома комбината «Ураласбест».  Если на предприятиях – акционерных, неакционерных заключаются коллективные договоры, а инициатором их заключения являются профсоюзные комитеты, то в коллективном договоре оговариваются все вопросы, в том числе и по собственности. И как никогда здесь вырастает роль профсоюзов, поскольку возрастает роль коллективного договора. В связи с тем, что экономическое состояние всех наших предприятий совершенно разное и поставить их в одинаковое положение какими-то законодательными актами невозможно, здесь и возникает необходимость учесть все эти моменты с помощью коллективного договора.

   Юрий ИЛЬИН.  Здесь можно сослаться на типичный пример вмешательства профсоюзов в решение вопросов собственности. Недавно, например, правовой отдел и Совет федерации поддержали тружеников авторемонтного завода в их конфликте с администрацией, возникшем по поводу несправедливого разделения акций при проведении закрытой подписки. А коллективный договор приобретает сегодня самое важное значение. В нем определяется и стоимость рабочей силы. На уровне области позиция профсоюзов представлена и в трехстороннем соглашении с администрацией области и союзом предпринимателей и промышленников.

   Сергей РАДЧЕНКО.  Чтобы защитить собственность, нужно разобраться с тем, что такое собственность, поскольку мы, профсоюзы, являемся, наверное, третьими по значимости собственниками в области. Это следует из трёхстороннего соглашения, одной из сторон которого является областная федерация профсоюзов. Мы представляем с вами работников наёмного труда, собственностью которых является рабочая сила. Чтобы что-то защищать, нужно определиться с тем, что же мы защищаем. Самое важное для нас сейчас учёба, без неё – никуда!

   Виктор БОРОДИН, председатель обкома лесных отраслей промышленности.  По моему глубокому убеждению идущая приватизация – это сплошное надувательство наших работников. Во-первых, не имеет значения, какой это будет вариант приватизации – первый или второй. Вариантов должно быть не менее пяти-шести, чтобы рабочий мог выбрать тот, который наиболее близок к его интересам.  Возьмем хотя бы второй вариант, где 51 процент акций может выкупить коллектив. Не исключена ведь возможность, что из них процентов десять акций уйдёт на сторону, а значит, у коллектива не будет контрольного пакета акций. Далее, оборудование на акционируемых предприятиях, как правило, устаревшее. А это значит, что трудовой коллектив должен будет работать только на инвестиции, для того чтобы это оборудование обновить. То есть не будет прибыли, не будет обещанных дивидендов на акции. Акции обесценятся, и тогда придут «крутые ребята» с портфелем, где лежат 5-6 миллионов, и скупят эти акции за бесценок.  А наш собственник, труженик, опять становится рабом.

     С первого октября все основные фонды вздорожали в среднем в 30 раз. А стоимость ваучера осталась прежней и колеблется сегодня на уровне стоимости двух килограммов колбасы. Так вы объясните, какую роль сегодня играет ваучер? Да никакой!

   Валерий МОЛЧАНОВ. Как быть профсоюзному работнику, когда к нему приходят люди с вопросом: что делать с ваучером?  Мне кажется, что если профсоюзный работник будет воплощать эту ваучеризацию с энтузиазмом, без всякого критического и разумного к ней отношения, то он себя дискредитирует.

     Что такое ваучер?  Коротко говоря, ваучер – это символ собственности.

Бумагу выпустили, а чем её отоварить – бог его знает!  А раз бумагу выпустили, а отоварить её надо и сделать это нечем, то выпускают новую бумагу под названием акция. Что такое акция?  А акция – это тоже символ собственности вместо самой собственности.  Это как поцелуй – символ любви, так же и акция является символом собственности. И так же как поцелуй может быть без любви, так и акция может быть без собственности.

     Вообще-то люди, которые разбираются в отношениях собственности, знают, что акции существуют, для ловкого и элегантного перераспределения собственности.  Вот перераспределять или отнять собственность акции – удобнейшее средство, а наделить собственностью – средство неудобное.

   Юрий ЦЫБУЛЯ.  Если одной из доминант сегодняшних процессов в сфере собственности является перераспределение, то правильней, наверное, говорить не о приватизации собственности трудящимися, а скорей об экспроприации этой собственности. Ведь в соответствии со смыслом этого слова должно происходить наделение всех частной собственностью, а происходит её перераспределение, то есть передача от одних к другим.

   Валерий МОЛЧАНОВ. Дело в том, что все мы являлись собственниками своей рабочей силы ещё до того, как Михаил Сергеевич стал генеральным секретарём.  И то, что с научной точки зрения это так, подтверждается каждый раз, когда мы расписываемся в ведомости по получению заработной платы. Ведь это общественное признание, что наша способность к труду является нашей частной собственностью. Поэтому когда говорят: даёшь приватизацию, то для меня это означает ломиться в открытую дверь.

   Герман СОТНИКОВ, председатель отраслевого совета председателей профсоюзных комитетов профсоюза работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения. Наше общество прошло через различные этапы. Была у нас экспроприация. Сейчас мы переживаем другой этап – приватизацию. А посмотрите, ведь это по сути одно и то же. Только в первом случае мы экспроприировали богатых, сегодня же идёт экспроприация бедных.

     Две недели назад я был на итоговом заседании акционерного общества. Сидело в зале 400 человек акционеров, сидит президиум. В нем директор, представитель головного предприятия Автоваза. У каждого акционера определенное количество голосов. А вот сидит представитель Автоваза с количеством голосов, в 1,5 раза превышающем количество голосов всех сидевших в зале. А речь шла о распределении жилья на 1993 год. Администрация предлагает жильё очередникам продать. А коллектив просит, чтобы люди получили его бесплатно, как и те, что получили его прежде. И стоило вот этому акционеру с Автоваза отдать свой голос в пользу администрации и все то, что говорилось в зале, было бы бесполезно. Но хорошо товарищ попался умный, я с ним поговорил, объяснил, что это дело внутреннее, и он воздержался при голосовании.

     То есть нынешнее акционирование, по моему глубокому убеждению, - это фикция и самый глубокий обман наших трудящихся. Но всему миру известно, что акционирование ни к чему не приводит для трудящихся. По его результатам обогащается только какая-то небольшая кучка людей.

     Прошедший семинар, конечно же, очень интересный. А что же дальше?  Я думаю, надо продолжать процесс этой учёбы. И не только по этой теме.

   Василий ФЕДОТОВ. Та линия реформ, которая сформирована правительством Гайдара, терпит совершенно очевидный крах. Объективно перед нами  встаёт вопрос:  чего мы хотим, почему хотим это, а не то. Почему связываем свои перспективы с таким, а не иным выбором.

   Юрий ИЛЬИН. Если мы с вами не разберёмся с тем, что такое собственность, если профсоюзный актив не овладеет этим понятием, то вряд ли будет успешной социальная защита членов профсоюза. Хотелось бы сделать такую учёбу постоянным процессом для профсоюзных работников.

Рис. М. Жилкина;
О. Панькова.
Опубликовано: «РАБОЧЕЕ СЛОВО», № 10 (164), 15 – 21 марта  1993 года.

(Материал для публикации предоставил В. А. Молчанов - кандидат философских наук).


Рецензии