Интернатовские

  Много лет я проработала с детворой. Любить чужих деток непросто. Кто - то скажет это работа, зачем их любить, у них родители есть. Я думаю по-другому. Если не любишь детей, значит это не твое. Ищи другую работу. Но одно дело работать с обычными детьми и совсем другое с особенными детками. Мне выпало испытание,  поработать в школе - интернате. Работала в школе я мало, но запомнилось. Официально название такое - школа - интернат для учащихся  с ограниченными возможностями здоровья. Для людей длинно и не совсем ясно и поэтому в народе школу называют просто – дурдом. Да, грубо звучит, но что поделаешь?

  У всех детей есть диагноз разный, и случаи были разные. Был в моей группе  мальчик Артур, ему 14 лет. Думала он такой, как другие дети. Оказалось, нет. Оставлять его одного нельзя, грозило это большими неприятностями. На прогулках мы идем туда, куда хочет Артур. Если он не хочет идти на площадку, то мы не идем. Да конечно, другие дети страдают, но пойти с детьми, а его оставить с другой группой, нельзя. Его поведение непредсказуемо. С детьми своей группы Артур играет и общается сносно. В тот день, воспитательница другой группы попросила на время взять трех мальчиков, с девочками она репетировала к празднику, а мальчики ей мешали. Я согласилась, мы часто помогали друг другу. Ребята пришли на площадку. Стали все вместе играть в футбол. Вижу, что с появлением ребят из другой группы Артур стал нервничать, громко кричать, стал возбужденным. Мальчик, стоящий на воротах, ловя мяч, упал. Я подбежала к нему, он лежал, ныл, тер колено. Слава богу, ничего страшного, просто ушиб. Пока смотрела колено и успокаивала вратаря, из виду потеряла Артура. Оглянулась, вижу, сидит на скамейке, голову нагнул, в руке что - то блестит. Я бросилась к нему.
- Артур ты чего!? Что случилось!? Молчит и сосредоточенно режет куском стекла себе левую руку!
- Артур отдай. Отдай мне. Говорю тихо и спокойно, по-другому нельзя.
- Ты дура! Уйди на...
- Артур, ты хороший парень! Ты умный! Правда! Я глажу его по руке, по которой быстрыми ручейками стекает  кровь.
- Дура! Все дураки! Убью всех на...
- Артур,  я знаю, что  ты лучше всех делаешь «колесо», покажешь?  Сама потихоньку разжимаю пальцы со стеклом. Силой я с ним не справлюсь, только лаской и хитростью.
- Ну, вот смотри какой ты хороший, самый лучший! Выкидываю осколок стекла подальше и вытираю кровь на руке. Придется идти в школу, нужно рану обработать.
- Все хорошо.
 Артур бежит к столу улыбается.
- Смотри, как я умею! На столе делает стойку на руках. Потом опускает ноги параллельно земле. И в таком положении замирает на несколько секунд.
 - Молодец! Смотрите, как Артур умеет. Все дети хлопают Артуру. Он довольный, улыбается.
Сегодня до вечера дожили нормально. А вот после ужина не могли найти Артура. Только что был здесь, и никто не увидел, куда он убежал.

  Обыскав весь интернат внутри, все пошли на территорию. Искали везде, на площадке, возле котельной, гаража, столовой. В кустах, возле дорожки услышала шепот. Зайдя за кусты, увидела парочку – Артур и девочка одной из воспитательницы, взятая ею под опеку. Обнимаются, целуются. Девочка только днем в интернате, а вечером должна быть «дома». А она тут, с Артуром. После мама Артура кричала мне в телефон: «Вы куда там смотрите?! А если  девчонка родит?! Я нянчить не буду! За что вам деньги платят?!»

  Странно, откуда про этот случай узнала мама Артура?! Оказалось, ей позвонила воспитательница, опекунша той девочки. Это она мне «подножку подставила». Я же не уследила за Артуром! Несколько раз обращалась к директору, по поводу поведения Артура. Прошло почти полгода, и вот, наконец- то увезли мальчика на комиссию. Что там за решение было, не спрашивала, но Артур теперь находится в другом интернате.


  Руслан хороший парень, с ним не бывает особых проблем. Ему очень нравится Вика. Вике всего 13, но на вид ей можно дать  больше. Высокая, голубоглазая, длинные  светлые волосы закрывают всю спину. Она знает себе цену. Ей нравится, что мальчики смотрят на нее, пробуют ухаживать. Она, хитро улыбаясь, ходит, держась за руки то с одним мальчиком, то с другим. На уроках строит глазки, молодому учителю, кокетничает. Руслан первый выбегает в гардеробную, чтобы подать ей пальто, нарисовал ей открытку, в столовой старается сесть поближе к Вике. Но она никакого внимания на него не обращает. А сегодня когда Руслан наклонился, чтобы подать ей сумку, Вика толкнула его, Руслан упал под дружный смех детей.  Несколько раз делала замечания Вике. Однажды  в ответ услышала: «Так, ты …… будешь вякать, скажу директору, что ты разрешаешь нам курить в спальне и бьешь нас!»

  Никак не получалось мне поставить на место Вику. Вечером все смотрели фильм. Я вышла посмотреть, как две девочки убирают в учебной комнате. Вернулась, Руслана среди детей нет. Спрашиваю, где Руслан? Все молчат. Пошла его искать, но нигде мальчика не было. Я очень боялась, тут до беды недалеко. Что делать!? Где искать его? Все просмотрела, осталась кладовка в конце  коридора. Там уборщицы складывают ведра, швабры. Заглянула в кладовку и отлегло. Сидит на батарее, с убитым видом. Футболка мокрая. Видно, что ревел и вытирался ею.
- Руслан, что ты тут один сидишь? Молчит.
- Знаю, все из-за Вики. Молчит.
Сажусь рядом с ним. Обнимаю его.
- Не нужна она тебе. Она плохая девочка. Ты болел тогда, она украла у малышки из первого класса, заколку. Ее на линейке стыдили перед всей школой. Пошли, умоешься. Завтра соревнования. Ты же у нас лучший защитник, все ребята это знают. А еще ты должен быть сильным. Имя Руслан значит - лев. А лев самый сильный. Удивленно смотрит на меня.
- Что, правда?!
- Конечно, правда! Улыбнулся, молча встал, пошел умываться.

  Зима. Все - таки красиво у нас зимой. Снег пушистый все закрывает. Простая сетка рабица и та превращается в ажурное чудо. Детвора  рада – идем на каток. Хорошо каток рядом, идти пять минут. В прошлом году катались по очереди. Двое катаются, четверо бегают следом. Не было коньков. Потом шум и потасовки: «Ты катаешься долго, я тоже хочу!» Приходилось устанавливать очередность и следить за временем, чтобы все покатались. На катке много взрослых и детей. Один мужчина все стоял и смотрел на интернатовских, как я драки разнимаю. После спросил, сколько детей в группе. А через неделю принес четыре пары коньков! Ох, и радости и крика было! Выхватывая коньки друг у друга, мальчишки стали примерять ботинки. Мужчина стоял и улыбался. Ждал, когда все померяют.
- Боюсь, вдруг большие или малы. Я тогда замену принесу.
На мое предложение зайти к директору, он ответил, что подарок сделал не для того, чтобы «спасибо» услышать. А после тихо сказал: «Сам рос без коньков и велика, завидовал всем. Все должно быть вовремя».

  Сегодня мороз. Но все просятся на каток. Говорю детям,  ладно пойдем, только недолго побудем, а то замерзнете. Катались весело, под музыку. Радости – море. На катке встретила знакомую женщину, каталась вместе с нами. Все дети уже хорошо катаются. Только Рита долго болела и на катке второй раз. Рита упала, но удачно, как я учила, руки вперед вытянула. Знакомая была рядом, помогла ей встать, отряхнула от снега. Я тоже подъехала.
- Ушиблась?
- Немножко, - улыбаясь, отвечает Рита.
Смотрю на замерзшие покрасневшие пальцы. Варежек нет. Знакомая то же смотрит на красные Ритины пальцы. На следующий день знакомая принесла две пары варежек.
- Вот две пары для Риты, вдруг потеряет. Рита: «Я уже взрослая, можно я отдам  Насте, своей сестре?»
- Конечно можно, только боюсь, что ей они будут великоваты. Рита улыбаясь:
«Ничего, зато тепло».

  Закончились зимние каникулы. Начались занятия. Но вот беда, не всех детей родители привезли. Приходиться воспитателям самим собирать «своих» деток. Хорошо, что в основном дети живут в двух поселках один  за 12 км,  а другой за 17 км. Поехали в поселок. Почти все жители – цыгане. Было совсем темно, когда нам удалось найти нужный дом. Он оказался огромным, с большим двором. Овчарки подняли дружный лай. Как заходить?!  На шум вышел хозяин и что - то громко крикнул псам. Собаки легли и дружно завиляли хвостами. Хозяин махнул рукой, приглашая нас в дом. Зашли. Полумрак. Накурено. По углам метнулись тени. Чьи - то ноги торчали из под кровати. Хозяин громко заговорил по - цыгански. Но ему никто не ответил. Мой муж, перешагивая через малышей на полу, метнулся к кровати и вытащил на белый свет Никиту.
- Твой?
- Да, наш. Еще одного нужно найти.
Тут хозяин рванул дверцу шкафа и вытащил орущего во все горло Романа. Малыши на полу испугались и стали кричать.
Больших объемов цыганка, сгребла всех малышей и унесла в другую комнату. Хозяин громко кричал, Никита и Роман перешли на вой. От дыма слезились глаза и першило в горле. С трудом я нашла двери и мы вылетели на улицу. Муж волочил упирающихся  мальчишек. Засунув ребят в машину, мы выдохнули.

  Случалось, дети убегали из интерната. Бежали домой. Юрка после каникул сильно скучал по дому. Дома у Юрки мать, временами запивает и старая больная бабушка. Отец сидит. Спрашиваю: Юр, ты все написал? Молчит, потом начинает ныть: «Домой, домой».
 - Пошли к ребятам. У них новая игра. Миша принес. Юра опять: «Домой, домой». И так целый день. Следили за ним. И не уследили. Сбежал!

  Оставила группу на сменщицу и бегом домой, просить мужа ехать, искать Юрку. Муж бурчит: «Почему ты должна искать?! Да потому что, Юрка из моей группы, я не углядела, значит мне искать. В общем, пока муж отпросился у начальства, пока собрались. На всякий случай взяли мое старое зимнее пальто. Потом в магазин, за конфетами для Юрки. А время  уже 14 часов. Домой Юрка мог доехать только на электричке. Поехали на станцию. На маленьком вокзальчике ни души, кассирша,  продав билеты, закрыла свое окошечко. Я сразу кинулась к расписанию. В сторону Юркиного села не проходил ни один состав. Это наше счастье! Пошли  вдоль железки. Слева километров в двух темнеет лес. Я смотрю на лес с опаской. Супруг приметил это, сказал: «Что ты боишься?  Это же не лес, а посадка!  Там от силы два километра в ширину. За посадкой - село. Не побежит твой беглец туда. Тут он где- то спрятался, недалеко, электричку ждет». Начинало темнеть. Шагаем, изредка кричим: Юрка, Юрка! Где он может быть?! Тишина. Вдруг муж показал в сторону от насыпи: «Смотри, следы!» Точно, следы! Ведут к старым, полуразваленным сараям. Дальше стали пробираться по сугробам молча, стараясь не шуметь. Внутри  сарая темнота, включили фонарь. В углу засопело, защелестело темное пятно. Муж в два прыжка достиг угла и схватил в охапку нашего беглеца. А он и не думал убегать. Молчит. Дрожит как "последний лист". Замерз. Курточка и шапка не рассчитаны на долгое сидение в холоде. Закутала Юрку в свое пальто, пригодилось.
- Эх, Юрка, зачем сбежал?! Молчит, сопит. Без приключений добрались домой. Вечером в интернате увидела возле дверей нашей спальни ребят старшеклассников.
- Вы кого тут ждете?
- Никого.
- Идите к себе. Ушли. Зашла в спальню. Юрка трясется на кровати. Спрашиваю: ты чего?!  Ребята наперебой ответили за него: «Он боится. Его старшие хотели бить, чтобы не сбегал». Подумала, придется несколько дней охранять Юрку, и сказать  большим, чтобы забыли такие методы – старшевать!

  Работал в интернате молодой парень Александр. Он был рабочим по двору. Считался хорошим работником, не злоупотреблял, как другие. Максим  тайком  курил и «стрелял» сигареты у рабочих. Но сегодня их не было на месте, а был незнакомый для Максима, Александр. 
В этот день рабочий лопатой сгребал сколотый лед с дорожки.
- Дай сигаретку.
- Не дам.
- Дай, что жадный, да?!
- Не мешай, отойди.
- Дай, а то пожалеешь!
Максим толкнул ногой большой кусок льда. Лед ударил по ноге Александра. Рабочий от неожиданности неловко повернулся, и упал на лед. «Да ты что творишь! А ну пошли к директору!» - закричал рабочий.

  Александр хотел схватить Максима за капюшон куртки, но тот ловко увернулся и побежал. Александр за ним. Максим залез на сугроб, а по нему на крышу  невысокого сарая. Рабочий не отставал. И вдруг Максим поскользнулся и полетел с крыши вниз. Под сараем лежала  куча старого железа. На нее и угодил Максим. Крик перекрыл все звуки. С крыши Александр видел, как быстро снег вокруг пацана, становится красным. Он спрыгнул с крыши, на ходу разматывая шарф. Пострадало «мягкое место».  Железо разрезало половинку, разрез был глубоким. Подбежали еще рабочие, общими усилиями спеленали Максима, пытаясь хоть как - то остановить кровь. Вызвали скорую. Увезли Максимку зашивать. Выговор получила воспитатель группы. Александр писал заявление по собственному, но директор уговорил его остаться. Рабочих и так не хватает.

  Вот и весна пришла. Местами в тени, под забором, деревьями, домами еще лежит снег. Но небо уже сияет голубизной,  в его глубину хочется нырнуть как в речку и поплыть далеко, далеко за облака. 

  Сегодня банный день. С самого утра все дети радостные, возбужденные. Все ждут баню. Баня в другом конце большого школьного двора. Малышей в бане моет воспитатель и уборщица тетя Катя. А большие моются сами. Только раза два за время помывки заглянет к мальчишкам физрук. А к девочкам дежурный воспитатель. Таких детей, даже больших надолго нельзя оставлять одних. После завтрака первые пошли мыться малыши, потом девочки. В предбаннике дети оставляют грязную одежду, а приготовленную для них чистую, одевают после бани. Наконец- то большие мальчишки дождались своей очереди. «Ребята, собирайтесь, в баню. Я забыла свой платок в воспитательской комнате. Идите, я вас догоню» - торопливо сказала воспитательница.

  Она  работала совсем мало и не знала, что в бане для детей все есть - мыло, шампунь, мочалки, полотенца. Собираться им не надо. Ребята  решили, что незачем одеваться, если потом все равно раздеваться. Они быстро скинули всю одежду, оставшись в костюме Адама. Выскочили на широкий двор веселой стайкой. На секунду замерли. Не ожидали, что на улице так холодно. До бани чуть более двести метров. Впереди огромные лужи, в которых купалось солнце и воробьи. У них тоже помывочный день. Мальчишки взяли старт и помчались. Летели  прямо по лужам, поднимая волны, и миллионы брызг. Удивленные воробьи, не ожидая такого нападения, взлетели на высокие липы. Дети, взрослые облепили окна. Из прачечной и слесарки вышли мужчины, женщины. Все смеялись. Дворник Егорыч махал лопатой и что-то кричал. Но мальчишки смеялись и орали так громко, что никто ничего не понял. Рванув на себя двери бани так, что чуть не сорвали ее с петель, вся ватага с криками залетела в предбанник.

  Вечером директор вызвал на ковер воспитателя и  долго беседовал. Больше объяснял, чем ругал. Молодая, неопытная, а тут текучка. В общем, на первый раз пожалел. Зато все долго вспоминали этот случай и смеялись.

 Пасха. Великий праздник. Для наших детей в особенности. Воспитателям разрешалось в этот день походить с детьми по кладбищу. Сколько было радости от такой «прогулки». Не меньше детей радовались сельские бабушки. В народе считается, что детское поминание самое лучшее! Детвора постарше, зная, что их ждет, запасалась пакетами. Малыши быстренько снимали с себя рубашки, свитера, завязывали рукава, и собирали конфеты, яйца и прочее угощение в такие самодельные «сумки».

   Николай  из  седьмого класса все предусмотрел. Он еще дома набрал побольше сумок и пакетов. Симпатичный, улыбчивый со светлой волнистой шапкой волос, Коля очень нравился сердобольным бабушкам, он знал это. Он научился  креститься и вежливо отвечать всем: «Воистину Воскресе»! И бабушки в умилении от такого правильного поведения, щедро накладывали  в его сумку угощения.

  За день он сделал несколько «рейсов» на кладбище. Воспитатели закрывали на это глаза. Да пусть. Один день такой в году! Вот Николай и отоварился, по полной. Но не теряй нюх, как говорится! На обед и полдник, он не пошел. Сказал, что есть, не хочет. Спрятавшись в укромном месте, он стал поглощать свою добычу. Сколько он съел сразу яиц, неизвестно. После ужина все дети смотрели фильм. Совсем недавно спонсоры подарили огромный телевизор. Дома ни у кого нет такого большого экрана, поэтому детвора любит смотреть фильмы и детские передачи. Но до конца посмотреть фильм не получилось. Кто - то из детей не закрыл дверь в коридор. И все услышали сначала стоны, а потом дикие крики. Кричал Коля! Воспитатели и дети бросились в спальню. Николай катался по полу, истошно воя и держась за живот. Он собрал в кучу все ковровые дорожки, раскидал постель и матрасы на всех кроватях. Срочно вызвали скорую.

  В этот же день на летучке, директор сказал все, что думал. С этого дня было запрещено посещать кладбище, с детьми.

  Николай вернулся через два дня. Хмуро смотрел в пол, ни с кем не разговаривал. Предчувствовал разбор полетов. Перед началом уроков прозвенел звонок на общешкольную линейку. Директор похвалил детей за работу в теплице, и за уборку территории. Потом сказал, что приходится говорить о неприятном случае из-за поведения Николая. К этому моменту педагогический такт закончился. Директор не выдержал и заорал страшным голосом: «Николай – голодный! (детвора захохотала) Выходи в центр! Посмотрим и послушаем тебя!» Колька сорвался с места и изо всех сил рванул к выходу, к дверям. Старшие ребята бросились вдогонку. Он схватился руками за дверную коробку. Ребята тянули его в сторону коридора, а он рвался на выход. Рубашка Николая стала потрескивать по швам. Один рукав уже болтался на ниточках. Побелевшие  пальцы скребли краску и дерево. И все - таки оставляя рукав и карман, он вырвался и убежал во двор.

   После выходных воспитателей ожидала новость. Привезли двух новеньких, сестру и брата. Брат старше на год, но этого не видно, кажется, что они одного возраста. И им где - то около 5 лет, но оказалось что брату 8, а сестре 7 лет. Но мы к такому уже привыкли. А вот то, что эти дети не говорили, совсем, это было проблемой. Дети только мычали! Чтобы у них не спросили они говорили в ответ – м…м….м…. .  Садились они всегда рядышком. Спокойно сидели с полминуты. Потом начинали мерно раскачиваться. Как неваляшки вправо - влево, без остановки и без конца. Это не было игрой. Что это, не знаю. Впервые у нас такие дети. Зачем их привезли к нам? Чему мы сможем их научить? Вопросы без ответа. Между собой воспитатели стали называть этих детей  «болванчиками». Я про себя назвала их – «молчуны». Как же было их жалко! В пятницу убирали с детьми в учебном классе. А «молчун» стоял и смотрел, как дети работают. Подмели пол, а совок забыли принести. Я говорю, ну вот ребята совка - то нет у нас. «Молчун» ушел, через минутку возвращается  с совком в руках.
- Ой, какой ты молодец! Совок нам принес!
- М….м…м….
-Будешь нам всегда помогать?
- М…м…м… .
В общем, поговорили хорошо. Прошло две недели и «молчунов» перевели в другую школу.   

  Вот и май. Готовимся к Дню Победы. Работы – вагон. Выступление. Одежда. Нужно постирать всем белые рубашки. Если их сдать в прачку, получишь что - то серое,  непонятное. Воспитатели стирают праздничную одежду дома, хотят, чтобы их детки были не хуже других. Все прошло хорошо, возложение венков, цветов, минута молчания, концерт.

  После обеда пошли погулять. Тепло, даже жарко, поснимали свитера, кофточки. Дошли до проулка. По нему дорожка ведет к обмелевшей реке. Заныли хором: «Викторовна, пойдем к реке». Хорошо говорю, но купаться нельзя  - вода холодная. Подошли к воде. Девочки стали барахтать ладошками в воде. Закричали: «Ой, холодная, какая!»  Я следила, чтобы не намочили обувь, не подходили близко к воде.  В это время мальчишки – хитрецы, тихо отошли и забрались на небольшой косогор сзади нас. Я и не заметила. Мы наблюдали за течением воды,  рассуждали,  когда появятся мальки. Всю эту идиллию  разрушил крик: «Берегись!» Мальчишки в одних трусах летели с бугра в воду. Девчонки с визгом бросились дальше от воды.  Я в ужасе. Ребята плюхнулись в воду и заорали на всю округу. Еще бы не заорать,  вода – лед! Вылетели на берег, стуча зубами. Ругать было поздно. Стали натягивать брюки на мокрые трусы.
- Нет! Ребята, не пойдет так! Снимайте трусы! Быстренько соорудили из рубашек «ширму» и за ней прыгая на одной ноге, одевали  брюки. Отвернувшись от девчонок, выкручивали трусы и прятали их по карманам. Я так боялась, что кто - нибудь из детей заболеет! Но все обошлось. По договоренности этот «заплыв» остался между нами.

  А в этом году появился у нас Толик. Толик – даун. Полностью лысый, и только в одном месте на голове было темное пятнышко коротких волосиков. Толику 8 лет, большой! Вот думаю снова - здорово. Что с ним делать - то?! А тут еще так называемая, мамаша Толи! Абсолютно ей было не до ребенка. Однажды у нас с ней такая беседа произошла.
- А может быть, вы заберете Толика себе, насовсем?
- Как себе?
- Ну, так, к себе домой!
При этом мамочка видно обедала, громко стучала ложкой, и прихлебывала что-то.
- А вы думаете, что Толик- вещь? Захотел - отдал?
Дальше было какое - то бормотание, вперемешку с крепкими выражениями. Я выключила телефон.

  В понедельник мамаша привезла Толика. После обеда пошли гулять, вирус летом чуть отступил и нам разрешили поиграть на детской площадке. Дети были очень рады. На площадке под деревьями была тень. Но разве дети будут сидеть в тени?! Им хотелось покататься на карусели и качелях, на «самолетике» и огромной «пчеле». Толик поначалу тоже потопал к песочнице. Но играл мало. Пришел и сел на скамейку.  И тут я обратила внимание, как он одет. Теплые, зимние штанишки, свитер! Полный кошмар! Я быстро сняла с него все, что можно. Он ни за что, не хотел снимать штанишки. Я увидела сельского мальчика в шортах, который играл неподалеку. Подозвала его и показала Толику. Смотри вот мальчик в шортах, сегодня очень жарко, давай снимем твои брюки. У тебя вот то же шорты говорю и показываю на трусики. Кое – как удалось снять это имущество. А когда пришли в интернат. Я посмотрела, какие еще вещички, оставила Толику мама. А вот только больше нет вещей! Ничего! Гуляй сынок, при 30 градусной жаре в зимних брюках. На голову тоже нечего было надеть. Конечно, мы вышли из положения. Дома поискав в старых вещах, я нашла две футболки, легкие брючки и бейсболку. Переживем теперь жару!

 Толик любит смотреть бокс, борьбу спортивную. Однажды подошел ко мне и стал трясти за рукав.
- Ты что, Толик, хочешь?
- Я, я, я!
- Что ты?
- Я, я, я!
А потом встал на ковер. И показал, как он умеет. Движения боксера и борца. При этом в нужном месте говорил –
- Ха! Ха! Ха!
Я не верила своим глазам.
- Как!? Да ты у нас спортсмен?! Толик довольный заулыбался.
- Кто же научил тебя? Толик молча, показывает на экран телевизора.
- Да ты что! Сам научился, по телевизору!
Толик от такого счастья, что его поняли, прыгает на меня. Обхватывает за шею. И как щенок, тыкается мне в лицо губами. У меня слезы. Я не ожидала такого от него!

  Любимая игра Толика такая. Когда я спускаюсь вниз по лестнице, он спешит мне навстречу, подпрыгивает и снизу вверх прыгает на меня. Обхватывает меня ногами и руками. Обнимает и довольный, вися на мне, как обезьянка, смеется!

  Я пою в хоре. Сегодня после работы, репетиция. Я решила, что пока дети пишут домашнее задание, немного попою. Я тихо стала распеваться.
- Ах ты, степь широкая, степь раздольная!
- Ах ты, Волга матушка, Волга вольная!
Дети привыкли, что я часто пою. Пишут и внимания не обращают на меня, но Толик впервые такое услышал. Он потихоньку подошел ко мне и сел рядом. Внимательно не отрываясь, смотрел мне в рот. Я пою дальше.
- Ой, да  не степной, орел подымается,
- То речной бурлак разгуляется.
Толик все так же смотрит, а потом тихо начинает петь в такт мне, правда без слов.
- А-а-а-а!
И снова в конце строки песни.
- А-а-а-а!
Дети побросали ручки и с интересом все стали слушать наше пение. Я продолжаю петь
- Не летай, орел, низко ко земле.
- Толик – е-е-е-е – э
- Не гуляй, бурлак, близко к берегу.
- Толик – у-у-у-у-у.
Когда мы с Толиком закончили петь. В классе на миг повисла тишина. А потом все радостно захлопали и закричали.
- Ура! Ура! Здорово! Дети подбежали ко мне. Каждый хотел обнять. Толика хлопали по плечам, а он от такого шума закрыл уши руками, «спрятал» лицо в моем платье.
- Ну что ты Толик!? Ты так пел! Всем понравилось. Правда, ребята?
- Да, да, всегда пойте вместе! 

  Сколько детей, столько и судеб. Учился в интернате Иван – крестьянский сын. Нет, дети его так не звали. Про себя ему такую кличку, дали взрослые. И ведь не зря! Трудолюбивый  Иван, выполнял любую работу. А совсем рядышком с интернатом жили, были дед и баба, и не было у них детей. Получалось все как в сказке. Иван, как  и многие старшие ребята, помогал местным жителям по хозяйству. К старикам он стал чаще заходить. Они по стариковски все рассказывали о своем житье, о том, что нет у них детей, как тяжело управлять огород, и сад. Им помощь, а Ивану небольшая, но денежка. А работы в селе много, особенно с апреля и по сентябрь. Иван копал огород, помогал посадить картошку. Под руководством  деда чинил забор и палисадник. Осенью помогал убрать урожай. Зимой пилил дрова, чистил дорожки от снега. Так он работал не один год. И вот выпускной. Перед отъездом Иван зашел к старикам. И тут его ждал сюрприз. Дом и всю усадьбу свою, хозяева подарили Ивану!  Все было оформлено документально. Иван был рад и горд. Он – владелец дома и участка! В интернате все поздравляли Ивана и были рады за него. Иван поступил в училище, закончил его, женился, родился малыш. Нужны были деньги. Иван приехал  в село и продал дом.

  «Поспели вишни в саду у дяди Вани». А  у нас поспели абрикосы! Разные -  сортовые и дичка, у нас их зовут жердели. В урожайный год, вся земля в палисадниках, на тропинках – оранжево- желтая. Хозяева иной раз не знают, что делать с урожаем. Спросите у наших сорванцов. Они знают!

  Однажды увидела в тумбочках у ребят абрикосы. Проходит день, другой, но мальчишки их не едят. Выкинуть, снова принесут. Решила посмотреть, что дальше будут они делать. Есть пропавшие, невкусные?

   Увидела! Нашли где-то пластиковые бутылки, срезали горлышки. В стаканчиках проделали отверстия, вдели веревки. В стаканчики положили перезрелые, мятые абрикосы. Налили немного воды. Во дворе в укромных местах повесили на деревья. Осталось немного подождать. Жаркое солнце, доделает начатую работу. Не успела я предпринять меры, как «докладчики – коллеги» доложили начальству.

  Стол у директора оказался крепким. От ударов огромного кулака подпрыгивал  пустой бокал. Я стояла, думала, разобьется или нет?

   Катя и Лера учатся в разных классах. В интернате они прославились своей враждой. Катя живет в нашем селе и после ужина ей разрешено идти домой. Утром она приходит вовремя, к зарядке. А Лера живет далеко, поэтому она в интернате проживает до каникул. Я не знаю, что произошло между ними, но Лера с Катей, как кошка с собакой. Дети шептались, что Катя стала дружить с мальчиком, который раньше дружил с Лерой. Любовные страсти! А сегодня после завтрака - проверка спален. Я быстренько проверила содержимое тумбочек, поправила подушки и покрывала, ковровые дорожки пылесосили вчера. Со спокойной душой ждала проверку нашей спальни. Пришла комиссия и стала все проверять. Дошла очередь до Катиной постели. Проверяющая приподняла край покрывала с одеялом и  все увидели сардельки, половину пирожка, два кусочка хлеба, раздавленные шоколадные конфеты! Почти весь вчерашний ужин. Я была в шоке. Ведь Катя не ночует в школе! Тогда откуда эти припасы? Разбирательство шло долго. Девочки из моей группы сказали,  что видели как рано утром, еще до зарядки, в спальню забегала Лера. Лера наотрез отказывалась и кричала, чего ждать от кучи голодранцев, что у Катьки четверо младших братьев и у нее всегда припрятаны запасы еды, для своих. Катя ревела во весь голос и кричала, что ничего не прятала, а после ужина ушла домой. Закончилось скандалом между мной и воспитательницей Леры. Меня обвинили в том, что я не смотрю как надо за детьми. А умею только вешать все на других. Было так тяжело все это! Стоя у окна, я тайком вытирала слезы, когда почувствовала, как сзади  кто-то гладит меня по костюму. Оглянулась,а это самая маленькая Нина, из  моей группы.
- Нина, что ты?
- Ничего. Просто. Ты хорошая.
- Смотри Нина, ветки водят хоровод!
- Где? Не вижу.
  Я поставила Нину на подоконник.
-  Смотри на фонарь. Видишь ветки собрались в кружок, как в хороводе.
- Ой, правда! Я думала, ты врешь.
- Если  тебе будет грустно, приходи сюда, посмотришь хоровод. Тебе станет легче.

Вдруг звонок. Звонит Нина.
- Викторовна, я нашла еще один хоровод веток! Я смотрю на него с моим сыном! Завтра он пойдет в первый класс!

  Жизнь продолжается.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.