Действие сценическое. Парадигма

Размышляя о театре, никак не избежать вопроса “Что есть действие сценическое с точки зрения ТЕОРИИ театра?”
Действие сценическое -
намеренный синтетический конструкт, выражаемый психофизикой актёра и предназначенный к исполнению в театре.
С позиции режиссуры определение будет следующим:
Действие сценическое -
преднамеренная комбинация смысловой обусловленности режиссёрского замысла, включающая в себя нелинейное взаимодействие осознанной актёром сценической задачи и формой её осуществления, рождённая подсознанием, в направлении достижения результата через столкновение противоречий с целью разрешения их в мизансценировании.
Таким образом, режиссёр, организуя сам процесс в системе действия несценического, выражает его, преломляясь в актёре, который, в свою очередь, будет представлять суть выраженного как действие сценическое.
В актёрской же природе
Действие сценическое -
намеренность произвольного представления актёра под воздействием воли, в раскрытии смысла, направленного на цель.
Здесь актёр есть последняя инстанция, где вышесказанное реализуется в способе актёрского существования.
“Парадоксы актёрского искусства являются мнимыми, так как это нераскрытое рациональным (научным) путём взаимодействие природных (художественных) категорий сцены: времени и пространства в их человекомерных измерениях, психики и физики актёра. Так же можно сказать, что все сценические парадоксы порождены некорректным (точнее: непривычным - Прим. И.Л. Викентьева) соединением (посредством художественного приёма, сценического образа) различной природы размерных объектов, их неравновесных взаимосвязей, подвижных нелинейных взаимоотношений”.
Яркова Е.Н., Формирование метода и системы в творчестве К.С Станиславского, Барнаул, “Агаки”, 2011 г., с. 106-108.                Довольно часто актёрская мнимость может доводить самого актёра - в силу тех или иных нелинейных взаимосвязей, неравновесных и подвижных динамических состояний - в крайнюю степень неудовлетворённости, или, напротив, огромной творческой радости. Эти границы неустойчивости и есть самостоятельная сила, которая во взаимосвязи с театром несёт в себе конфликтность, проявляющаяся в напряжённости и разряжающаяся в слове.
Каждый из нас сталкивался с ситуацией, когда собственную мысль мешают выразить слова - в силу информативной ограниченности их значений. Значение - это всегда смысл слова, обнаруживающий информативную полноту. Мысли не всегда могут быть проявлены в этой полноте. Георгий Александрович Товстоногов в своей книге “Зеркало сцены” пишет: “Способ существования актёра определяется пьесой, драматургом и сегодняшним зрителем”. Это и является подтверждением того, что текстовой конструкт есть специфика выражения мысли автора.
Театральный режиссёр и театровед Василий Григорьевич Сахновский, давая определение театру, подчёркивал, что театр есть искусство, где играют, катастрофически сталкиваясь, четыре самостоятельных силы: актёр, текст, режиссёр и пространство сценического действия.
По сему можно сказать, что действие сценическое - это синтетический конструкт, с позиции теории театра определяемый как НАМЕРЕННЫЙ. В режиссуре же  ПРЕДнамеренный, то есть являющийся смысловой обусловленностью замысла: «человек смотрит на мир сквозь прозрачные трафареты или шаблоны, которые он сам создаёт, а затем пытается подогнать их по тем реалиям, из которых состоит этот мир», - Дж.Келли (психолог, автор теории личностных конструктов).
Драматургический же текст в актёрском способе существования являет категорию НАМЕРЕННОСТЬ, сущностно выражающуюся в опосредованности через актёрскую личность и её индивидуальный потенциал с присущими ей свойствами. Таким образом можно заключить: ДЕЙСТВИЕ СЦЕНИЧЕСКОЕ- есть знак, являющий смысл.


Благодарю актрису театра и кино Марину Ларину за помощь в сборе и подготовке материала статьи и журналиста Светлану Канаеву за подготовку материала к публикации.


Рецензии