А какое слово было в начале?
1 В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
2 Оно было в начале у Бога.
3 Всё через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.
4 В Нём была жизнь, и жизнь была свет человеков.
5 И свет во тьме светит, и тьма не объяла его.
А я догадался, какое слово было первым, и только что его произнёс.
Вы тоже сможете понять, о каком именно слове идёт речь, если как я и Иоанн вообразите себе, что же тогда, в самом начале времён, произошло.
Вы можете себе представить «ничего"? Это только кажется, что сложно — я подскажу, как упростить задачу.
Попробуйте так: представьте себе сначала пустые полки и витрины в магазине. Думаю, тем из читателей, кому 55 и старше, и представлять ничего не нада, пусть просто вспомнят девяностые, а тем, кто помоложе, придётся поднапрячься — хотя... Все же видели, как народ сметает с полок гречу и растительное масло? Вот и представьте, что вместе с гречей смели и сыры, и колбасы, и вообще всё! Вы пришли в магазин, а там... «ничего»... Бабай всё унёс! И самих стеллажей нет, и витрин, и продавцов, и самого магазина. Ни улиц, ни городов — ничего нет, ни времени, ни света, ни тьмы. Но вы есть — как тот Бог. На этом-то всё и построено: Бог уже был и будет, когда Сам всё и отменит!
И вот если задуматься: ничего ещё нет, то есть вообще НИЧЕГО! Совсем ничего, даже мысли что-либо создавать нет. Так, что же произошло, когда произойти было ещё НЕЧЕМУ?
Нет, оно понятно: пути Его не неисповедимы, но зачем-то же Он сотворил нас по Своему образу и подобию! Разве не для того, чтобы мы Его лучше понимали? А потом, вы Библию читали? Нет? Почитайте, и увидите: по Книге Бог вполне себе адекватный мужик - нет, ну, сами почитайте, если не верите! Не какое-то непонятное чудище о двенадцати головах, о шестнадцати руках, а вполне себе подобный нам Бог, но с бОльшими возможностями, чем любой из нас. И главное, все поступки Его объяснимы с человеческой точки зрения. По большому счёту, кроме чудес, вечной жизни и знания истины ничем Бог от человека не отличается. А, да, то есть нет - есть ещё отличие: Он безгрешен. Но поскольку мы говорим о временах, когда ничего не было, то любой из нас на Его месте был бы безгрешен тоже - грешить-то не с кем и нечем, даже в мыслях.
Учитывая свои образ и подобие Ему, вот и вообразите ситуацию: вам ни холодно — ни жарко, ни темно — ни светло, ни сухо — ни сыро, вы вообще ни в чём не нуждаетесь, и вас ничто не тревожит — просто нечему вас беспокоить, ещё ничего нет...
Если подумать, и с нами так бывает — во время глубокого сна без сновидений! Именно во время крепкого, здорового сна вас ничто не тревожит, и в голове никаких мыслей — можно сказать, что в это время мы находимся среди «ничего», как Бог в тот начальный момент.
И что произойдёт, если среди глубокого спокойного сна вы вдруг проснётесь, будто в плечо кто толкнул? Что первое вы сделаете, с чего начнётся ваш день? А?..
Вот в полудрёме вы продираете глаза, ещё ничего не понимая — что же произошло? Может, позвал кто? «А?..»,- спрашиваете вы в пустоту рефлекторно. И с этого первого «А» начнётся ваш день — и будет всё: и свет, и тьма — пока вы будете протирать глаза; и твердь, и вода — когда вы пойдёте умываться, и всё прочее начнёт быть с первого после сна слова: «А?».
Очевидно, что так оно и вышло, когда среди НИЧЕГО погружённЫЙ в себя Бог очнулся, будто кто позвал. «А?..»,- пробудился Он в пустоте, и это «было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог», потому что ипроизнёс-то он его мысленно, в себе самом, ведь и пространства ещё не было.
Было время, когда прозрение Иоанна не нуждалось в таких подробных разъяснениях — люди лучше понимали Бога. Естественно: они родством к Адаму были ближе нашего и сохранили в себе от прародителя больше от Божественного подобия. Уверен, именно поэтому первое в мире слово «А» помещено в начале алфавита, чтобы напоминать, что именно с него начался этот Мир — всё его разнообразие, отражённое для нас в словах, и чтобы для каждого новичка, начинающего познавать огромный Мир через грамоту, «всё через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть».
И смотрите, как всё стройно получается: «А» — первое слово, но первое слово было Бог, а как Бог называет себя — «Я»; «Я» в старославянском — это «Аз», а «Аз» — это огласовка буквы «А»; всё — круг замкнулся. Так монахи, изобретавшие азбуку, увековечили первое слово, которое есть Бог. Эта их идея тем боле очевидна из стихов четвёртого и пятого: «4 В Нём была жизнь, и жизнь была свет человеков. 5 И свет во тьме светит, и тьма не объяла его». А как у нас говорят: «Ученье — свет, а не ученье — тьма»! Ученье начинается с алфавита, с его первой буквы «А» — вот вам и «свет человеков»!
Если ещё сомневаетесь, что я верно угадал, каким было первое слово, то обратите внимание на все три первые буквы азбуки: «Аз», «Буки», «Веди» — или в переводе: «Я будущее ведаю», по-другому, применительно к монашеской идее азбуки и моей догадке: «Бог будущее знает».
Итак: «А?» — слово, какое было в начале!
И это замечательно, но вот что я — атеист извлёк для себя из философских рассуждений Иоанна: Слово в начале было только у Бога, а теперь оно есть и у меня, и это что-то да значит.
Читайте слово о попе Феофане: http://proza.ru/2020/07/28/1849
Свидетельство о публикации №223112500218