Сопричастность к сотворению и умножению Добра
Из Сети.
"Цели и задачи, поставленные перед
Фондом его основателем и первым президентом Л.В. Шапошниковой, были поистине
грандиозны и направлены на практическое формирование того Светлого Будущего, о
котором так много говорится в Живой Этике - философии космической реальности. Это
Учение, созданное в сотворчестве с Великим Учителем, принесла в дар человечеству
Елена Ивановна Рерих - великая дочь России, чей бесценный вклад в мировую культуру и
науку еще только предстоит оценить. По сути, Елена Ивановна дала каждому из нас шанс:
через Знание, данное в Живой Этике, непрестанно совершенствуя себя, внести свой вклад
в Космическую эволюцию человечества, его Будущее. Со дня своего основания Фонд
носит высокое имя Елены Ивановны Рерих, и вся его деятельность строится на принципах
Живой Этики.
Совсем не случайно Л.В. Шапошникова создавала Фонд как благотворительный.
Кроме прописанных в его Уставе целей и задач, Фонд призван своей деятельностью
наглядно утверждать пользу работы на Общее Благо. Привлекая к благотворительности и
взрослых и детей не только России, но и мира, Фонд содействует пробуждению самых
лучших человеческих качеств, дает возможность почувствовать со-причастность к сотворению и умножению Добра.
С первых дней своего существования Фонд активно включился в оказание
финансовой помощи, прежде всего, общественному Музею имени Н.К. Рериха и
Международному Центру Рерихов. В частности, при содействии Фонда были созданы на
территории усадьбы Лопухиных Мемориал Николая Константиновича Рериха и Елены
Ивановны Рерих и скульптурная композиция Ю.Н. Рериха и С.Н. Рериха. В анналах
деятельности Фонда – сбор средств для организации и проведения выставок,
посвященных 70-летию Пакта Рериха, реставрация мемориальной плиты Ю.Н. Рериху,
установленной на доме, где он жил, вернувшись на Родину. Благодаря Фонду коллекция
общественного Музея имени Н.К. Рериха Международного Центра Рериха пополнилась
картинами Н.К. и С.Н. Рерихов. Фонд принял деятельное участие по сбору средств для
публикации 9-ти томного издания писем Е.И. Рерих, в реализации программы по
восстановлению памятника истории и культуры XVII–XIX вв. «Городская усадьба
Лопухиных», которую выбрал Святослав Николаевич Рерих для создания на ее
территории общественного Музея имени Н.К. Рериха.
Учрежденная Фондом в 2008 году Международная премия имени Елены Ивановны
Рерих «в целях поощрения научных исследований, связанных с изучением многогранного
научно-философского и художественного наследия выдающихся деятелей отечественной
и мировой культуры – семьи Рерихов, а также действий, направленных на сохранение и
защиту этого наследия» была присуждена в разные годы известным ученым, деятелям
культуры и меценатам. Среди лауреатов премии Воропаева Валентина Алексеевна,
кандидат исторических наук, профессор Кыргызско-Российского Славянского
Университета (2011 г.), Авдеев Александр Алексеевич, российский дипломат,
Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации, министр культуры РФ в
2008-2012 гг. (2012 г.), Борис Ильич и Надежда Михайловна Булочники, меценаты
общественного Музея имени Н.К. Рериха (2013 г.), Карпов Анатолий Евгеньевич,
советский и российский шахматист, многократный чемпион мира по шахматам,
Президент Международной ассоциации фондов мира (2016 г.), Нифадьев Владимир
Иванович, ректор Кыргызско-Российского Славянского университета (2019 г.), Людмила
Васильевна Шапошникова, ученый, общественный деятель, путешественник,
Заслуженный деятель искусств РФ, академик РАЕН и РАКЦ (2018 г.) и др.
Привлекая в орбиту своей деятельности представителей науки, обкультуры и общественности, Фонд им. Е.И. Рерих большое внимание уделяет детям. И это
не случайно, поскольку современные дети будут жить в том будущем, основание которого
творится сегодня. Разработанная Фондом целевая благотворительная программа
«Поддержка молодых дарований в области науки и искусства» с целью сохранения и
развития их творческих способностей, является чрезвычайно актуальной. Стипендиатами
данного проекта стали юные мыслители, поэты, писатели, музыканты, художники.
Помощь молодежи в раскрытии и совершенствовании их творческих возможностей
является одной из важнейших задач современности. В 2016 году Фонд учредил ежегодный
Международный Конкурс детского рисунка «Мы – дети Космоса» с целью привлечь
внимание «к духовно-нравственному миру детей, их представлениям о человеке и
Космосе, о взаимосвязи человека, планеты и Вселенной, в которой мы живем» [2].
Каждый год в рамках Конкурса юным талантам предлагается новая тема и из разных
городов России дети шлют в Фонд свои интересные произведения – размышления о
Космосе. Из многочисленных рисунков на сайте Фонда создана Космическая галерея,
виртуальные залы которой заполнены работами победителей и лауреатов, рассмотреть и
восхититься которыми может каждый желающий. Более того, из богатейшего арсенала
рисунков, посвященных Космосу, Фонд сформировал передвижные выставки, которые
побывали во многих городах и поселках страны. Часть детских работ Фонд безвозмездно
передал в дар детским больницам, детским домам и интернатам, чтобы красота,
запечатленная в них, вдохновляла и помогала выздоравливать.
С 2020 года Фонд активно занимается спасением Анастасиевской часовни с
росписями по эскизам Н.К. Рериха в Пскове и привлекает к проекту общественность.
Разработанная и реализуемая Программа, стала поистине всенародной, подтвердив на
практике, что объединенные усилия непременно дают успешный результат. Фонд привлек
к спасению Анастасиевской часовни государственные структуры, Псковский
государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музейзаповедник,
Фонд сохранения исторического наследия "Внимание", АНО «Возрождение
объектов культурного наследия в городе Пскове (Псковской области)» и СМИ.
Творческими вехами реализуемой Фондом Программы стали документальный фильм
«Анастасия» – значит «возрождение» (реж. В. Шатин), Всероссийский благотворительный
конкурс декоративно-прикладного творчества «110 лет Анастасиевской часовне в
Пскове», благотворительные концерты, публикации в СМИ.
Четверть века со дня основания Благотворительного Фонда имени Е.И. Рерих,
вместила много значимых и ярких событий. Особенно хочется подчеркнуть, что
сотрудники Фонда своим сердечным и деятельным участием в популяризации, защите и
спасении Рериховского наследия, своим альтруизмом, бескорыстием и творческим
подходом к реализации планов и программ, зажигают сердца окружающих и на деле
показывают, что нет ничего невозможного, что не смогла бы достичь объединенная сила
людей, направленная на Общее ...Други!Они зажигают сердца!Нет ничего невозможного для истинных подвижников Духа!
Так держать,дорогие друзья!
Вл.Назаров
*************
1.Юбилейный вечер Благотворительного Фонда имени Е.И.Рерих
19 ноября 2023 года в Москве в актовом зале Ресурсного центра НКО Комитета общественных связей и молодежной политики состоялся торжественный вечер, посвященный 25-летию со дня создания Благотворительного Фонда имени Елены Ивановны Рерих.
Фонд был основан в июне 1998 года Людмилой Васильевной Шапошниковой - известным ученым, писателем, общественным деятелем, доверенным лицом Святослава Николаевича Рериха, Генеральным директором общественного Музея имени Н.К.Рериха.
Юбилей собрал вместе участников благотворительных программ Фонда: жертвователей, партнеров, друзей и единомышленников.
Источник: Сайт Благотворительного Фонда имени Е.И.Рерих
https://icr.su/
******************
2.Открытие выставки «Гималайский институт научных исследований “Урусвати” - прообраз научных учреждений будущего» в усадьбе П.К.Ваулина (п.г.т. Кикерино, Ленинградская область).
12 ноября 2023 года в старинной усадьбе выдающегося керамиста П.К.Ваулина состоялось торжественное открытие выставки Международного Центра Рерихов «Гималайский институт научных исследований “Урусвати” - прообраз научных учреждений будущего».
Петр Кузьмич Ваулин (1870-1943) - руководитель керамической мастерской в Абрамцево и керамического завода в Кикерино, создавший совместно с М.А.Врубелем, В.М.Васнецовым, К.А.Коровиным и Н.К.Рерихом признанные шедевры в Москве и Санкт-Петербурге. П.К.Ваулин поставил для себя задачу «возрождения русской майолики со всей присущей ей красотой русской экзотики».
Благодаря сотрудничеству Николая Константиновича Рериха и Петра Кузмича Ваулина на фасаде здания Страхового общества «Россия» в Санкт-Петербурге на Большой Морской появился «Богатырский фриз», выполненный по эскизам Николая Константиновича в 1906 году.
Составители каталога завода Гельдвейн-Ваулина в Кикерино оставили интересное свидетельство об особенностях технологического процесса при изготовлении вышеназванного фриза. Они отмечали: «Весьма трудной задачей было передать сложную гамму серовато-белых тонов и сохранить отношение этих тонов на большой высоте. Главный фриз расположен под венчающим карнизом дома, а на такой высоте тона настолько меняются, что требовалось сделать большое количество моделей, пока удалось достичь на расстоянии такой гаммы, которая бы отвечала тонам оригинала». Эта работа с самой лучшей стороны зарекомендовала мастерскую. Первоначальный фриз был полностью утрачен во время войны и восстановлен только в 2008 году.
На открытии выставки «Гималайский институт научных исследований “Урусвати” - прообраз научных учреждений будущего» перед собравшимися выступила директор АНО «Усадьба П.К.Ваулина» Елена Кузнецова. Она поблагодарила всех соорганизаторов за сотрудничество и отметила, что экспозиция Международного Центра Рерихов стала первым выставочным проектом в усадьбе,
возрождаемой для культурной жизни гостей и жителей Кикерино, Волосово и Ленинградской области. Также посетители усадьбы имеют возможность ознакомиться с фотографиями, посвященными творениям П.К.Ваулина, размещенными в одном из залов.
Руководитель отдела выставок Дмитрий Ревякин от имени руководства Международного Центра Рерихов поздравил гостей выставки с открытием и пожелал новому культурному начинанию успешной работы. Он отметил, что сотрудничество Н.К.Рериха и П.К.Ваулина подарило Санкт-Петербургу замечательный богатырский фриз на здании Страхового общества «Россия» на Морской улице. Без прекрасных ваулинских творений, выполненных по эскизам выдающихся художников России, сложно представить русский модерн. Его лучшие архитектурные творения украшены майоликами, выполненными под руководством П.К.Ваулина. Для созданных в Кикерино мастерских рериховский фриз стал первой крупной работой. Н.К.Рерих с большим интересом относился к возрождению интереса соотечественников к русской истории, связях родной культуры с Индией и Центральной Азией, куда он направился в 1923 году. После завершения Центрально-Азиатской экспедиции художник и члены его семьи обосновались в Западных Гималаях, где был создан Гималайский институт научных исследований «Урусвати». Все научные достижения этого института Н.К.Рерих и члены его семьи завещали Родине, надеясь, что соотечественники совместно с индийскими учеными смогут продолжить начатую работу. Выставка открывается в преддверии 150-летия со дня рождения Н.К.Рериха, юбилей которого культурное сообщество отметит в следующем году.
Директор АНО культурно-образовательный центр «Извара 15» Ирина Арутюнова в своем выступлении подчеркнула, что сегодня все присутствующие являются участниками важного и яркого события в культурной жизни Волосовского района, т.к. выставка Международного Центра Рерихов открыла двери нового очага культуры, связанного с П.К.Ваулиным. «Египтяне называли художников, ваятелей - “сеенех”, т.е. “оживитель”, “воскреситель”. В этом наименовании явлено глубокое понятие сущности искусства. Как же безмерно расширяется оно, когда мы перенесем его во все проявления жизни, когда признаем в каждом украшателе обихоДа “хуДожника жизни”», - процитировала она строки Н.К.Рериха из его статьи «Художники жизни» (1931). И Н.К.Рерих и П.К.Ваулин были именно такими «художниками жизни», стремившимися внести через свое творчество красоту высокого стиля в серый обиход. Ирина Арутюнова пожелала «Усадьбе П.К.Ваулина» новых успешных проектов.
Скульптор и преподаватель кафедры монументально-декоративной скульптуры Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени Штиглица Иван Казаков, выступая на открытии, отметил, что сохранение исторического и культурного наследия керамиста П.К.Ваулина имеет важное значение для будущего. Он пожелал руководству АНО «Усадьба П.К.Ваулина» успешного восстановления усадьбы и ее территории, а также создания в ее стенах интересной экспозиции.
Перед собравшимися выступил волонтер АНО «Усадьба П.К.Ваулина» Армен Сагинян, рассказавший о ходе ремонтновосстановительных работ, которые были осуществлены друзьями усадьбы, и призвал всех желающих объединиться для дальнейшей помощи новому культурному начинанию.
Украшением мероприятия стало выступление участника музыкального проекта MAMA NATURE, художника, искусствоведа и музыканта Станиславы Малаховской, исполнившей на кельтской и хрустальной арфе ряд музыкальных композиций собственного сочинения.
Также в открытии выставки приняли участие внучка и правнучка П.К.Ваулина, специально приехавшие из Санкт-Петербурга.
Дмитрий Горный (Кикерино-Извара)
https://icr.su/rus/news/icr/index.php
*****************
3.«Мир преобразится Красотой». Выставка художественных работ Эльвиры Чистяковой
4 ноября 2023 года, в День народного единства, в Каменском Доме народного творчества (Нижегородская область) открылась персональная выставка художественных работ Эльвиры Петровны Чистяковой, председателя Международного Совета Рериховских организаций имени С.Н.Рериха. Первых посетителей выставки тепло приветствовала директор Дома народного творчества Елена Викторовна Голубева, подчеркнув, что совсем недавно завершилась прекрасная выставка Международного Центра Рерихов «Красота старины - устой настоящего и мост в будущее» и опять у нас значимое культурное событие, свою первую выставку «Мир преобразится Красотой» Эльвира Петровна открывает в стенах нашего учреждения. Вдохновенную ноту в атмосферу открытия внесло поэтическое приветствие, стихотворение «Красота» О.В.Слеповой, председателя Рериховского общества г.Заречный (Пензенской обл.).
В своем выступлении Э.П.Чистякова сердечно поблагодарила всех, кто оказал помощь и содействие в открытии выставки. Эльвира Петровна отметила, что очень важно встретить в жизни Личность с большой буквы. Такой Личностью для нее стала Людмила Васильевна Шапошникова, индолог-историк, философ, крупнейший исследователь наследия семьи Рерихов. Именно Людмила Васильевна посоветовала поехать в Сикким. Загадочно манили слова из книги Л.В.Шапошниковой «По маршруту Мастера»: «... Каждый, кто придет в Сикким, сможет получить цель в этой жизни и даже в последующей». Эльвира Петровна решила, что ей просто необходимо побывать там.
Сикким встретил Красотой! Это был 2011 год. Главное, что поражало в Сиккиме, поделилась впечатлениями Эльвира Петровна, -это многоцветие, узорчатость, радужные цвета, мелкий рисунок, украшающий практически все строения в этом северо-восточном штате Индии. После возращения домой появилось неудержимое желание рисовать, даже без специального образования. Рисование стало главным жизненным интересом Эльвиры Петровны в последующие годы, когда идеи возникали в любое время суток и неотступно требовали своего художественного воплощения. Сикким подарил Эльвире Петровне основной принцип видения и изображения увиденного - через призму сияющих красотой цветов радуги. Художник решила придерживаться только этой цветовой гаммы, и до сих пор не отступает от своего сиккимского эталона.
Когда в один из приездов в Москву она показала свои картины Л.В.Шапошниковой, в ответ услышала: - «Красота!» Это слово и стало талисманом, путеводным знаком на творческом пути Э.П.Чистяковой. Свою первую выставку, как дань глубокого уважения памяти Л.В.Шапошниковой, она назвала словами, взятыми из ее книги «Тернистый путь Красоты» - «Мир преобразится Красотой».
Еще одним важным фактом творческой биографии Эльвиры Петровны стало создание двух студий детского рисования. Работать с детьми начала по просьбе родителей, которые увидели ее картины. Первая студия, где стартовал ее преподавательский путь, получила название «Индиго». Если на первые уроки приходило всего несколько человек, то спустя некоторое время детей пришло настолько много, что не всем хватало мест. Студия стала визитной карточкой усадьбы Каменки. Затем по приглашению директора Дома народного творчества была организована вторая студия детского рисования «Радуга». Дети стали участвовать в конкурсах и занимать призовые места. Постоянно демонстрируются выставки художественных работ юных студийцев.
Главным Эльвира Петровна считает научить детей видеть и чувствовать красоту, замечать ее во всем. Художественное кредо Э.П.Чистяковой: рисовать можно все, лишь бы это было красиво! По ее мнению, воспитание культурной личности необходимо начинать с осознания ценности красоты. Для этого, благодаря инициативе Эльвиры Петровны и директора Дома народного творчества Е.В.Голубевой была создана Галерея искусств - выставочная площадка, на которой экспонируются скульптурные и живописные произведения, художественная фотография.
На персональной выставке Эльвиры Чистяковой представлены 47 работ, выполненных акриловыми и темперными краскам и 13 работ, созданных в других техниках. С первых минут знакомства с творчеством художницы зрителя увлекает яркая, радужная симфония красок. Самые разные оттенки синего и голубого, желтого и оранжевого, фиолетового, зеленых и красных тонов образуют цветовые панно, на которых все они сливаются в единое художественное пространство. Умелое использование преимуществ локального цвета сообщает картинам особую декоративность: пространственность, объем как бы переходят на плоскость, сохраняя при этом свою выразительность. Соседство контрастирующих тонов на полотнах создает цветовое «напряжение», динамизм: образы излучают сияние, горят и светятся, как жар-цвет.
Стремление Э.П.Чистяковой экспериментировать с различными художественными материалами и техниками открывает перед ней широкие возможности для творческого самовыражения. Среди ее работ живопись на холсте и картоне соседствует с витражной живописью (на стекле), история которой связана с древними восточными культурами и европейским средневековым искусством. Витражные орнаментальные работы Э.Чистяковой раскрывают перед зрителем загадку цветовой мозаики; их причудливые композиции, соединяя прошлое и настоящее, наполняют пространство картин многоцветными «пазлами», из которых возникает новая реальность - художественный образ. В композициях с цветами, написанных объемно акриловыми пастами, художник стремится воссоздать одно из «чудес» мира - жизнь природы в пору ее расцвета. Идея многомерности мира, единства его видимых и невидимых граней, пронизывает все творческие работы, представленные на выставке.
Большой интерес к культуре, искусству и философии Востока нашел выражение в тематике художественных работ Э.П.Чистяковой. Творчество художницы наполнено традиционными восточными образами (мандала, чаша, цветок лотоса, дхармачакра («колесо закона») и др.). Яркий цветовой колорит и орнаментальная замкнутость композиционных решений обогащают зрителя новым опытом соприкосновения с тем культурным пространством, которое является приоритетным для автора. Русские мотивы (цветы, «древо преблагое», «жар-птица») в художественной интерпретации Эльвиры Петровны напоминают о древнем истоке, общем для Востока и Запада, о синтезе восточного и западного начал в культуре России, соединяющей эти культурные миры. Мысль художника, запечатленная в красках, распахивает перед нами чудесный МИР искусства, в пространстве которого стираются географические границы, исчезают расстояния, преодолеваются различия, разделяющие планету на восток и запад.
«Мир преобразится Красотой», - утверждает выставка художественных работ Эльвиры Чистяковой, и своим творчеством автор делает шаги навстречу Будущему!
В книге отзывов посетители выставки оставили записи:
«Картины яркие и солнечные, радужные и философские, откликаются в душе своей энергетикой и сильным позитивным посылом. Каждая картина - это целый мир, рассказывающий о впечатлениях художника от посещения Индии и Монголии. Радужные цвета, символические сюжеты - все это настолько притягивает внимание, что хочется продолжать рассматривать и погружаться в картину, в ее цвет и внутреннее наполнение, найти «свою» картину и смотреть, смотреть, находя в ней что-то новое каждое следующее мгновенье».
И.А.Калинина, заместитель директора детской библиотеки им. А.Пешкова (г.Нижний Новгород)
«Выставка Эльвиры Петровны Чистяковой - это особое событие в наше время. Это гармония форм, линий и цвета, красота, приятная сердцу! Выставка устремляет нас в будущее, приоткрывая завесу взаимодействия плотного и тонкого миров. Очарован, всем рекомендую посетить выставку!»
В.И.Новиков, предприниматель, фотограф, путешественник (г.Краснодар)
«Картины Эльвиры Чистяковой поразили своей необычностью, богатой палитрой красок и оттенков. Волшебные узоры и орнаменты, удивительные цветы и птицы - все это дарит радость, гармонию и вдохновение. Живой, прекрасный невидимый мир существует на этих полотнах по своим законам - законам Красоты. Художница оставляет немало загадок, которые хочется разгадать, изучая ее творчество снова и снова».
О.А.Губка, учитель истории СШ 84 (г.Ярославль)
Подготовила Е.В.Троянова
https://icr.su/
*********************
4.Светлой памяти Юрия Хатуевича Темирканова (1938-2023)
2 ноября 2023 года в возрасте 84 лет ушел из жизни Юрий Хатуевич Темирканов, художественный руководитель Санкт-Петербургской академической филармонии имени Д.Д.Шостаковича, президент Международного Центра Рерихов, великий Маэстро, народный артист СССР.
Вся жизнь Юрия Хатуевича была отдана служению великой русской культуре. Он является выдающимся советским и российским дирижёром, педагогом, общественным деятелем. Юрий Хатуевич говорил, «что без культуры ни у страны, ни у народа нет будущего». Это убеждение было созвучно взглядам Н.К.Рериха, великого русского художника, мыслителя, ученого, общественного деятеля. За годы своей артистической деятельности Юрия Хатуевича снискал высочайший творческий авторитет и признание как в России, так и далеко за ее пределами. Многочисленные восторженные отклики прессы, почетные награды и звания, которыми он отмечен на родине и во многих странах, свидетельствуют о том, сколь велики его заслуги перед мировой музыкальной культурой.
Ю.Х.Темирканов родился 10 декабря 1938 года в с. Зарагеж Урванского района КБ АССР. Его отец, Хату Сагидович, возглавлял Комитет по делам искусств Кабардино-Балкарии. Когда началась Великая Отечественная война, в Нальчик была эвакуирована из Москвы группа мастеров искусств. Среди них находились С.С.Прокофьев, Н.Я.Мясковский, В.И.Немирович-Данченко, О.Л.Книппер-Чехова, И.Э.Грабарь. Хату Сагидович отвечал за их обустройство. Он делал все, чтобы в трудных военных условиях не прерывалась творческая деятельность замечательных художников. По его инициативе Прокофьев и Мясковский обратились к использованию фольклора кавказских народов и создали произведения, составившие фундамент камерного и симфонического творчества Кабардино-Балкарии. В своих мемуарах, написанных много лет спустя, Прокофьев с глубоким уважением вспоминал об этом «замечательном человеке», «человеке широких взглядов». Поглощенный работой над одним из величайших своих созданий, оперой «Война и мир», Прокофьев несколько раз навещал дом Темирканова. Через несколько месяцев военные действия развернулись и на территории Кабардино-Балкарии. Москвичи уехали на восток, а Х.С.Темирканов получил партийное задание остаться в тылу врага для подпольной работы. Комиссар партизанского отряда, он мужественно сражался с врагом, но был выдан предателем и казнен фашистами. Ему исполнился тогда лишь 31 год. Мать Юрия Темирканова, Блина Питуевна, вырастила четверых детей, сумев дать всем отличное образование.
В город на Неве Юрий Темирканов приехал еще мальчиком, поступив в знаменитую школу-десятилетку при консерватории. С тех пор этот город стал его судьбой. Здесь происходило его профессиональное становление, здесь достиг он вершин мастерства, здесь его самые преданные и, в то же время, самые требовательные и чуткие слушатели. Окончив оркестровый факультет Ленинградской государственной консерватории имени Н.А.Римского-Корсакова по классу альта, он затем обрел свое истинное призвание -дирижирование, и в лице легендарного профессора Ленинградской консерватории И.А.Мусина нашел опытного и чуткого
наставника. В год окончания класса оперно-симфонического дирижирования (1966) он стал победителем II Всесоюзного конкурса дирижеров. Этот успех положил начало большой артистической карьере Юрия Темирканова, открыв ему путь на лучшие концертные эстрады мира.
Дебютировал молодой музыкант в Ленинградском Малом театре оперы и балета в спектакле «Травиата» Дж. Верди. Среди других наиболее значимых в те годы дирижерских работ - «Любовный напиток» Г. Доницетти (1968), «Порги и Бесс» Дж. Гершвина (1972). Еще будучи аспирантом Консерватории, в 1968 году Юрий Темирканов был назначен главным дирижером и художественным руководителем Симфонического оркестра Ленинградской филармонии. За восемь лет работы Юрий Темирканов вывел коллектив на международную сцену. То были годы становления и расцвета таланта молодого дирижера, формирования его репертуара и самобытного исполнительского стиля. Сразу стало ясно - в оркестр пришел подлинный творческий лидер, способный увлечь, заставить поверить в себя, и, в то же время, требовательный и бескомпромиссный.
Следующий яркий этап творческой биографии Юрия Темирканова - его работа в знаменитом Театре оперы и балета имени С.М.Кирова (ныне Мариинском), которым он руководил в течение 12 лет (1976-1988). «Темиркановский» период - один из самых ярких в жизни прославленного театра. Маэстро зарекомендовал себя как подлинно театральный дирижер, удивительно тонко ощущающий музыкальную драматургию и выстраивающий музыкально-театральное действо с размахом и психологической точностью. Смелым новаторством были отмечены введенные Темиркановым в репертуар театра опера Прокофьева «Война и мир» и премьерные постановки «Мертвых душ» Р.Щедрина, опер «Петр Первый» и «Маяковский начинается» А.Петрова. Стремление к единству видимого и слышимого заставило его самого осуществить в качестве режиссера и музыкального руководителя постановки самых любимых своих опер - «Евгения Онегина» и «Пиковой дамы» Чайковского. И критика, и публика признавали удивительную естественность, органичность и музыкальность этих спектаклей, ставших важнейшими вехами в истории российского оперного театра.
И все же подлинная стихия Юрия Темирканова - концертное исполнительство, предоставляющее ему полную свободу творческого самовыражения, независимость в формировании репертуара. Именно Темирканов впервые ввел в практику регулярные симфонические концерты оркестра Кировского театра. Одновременно дирижер сотрудничал с самыми известными оркестрами Европы и Америки - Бостонским, Филадельфийским, Чикагским, Кливлендским, Нью-Йоркским, дрезденскими Штаатскапеллой и Филармонией, оркестрами Вены, Парижа, Берлина, Рима и многими другими. Из многочисленных рецензий стоит выделить ключевую фразу: на западе Юрия Темирканова называют «самым русским дирижером современности».
1988 год - новая веха в биографии великого дирижера: Заслуженный коллектив России академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской академической филармонии единодушно избрал его своим главным дирижером. А в 1995 году Юрий Темирканов стал также художественным руководителем филармонии. Влияние могучей талантливейшей личности на старейший прославленный оркестр России было огромно, под его управлением коллектив упрочил свое профессиональное мастерство и обрел новые свойства, позволяющие ему быть идеальным инструментом для реализации творческих идей дирижера. Присущие Юрию Темирканову эмоциональная увлеченность, душевная утонченность, живость характера и логическая выстроенность композиций -все это отличительные особенности «темиркановского» оркестра. Все новые программы, прежде чем представить их на суд мировой музыкальной общественности, дирижер долго оттачивал, дабы петербургская публика могла первой оценить достигнутый результат. Программы последних лет, сочетавшие сочинения разных стилей и эпох, демонстрировали широкий спектр творческих устремлений музыканта. Центральное место в творчестве Юрия Темирканова всегда отводилось отечественной музыке XIX-XX веков, прежде всего, сочинениям Чайковского, Рахманинова, Шостаковича, Прокофьева, Стравинского. Именно этот репертуар -«визитная карточка» петербургского оркестра и его дирижера, именно он неизменно вызывает восторг зарубежной публики и критики.
Авторитет мастера в мире очень высок, и многие оркестры стремились сотрудничать с ним на постоянной основе. С 1979 года на протяжении девятнадцати лет Юрий Темирканов работал с Лондонским королевским филармоническим оркестром, вначале в качестве главного приглашенного, а затем главного дирижера. С 1992 по 1997 он - главный приглашенный дирижер Дрезденского филармонического оркестра, а с 2000 по 2006 год - художественный руководитель и главный дирижер Балтиморского симфонического оркестра (США). В 1998-2008 гг. Юрий Темирканов - главный приглашенный дирижер Симфонического оркестра Датского радио, с 2007 по 2009 - Большого театра России, а в 2009 году Юрий Темирканов занял пост музыкального директора Королевского театра Пармы.
Юрий Темирканов - первый русский дирижер, выехавший на гастроли в США после военных событий в Афганистане по приглашению Нью-Йоркской филармонии (1986), в 1996 году в Риме он дирижировал юбилейным концертом в честь 50-летия ООН, а в декабре 2009-го в Стокгольме под управлением маэстро состоялся концерт, посвященный лауреатам Нобелевской премии.
Дирижером записано огромное количество компакт-дисков. В 1988 году он заключил эксклюзивный контракт со звукозаписывающей фирмой BMG. Обширная дискография включает записи с Академическим симфоническим оркестром Ленинградской филармонии, с Лондонским Королевским филармоническим оркестром, с оркестром Нью-Йоркской филармонии. Совместно с «Columbia artists» в 1990 году Юрий Темирканов осуществил запись Гала-концерта, посвященного 150-летию со дня рождения П.И.Чайковского, в котором приняли участие солисты Йо-Йо Ма, И.Перлман, Дж.Норман.
Однако по признанию маэстро его домом всегда был Петербург. «Этот город -мой учитель на всю жизнь. ЗДесь такая полифония, такая гармония, что к ней невозможно привыкнуть и от нее невозможно отвыкнуть. В красоте Петербурга есть пронзительный, щемящий надрыв, где даже спонтанность художественно выверена», - говорил дирижер. Привязанность Юрия Хатуевича к городу, который его взрастил и сделал музыкантом, проявилась особенно ярко в стремлении сохранить статус Петербурга как культурной столицы России, обогатить его художественную палитру новыми яркими красками. Именно любовью к городу, преклонением перед его историческими традициями вдохновлена идея создания международного зимнего фестиваля «Площадь искусств», который проводится под художественным руководством Юрия Темирканова ежегодно с 1999 года и объединяет разные виды искусств, «представительства» которых расположены на знаменитой площади. Трудно переоценить подарок, который Юрий Темирканов преподнес Петербургу, придумав и организовав этот праздник музыки. Благодаря его высокой репутации в предновогодние дни в Северную столицу съезжаются выдающиеся музыканты мира разных поколений, почитая для себя честью выступить под управлением маэстро в его родном филармоническим зале. И петербуржцы с неизменной благодарностью и глубоким уважением относятся к мастеру, концерты которого всегда проходят при аншлагах и становятся событийными, на них всегда царит приподнятая праздничная атмосфера.
Важнейшей составляющей в жизни Юрия Темирканова была его общественная и благотворительная деятельность. Маэстро являлся председателем попечительского совета Международного фестиваля детей с ограниченными возможностями «Шаг навстречу!». Он создал Международный фонд культурных инициатив, целью которого является всемерное содействие возрождению и развитию культуры как в Санкт-Петербурге, так и в России в целом. При участии фонда в Санкт-Петербургской филармонии ежегодно в мае проводятся благотворительные концерты для ветеранов Великой Отечественной войны. Им также учреждена премия Фонда Евгения Колобова в московском театре «Новая Опера».
Помощь молодым талантам - это еще одна неотъемлемая сфера деятельности Юрия Темирканова. Он был одним из первых, кто поддержал идею фестиваля «Крещендо», выступая с дебютантами на концертных площадках различных городов России. Юрием Темиркановым учреждена именная премия, ежегодно присуждаемая лучшим учащимся Средней специальной музыкальной школы Санкт-Петербургской консерватории и стипендия лучшим студентам родного вуза, а также премия для учащихся Средней специальной музыкальной школы г. Нальчика, где он в свое время учился.
Коллектив Международного Центра Рерихов (МЦР) с величайшей благодарностью и любовью относился к Юрию Хатуевичу. Он возглавил нашу организацию в 2016 году, невзирая на тяжелейшую ситуацию, в которой она оказалась в 2015 году после ухода из жизни Л.В.Шапошниковой, создателя и бессменного директора общественного Музея имени Н.К.Рериха МЦР. Это был мужественный, благородный, самоотверженный поступок выдающегося служителя Искусства, истинного интеллигента, понимающего важнейшее значение уникального наследия Рерихов для России, мировой культуры и будущего человечества и необходимость его сохранения и защиты. Мы это высоко ценим и благодарны Юрию Хатуевичу Темирканову за то, что, несмотря на огромную занятость и все трудности, он уделял большое внимание и всецело поддерживал культурно-просветительскую и научную работу нашей организации.
Всегда вызывали огромное уважение его честность, решительность, бескомпромиссность, безграничная преданность профессии, самоотверженное служение искусству и высоким нравственным идеалам. Как человек высокой культуры и активной гражданской позиции он неоднократно смело выступал за сохранение культурного наследия России, в том числе - в защиту общественного Музея имени Н.К.Рериха МЦР в самые трудные для него времена. Он был одним из немногих деятелей современной культуры, кто остался верен ее этическим идеалам и всегда сохранял высокий уровень исполнения произведений, не идя на поводу у «массовой культуры». Своей жизнью он показал пример настоящего борца за истинную культуру, выступающего против пошлости и непрофессионализма. Как писал Н.К.Рерих: «Хотя и не часты сознательные борцы за культуру, но тем больше признательности и чести им, хранящим истинные сокровища человечества. Они, как антенны, звучат по миру и воспринимают и шлют зовы благородства, утонченности и созидательства».
Юрий Хатуевич был гениальным музыкантом, великим творцом, мудрым, отзывчивым, сердечным человеком огромной силы духа! Все, кому посчастливилось бывать на его концертах, никогда не забудут это удивительное состояние полета в иной, более высокий, совершенный, прекрасный мир гармонии и красоты звука, пробуждающий в душах все самое чистое, высокое и подлинное, зовущий нас становиться лучше и совершеннее. С его безвременным уходом русская и мировая культура утратила одного из выдающихся своих представителей. Светлая память о Юрии Хатуевиче навсегда сохранится в наших сердцах!
Международный Центр Рерихов выражает соболезнования родным, близким и землякам Юрия Хатуевича Темирканова, его коллегам из Санкт-Петербургской филармонии по поводу этой невосполнимой утраты!
https://icr.su/
************
Материалы из Сети подготовил Вл.Назаров
Нефтеюганск
25 ноября 2023 года
Свидетельство о публикации №223112500289