Великие маэстро Вольфганг Амадей Моцарт, часть1
Дорогой читатель, сегодня я познакомлю Вас с гениальным композитором 18 века Вольфгангом Амадеем Моцартом и много о нем поведаю. Полное имя его — Иоганн Хризостом Вольфганг Амадей Моцарт — австрийский композитор и музыкант-виртуоз. Родился 27 января 1756 в Зальцбурге , а умер 5 декабря 1791 в Вене.
Он является одним из самых популярных классических композиторов. Своими произведениями Моцарт оказал большое влияние на мировую музыкальную культуру.
По свидетельству современников, Моцарт обладал феноменальным музыкальным слухом, памятью и способностью к импровизации. Самый молодой член Болонской филармонической академии (с 1770 года) за всю её историю, а также самый молодой кавалер ордена Золотой шпоры (1770).
В отличие от многих композиторов XVIII века, Моцарт не просто работал во всех музыкальных формах своего времени, но и добился в них большого успеха. Многие из его сочинений признаны шедеврами симфонической, концертной, камерной, оперной и хоровой музыки. Наряду с Гайдном и Бетховеном принадлежит к наиболее значительным представителям Венской классической школы. Биография Моцарта, в особенности его образ жизни и обстоятельства его ранней смерти, была предметом многочисленных споров, которые, дали почву для появления различных художественных вымыслов и расхожих мифов.
В доме, в котором родился Моцарт, с 1880 года располагается музей композитора. Его отец Леопольд Моцарт был скрипачом и композитором в придворной капелле. Мать — Анна Мария Моцарт - дочь попечителя богадельни . Из семерых их детей выжили только двое: дочь Мария Анна и сын Вольфганг.
Немного подробнее остановлюсь на детстве великого композитора. Музыкальные способности обоих детей Леопольда проявились в очень раннем возрасте. В семь лет дочь стала получать от отца уроки игры на клавесине. Эти уроки оказали огромное воздействие на маленького Вольфганга, которому было около трёх лет: он садился за инструмент и мог подолгу развлекаться подбором созвучий. Запоминал отдельные места музыкальных пьес, которые слышал, и мог проиграть их. Это произвело большое впечатление на отца.
В четыре года Леопольд начал разучивать с сыном на клавесине небольшие пьесы и менуэты. Вскоре у Вольфганга возникло стремление к самостоятельному творчеству: уже в пять лет он сочинял маленькие пьесы, которые отец записывал в тетради.
Музыкальные способности Вольфганга были удивительны: в шесть лет он, помимо клавесина, почти самостоятельно выучился играть на скрипке.
Отец был для детей лучшим преподавателем и воспитателем: он дал им прекрасное домашнее образование; они никогда в жизни не ходили в школу. Мальчик всегда с интересом отдавался тому, чему его заставляли учиться.
Леопольд хотел видеть своего сына композитором, и поэтому для начала решил представить Вольфганга музыкальному миру как исполнителя-виртуоза. Надеясь получить для мальчика хорошую должность и найти покровителя среди представителей известных дворянских особ, Леопольд решил совершить концертные путешествия по королевским и княжеским дворам Европы.
В январе 1762 году началась пора странствий семьи. Начав с Мюнхена, где они возымели успех, далее отец повез детей в Вену. По пути они остановились в Линце и там имели большой успех. Слава о детях-вундеркиндах бежала впереди них. Их уже стали приглашать во многие дома венской знати. О них узнала и сама императрица Мария Терезия и назначила дату выступления.
Пока Моцарты ждали назначенного дня, они получали множество приглашений выступить в домах венских дворян. От игры маленького Вольфганга слушатели приходили в восторг. Вскоре вся венская аристократия только и говорила о маленьком виртуозе.
В назначенный день Моцарты поехали в летнюю резиденцию императорского двора. Там императрица устроила им тёплый и вежливый приём. На концерте, длившемся несколько часов, Вольфганг безупречно играл самую разнообразную музыку: от собственных импровизаций до произведений, которые давал ему придворный композитор. Вольфганг вместе с сестрой играл в четыре руки самые разные пьесы. Императрица была очарована игрой маленького виртуоза. По окончании Моцартам было предложено угощение и предоставлена возможность осмотреть дворец. Мало того, императрица подарила Вольфгангу и его сестре костюмы для выступлений.
Надо сказать, что выступления, длившиеся порой по несколько часов, сильно изматывали мальчика. Однажды, после очередного выступления перед императрицей, Вольфганг почувствовал себя плохо, и позже слёг. Появилась красная сыпь, начался сильный жар — Вольфганг заболел скарлатиной. Благодаря хорошему врачу он быстро поправился, однако приглашения на приёмы и концерты перестали поступать, так как аристократы боялись подхватить заразу. Поэтому Леопольд охотно согласился на приглашение, пришедшее от венгерских дворян, и повёз детей в Пресбург (ныне — Братислава). Домой Моцарты вернулись в начале 1763 года.
После перерыва в несколько месяцев Леопольд с детьми совершил еще одно большое, трехгодичное, путешествие в 1763-1766 годы. Они побывали в Париже и покорили его своими выступлениями. Слава о детях-виртуозах быстро распространялась, и желание знатных особ послушать игру Вольфганга было велико. Их пригласили выступить при дворе короля Людовика XV в Версале . На новый год Моцартам даже было позволено присутствовать на торжественном пиршестве и стоять рядом с королём и королевой. В Париже Моцарты неплохо заработали, кроме того, им дарили разные драгоценные подарки — эмалевые табакерки, часы, украшения и прочие безделушки на память.
Покинув Париж, они через пролив Па-де-Кале отправилась в Англию. Пребывание в Англии ещё больше повлияло на музыкальное образование Вольфганга: он познакомился с выдающимися лондонскими композиторами — Иоганном Кристианом Бахом, младшим сыном Иоганна Себастьяна Баха, и Карлом Фридрихом Абелем. А итальянский оперный певец Джованни Манцуолли, преподал мальчику уроки пения. В Лондоне Моцартам удалось выступить при дворе короля Георга III, где вся семья была тепло принята монархом
Отец писал: «За годы путешествия с гастролями, дети совершенствовали свое мастерство. То, что он умел, когда мы выезжали из Зальцбурга, — просто тень по сравнению с тем, что он умеет теперь. Довольно того, что моя девочка — одна из искуснейших исполнительниц в Европе, хотя ей сейчас всего лишь двенадцать лет, и что мой мальчуган, коротко говоря, умеет в своём восьмилетнем возрасте всё, чего можно требовать от человека сорока лет».
По возвращении домой, Моцарты заехали в Голландию, и эта поездка чуть не оказалась для них роковой: сначала заболел брюшным тифом сам Леопольд, потом заболели и дети, едва не умерев. По дороге домой они опять заезжали в Париж, Женеву и Лион., и только в конце ноября 1766 года семья вернулась домой в Зальцбург.
Результаты путешествия превзошли все ожидания: оно принесло Леопольду и детям огромный успех, о котором они и не могли мечтать. За три года отсутствия Вольфганг из обычного ребёнка превратился в десятилетнего композитора, что потрясло друзей и знакомых.
Последующие годы Моцарт много времени отдавал созданию опер. Первыми его операми были «Митридат, царь Понтийский, которая была принята публикой с большим энтузиазмом. Такой же успех имела и вторая его опера «Луций Сулла» (1772 год). Для Зальцбурга Моцарт написал «Сон Сципиона» по поводу избрания нового архиепископа, 1772 год, для Мюнхена — оперу «Прекрасная садовница», 2 мессы, офферторий (1774 год). В 17 лет среди его произведений насчитывались уже четыре оперы, несколько духовных сочинений, 13 симфоний, 24 сонаты, не говоря о массе более мелких композиций.
Среди прочего, Моцарт написал 6 клавирных сонат, несколько скрипичных сонат и фортепианных концертов, концерт для гобоя с оркестром, два концерта и Andante для флейты с оркестром. Кроме того, концерт для флейты и арфы, три квартета для флейты, скрипки, альта и виолончели, большую симфонию № 31, прозванную Парижской, несколько духовных хоров, 12 балетных номеров.
В 1779 году он получил место придворного органиста в Зальцбурге, где сотрудничал с Михаэлем Гайдном.
В январе 1781 года в Мюнхене была поставлена опера «Идоменей», ставшая в творчестве Моцарта важной вехой.
Нельзя не отметить, что в жизни молодого композитора отрицательную роль сыграл архиепископ Коллоредо. Будучи скупым, несправедливым и невежественным, он не только запрещал Моцарту проводить выступления ради собственной выгоды, но и всячески ограничивал Моцарту доступ в дома знатных особ — потенциальных покровителей композитора. Моцарта это очень тяготило, и он пошел на разрыв отношений с архиепископом.
После этого Моцарт, полный сил и радужных надежд, решает ехать в Вену.
Симфония №41 часть1
https://yandex.ru/video/preview/4954125231649473759?noreask=1
Дивертисмент ре мажор
https://dzen.ru/video/watch/62ffe74f3c93b74770b35361?f=d2d
Турецкий марш
https://dzen.ru/video/watch/641d10f62eb65271d5ac3a47?f=d2d
Продолжение http://proza.ru/2023/12/01/337
Свидетельство о публикации №223112500330
У В.А.Моцарта реализованный через большой труд- талант. Одна из легенд гласит о том, что ещё мальчишкой, не обучившись нотной записи- написал первое своё муз. произведение(наблюдал за творчеством отца). Удивил тогда не только гостей, но и самого отца- исполнив сочинённую им мелодию по собственной нотной записи. Может это только легенда, но почему- то ей хочется доверять.
Людмила, Вы пишете о событиях и людях, к которым не равнодушны. Разделяю Ваше расположение к Вольфгангу А. Моцарту, правда, только арию Фигаро из "..." из всех его произведений изучил для игры на рояле, ... вот вспомнил: "Волшебную Флейту"- прочтение с листа.
С уважением,
Владимир Араба 03.01.2024 15:40 Заявить о нарушении
В этой части я более подробно написала о детстве композитора и роли
отца в развитии его таланта.
С уважением,
Людмила Каштанова 04.01.2024 07:03 Заявить о нарушении