3. 2. 2. Формы организации и взаимодействия бытия

Эволюция и устойчивое развитие

Глава 3 О направленности процессов в неживой и живой природе

3.2. Уточнение структуры бытия и форм его взаимодействия
...

3.2.2. Формы организации и взаимодействия бытия

Выше мы описали формы организации материи, которая может быть обозначена и как объективная реальность. В ходе эволюционного развития объективной реальности на одной из стадий развертывания нейронной формы взаимодействия материи возникла новая реальность – субъективная. Она образуется на достаточно высоком уровне развития нервной системы, когда появляются ощущения и эмоции, которые вместе с памятью и центром принятия решений формируют первый уровень сознания – организменный.

Элементы субъективной реальности на организменном уровне сознания в основном представляют собой первичные знаки, обусловленные смыслообразованием в области окружающей среды, материальной основой которых (как и всех других знаков) являются межнейронные взаимодействия. На этом уровне осознание (как элемент рациональности) еще не появилось, а мышление носит эмоциональный характер.

Второй уровень субъективной реальности связан с образованием видового сознания, и ее элементами также являются первичные знаки, но уже обусловленные не только факторами внешней среды, но и закономерностями поведения других организмов. На этом уровне появляются и знаки, связанные с оценкой влияния воздействий на достижение определенных целей (знаки целевого смысла). На этом уровне осознание присутствует на минимальном уровне, а мышление носит эмоционально-рациональный характер.

Третий уровень субъективной реальности появляется в период формирования биосоциального сознания, которое оперирует как первичными, так и вторичными знаками. На этом уровне наблюдается частичное осознание, мышление становится рационально-эмоциональным.

Элементами субъективной реальности четвертого уровня являются вторичные и третичные знаки. На этом уровне формируется устойчивое самосознание, мышление становится рациональным.

Участие в формировании субъективной реальности на всех уровнях сознания принимают и знаки эмоционального смысла – гносеологические знаки, влияющие на эмоциональное состояние организма. Знаки эмоционального смысла (ЗЭС) могут образовываться на базе любых знаков воздействий или объектов (явлений), а также на базе искусственных вторичных и третичных знаков (многие из которых не имеют никакого соответствия с объективной реальностью), и представляют собой третий аспект смысла (два первых – знаниевый и целевой смыслы). Изучением эмоциональных смыслов (а также целевых смыслов) занимается целый ряд общественных наук - психология, социология, этика, эстетика и др. Образование таких знаков может быть связано как с актуальными воздействиями на организм (например, музыки), так и с воспоминаниями эмоционально значимых событий прошлого. Мечтания, фантазии, некоторые виды творчества также тесно связаны с образованием этих знаков.

С одной стороны, знаки эмоционального смысла определяются личным жизненным опытом и являются для каждого человека (организма) в значительной степени уникальными, с другой – в процессе коммуникации происходит формирование коллективной субъективной реальности, в том числе и относительно общие представления о чувствах, возникающих у людей в той или иной ситуации. Поэтому хотя персональные знаки эмоционального смысла уникальны, их совокупность описывает одну и ту же субъективную реальность, связанную с эмоциональной сферой человека.

Совпадение количества уровней субъективной реальности (уровней сознания) с количеством форм организации объективной реальности (на уровне макромира), по-видимому, неслучайно. На организменном уровне сознание способно «работать» только с отдельными объектами, используя локальные группы нейронов. На видовом уровне начинают улавливаться системные связи – используются системы нейронов. Биосоциальное сознание способно к осознанию иерархии (через соответствующую иерархию нейронных систем, а социотехническое – вложенной иерархии (через вложенную иерархию нейронных систем).

Если перейти от уровней сознания к формам организации субъективной реальности (ФОСР), по аналогии с формами организации материи (ФОМ), то объектной форме соответствуют отдельные первичные знаки (с соответствующими знаками смыслов), связанные с познанием окружающей среды.  Системной форме организации материи соответствуют системы первичных знаков (и их смыслов) окружающей среды и организмов одного уровня сознания, иерархической – иерархия знаков и образованных на их основе знаков смысла, относящихся к разным уровням сознания (первичных и вторичных знаков), а вложенной иерархии – вложенная иерархия знаков и соответствующих знаков смысла различных уровней (от первичных до третичных).

Поскольку материальной основой субъективных взаимодействий являются межнейронные взаимодействия, они требуют определенного энергетического обеспечения. Например, мышление на уровне самосознания представляет собой последовательный поток мыслей, то есть последовательную активацию тех или иных вторичных знаков через соответствующие смыслы (знаки смыслов). Не означает ли это, что мысль материальна? Только в той степени, что для ее «производства» необходима определенная энергия. Мысль не выделяет энергию, а участвует в ее перераспределении внутри нервной системы (где она циркулирует постоянно) и частично «сжигает» энергию в процессе этого перераспределения через активацию соответствующих знаков.

При этом следует отметить, что «энергоемкость» тех или иных знаков (как элементов мысли) не имеет связи с физическими характеристиками тех объектов, которые являются предметом мышления. Это означает, что энергетические затраты на мысль о Вселенной могут быть меньше, чем на мысль об атоме, если объем знаний об атоме и их важность для данного человека выше: больше межнейронных связей образуется при формировании соответствующего знака (знаков). В случае, если расход энергии на мышление возрастает (за счет активации энергоемких знаков), расход энергии в нервной системе может временно увеличиваться (за счет перераспределения энергопотока в организме).

Возможность субъективной реальности влиять на объективную реальность (и наоборот) лежит в основе формирования третьей реальности, в которой происходит их сопряжение, – субъективно-объективной. В рамках этой реальности любые знаки могут образовывать знаки целевого смысла (ЗЦС). В субъективно-объективной реальности также можно выделить три типа взаимодействий (внутри субъективно-объективных образований, между субъективно-объективными образованиями и с окружающей субъективно-объективной средой) четырех форм организации. В качестве таких форм выступают организмы с соответствующим сознанием – организменным, видовым, биосоциальным и социотехническим.

Ранее мы выделяли непроявленную субъективную реальность, которую формируют бессознательные психические процессы (глава 2.4.4. Мир субъективного). Такая реальность формирует и свою субъективно-объективную реальность, в качестве которой выступает сам организм, вернее те его состояния, которые контролируются бессознательными психическими процессами.

Таким образом, бытие после возникновения сознания состоит из трех реальностей:

1) объективной реальности;

2) субъективной реальности;

3) субъективно-объективной реальности.

Это означает, что определенные нами в первой главе «Эволюция и устойчивое развитие» девять форм взаимодействия материи (ФВМ) относятся в целом к бытию, а не к отдельным реальностям. Правильнее их называть формами взаимодействия бытия (ФВБ), что мы и будем делать в дальнейшем в тех случаях, когда необходимо различать взаимодействия бытия и его отдельных реальностей. Разделение форм взаимодействия на реальности требует внесения определенных изменений и пояснений к изложенному ранее материалу, в частности, по формам взаимодействия.

Сначала уточним формы взаимодействия объективной реальности. В данном случае больших сложностей не возникает. Первые шесть форм взаимодействия материи (физическую, химическую, вещественную, биологическую, генную и видовую) можно считать одновременно и формами взаимодействия объективной реальности (ФВОР). Что касается седьмой формы – нейронной, то она только частично относится к объективной реальности. Эта часть связана с развитием нейронной формы взаимодействия до появления первичного (организменного) сознания. Взаимодействия с участием сознания уже относятся к субъективной и субъективно-объективной реальностям.

В субъективной реальности нами было выделено по формам сознания четыре уровня: организменный, видовой, биосоциальный и социотехнический. Кроме всего прочего, это означает, что с возникновением сознания происходит параллельная эволюция биологических организмов с нервной системой и без нее. Другими словами, биологическая форма взаимодействия организмов без нервной системы относится к объективной реальности, а та же форма взаимодействия организмов с сознанием – к субъективной и субъективно-объективной реальностям. Две новые формы взаимодействия появляются также у генетической и видовой форм взаимодействия объективной реальности.

Формой взаимодействия субъективной реальности является мышление – последовательное взаимодействие знаков (и знаков смысла) различного уровня. Таких форм четыре: мышление организменное (эмоциональное), мышление видовое (эмоционально-рациональное), мышление биосоциальное (рационально-эмоциональное), мышление социотехническое (рациональное).

Мышление приводит к принятию того или иного решения, осуществление которого реализуется в виде поведения, являющегося уже формой взаимодействия субъективно-объективной реальности. Поведение в данном случае понимается в широком смысле, включающем и деятельность живых организмов, в том числе человека.

Описанные выше формы взаимодействия бытия и его реальностей представлены в таблице 3.3. (см. иллюстрацию).

Формы организации бытия фактически являются едиными (сквозными) для всех реальностей (объект, система, иерархия, вложенная иерархия) и отличаются лишь субстратом, из которого эти формы организуются. В таблице 3.4. приведены формы организации субъективной реальности с учетом ее «элементной» базы. (см. иллюстрацию)

Как следует из изложенного ранее, каждое воздействие на организм, обладающий сознанием, может вызывать образование (формирование) трех основных смыслов – знаниевого, целевого и эмоционального, которые вместе с основными знаками (воздействий, объектов, явлений) участвуют в создании форм организации субъективной реальности.

В таблице 3.5. приведены формы организации субъективно-объективной реальности, которую образуют организмы, обладающие соответствующим уровнем сознания.(см. иллюстрацию)

Уточнение структуры бытия требует пояснения в отношении выделенных ранее типов взаимодействий. Было выделено три типа взаимодействий: внутриобъектные, межобъектные и взаимодействия с окружающей средой. Напомним, что термин «объект» имеет и другой, гносеологический смысл – предмет внимания, изучения, и в этом плане в качестве объекта может выступать как онтологический объект, так и система или иерархия объективной реальности. Поэтому, когда мы говорим о трех типах взаимодействия – внутриобъектных, межобъектных и взаимодействиях с окружающей средой, то на уровне системы это внутрисистемные, межсистемные и взаимодействия системы с окружающей средой. Аналогично обстоят дела и с иерархическими взаимодействиями. Общее название типов взаимодействий по всем формам объективной реальности можно обозначить как взаимодействия внутри материальных образований, взаимодействия между материальными образованиями, взаимодействия материальных образований с окружающей средой.

Для субъективной реальности такими типами взаимодействий являются: взаимодействия внутри субъективных образований различных форм организации, взаимодействия между субъективными образованиями различных форм организации, взаимодействия субъективных образований различных форм организации с окружающей субъективной средой.

При рассмотрении типов взаимодействий субъективно-объективной реальности возникают аналогичные взаимодействия по каждой форме ее организации, на уровне субъекта это внутрисубъектные взаимодействия, взаимодействия между субъектами, взаимодействия субъектов с окружающей средой; для социальной системы – взаимодействия внутри социальной системы, взаимодействия между социальными системами и взаимодействия социальной системы с окружающей средой. Аналогично образуются названия типов взаимодействий для социальной иерархии и вложенной социальной иерархии.


Рецензии
Вы считаете материю и реальность синонимами, поэтому у Вас и объективная, и субъективная реальности - это лишь формы организации или взаимодействия материи. По-моему, это ошибка. Реальность - это Мир. Окружающий нас мир, не зависящий от нас, есть объективная реальность, Вселенная, в которую входят и материя, и пространство, и их отношения. А мир, сознаваемый и чувствуемый нами, меняющийся в нашем знании и наших ощущениях, есть реальность субъективная, Бытие, формируемое нашими стремлениями, давлениями (воздействиями), связями.
Исходя из такого предположения, можно построить простую логичную схему мира, чем я на досуге и занимаюсь последние годы. Не агитируют, но рекомендую. Возможно, Вы в этой схеме найдёте для себя что-то новое или полезное.
С уважением,

Борис Владимирович Пустозеров   06.01.2024 09:39     Заявить о нарушении
Было написано "не агитирую". Телефон исправил на "агитируют". Не знаю, как отключить эту идиотскую функцию "телефонного исправления". Куда ни напишу рецензию, везде что-нибудь да испортит.

Борис Владимирович Пустозеров   06.01.2024 09:44   Заявить о нарушении
Добрый день!
Даже не понимаю, как Вы могли так понять, что у меня субъективная реальность является формой организации или взаимодействия материи. Это совершенно отдельная реальность (бытия), но в Вашей терминологии вы, похоже, обозначили ее бытием: «А мир, сознаваемый и чувствуемый нами, меняющийся в нашем знании и наших ощущениях, есть реальность субъективная, Бытие, формируемое нашими стремлениями, давлениями (воздействиями), связями».
В чем смысл объединения понятий бытия и субъективной реальности?
С уважением,
Владислав Ячменев

Владислав Ячменев   06.01.2024 13:00   Заявить о нарушении
"В чем смысл объединения понятий бытия и субъективной реальности?"
Субъект есть, но он не только есть, также как есть в объективной реальности любой объект, он ещё и чувствует давление и сознаёт стремления окружающих объектов. То есть каждый субъект, в отличие от какого-либо объекта, имеет собственное бытие, отличное о бытия любого другого субъекта, это означает, что он существует не только в объективной реальности, но и в своей субъективной реальности. Таким образом, субъективная реальность - это бытие субъекта.

Борис Владимирович Пустозеров   06.01.2024 20:29   Заявить о нарушении
Если я правильно понял, то Вы считаете бытием любую реальность материи, для Вас тот факт, что материя есть, означает, что у неё есть бытие? Но ведь и пространство есть, и движение есть, и энергия есть, но бытия у них нет.
У меня понятие бытия связано только и исключительно с движением физического тела, с явлением субъекта и его движением.

Борис Владимирович Пустозеров   06.01.2024 20:41   Заявить о нарушении
Если можно, еще один вопрос.
А какой термин Вы используете для обозначения совокупности объективной и субъективной реальности (бытия)?

Владислав Ячменев   06.01.2024 21:01   Заявить о нарушении
Мир. Мир - это всё, что есть и чего нет (что выдумано), это Покой и Движение, объективная реальность и бесчисленное множество субъективных реальностей.

Борис Владимирович Пустозеров   06.01.2024 21:12   Заявить о нарушении
А каким термином Вы тогда обозначаете существование субъекта в объективной реальности?

Владислав Ячменев   06.01.2024 21:28   Заявить о нарушении
В объективной реальности, то есть во Вселенной, существует только материя - материальные частицы, материальная среда и физические тела. "Существование" во Вселенной означает "движение". Любое физическое тело является субъектом собственного бытия, таким образом, сам процесс его существования во Вселенной и есть его бытие, то есть Бытие как субъективная реальность - это существование физического тела в объективной реальности.

Борис Владимирович Пустозеров   06.01.2024 22:36   Заявить о нарушении
Попробую объяснить чуть проще и немного подробнее. Мир творится Покоем и Движением, нет в мире ничего, кроме Покоя и Движения. Покой нам представляется объектами, которые есть, Движение представлено явлениями, которые мы чувствуем и сознаём. Объекты Покоя - это пространство (недвижимый покой), материя (движущийся покой) и любое отношение материи к пространству (то есть, любое действие материи в пространстве). В целом мы это множество объектов Покоя называем Вселенной и представляем как мир вокруг себя. Но почему Мы Представляем, почему мы способны представлять? Потому что Материя субъективна, а мы материальны, мы являемся физическими телами, каждый из нас - субъект, имеющий чувства и сознание.
Явления Движения - это Стремление субъекта, Давление субъекта и Связь между его стремлением и давлением. В целом все эти явления и их композиции, совокупности, сочетания и есть Бытие субъекта.
Во Вселенной любой субъект, то есть любое физ.тело это просто материальный объект, который воздействует, воспринимает, сохраняется. А в своем Бытии это тело - субъект, который стремится и сознает стремление другого субъекта, давит и чувствует давление другого субъекта, это субъект, у которого его давление на других субъектов зависит от его стремления.
Всё это больше физика, чем философия, потому что все объекты и явления определяются конкретными качествами - свойствами, которые имеют свои физические величины, которые можно выразить математическими формулами. Например, такое свойство стремления как возможность имеет предел своей величины, этот предел - постоянная Планка. А такое свойство отношения как изменчивость имеет пределом скорость света. И т.д. и т.п.
С уважением

Борис Владимирович Пустозеров   07.01.2024 07:31   Заявить о нарушении
Прежде, чем задать очередной вопрос, предварительно отвечу на Ваши. Да, «мое» бытие – это «ваш» мир в целом, такое трактование термина «бытие» допускается философией (самому мне он не очень нравится, слишком «нагружен» историческими интерпретациями), только оно состоит не из двух реальностей, а из трех. Термины «движение» и «покой» я не использую, поскольку, по моему мнению, они вторичны по отношению к термину «взаимодействие» (если заинтересует, то http://proza.ru/2023/10/23/608 ).
На всякий случай уточню. Правильно ли я понял Вашу мысль, что бытие есть только у субъекта и состоит оно из ощущений, эмоций и мыслей и не включает в себя какую-либо деятельность этого субъекта?

Владислав Ячменев   07.01.2024 09:08   Заявить о нарушении
Взаимодействовать - глагол, отвечает на вопрос "что делать", следовательно, "взаимодействие" это движение. Поэтому оно вторично (согласно Вашему воззрению) относительно Движения.
Вы верно поняли, что бытие есть только у субъекта, но складывается оно из стремлений субъекта и его давления в своем стремлении, и уже давление порождает его ощущения, а стремлениями порождаются эмоции и мысли. Давление и стремления это тоже движение, поэтому нельзя сказать, что бытие не включает в себя какую-либо деятельность субъекта, как раз наоборот, вся его деятельность это результат его стремления и давления.

Борис Владимирович Пустозеров   07.01.2024 11:39   Заявить о нарушении
С таким же успехом «двигаться» отвечает на вопрос «что делать», поэтому попытку представить взаимодействие как движение считаю неудачной.
Что касается бытия, оно у Вас является и «субъективной реальностью», и «существованием физического тела в объективной реальности», а теперь еще и включает в себя деятельность субъекта в объективной реальности. Мне представляется, что, либо термин бытие Вы используете в совершенно различных смыслах, либо для вас не существует объективной реальности.

Владислав Ячменев   07.01.2024 12:28   Заявить о нарушении
Бытие - это мир субъективных явлений, то есть это мир Субъекта, субъективная реальность. Это единственное однозначное определение бытия, которое я использую. Так как это мир явлений, то он наполнен именно явлениями, действиями субъекта, его деятельностью - что тут противоречивого?

Борис Владимирович Пустозеров   07.01.2024 14:32   Заявить о нарушении
Уточню, на всякий случай, две позиции. 1.Субъект - это физическое тело, а не только человек. Поэтому каждое тело имеет своё бытие, а логофизика изучает общие явления Бытия и их свойства.
2. Покой и Движение - это неопределимые понятия, это основа, на которой устроен Мир. Мир творится Покоем и Движением. Поэтому говорить, что "двигаться" отвечает на вопрос "что делать" - правильно, а говорить, что взаимодействие не соответствует движению неправильно. Все, отвечающее на вопрос "что делать", соответствует движению.

Борис Владимирович Пустозеров   07.01.2024 14:46   Заявить о нарушении