Память жизни

ПАМЯТЬ ЖИЗНИ.
АВТОР ПРОИЗВЕДЕНИЯ - Александра Рудэн. (Раннее - Полевая Алла Владимировна) 04.07.47. ПЕНСИОНЕР. Г. ТЮМЕНЬ.


У памяти есть две сопутствующие линии, путь большого прошлого и ежедневного – настоящего, которое открыто под кодовыми словами «здесь и сейчас» и оно уйдет через мгновенье в прошлую жизнь.
Августин Янович Микорский, профессор кафедры философии, вышел из университета и направился на стоянку автомобилей. Он на полпути остановился, вспомнил о том, что его машина находиться в ремонте, развернулся и пошел в Метро. Августин Янович был озадачен тем, что его жизнь имела большую трещину. Эля, его жена, которая была на тридцать лет моложе его, последнее время, находилась в постоянной нервозности. Так получилось, что три года назад профессор оказался с молодой девушкой у себя в кабинете, отчитывал прогульщицу Элю, студентку последнего курса. Она была спокойна и на все обвинения у нее были доводы и справки из медицинского учреждения. Озабоченный семьей и больной женой он не заметил то, что Эля притворилась и создала такую ситуацию в его кабинете, что он растерялся - она потеряла сознание. Увалень профессор перенес ее легкое тело на диван. Он принес ей воды в стакане и потер виски Эли и,  тут он заметил - до чего молодое создание было красивое. Бог послал ему позднего ребенка, сына, он учился уже на последнем курсе строительного института, а дочку жена ему не смогла родить. Отцовское чувство его захлестнуло и он позавидовал тем родителям, у которых родилась такая прекрасная девочка. Августин Янович прикоснулся рукой к ее кудрявым русым волосам, погладил их. Эля открыла карие, как теплый шоколад глаза, обхватила его шею руками, простонала:
- Профессор, я давно люблю вас.
- Как любишь? – спросил профессор, не питаясь вырываться из ее объятий.
 - Вот так, - сказала она и стала расстегивать ему пояс на брюках.
Позже, он анализировал свой поступок и пришел к выводу, что тогда, он мгновенно влюбился в эту девочку и оправданий ему не было, так как она оказалась девственницей. Они изредка встречались в его кабинете и с каждой встречей Августин был уверен в том, что он, как порядочный человек, обязан жениться на Эле. Но как сказать больной раком жене, что он уходит из семьи, и как разделить на две части четырехкомнатную квартиру, он не знал. Он никому не признавался, но уже желал скорой смерти жене и не чувствовал угрызения совести, по этому поводу - все равно, она была неизлечимо больна.  После окончание университета Эля уехала отдыхать в Сочи с сокурсниками и Августин, томим ревностью, достал путевки в санаторий, срочно вылетел с семьей в Сочи. Когда подписывал врач путевку, предупредил:
- У жены вашей последняя стадия рака, куда вы ее везете, ей противопоказано облучаться на солнце?
- Пусть порадуется морю и солнцу в тени.
- Августин Янович, не знаю в таком случае, что вам сказать. Поездка ее убьет. Да, да я не буду указывать ее диагноз.
Уже жена была в тяжелом состоянии, он привел Элю в дом, якобы помочь умирающей Наташе, которая лежала через стенку от его кабинета. Казалось всем знакомым, что ничего удивительного нет в том, что у Наташи и Августина живет студентка, на которой, впоследствии он жениться. Это была жизнь и они не очень злословили по этому поводу.
Августин Янович вспомнил смерть первой жены, переходя дорогу на светофоре. Ему стало не по себе и он стал прогонять эти томительные мысли. Зазвонил телефон, Август Янович выхватил его из кармана короткого белого плаща.
 - Алло?
Эля завизжала в трубку.
- Августин, куда ты дел мои маникюрные ножницы?
- Радость моя, я ими не пользовался.
- Брал, не брал, а их на месте нет. В квартире живут только два человека – я и ты. Я их всегда кладу на место.
- Успокойся, Эля, не кричи.
- Как не кричать. Ты, Августин превратился уже в ханжу. Не вижу цветов…
- Вчера я приносил тебе розы. И ты побила их о мою спину, - улыбаясь, сказал Августин.
- Вчера ты не принес мне кефир, а вернулся домой с дурацкими цветами, - возмутилась Эля.
- Но, Эля… Скажи, что принести в дом?
- Смолы горячей. Мы разводимся, Августин.
- Но, Эля…
- Никаких «но», в этот раз не будет, - выкрикнула Эля и отключилась от телефонной связи.
Августин Янович улыбнулся, пряча в карман плаща телефон. За два года совместной жизни, после свадьбы, Эля без причины уже третий раз объявляет ему о разводе. Собирает чемоданы и снова их распаковывает под натиском мужа.  Ах, какая банальная история, старый муж и молодая жена, логический конец один в этой паре, в итоге, смирившийся супруг, усеянный рогами на голове или не смирившийся муж со своей участью, а скоропостижно скончавшийся от непонятно чего, а может быть понятно от чего - обширный инфаркт или еще какая – то нелепость с ним может приключиться. Такой брак не имеет продолжения, если в наше бушующее время от коротких романов завязываются новые отношения. Может быть, так и было бы, если бы не «но». Когда он говорил по телефону с женой, то он приостановился на «зебре» пешеходной дорожке и тронулся в путь тогда, когда на пешеходном переходе зажегся красный цвет. Поехали машины, объезжая его на дороге. Осталось ему сделать несколько шагов до тротуара, как из первого ряда неожиданно за пожарной машиной выскочила другая машина красного цвета, совершая обгон. Последнее, что увидел профессор - это  лицо женщины, сидевшей за рулем. Удар и он подлетел вверх через лобовое стекло, его выбросило на тротуар. Он еще видел, как машина, сбившая его, тоже выскочила на тротуар и врезалась в дерево с крепким стволом. Августин прошептал: «Спасите женщину». В глазах пошли яркие круги, а потом наступила темень…
…  Вокруг стало туманно и он увидел большие светлые пятна, кружившие вокруг него. Туман стал спадать и пятна стали вырисовываться в лица. Кто – то наклонился над ним, во всем белом и лицо стало четче видно. Это была женщина.
- Слава Богу, наконец – то он очнулся, - сказала женщина.
- Очнулся через год, после того, как его сбила машина. Ну и доставили Вы нам хлопот, Августин Янович. Если бы не ваши коллеги из университета, то наверное, мы уже давно отключили бы вас от аппарата, который подпитает мозг. Кстати, жена его была не против этой процедуры. А, как вы думали, батюшка, у нас больше двух недель никто не задерживается, - сказал мужской голос.
 - Зря стараешься в красноречии, он ничего не понимает, зрачки сужены и неподвижны, -  сказал молодой голос.
- Помолчите, - сказал мужчина в возрасте. – Августин Янович, я папа Алика Тороняна. Помните меня. Армянский коньяк на Новый год сын вам приносил. Он настоящий был из Армении. Вы тогда очень любили моего сына и называли его светилом будущего. Закончил он университет, а теперь пишет книги по философии. Спасибо вам, научили моего сына мудро говорить и мыслить.
Пришел заведующий отделением в палату.
 - Очень рад такому событию, - сказал заведующий отделением, Соловьев Павел Иванович.
 Он маленьким лучом посветил в глаза больному, тот зажмурился.
– Реагирует на свет, прекрасно. Екатерина Ивановна, переведите его в общую шумную палату, пусть адаптируется в социуме.
- Может быть, рано еще, - сказала Екатерина Ивановна. – Университет еще платит нам за коммерческую палату.
 - Приостановите оплату завтрашним днем. Пусть возвращается он к жизни и в этом ему помогут разговоры пациентов. Поселите его в самую большую палату.
- Все койки заняты.
- Значит, выписывайте кого - то на лечение по месту жительства. Ответ жены я знаю. Что говорит сын его?
 - Сын не желает его забирать к себе. После смерти мамы, он ушел жить к бабушке, женился и имеет уже дочь. Работает на стройке прорабом.
- Может быть, еще раз поговорить с женой?
- Вы, что, не помните того, что она подала на развод, когда он был в коме. Осуждать ее нечего, молодая красивая и быть сиделкой при старом муже она не согласилась.
- Да, помню я все, - сказал Соловьев сердито. – Эх, бес в ребро.  Ашот Торонян, тебе, тоже когда – то крышу снесет.
- Павел Иванович, я только помогаю молодой женщине окрепнуть и осознать себя, а, чтобы свою семью бросить – никогда. Моя Розочка под сто килограммов в весе и до сих пор волнует меня.
- Неугомонная душа твоя, Ашот, - сказал Павел Иванович. – Тащи свой коньяк, ради такого случая, можно по десять капель выпить. А, ведь надежды не было у Августина Яновича. Так прославим мы твои золотые руки Ашот Карлович, по крупинкам череп его собрал.
- Минуточку, тем более уже конец рабочей смены у нас. Завалялась у меня где – то бутылка армянского коньяка, - сказал Ашот и вышел из палаты.- Редкий случай, что бутылка не начата...
Было начало августа месяца и Екатерина Ивановна дежурила в нейрохирургии. Медсестра Соня сказала ей.
- Второго августа – день ВДВ. Снова к нам привезут бывших защитников родины.
- Да, будем снова работать всю ночь. Скажи, чтобы все операционные были готовы к работе, - распорядилась Екатерина Ивановна.
- Уже готовы.
Екатерина Ивановна зашла в палату с пятью койками, где лежал ее больной. По случаю приближающего праздника десантников, Павел Иванович всех выписал на лечение по месту жительства. И в палате был только один Августин Янович. Он лежал на койке и смотрел в потолок.
- Здравствуйте, Августин Янович! – сказала доктор. – Как себя чувствуете?
Августин перевел на нее глаза и долго смотрел в лицо Екатерине Ивановне. Доктор знала, что идет процедура узнавания своего врача.
- Это вы, доктор?
- Да. Я ваш лечащий врач. Узнали меня, это уже хорошо.  Вы уже около трех месяцев лежите в общей палате и кажется идете на поправку. И стали уже понимать, что вы Августин Янович Микорский, профессор университета. Вспомнили свои лекции?
- Нет.
- Все будет хорошо, крепитесь.
За три месяца больные менялись в палате и их лица помнил Августин. Когда больные выписывались и приходили благодарить врача за спасение, как было положено, почти официально – бутылка коньяка и коробка конфет, то он помнил всех и узнавал. Чтобы хирурги не спились заботливая медсестра Соня относила бутылки в магазин к своей сестре, и та выдавала неполную стоимость за коньяк. Деньги она хранила в сейфе у бухгалтера, тоже, ее далекой родственницы и когда, кто – то из отделения уходил в отпуск, то Соня выдавала внушительную премию от имени больных.  Павел Иванович на самодеятельность Сони закрывал глаза. Августин Иванович понемногу поправлялся. Он не помнил о том, что у него было две жены и что он имел сына, так как никто из них не мелькал у него перед глазами. Помнил хорошо медсестру Соню, которая его учила алфавиту русского языка и через месяц Августин уже самостоятельно читал детективы, книги по философии у него лежали в тумбочке, нетронутые. Его, как будто прорвало.  Не мог запомнить букву «ж», а на утро проснулся, отложил букварь в сторону и взял с тумбочки, забытый кем – то детектив, не отрываясь стал читать в голос книгу больным.
Еще с вечера стали поступать пострадавшие с разбитыми черепами.
Операционные работали на полную силу. У Екатерины Ивановны вырвалась минутка свободного времени и она зашла в ординаторскую, перекурить.
- Устала, я Соня. Три часа возле стола, ноги уже гудят. Вошли ребята, прогнали меня из операционной, Павел Иванович стал оперировать пострадавших. Все, пошла мыться в душ. Соня, помнишь Кольку неугомонного десантника, который экспедитором работает. В какой раз он попадает к нам. Сегодня полегче ему досталось при драке. Положи его к Августину, пусть он его повеселит, а то совсем приуныл он.
- Возраст сказывается.
- Нет. Он еще не старик. Пятьдесят семь лет.
- А сыну только двадцать пять.
- Поздний ребенок.
 Первый день, после операции Колька лежал тихим и иногда плакал. Болела голова. На второй день, он уже отказался от услуг санитарки и стал ходить везде. Колька, в душе смеялся над непомнящим себя Августином. И выдавал такие перли, что мужчины в палате хохотали до срочного вызова санитарки.
- Стоило так долго учиться, отказывать себе во всем, стать профессором, чтобы о своей философии забыть, - смеясь говорил  мужчинам по палате Колька.
Коля подсмеивался над профессором. То яблоко у него возьмет без спросу, то положит свои трусы в тумбочку к Августину и ходит по палате, якобы ищет их, недавно постиравших под краном в палате.
Он спрашивал Августина.
- Профессор, не ты ли спер мои трусы?
Августин испугано смотрел на него, потом оттягивал резинку на пижамных штанах и убедившись, что его трусы на месте, поворачивался к нему спиной.
Колька не унимался. Лез в тумбочку к Августину и находил то, что искал.
- Я так и знал. Нехорошо поступаешь, Августин.
Профессор лежал спиной ко всем и чувствовал, что его обижают. Он волновался и у него прорывалось ведение, как будто он ходил по квартире в поисках  своих трусов и требовал до крика у знакомой женщины, найти ему.
- Может быть Ростик спер их.
- Ростик мал еще.
Ведение исчезало и Августин стонал, мотал головой в разные стороны.
- Колька, брось издеваться над профессором. Теперь, ты ходячий, беги за доктором.
В палату прибежала Екатерина Ивановна. Взяв за руку профессора, она пощупала пульс. Пульс бешено прыгал под ее пальцами.
- Сейчас, - сказала она и побежала в процедурную, вернулась уже с наполненным лекарством в шприце.
- Потерпите, сейчас все уляжется и не будет больше тремора.  Вы помните меня?
- Да, Екатерина Ивановна. Я вспомнил еще женщину и Ростика.
- Вы вспомнили сына?
- Какого сына?
- После обеденного сна, мы поговорим. И, двигайтесь побольше, Августин Янович.
Медсестра наклонилась над Екатериной Ивановной и что – то прошептала.
- Понятно. Прекрати донимать, Николай, пожилого человека.
- Кто его донимает? Тоже мне профессор, не помнит, сколько ему лет. Я сказал ему, что восемьдесят и он поверил, а на утро, он поднялся дряхлым стариком.
- Пора тебя выписывать, Николай, - сказала доктор.
- Еще неделю буду лежать у вас, так Павел Иванович мне пообещал.
Екатерина Ивановна ничего не ответила, поднялась и пошла к заведующему отделения.
Павел Иванович стоял возле аквариума и кормил единственную рыбку.
- Павел Иванович! Это вы приказали Николаю донимать моего пациента?
- Да. Я приказал.
- Зачем? – с удивлением спросила Екатерина Ивановна.
- Жесткая психотерапия.
- Это унизительно, - возмутилась Екатерина Ивановна.
- Миленькая моя, он скоро уйдет за наши стены. Что будет с ним, непомнящим себя? Еще месяц назад, он не мог вспомнить буквы, а сейчас читает, как асс.
- Это не наша заслуга. Кодовая память подсознания выдала ему то, что уже было заложено в нашем разуме в утробе матери.
- Значит, постепенно будет вспоминать свою жизнь. До пенсии ему еще три года, пойдет на пенсию по инвалидности, я уже начал оформлять документы.
- Как он будет жить там? Жена, где - то в Англии живет. Сын от него отказался.
- Ну, миленькая моя. Мы не богадельня. И так, я иду на ваши просьбы. Его давно нужно выписать было. Целый месяц я его держу не по правилам и что мне это стоит?  Прошу Соню брать кровь на анализ в послеоперационных больных и ставлю фамилию Августина. Это нарушение и преступление. Для чего, я это делаю, чтобы по вашей просьбе еще его задержать в этих стенах и чтобы было основания.
- Он болен.
- Пусть он долечивается он в местной поликлинике.
- Дайте ему еще неделю. Я буду ездить к нему домой вместе с ним. Пусть освоится он в квартире и покажу ему дорогу в магазин, в сберкассу, где будет получать он пенсию, в поликлинику.
- Хорошо, только неделю и не часа больше, - сказал Павел и отвернулся к аквариуму.
 Того же дня Екатерина Ивановна позвонила сыну Августина Яновича.
- Через неделю вашего отца выписывают из больницы. Я хочу сегодня приехать с ним в вашу квартиру, и  прошу вас приехать.
- Нет. Не просите меня ни о чем. Я не желаю видеть его, - резко ответил Ростик.
- Послушайте, Ростислав, он ваш отец и от этого вам никуда не скрыться. Он старый и беспомощный человек и нуждается в вашей помощи. Перечеркните все обиды, будьте выше своих амбиций.
- Какие амбиции? Вы знаете, о том что он повез меня и маму на море по той причине, что там отдыхала Эля. А ей нельзя было быть на солнце. Я тогда глуп был. Не понял того, что он своим поступком приблизил ее к смерти. Мы жарились целый день на солнце и купались в море, а когда она потеряла сознание на пляже, то пляжный доктор, узнав от меня, что мама болеет раком, удивился тому, что мы держим ее на солнце. Он приказал нам срочно увезти маму домой. В тяжелом состоянии я привез ее в Москву, а папа, остался на море и вернулся в квартиру с Элей. Он предал маму и я ему этого не прощу.
- Пожалуйста, приезжайте в квартиру отца, ради меня. Я чужой человек и трачу свое время на вашего отца. А у меня есть семья и есть муж, который злиться, что я часто говорю о вашем отце. Мне его жаль, он был талантливым человеком. Я читала его книги по философии.
- Хорошо. Я приеду к семи вечера. У него должны быть ключи от квартиры.
- Они у меня. Я приеду с Августином Яновичем раньше, чтобы он освоился у себя дома.
- А, где его жена?
- В Англии живет.
- Хорошо, я приеду.
После обеда они уехали на такси домой к Августину Яновичу. Екатерина назвала адрес водителю. Августин повторил его вслух и добавил:
- Квартира сто тридцать пятая.
- Вспомнили адрес?
- Как стихотворение, которое когда – то учил. Я как губка, все мигом схватываю, а то что было до аварии – не помню.
Екатерина Ивановна приобняла его за плечи.
- Раньше вы не помнили ничего об аварии.
- А, женщина, которая сбила меня жива? – спросил Августин.
- К сожалению, нам не удалось ее спасти.
- Я ничего не помню об аварии, лицо всплывает какой – то женщины с широко раскрытыми глазами.
- Не понимаю.
- Мне Соня рассказала об аварии. Вы сами сказали, что я губка которая впитывает новую информацию.
- И это вы запомнили.
- Приехали, - сказал водитель такси.
Они вышли из машины и долго стояли перед закрытой дверью подъезда.
- Августин Янович? Это ключ от домофона, а дальше ведите меня в свою квартиру.
- Я здесь живу?
- Да.
Они вошли в подъезд. Из лифта вышла полная женщина, лет пятидесяти пяти. Она с удивлением посмотрела на профессора и на Екатерину.
- О, говорили все, что вы умерли, Августин Янович. А вы при теле и еще с молодой женщиной.  Вот везет мужику, обхохочешься.
- Я врач Августина Яновича. А вы кто?
- Соседка его по площадке. С его первой женой я дружила. Простая была женщина, царство ей небесное. Учительница, а дружила со мной - с водителем троллейбуса. Простите, что приняла вас за его очередную кралю.
- В какой квартире вы живете?
- В сто тридцать шестой.
- Позвольте мне зайти к вам, сегодня.
- Конечно, из магазина я приду и вы приходите, пообедаем вместе.
- Мы уже пообедали в больнице. Но, я обязательно приду. А сейчас мы поднимемся на этаж.
-  Кнопка заедает на десятке, нажимайте пожирнее ее.
Они вошли в лифт и Августин Янович нажал кнопку с цифрой десять.
- Вспомнили?
- Она сказала,что является соседкой моей, значит она живет на десятом этаже, если волнуется о кнопке под номером десять.
- Логично думаете. Значит, быстро освоим новую науку жизни.
 Августин Янович открыл ключом дверь, на которой висел номер его квартиры. Они зашли в квартиру.
- Мне все здесь знакомо. Там, ванная комната.
- Посмотрите, - сказала Екатерина и посмотрела через плечо Августина внутрь помещения.
- Это кухня, - растеряно сказал Августин.
- Я посижу в кухне, а вы походите и познакомитесь со своей квартирой.
 Августин Янович бродил по квартире, заглядывал в коробки, стоящие на полке, перебирал книги в книжном шкафу и вернулся в кухню.
- Екатерина Ивановна, как будто все знакомо мне, но не близкое. Там весит большая картина, вернее портрет молодой девушки. Кто она?
- Не видела еще. Пойдемте, посмотрим.
На небольшом потрете была изображена девушка, сидящая в кресле с ракеткой в руках.
- Августин Янович, придет ваш сын и скажет, кто изображен на портрете.
- Я знаю, что придет сын. Какой он? Не помню. Помогите мне с ним общаться. Я очень устал и хочу прилечь, - сказал профессор и направился в спальню.
Екатерина Ивановна заглянула в полуоткрытую дверь спальни, увидев, что профессор спит, пошла в сто двадцать шестую квартиру. Дверь открыла соседка профессора.
- Августина Яновича не стали брать с собой, ну и правильно сделали.  Люди говорят, что он сбрендил из разума, - сказала женщина.
- Это не верная информация. Потерял он память на прошлую жизнь и только.
- Надо же и такое бывает с людьми. Значит он Элю не помнит? – спросила соседка.
- Давайте еще раз с вами познакомимся. Я его лечащий врач из больницы, Екатерина Ивановна, а Вас как зовут?
- Надежда. Тетка Надя. Кто мог подумать, что с ним такое произойдет. Конечно, раньше я его осуждала за то, что у жены ноги еще не остыли, а он девочку привел в дом жить. Теперь, даже не знаю… Жалко его.
- Эля почему уехала в Англию?
- Принесла мне ключи, чтобы я пальму поливала и сказала, что едет в командировку. Почитай уже год, как не возвращается. Обещала звонить.
- А, насчет профессора, что она сказала? – спросила Екатерина Ивановна.
- Сказала, что он уже пожизненный инвалид, если выживет. И сказала то, что его университет определит в дом престарелых. Она, что - с диагнозом ошиблась?
- Выходит, что да. Ей как – то нужно сообщить, что мужа выписали из больницы и он нуждается в помощи.
-  Смеетесь, зачем он ей нужен, такой. Молодая, красивая, не сама приходила ко мне, а с молодым человеком. Статный он такой. Мне он подарил торт.
- Надя, а вы не могли взять шефство над Августином. Он, как все мужчины, наверное, не умеет готовить еду.
- Рядом живем. Деньги будет давать на продукты, пусть кушает у меня.
- Вот спасибо. Я буду спокойна за пациента. Скоро Ростик придет,  я хочу их примерить, - сказала Екатерина Ивановна.
- Навряд - это у вас получиться. Когда они похоронили Наташу, то так подрались, что Ростик сказал при всех соседях, мы вышли на площадку, что это Августин виноват в смерти мамы.
- У нее было тяжелое заболевание… Лифт на площадке остановился, может быть, Ростик приехал?
-Пойду, посмотрю, а вы пейте чай, -  сказала Надя.
Надежда вернулась и присела на краешек стула.
- Это он. Дверь своими ключами открыл. Не ходи к ним, Катя, пусть сами поговорят.
- Хорошо, дам им полчаса на знакомство.
- А, тебе Августин приглянулся?
- Нет, в смысле женского понимания. Я буду спокойна, если пациент будет жить более-менее нормально. Я замужем и у меня есть дети, - ответила ей Екатерина.
Они попили чай, посмотрели телевизор и Екатерина Ивановна сказала, что, мол, достаточно времени для общения, если Августин проснулся.
Надежда и Екатерина открыли дверь и услышали разговор, доносившийся из кухни.
Навстречу им вышел Ростик, молодой человек.
- Мы уже поговорили обо всем. Он меня не помнит и нет у него ко мне отцовских чувств. Впрочем, я тоже не испытываю к нему ничего, даже жалости нет у меня к нему. Конечно, я по мере возможности буду интересоваться тем, как он живет. А сейчас мне пора, дочь от няни нужно забрать. Простите.
Августин Янович не пожелал возвращаться в больницу и Надежда Петровна обещала доктору взять на себя все заботы о профессоре. Видя спокойную женщину перед собой, Катя согласилась.
В конце августа у Екатерины Ивановны был отпуск и получив отпускные деньги, плюс премию от Сони, она с младшими детьми уехала на море. По приезду из отпуска она позвонила Надежде и поинтересовалась здоровьем своего бывшего пациента. Та, заверила ее в том, что лучше не бывает и ей не так одиноко в этой жизни, так как дети ее уже жили от нее отдельно. Еще несколько раз мелькнула мысль у нее о профессоре и тут же она забыла его. Из –за текучести пациентов, она забыла о существовании Августина Яновича, другие судьбы разворачивались у нее перед глазами, в связи с потерей памяти, потерей речи и потерей движения конечностей. И кому – то была нужна помощь постороннего человека и всегда этим человеком оказывалась доктор Екатерина Ивановна.
Стояла суровая зима и Екатерина Ивановна уже не работала в операционном отделении, а занималась реанимацией послеоперационных больных. Павел Иванович уже не был ее начальником, но они сохранили между собой теплые отношения и часто встречаясь на планерке у главного врача, узнавали, как кто живет. И сегодня они сидели рядом за большим столом, ждали прихода главного врача.
- Ты, зайди ко мне в обеденный перерыв, Катя.
- Не могу, нужно Славке купить краски. В садике задали тему «Зима» домой по рисованию, на конкурс.
- Я Соню пошлю за красками, а ты зайди. Поговорить нужно, а то, я без твоей помощи не обойдусь. Обещала приехать к этому времени бывшая жена Микорского.
- Паша, кто это?
- Вот тебе раз, последний твой душевно болезненный пациент, перед уходом на повышение. Уже забыла о профессоре? Недаром говорят, от чего лечит врач больного, о того и сам болеет. Что, матушка, память тебя подводит?
- Что случилось с Августином Яновичем?
- Не знаю. Приходи в двенадцать часов, все узнаешь из ее уст.
Соня позвонила Екатерине Ивановне в ординаторскую.
- Приходите, они вас ждут.
Екатерина Ивановна поспешила к Павлу Ивановичу. В кабинете сидела молодая девушка, ее русые волосы были раскиданы на плечах, лицо у девушки было красивым, кукольным и Екатерина Ивановна, поздоровалась, улыбнулась.
- Екатерина Ивановна, это жена Микорского к тебе пришла, а не ко мне. Вы тут дамы поговорите, а я пойду пообедаю. С этим и откланиваюсь.
После ухода Павла Ивановича, Екатерина спросила:
- Что – то случилось с Августином Яновичем?
- Жив, здоров и обзавелся немного жирком. О нем заботиться соседка, тетя Надя, они не разлей вода, везде вместе ходят, только спят в разных квартирах.
- Понятно. А ко мне зачем вы пришли? Я уже больше полгода не веду его, вам нужно было в поликлинику сходить и побеседовать с его лечащим врачом.
- Он мне не к чему. Я бывшая его жена. Нас развели еще тогда, когда он лежал в больнице. Я уже замужем за иностранцем и нам с Гари нужна квартира в Москве. Хотя бы - однокомнатная, я приехала для того, чтобы разменять квартиру.
- Вопросы не ко мне.
- А, к кому? С Ростиком мы уже поцапались по поводу этого вопроса. А тетя Надя сказала, что на него может повлиять один человек. Это вы.
- Я? Ну знаете…
- Пожалуйста, помогите мне. Он как малое дите, только о вас говорит, какой вы хороший доктор.
- Эля, а не пробовали сами этот вопрос решить?
- Пробовала, даже в постель к нему забралась. Так он стал звать на помощь тетю Надю, и та стала нам стучать в стенку. А, потом он меня отчитывал за мое распутство, возомнил, что я его внебрачная дочь. Даже, бумаги, подтверждающие, что я его бывшая жена не хочет принимать во внимание. Не мог он жениться на ребенке.
- Ну – да…
- Не поможете.
- А как же любовь к нему у молодой студентки.
- Зачет хотела получить, посоветовали подруги при сдаче зачета ножку ему показать, а я с дуру пошла дальше. Все равно, когда девственность терять, так пусть будет это с уважаемым человеком. Кто мог подумать, что профессор влюбится в меня. Ему бы  было по – хорошему - отпустить меня, а он как рак уцепился в меня клещами, дышать мне не чем было. Если бы не авария, то я его, наверное, отравила бы, до того он стал мне противен, имея друга за границей, молодого и красивого. Я очень сожалею, что тогда согласилась выйти за него замуж, а теперь хочу одного, чтобы за мою девственность он заплатил частью жилья.
- Минутку, я посоветуюсь с мужем. Он работает … не важно где, но он умный человек. Подождите в кабинете, - сказала Екатерина и вышла.
Екатерина Ивановна вкратце рассказала мужу о требованиях Эли.
- Что скажешь?
- Как бывшая жена, она не получит жилье, прошло больше года, она выписанная и уже замужем около года за другим человеком.  А как пострадавшее лицо от насилия профессора, если она наберет кучу свидетелей и всплывут другие подробности, и все девки из бывшего общежития за копейку подтвердят, если сговорятся, то профессор может потерять половину квартиры.
- Его знания сильно ценили в университете и никогда никто не говорил, что он ловелас, а говорили, что влюбленный чудак.
- О, милая моя, любого человека можно облить грязью, главное запустить слух вовремя и запастись липовыми свидетелями.
- И это ты говоришь, законник хренов.
- Прости, у меня в кабинете собирается народ. Будь подальше от этого дела и никаких советов не давай, этой пройдохе. До вечера.
 Екатерина Ивановна еще постояла минуту с телефоном в руках и открыла кабинет Павла Ивановича, зашла.
- Эля, у меня тяжелый больной поступил. Ничем, я вам не могу помочь. Обратитесь в адвокатуру со своим вопросом. До свидания.
- Как же так, я ведь обещала Гари, что…
- Простите, мне нужно закрыть кабинет Павла Ивановича, пойдемте.
- Я буду жаловаться на вас, - сказала Эля и на тонких каблучках в сапожках пошла к лифту.
- Ваше право, - ответила Екатерина Ивановна, закрыла дверь и пошла к лестнице, ведущею вниз.
Через полгода позвонил ей сам Августин Янович. Она была озадачена звонком, прошел уже год, как тот выписался из больницы. Они договорились встретиться в кафе, недалеко от его дома. И сразу Екатерина попросила мужа по телефону, подвести ее на служебной машине.
- Носишься ты с этим Августином, как дурак с торбой. Год я ничего о нем не слышал и на тебе – явился, не запылился.
- Маркуша, он редкостный человек. Умен и не стал бы звонить без повода. Ищет он совета у меня.
- Хорошо заеду за тобой, мать Тереза.
Они приехали раньше назначенного времени, и Марк подсел за столик к молодой паре, а Екатерина села за свободный столик
Подошел официант.
- Я жду человека. К нам никого не подсаживайте.
- Понятно, - сказал официант и убрал от стола два стула.
Пришел Августин Янович.  Он раздобрел в теле, на нем сидел неуклюжий костюм и он глазами стал искать Екатерину Ивановну по залу.
Екатерина сделала вид, что изучает меню.
- Здравствуйте, Екатерина Ивановна.
- Узнали, это прекрасно.
 - Да, год прошел. Всех помню ваших пациентов и весь персонал в больнице, а прошлое… Но, зато я привык уже к квартирам, к своей и к квартире Надежды Петровны.
- Как поживаете?
- Можно считать нормально. Сын меня познакомил с внучкой и со своей женой.
- Признали Ростика?
- Зачем меня обманывать, все говорят, что он мой сын, значит – сын. Я верю им.
- Приезжала жена ваша. Как вы расстались с ней?
- Эта девочка? Все говорят, что она моя бывшая жена. Бред какой. По бумагах она моя жена. Приехала делить квартиру, дачу, машину. Они поцапались с сыном, и уехала она ни с чем, так как я взял сторону сына. Логично?
- Я согласна с вами.  Что – то вас тревожит?
 - Пришел посоветоваться с деликатным вопросом. Ростик мне сказал, что Надя была моей любовницей до аварии.
- Он пошутил, это неправда, - сказала Екатерина.
- Вы не можете об этом знать, так как я, якобы ухаживал за ней еще смолоду. Решил я приобнять Надю за талию. Она меня ложкой ударила по голове и назвала меня «басурманам».
Екатерина Ивановна расхохоталась, да так сильно, что с соседних столиков начали оглядываться.
- О, простите.
- Вам смешно, но я чувствую какое – то тепло к ней.
- Вам нравиться Надежда Петровна?
- Благодарность испытываю к ней и это немаловажно.
- Так почему не получить тепло от женщины, которой симпатизируете.  Вы один и она вдова. Кто вас осудит?
- Хочу твердо знать, было ли что с ней у меня до аварии. А, если через гипноз или через сыворотку правды узнать? У вас муж в милиции работает.
-  Можно и через сыворотку правды, что это вам даст? – спросила Екатерина Ивановна.
- Правду.
- Правду? Правда и неправда формирует сознание. Я нейрохирург, а не психотерапевт. Но, выскажу свою точку зрения. Сознание и подсознание тесно связаны между собой. Подсознание, как родная старшая сестра, помогает, подсказывает сознанию, как правильно быть, чтобы не попасть в плохую ситуацию.  Сознание у вас стерлось об асфальт, когда голова проехала по нем. Сознание пропало, а подсознание спряталось, да так далеко, что трудно, практически невозможно выудить его на свет Божий, к тому же травмирована память.  Поэтому гипнотизёры не берут в работу человека с травмированной головой. Можно искалечит такого человека, так как нет связи у подсознания с памятью и сознанием. Неопытные люди, берутся восстановить, что – то в памяти, но это бесполезно, происходит выдача информации по желанию испытателя.  Теперь вы живете в новом своем мире, где есть память и есть подсознание, и не надо ворошить прошлое, так как точность ответа вы не получите. Живите здесь и сейчас. Нравиться вам Надежда, поухаживайте за ней, а вдруг она ответит на ваше внимание и этим будете счастливы.
-  Даже не знаю, что вам ответить. Надежда из прошлой моей жизни. Может быть, она поможет мне восстановить память и снова я почувствую себя нужным человеком, так как сейчас я не знаю, куда себя применить, - с грустью сказал Августин Янович.
- Если в напряжении чего – то ждешь, то как правило не дождешься. Отпустите от себя напряжение, расслабьтесь, живите, как живется и тогда, возможно, все произойдет – получите желаемый результат, - сказала Екатерина Ивановна и посмотрела на мужа, сидящим рядом с молодежью. Тот показывал ей руку с часами, это было равносильно приказу, заканчивать разговор с бывшим пациентом.
- Что говорит психотерапевт поликлиники?
- Прихожу к нему раз месяц. Говорит, что динамика стабильная, а память прошлого не так уж важна, когда пенсия уже в руках.
-  Шутите?
- Это она так шутит со мной. Она уже давно на пенсии и еще работает.
- Понятно. Муж мне показывает на время, что пора нам младшую дочь из садика забирать. Простите, время у меня, как всегда -  ограничено. А, вы, Августин Янович посидите еще в кафе, послушайте музыку. Отдохните. Звоните, если я вам буду нужна с советом, всегда помогу. Это мой муж, Марк.
- Здравствуйте, Августин Янович, - поздоровался Марк, протягивая для рукопожатия руку. - Наслышан о вас от жены. А нам пора…
- Понимаю. Простите, что отнимаю личное время у Екатерины Ивановны. Я посижу еще в кафе, послушаю музыку.
Екатерина с мужем подъезжали к дому, забрав младшую дочь из садика.
Марк опустил машину и предложил:
-  Посидим на лавке. Такая погода чудесная, а Леля поиграет на площадке с подругами.
- Спасибо, папа, - сказала Леля и побежала на детскую площадку к девчонкам, которые катались на карусели.
- Что у тебя работа, что у мня работа - неспокойная. Научись абстрагироваться от своих бывших пациентов. Помнишь, у нас жила девочка месяц, своих трое детей, а ты ее из больницы привела к нам домой. Добрая душа ты, Катя.
- Когда это было. Мать ее в больнице лежала. Она же не виновата была, что пьяный водитель выскочил на машине на тротуар. Она с мамой шла в магазин. Слава Богу, что и мама ее выздоровела. Ты прав. Меня напрягают звонки прежних моих пациентов. А, они тянуться ко мне. Августин Янович особый случай. И помочь я ему не смогу, ничем. А, он не хочет мириться с потерей памяти.
- Тогда, я понял тебя, а сейчас… Не хочет мириться, ну пусть не мириться, а ты при чем здесь. Говоришь, особый случай. Я поднимал дело наезда на него автомобилем. Так - этот «особый случай», по телефону заговорился и не заметил, как погас зеленый свет на светофоре перехода. А говорил он тогда с женой. Заметь, с молодой женой.
- Ну, влюбился он. Как можно осудить это?
- Влюбился… А ты не спросишь меня почему я не влюбляюсь в Тамару, в молодого следователя. Пол - управления в нее влюблены. Холостые и неженатые, а у меня больше шансов ее захомутать, так как она смотрит на меня с такой преданностью, что хочется у тебя из супа прихватить кость на работу, для ее поощрения. Я такие взгляды сразу пресекаю, так как ты у меня есть, и я люблю тебя и есть у нас дети.  Чего еще нужно мужчине? Хорошая семья нужна. Ты зря ему посоветовала соседку. Вдруг вернется к нему память, будет разыскивать он молодую жену. Вот увидишь.
- Не будет. Они развелись уже, и она замужем за иностранцем.
- Когда это было помехой…. А, он липкий какой – то. Пожал руку, как будто дозволил мне прикоснуться к его руке. Я не почувствовал его тепло.
- Профессия накладывает на тебя отпечаток. Ты всех подозреваешь. Августин не преступник.
- Не преступник, но… Помнишь, я следователем тогда работал, было дело двух школьниц.  А, ведь я им поверил тогда...
- Ну – ка напомни мне о том деле, - попросила его жена.
- Грустно вспоминать, что поверил… молодым девчонкам.
- Где эти девушки?
- В лесах России валят лес по другой статье.
- Зачем ты мне это рассказал?
- Чужая душа потемки. Не верь Августину.  Вернется память и он сделает что – то неординарное.
- Ты прав, я больше не буду с ним общаться, он не мой пациент. Ты специально присел на лавку, чтобы поговорить со мной?
- Да и чтобы дети не слышали наши разногласия. Зови Лелю. Пошли домой.
Приближался день ВДВ и Екатерина Ивановна переводила из реанимационного отделения в палаты больных. К ней в кабинет заглянула Соня.
- Павел Иванович сказал, что вы можете всех перевести к нам, тех, кто в сознании.
- С каждым годом все меньше пострадавших, умнеет народ, в драку меньше лезут и все – таки надо подготовиться.
К вечеру стали поступать пострадавшие с незначительными травмами. Голубые береты были заткнуты за пояса у пострадавших мужчин. После операции их переводили в реанимацию.
Екатерина Ивановна каждого пострадавшего внешне обследовала. Она остановилась возле молодого человека.
- Коля, ни один праздник не обошелся без тебя. И снова ты в драку полез?
- Они полезли…
К концу рабочего дня, выписав всем лечение, она еще раз заглянула в большую палату. Коля уже балагурил, рассказывал анекдоты медсестрам.
- О, Екатерина Ивановна, помните профессора, непомнящего себя. Узнал он меня. Я с семьей отдыхал на озере. Поплавал, вышел из воды, слышу, кто – то меня зовет. Смотрю, а это наш профессор с дамой пышных размеров. То ли жена, то ли дама его сердца, только сильно она его опекала. Значит, память к нему вернулась?
- К сожалению - нет. Живет с чистого листа он.
- Жаль мужика. Надежда, его женщина приглашала меня с семьей в гости. Они переселились из города на дачу к ней.
- Это хорошо. Скажи мне, Коля, когда ты превратишься в мужа, в отца, когда перестанешь быть мальчишкой? Хочешь, чтобы с тобой, когда - то случилось, как с Августином? Не можете друг друга бить по ногам, а бьете по голове.
- Клянусь вам и жене поклялся, что в последний раз бои устраивал. Буду дома, приглашу однополчан или на озеро поеду с семьей. Сам уже устал и голова моя не казенная, когда – то могу хорошо получить.
- Взрослей, Николай – пора уже.
Екатерина Ивановна жила заботами о семье и с годами она научилась не думать о своих пациентах вне рабочего времени.  И когда ее срочно вызывали из дома, в выходные дни в отделение, то она все вопросы перекладывала на своего заместителя.  Жизнь была ее спокойной и равномерной.
Было воскресенье, зимний день был солнечным и Надежда Петровна с Августином Яновичем возвращались из рынка.
- Сегодня придет квартиросъемщик, нужно Ростика пригласить, глаз у него опытный на людей, - сказала она.
 - Сначала, пообедаем. А потом решим. Мы же сами с усами, можем и сами сдать квартиру в наем.
Они пообедали и на часок решили отдохнуть после сытного обеда. Проснулись, когда на часах показывало шестнадцать часов.
- Ой, Августин. Ну - ка одевайся, люди уже пришли в назначенное время.
- Открывай дверь и жди звонка, а я потихоньку соберусь, - сказал Августин, потягиваясь. – Разбаловала ты меня пирогами. В кастрюльке остались пироги с мясом?
- Остались, остались. Хотя бы порядочный человек пришел снимать жилье. Прошлый раз нам с иностранцем очень повезло. Заплатил за год, а жил, наездами.
Надежда Петровна зашла в квартиру Августина, звонок домофона разрывался от звука.
- Да, да заходите.
Пришла молодая пара и стали осматривать помещение. Зашел в квартиру и Августин, он посмотрел на людей и молча прошел в большую комнату. Сел в кресле, кушая пирожок.
- Августин, цена для них приемлема. Чьи – то детки, хотят они от родителей  жить отдельно. Куда ты смотришь, Августин?
- Ножнички, маникюрные ножницы. Их потеряла Эля, - сказал он и перевел взгляд на портрет. – Художник сделал ей высокие скулы. Не похожа она на Элю.
- Ты вспомнил Элю?
- Да, она меня в тот день ругала, якобы я ее ножницы взял. Я оправдывался и поэтому попал под машину.
- Радость - то какая. Надо сообщить Екатерине Ивановне об этом.
- Не надо, я уже не ее пациент. А где мои черновики новой книги по философии. Да вот же они, - радостно воскликнул Августин.
 Молодая пара вернулась из ванной и объявила:
- Мы согласны, когда можем оформить документы?
Августин поднялся с кресла и пошел в свой кабинет с листами черновика в руках.
- Я не хозяйка. Хозяин промолчал. Позвоните мне сегодня вечером и я вам назначу время.
 Она заглянула в кабинет Августина и увидела, что тот чистит свой письменный стол и мусор сбрасывает в корзину. Надежда Петровна тихо закрыла дверь, что бы не спугнуть свое счастье – вернулась память к ее дорогому человеку. Того же вечера он не пришел к Надежде ночевать, и та терпеливо смирилась, подумала, что ему хотелось побыть немного в прошлой жизни. Она рано проснулась и возилась возле цветочных горшков, стоявших на подоконнике. Надежда увидела, как Августин с портфелем пошел в сторону Метро и это ее немного встревожило. Она позвонила сыну Августина.
- Ростик, к папе память вернулась. Он вспомнил Элю.
- Надежда Петровна, у меня сегодня госкомиссия по сдаче дома, а вы мне испортили настроение.
- Радоваться надо, а не горевать, - сказала Надежда.
- Вечером заеду к вам.
Августина не было целый день дома. Ростик заехал на минутку к Надежде Петровне.
- До сих пор, его нет. Не знаю, где он ходит.
- Догадываюсь. Если память вернулась, то он снова ощутил себя профессором. Нет времени его ждать, когда придет, сообщите мне.
- Хорошо.
Августин Янович, открыл своим ключом квартиру.  Надежда Петровна поспешила ему навстречу.
- Как так можно уходить, не предупредив меня. Я же волновалась.
- Кончились, Надюша, твои волнения. Меня восстановили в университете на преподавательскую работу. Почему ничего не говоришь о моей одежде? Все деньги снял с книжки и в дорогом магазине оделся, надо же выглядеть прилично.
- А куда дел тот серый костюм, что я тебе купила?
- Ну прости меня, отдал его попрошайке, пусть порадуется.
- Ну, да. Раздевайся и к столу иди. Руки не забудь помыть.
- Отметим шампанским мое восстановление в университете.
- Согласна.
Они сидели за столом, посреди стола была зажжённая свечка, электрический свет был потушен.
- Мещанство какое – свечи. Давай, Надежда включай лампочку Ильича.
Августин поднял бокал с шампанским и произнес:
- Спасибо тебе, Надя, что несколько лет заботилась обо мне и я не останусь неблагодарным. Я принес тебе подарок. Посмотри. Сережки и кольцо с рубином.
- О, какие красивые украшения, немалые деньги потратил.
- Для тебя ничего мне не жалко. Будем и дальше с тобой дружить. В любое время заходи ко мне. Ключи от моей квартиры у тебя есть. Хозяйничай.
- Может быть, мне сдать в наем свою квартиру? - спросила  с тайной надеждой Надежда Петровна.
- Зачем? У тебя так уютно и я всегда буду рад посидеть с тобой за чашкой чая.
Надежда Петровна опустила глаза.
- Отдыхай, Надюша, а я пойду к себе, поработаю.
Он наклонился и поцеловал ее в лоб. Скупые слезы набежали Надежде на глаза.
- Захлопни дверь, - прошептала она и налила себе в бокал шампанское.
Она сидела долго за столом, зажгла мещанскую свечу и смотрела на огонь, не отрываясь. Надежда понимала, что наступил между ними разрыв с возвращением памяти Августина. Понимала то, что больше они не будут близки. Она была одинока и понимала, и то, что только авария их сблизила. При своей памяти, проходя мимо нее он никогда не здоровался раньше. Практически он ее не знал, а она не дружила с его женой, а были они хорошими знакомыми. Они были соседками и всегда здоровались. А сейчас, все изменилось. Надежда поднялась, включила свет, потушила свечу и в кармане халата нащупала ключи от квартиры Августина. Она тихо по бабьи заголосила. С этого дня - она его называла Августином Яновичем, а он ее Надеждой Петровной. Он обедал у нее, а ужин она приносила в его кабинет. Августин Янович похудел и к весне уже мог натянуть свой свитер и джинсы.  Близились летние каникулы у студентов. И радушный Августин прощался с ними до следующего курса.
 К нему подошла старшекурсница и сказала:
- Как я рада, что вы вернулись работать в университет. Как школьница я влюблена в ваши лекции.
Августин Янович спросил ее:
- Кажется, вас Ксенией зовут. Не знаете, сколько стоит билет до Лондона?
- Опаньки. Справки аэропорта дадут Вам полную информацию, Августин Янович. До сентября. Не вздумайте снова пропадать, - погрозила тоненьким пальчиком Ксения и побежала догонять своих сокурсников.
Подходил День – ВДВ. Екатерина Ивановна с семьей вернулась из отпуска и сразу вышла на работу.
- Не забыла, что сегодня второе августа? – спросил Павел Иванович, сидя на планерке у главного врача.
- Нет, не забыла, поэтому и вышла по - раньше. Жду, как всегда своего постоянного пациента Николая.
- Этот тебя не подведет.
Около восьми часов вечера поступило мало травмированных пациентов.
- Народ умнеет. По – другому справляют свой праздник. И, Николая среди них нет.
 - Еще не ночь, - ответил Павел Иванович ей. – Пошли ко мне, где – то завалялся армянский коньяк. Пару капель в кофе не помешает. Взбодримся.
В кабинет заглянула Соня, которая в такие дни дежурила в отделении рядом с Павлом Ивановичем, помогая молоденьким медсестрам.
- Екатерина Ивановна. Помните Николая экспедитора? Он вам уже второй раз звонит.
- Из морга? – пошутил Павел Иванович.
- В ординаторскую. Он и сейчас на линии.
- А что он хочет?
- Да, о профессоре, что – т о мелет непонятное.
- Минуточку, переключи на мой кабинет. А, я включу голосовую связь.
 Екатерина Ивановна, - услышав голос Николая,  сказала:
- Я рада, что ты не у нас.
- Баста, нужно детей воспитывать, а не с флагами мотаться до дурмана на мотоцикле.  Чуть – чуть я пьян. Но не в этом дело. Вы слышали последние новости?
- Нет, я только сейчас освободилась. Отменили вам праздник ВДВ?
- Кто посмеет? На века наш праздник.
- Что было в новостях сказано?
- Профессора нашего кокнули в Лондоне под мостом. В тяжелом состоянии находиться.
- Ах,  Коля, ты к нему всегда был неравнодушен, а теперь и меня хочешь разыграть?
- Чего играть? К бывшей жене он поехал. Имя у нее, как у куклы, а ее муж иностранный казачок, еще тот. Он наверное и грохнул профессора.
- Расскажи подробнее.
- Пусть жена моя расскажет. Допрыгался профессор, а такая приятная женщина с ним рядом была на озере. Говори, - приказал он жене.
-  Диктор сказала, что нашли профессора Микорского с пробитой головой под мостом в Лондоне. Якобы он приехал к бывшей свое жене помириться, а новый муж, выгнал его из дома. Показывали эту Элю. У нее растет уже сын от второго мужа и она сказала, что разведена с Микорским и  она его не приглашала в Лондон. Муж отрицает, что был скандал между ними. Жена с ним разговаривала, а он в это время был во дворе с сыном.
- Спасибо, что сообщили. Нужно позвонить его сыну.
- Спасибо вам, Екатерина Ивановна за спасение моего мужа.
- Когда это было. Павел Иванович, набери телефон Ростика. Я продиктую.
Жена Ростика сказала:
- Муж улетел в Лондон к отцу. Господи, будь они не ладные, эти маникюрные ножницы.
- Какие ножницы?
- Да те, за которых он ссорился по телефону с Элей. Увидел их возле книжного шкафа и память сразу вернулась к нему. А мы так рады были, что он стал жить у Надежды Петровны? Что теперь будет с ним?
- Не будем ничего загадывать наперед. Если есть нить жизни, то медики спасут его. Не сомневайтесь.
 Прошел год. Екатерина Ивановна знала уже от Ростика, что, пробыв три месяца в госпитале в Лондоне у Августина Яновича снова наступил провал в памяти и он не узнавал сына. К тому же, у него отнялись ноги. Вернулся он уже домой в Россию в коляске. Ростику большого усилия нужно было приложить к тому, чтобы уговорить Надежду Петровну, ухаживать за ним.
Она дала согласие, при условии, что они ей будут платить деньги за то, что она ухаживает за профессором.
- А то, снова вернется к нему память и снова я буду чувствовать себя обиженным человеком.
Как – то позвонил Ростик и попросил Екатерину Ивановну об услуге, найти специалиста, чтобы отца можно поднять на ноги.
Екатерина Ивановна согласилась. Они выехали на дачу профессора, где проживала Надежда Петровна с Августином Яновичем. Профессор ее не узнал.
- Это можно восстановить иголками. Переезжайте в Московскую квартиру, я приведу к вам специалиста.
 К весне Августин уже ходил на костылях.
Екатерина Ивановна позвонила Ростику и предложила обследовать профессора в институте.
- Зачем?
- Может быть, память у него восстановиться.
- Нет. Нам хватило и Эли, выше некуда. А тут почти ежедневно звонит к нам студентка Ксения. Плачет, хочет увидеть профессора и поговорить с ним. У него что, в том месте, магнит привязан?
- Он был интересным человеком и поэтому к нему тянется молодежь. Не надо, такой тяжести вам, мол, был шанс, вернуть отцу память и вы не захотели, обрели его на существование. Он и Надежду Петровну не узнает. Помогите ему и Надежда Петровна этого хочет.
- Ну, если она этого хочет, то пожалуйста, без меня решайте это вопрос.
 Профессор полгода пролежал в институте психиатрии. Там он уже передвигался с помощью палочки, а к выписке он отбросил ее в сторону. Его подлечили, размышлял он здравомысляще, но память к прошлой жизни, так и не вернулась к нему. Надежда Петровна с Ростиком его забрала из института, и они уехали на целое лето жить на дачу.
 Летом к ним приезжала Екатерина Ивановна с мужем.
- Изменения есть какие – то?
- Он не дурак, это главное. Статью написал о рыбной ловле. Ростик, где – то ее напечатал. Пристрастился Августин ловить рыбу. Уже и друзья у него есть. Два соседа и кот Васька, который сопровождает его на рыбалку.
- Значит, изменений нет.
- Нет, - сказала Надежда Петровна и с облегчением вздохнула. - Собирается под мостом ловить рыбу, там щука водиться.
Августин Янович сидел под мостом, закинув удочки в воду. Попадались маленькие рыбешки, а щука не клевала.
- Августин, пошли закинем в зарослях удочки. Пятьсот метров пройти.
- Ты иди я еще тут посижу, вдруг мне повезет.
Леска дернулась и Августин стал тащить, что – то тяжелое из воды, он напрягся весь и перед ним в воде возникло ведение. Как будто он спустился под огромный мост к человеку, который сидел на каменном выступе и ловил рыбу. Августин был изрядно пьян и спотыкался, спускаясь с насыпи, несколько раз падал. Он поднялся и кто – то сзади ударил его по голове. К рыбаку он уже катился по насыпи, бутылка с виски вылетела из рук...  Августин мотнул головой, она закружилась и он бултыхнулся в воду. Сосед по рыбалке услышал всплеск, повернулся и побежал, прыгнул в воду и вытащил Августина на берег.
- Что с тобой, сосед?
- Голова закружилась, как будто я под другим мостом ловил рыбу, а не здесь.
- Мокрый весь, пошли домой, а то, меня Надежда Петровна заругает.
 С тех пор он часто сидел под мостом и смотрел на воду, в надежде увидеть снова другой мост. Видения не приходило.
Надежда соорудила лавку под мостом и каждый раз его сопровождала смотреть на воду.
- Надежда Петровна, я видел другой мост. Может это видение из прошлого.
- Может быть. А ты смотри на воду и успокаивайся, может и вспомнишь, что ни будь.
Два, уже не молодых, человека возвращались усталыми домой, вода вытягивала из них силы, зато, ночью они спали крепким сном и Августину прорывались ведения, которые на утро он записывал в тетрадь.
 - Я приземлился на самолете в большом аэропорту.
 Надежда Петровна была готова принять любые изменения у Августина, лишь бы он был здоров.
- Бог даст и память к тебе вернется, Августин.
Она вспомнила Екатерину Ивановну, которая говорила, что память еще никем досконально не изучена. И что – то, может помочь ей вернуться. Раньше, помогли маникюрные ножницы, а теперь мост, который ему несет воспоминания.
Она тяжело вздохнула и не знала, что ей принесет следующее утро.   Августин, записывая свои воспоминания в тетрадь.
 Однажды он развел костер и вынес из дома тетрадь, где записывал ведения, бросил в огонь.
 - Что – то недоброе несет мне воспоминания. Не хочу я больше страдать. Под мост  ходить не будем.
Больше, они не ходили отдыхать под мост. Августин Янович готовил новую статью о рыбной ловле.
Ростик сказал:
- Талантливый человек, во всем талантлив. Тебе журнал заказал еще одну статью, пиши, отец, у тебя это хорошо получается.
- Да, - ответил отец и со второго этажа коттеджа он посмотрел в сторону моста, вздохнул и отвернулся.
 Что принесет завтрашний день профессору? Откроет ли память ему дверь в прошедшую ним жизнь. Об этом никто не знает, а мост продолжал тянуть его взоры к себе. И однажды деревянный мост с историческим прошлым, которому около ста лет - от старости рухнет в воду. Надежда перекреститься, а Августин тяжело вздохнет. На все воля Божья.  Что будет с ними дальше, вернется ли память к Августину - покажет им время.


Рецензии