Павловск и Мусатов Владимир Иванович

               
                ПАВЛОВСК И МУСАТОВ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ.

        Дорогие товарищи! Да, товарищи: рядовые читатели, писатели, поэты! Мне очень хотелось для
    всех вас сделать прогулку по Ленинграду 3. По Московскому проспекту. Но так как я давно не
    бывала в городе и многое изменилось, и кое что вылетело из памяти... Я решила написать о том,
    что очень хорошо помню и о том, что волнует до сих пор! А к Московскому проспекту - чуть позже.
 
        Речь поведу об одной из сокровищниц садов и парков Ленинградской области - Павловском парке.
    И о том, что мне посчастливилось услышать из уст самого экскурсовода Мусатова Владимира Ивановича.

        Год, наверно, 1963-ий. Семья наша жила в Ленинграде.  В летнюю  теплую пору к нам приезжали
    многочисленные родственники. Я, как истинная Ленинградка: водила, таскала, знакомила их со всеми
    местами города и пригородов, в которых бывала много, много раз. И вот как-то однажды мы поехали
    в Павловск.  Я  его хорошо знала.  Где-то в 1952 году мы снимали там дачу. Разруха послевоенная
    была еще та! Но мы детвора радовались самой красоте вокруг, купались в пруду розового павильона.
    Там  местные  научили  меня плавать. Прячась  за кустами подсматривали за съемками  и артистами
    х/ф "Крепостная актриса"...

        Я со своими гостями в самом начале парка. Дворец уже внешне был восстановлен. Прошел всего
    какой-то десяток лет от 1952года. Я была в восторге и ошеломлена! Мои гости потянули меня туда,
    где шла экскурсия.   Мы как приросли к этой группе и экскурсоводу,  так все два часа за ним и
    ходили.  Это был  Мусатов Владимир Иванович. Внешне он чем-то напоминал мне артиста Черкасова.
    Высокий, стройный. Голову его покрывал берет. Он и держался, как искусный актер; и вел рассказ
    свой хорошо поставленным голосом! И начал он свой рассказА а мы благоговейно слушали:

       - В нижнем этаже дворца располагался у фашистов сам штаб. "Фашиствующие шестерки" перерыли
    большую часть парка в поисках античных мраморных скульптур. Как сквозь землю провалились. Эти
    псы и помыслить не могли, что за одной из стен их поганого штаба спрятать успели работники парка
    эти шедевры! А Тройная липовая аллея сохранена благодаря этим работникам парка, которые были
    замучены и повешены на этих липах. Немцы же, где бы ни поселялись, тут же вырубали все деревья и
    кусты заслоняющие простор. Лишь только сохраняя те деревья, на которых висели казненные. Эта
    закономерность у них сохранилась от тевтонов /для устрашения непокорных/. Парк весь рукотворный
    и речка Славянка, и причудливые мостики через нее. И поляна белых берез, ножки которых ласкала
    шелковистая зелень травы. Когда я вернулся с фронта и увидел послевоенную разруху парка, вырос в
    котором  и знал о нем  все  все;  я не выдержал и уехал, и 15 лет не хотел возвращаться. Но меня
    разыскали выжившие работники парка, умоляя вернуться. - Но кто же, если не вы подскажете тем, кто
    всё  это,  не  жалея  сил  и времени  восстанавливает. Я был ошарашен проделанным этими скромными
    сподвижниками культуры. Сердце мое дрогнуло. И вот я здесь среди Вас. В моем любимом парке, вырос 
    в котором! Спрашивайте, спрашивайте, не стесняйтесь! -

        И вопросы посыпались со всех сторон. И он, внимательно слушая, не уставал отвечать каждому!
    К нашей группе присоединилось много очень неравнодушных людей. Но Владимир Иванович как-то умело
    находил местечко, чтобы быть видным всем и его голос все слушали затаив дыхание! Пройдя почти все
    замечательные и восстановленные местечки парка, мы пришли на круг "Двенадцать дорожек". И рассказ,
    не менее героический, продолжил сам Владимир Иванович.

        Он снял с головы берет и склонил голову. Все также склонили голову. Когда он поднял голову. Его
    глазах еще не высохли от слез! Группа наша безмолвствовала.
   
        -Да, дорогие товарищи! Обычно я здесь заканчиваю экскурсию. Но предвкушая Ваши вопросы, сразу
    отвечу на самый главный: почему все вокруг зеленеет, а дубочки, как мертвые, стоят с голыми ветками?
    Помните про Тройную липовую аллею у дворца?  Вот и продолжу эту печальную историю. Круг "Двенадцать
    дорожек" украшали бронзовые скульптуры ... В центре Аполлон Бельведерский. За постаментами скульптур
    росли эти дубки. Времени у служителей парка было в обрез. Они никак не могли придумать. Как спрятать
    это сокровище парка?  Мучительный вопрос этот разрешил один инвалид, по ранению вернувшийся с
    фронта. "А в окоп их..." Вырыли за каждой скульптурой мини-окоп и спустили в каждый окопчик каждую 
    скульптуру. А дубочки - они оплакивают тех храбрецов, которые не выдав, были казнены на их ветвях.
    Мы этих людей помним!
          А дубочки, как бы сохраняя траур, распустят свои листочки через месяц!!!

        Чуть чуть от себя. Я давно хотела написать про это. Но никак не могла вспомнить фамилию
        экскурсовода. Боялась ошибиться. А буквально сегодня задала вопрос на яндекс по Павловску.
        Прочитала. Но того, что сохранила моя память и того, что мне посчастливилось услышать из уст
        самого Владимира Ивановича, там не увидела. Напечатала и на сердце легче!

                25 ноября 2023 год.
 

 
 
   
   


 


Рецензии
Тяжёлая история!
А у нас не бывает лёгких! Мы всё выдержим назло врагам, на радость нам!

Сергей Пунтусов   28.11.2023 10:07     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.