На ветрах времени. Реставрация

     ...время разбрасывать камни, и время собирать камни...
                Экклесиаст(Гл.5:3)


    Церковь стала частью моей жизни с момента осознания себя. Купол храма был хорошо виден в любое время года из окон нашей землянки-пятистенника, исключая морозные дни, когда стекло покрывалось снежными узорами, не таявшими до весны. Здание храма тогда прозывали «пожаркой». Вместо креста из купола торчал странный острый штырь. Мне казалось, что за него цепляются своими рваными краями бегущие по небу в неведомую даль облака.
     Однажды мы с отцом оказались внутри храма, войдя в него через прорубленные в южной стене ворота. Под высокими закопчёнными сводами стояли две пожарные машины. Их ярко-красные акульи капоты стеклянными глазами-фарами смотрели в створ ворот. Бетонный пол у смотровой ямы под колёсами машин слегка просел. Главный пожарный, грузный дядька Ермолаев, тыкая пальцем в черноту ямы, сказал хриплым будничным голосом:
- Когда копали – кости нашли. Сгнили совсем…

    По нескольким ступеням шаткой лесенки мы поднялись в комнату дежурной смены, откуда доносились странные стреляющие звуки. Пожарники с силой били костяшками домино по неструганным доскам стола,  время от времени кричали: «Рыба!» и безбожно матерились. В тумане табачного дыма терялись их румяные лица. Подумалось тогда, что, вероятно, цвет лица пожарных должен соответствовать цвету машин , ведер, багров и топоров, висящих на прикреплённом стенде. Желтые стены комнаты облупились, кое-где виднелась некогда окрашеная синим цветом штукатурка. Много позже я узнал, что комната, в которой коротали смену служивые, была алтарем. Креста над железной крышей давно не было, как, впрочем, его не было и на работниках пожарной части, не ведающих, что это место имеет право посещать исключительно священник.
     В холодной части храма, напоминая о сельском клубе, остались мощные двойные перекрытия, разделяющие первый, второй и третий этажи. Наверх можно было попасть по узкой лестнице с перилами, пристроенной к левому углу холодного придела. Мощные балки и толстый пол надежно держали ряды книг районной библиотеки, перенесенной отсюда в здание кинотеатра у почты после постройки клуба в 1958 году.

    На потолке купола мне ещё довелось видеть лик Спасителя, фреску, написанную по сырой штукатурке. Сам Христос смотрел с небес на все безобразия, творившиеся на земле. Добраться до фрески было сложно, поэтому она сохранилась до наших дней. На лике остались глаза, чего нельзя сказать о многих иконах. Почему-то безбожники были любители расправиться именно с «зеркалом души». Видимо, подсознательно понимая, что именно через них Господь и Святые Его проникают в души верующих из горнего мира и дают им силу и Благодать Духа Святаго.

     В западной части храма сохранились двустворчатые деревянные двери – настоящее произведение искусства. Они и сейчас  покоятся на четырёх мощных навесах, вмурованных глубоко в кирпичную кладку.Через них прошли тысячи прихожан . Они шли молиться, креститься, поминать - здесь они заканчивали свой земной путь и отправлялись в иное путешествие. Когда в 2005 году реставраторы решили их снять, мы с о.Романом Зверевым воспротивились и решительно настояли на сохранении, как части исторического наследия. К сожалению,  настланный без единой щели пол из широченных плах, не удалось спасти. Толстое дерево пилили циркулярной пилой вдоль всего ствола и раскладывали  ровной частью вверх.В оконных проёмах северной стены остались нетронутыми кованые решетки. Из других окон их безжалостно вырвали и приспособили в зданиях административных учреждений, например, в окнах почты, бывшего дома сотника Макара Ядрилова, выстроенного в 1912 году.

   До 1958 го года в здании церкви располагался клуб. К южной стене пристроили сцену, ставили спектакли, крутили немые и звуковые фильмы, использовали для проведения собраний, митингов, проводов в армию в военные годы. Храм был «украшен» портретами Сталина и Ворошилова. Отец вспоминал о многолюдных танцах в целинные годы и частых потасовках у стен церкви. В 1958 году рядом построили деревянный Дом культуры(сгорел в апреле 1997 года) с двумя кинозалами. А церковь отдали под пожарную часть - мол, с каланчи далеко виден дым.
До революции церковь была обнесена деревянным забором  с чугунными шарами на столбах. Его заменили в 1911 году на кованую железную ограду, которую поставили на невысокую кирпичную кладку. В пределах ограды располагалось кладбище. На нём стояли три памятника и лежали чугунные плиты каслинского литья. Известны несколько человек, похороненных здесь. В 1835 году при объезде области скончался генерал В.И.де Сент-Лоран и был похоронен у стен церкви. Надгробная плита свидетельствует об этом. По неизвестной причине запись в МК церкви за июнь 1835 года отсутствует. Плита в 1972 году была передана в Кустанайский областной краеведческий музей ветераном войны Трофимом Ефимовичем Чирковым. Однако поиск плиты в коллекциях музея в декабре 2020 года не увенчался успехом. Возможно, при переезде музея она была утрачена. В апреле 1919 года скончался командир второго казачьего полка Иван Яковлевич Нарбут. Остаётся открытым вопрос о переносе праха атамана Федора Карповича Набокова, умершего в Аманкарагайском приказе в августе 1831 года(запись в МК), в Пресногорьковскую станицу в начале XX века. Были похоронены также Нина Борисовна Бедрина в 1907 году(плита), неизвестный жертвователь, на чьи деньги была сделана и установлена кованая ограда(плита), священник о.Яков Киселев, умерший в декабре 1901 года(запись в МК), о.Семен Коледа(октябрь 1914 года), сын о.Василия Преображенского(1923 год). Остальные, упокоившиеся на кладбище, неизвестны. Для ответа на вопрос необходимо изучить метрические книги храма по годам и графу «Место погребения».

   В конце восьмидесятых пожарную часть перевели в здание бывшего школьного спортзала на улице Б.Мельничной. Церковь, бывшая ранее под надзором, стала бесхозной. Туда повадились ходить местные мародёры, которые вынесли всё деревянное, начиная с перекрытий и заканчивая досками пола. Дети мародёров тоже не дремали – старательно гадили в храме в прямом смысле слова. Расписывали стены непристойными рисунками. Складывалось впечатление, что черти сбежались на пир, празднуют свою победу и пляшут на алтарях. Впрочем, подобный шабаш можно было наблюдать повсеместно.
Церковь разрушали дважды. В 1936 году вновь созданному Пресногорьковскому району для обслуживания техникой колхозов потребовалась машинно-тракторная станция. Своего кирпичного завода не было, поэтому кому-то из товарищей пришла в голову мысль взять кирпич, развалив храм. В результате была повержена колокольня. Семь колоколов, в том числе и многопудовый набатный, были преданы земле, на десятилетия лишив людей колокольного звона, зовущего людей к Богу. Сказывают, некий житель Камышловки Давыдыч, подвизавшийся на ниве борьбы с крестами и колоколами, благополучно сломал себе шею, свалившись с Пресновской церкви во имя Михаила Архангела. За что, как говорится, боролся…
Кирпич ломали с трудом, но стены гаража, стоящие без крыши и сейчас, давно заросли густыми зарослями клёна. Добили колокольню в пятидесятые годы. Разломали парадный вход с запада, оставили от четырех нарядных колонн лишь фундаменты. К слову сказать, ничего лучшего ни в годы советской сласти, ни в нынешнее время построено не было.

Председатель сельского совета Николай Дмитриевич Виниченко(1932 - 2014 гг.), несмотря на свою давнюю принадлежность к коммунистической партии, был в душе был верующим человеком и относился к любому делу с большой ответственностью. Он с пониманием отнесся к моим рассуждениям о необходимости сохранения исторического и культурного наследия для потомков. Тогда мы не думали, что сохраняем храм - речь шла лишь о памятнике архитектуры начала XIX века. В то время с сельским бюджетом было уже напряженно, председатель имел немного возможностей помочь материально. В недрах несгораемого шкафа одиноко хранилась лишь гербовая печать. Ситуация напоминала сцену из фильма «Тихий Дон»… Решили поискать средства на стороне РПЦ. Сделали официальный запрос в Данилов монастырь, патриарху Пимену, и 29 - го января 1990 года получили ответ из канцелярии Московской патриархии: «По интересующему вас вопросу обратитесь в Алма-Атинское епархиальное управление». 13 февраля Алма-Атинский епископ Евсевий  наложил на наш запрос резолюцию: «По этому вопросу вам следует обратиться к благочинному настоятелю Константино-Еленинского храма г. Кустаная отцу Виктору Петрову». Письмо от последнего пришло 16 марта. Отец Виктор был  очень рад тому, что на территории Кустанайской области есть старинный храм и советовал обратиться за помощью к местным властям. Всё вернулось на круги своя…Председатель заказал в столярке деревянные щиты из горбыля, а в кузнице - железные штыри для запирания ворот. Все окна первого этажа были временно закрыты.
    Отец в интервью газете «Нурлы жол» сказал: «Церковь всегда призывала людей к примирению, согласию, миру. И когда мы видели развалины церкви  в душе каждого жителя было неприятное чувство вины перед Богом, что мы довели нашу святыню до такого состояния, варварски грабили долгие годы и ничего не делаем для спасения…»( от 24. 11.2005).
     Мир не без добрых людей. Осенью того же года известный ныне на весь мир , наш земляк, екатеринбургский драматург Николай Владимирович Коляда вручил первым строителям пять тысяч рублей – огромные по тем временам деньги. В Пресногорьковку 7 ноября приехал о. Виктор Петров для освящения храма. Он совершил молебен, стоя в аккурат под едва видимой на потолке фреской с ликом Спасителя. Народу собралась тьма. Стоявшие в проемах окон закрывали батюшку от сильных порывов ветра и снега, засыпавшего со всех сторон храм.
С молитвы началась реставрация храма и его новая жизнь…Первую службу провёл в день Дмитрия Солунского иеромонах о.Глеб (в миру Михаил Авдеев). Служба состоялась в ДК у церкви и вызвала яростное возмущение у райкомовских работников. Отцу было предъявлено обвинение в превращение «очага культуры» в молельный дом. Авторитет Н.В.Коляды осадил ретивых атеистов. Он добился регистрации общины, которой руководил Борис Васильевич Войтенко.
    Отец Глеб, энциклопедически образованный человек, закончивший 4 курса Первого Московского медицинского института, в свои 28 лет обладал колоссальной энергией. В течении зимы к сумме Коляды он сумел добавить большие пожертвования от разных предпринимателей района и области. Особенно большую помощь оказали Узакбай Садыкович Агайдаров и Альберт Ахатович Ризаев.
    18 декабря 1991 года меня посетил о.Глеб в домике на Береговой. Мы не вели речь о развале Советского Союза, а несколько часом проговорили о проблемах восстановления храма, в частности, о форме крестов, которые нужно было заказать к весне. Батюшка обладал удивительным даром убеждения. Речь его была точной и сочной.
Весной 1992 года церковным старостой Владимиром Алексеевичем Ханьдюковым и Михаилом Ковалем начались работы по расчистке храма.
7 июня я шел в школу на экзамен по истории и увидел высоко в небе о.Глеба в рясе и кроссовках, устанавливающего крест на куполе.
-Не боитесь упасть, батюшка?- крикнул я , задрав голову в небеса.
-Господь хранит меня, - получил ответ с верху.
14 июня Святая Троица праздновалась впервые с колокольным звоном.
    «Мы сможем отреставрировать только часть церкви . чтобы проводить службы. Чтобы восстановить ее всю не менее пяти лет понадобится, не меньше… Государство резко подняло цены. Церковь денежное вознаграждение за помины и крестины оставила теми же, проявив человеколюбие. Доходы церковные невелики. Если приход бедный – церковь не может быть богатой. Сельский труд всегда оплачивался не щедро. Хочу напомнить – человек без веры в святое и не воспитывающий своих детей в христианских заповедях, делает их души беззащитными перед силами зла. Не важно какой веры человек, главное - научить его жить в согласии с совестью» (Из интервью о.Глеба газете «Светлый путь» от 18 апреля 1992 года).
В этот период власти по-прежнему ревниво относились к священническим проповедям. Однажды я пригласил о.Глеба на встречу со школьниками старших классов, которая состоялась в актовом зале школы. Об этом узнали в РОНО и вызвали нас с директором, отчитав за нарушение статьи Конституции, тогда еще советской, образца 1977 года, об отделении школы от церкви.
-Что вы себе позволяете, - кипятился инструктор райкома партии, - у нас светское государство!
Через несколько лет я с удивлением узнал, что этот товарищ служит псаломщиком в одном из храмов Зауралья.
   Реставрация храма приносила свои находки. В один из весенних дней  меня вызвали с урока и пригласили в церковь. В летнем алтаре на мощных фундаментах стояли огромные электромоторы. Пытаясь их убрать строители провалились в яму и кликнули меня. Расширив раскоп , мы обнаружили прах человека средних лет, с зеленым образком Николая Угодника на груди. Две костяные пуговицы говорили о том, что человек был похоронен в саване. Отсутствие волос и ногтевых пластинок говорило о большой давности захоронения. О.Глеб отпел найденного по чину отпевания неизвестного. Еще одна находка была сделана у северной стены церкви – в захоронении обнаружена девичья коса толщиной в восемь сантиметров, стельки из березовой коры, приблизительно 34-го размера , медные гвозди гроба и две медные ручки в торцах домовины.  Я вспомнил, как в 1972 году рядом с местом этой находки бур, сверливший землю под столб, поднял наверх кости и остатки кирпичной кладки - чей-то склеп. По моему мнению кладбище располагалось вдоль северной стены, и продолжалось , огибая алтарную стену с востока к месту, где сейчас стоит крест казакам Первой мировой войны.
Отец Глеб уехал из Пресногорьковки в декабре 1993 года, оставив годный к службам храм и добрую память о себе. Однажды в доверительной беседе он заметил, что в приходе много мистиков и колдунов, способных сильно вредить душам светлых людей.
Внутренний интерьер храма постепенно пополнялся иконами. Как-то в Камышловке я зашёл к старушке, узнав, что у неё имеется старая икона. На мою просьбу показать её, бабушка всплеснула руками, засуетилась и выбежала вон. Я вышел вслед. Она долго возилась в тёмной, пахнущей мышами, кладовке, пока не извлекла из-за старого шкафа икону Пресвятой Богородицы метровой высоты. Икона была в хорошем состоянии, если не считать вертикального следа сверху донизу, оставленного струйкой дождя. Бабулька схватила половую тряпку и стала яростно стирать пыль с Лика Богоматери.  Я перехватил её руку и завопил:
-Что вы делаете? Грязной тряпкой трёте!
- Вот, сынок, в молодости из монастыря привезла, когда тамошнюю церкву кулачили. Под старость повесила на стену, а она стала по ночам трещать. Жутко мне, спрятала её с глаз долой. За неё курганцы тыщи долларов сулили…
Я понял, что действовать надо быстро и решительно.
- Грехи молодости надо бы отмолить, отдайте икону в храм, люди у нее молиться будут, доброе дело сделаете.
При этих словах старушка заплакала и вручила мне икону.  Пока она не передумала я завёл свою ИЖ-Планету и умчался, оставив в Камышловке только облачко сизого дыма. Икону не совсем правильно отреставрировали местные художники, но уже более тридцати лет она радует глаза и душу прихожан храма.

О.Глеба сменили несколько священников, каждый из которых внес посильный вклад в восстановление церкви.
Зимой 2004 года в школьный музей заглянул первый заместитель акима области  Мейстер. Несколько часов  беседовали мы о старине, в коннце разговора Виктор Викторович попросил меня фото с церковной колокольней.
-Попробую заинтересовать акима области в необходимости реставрации храма, - напоследок пообещал он.
  Вскоре аким Костанайской области С.В.Кулагин выслал целую группу во главе с архитектором области. Смета была готов к лету и начался новый качественно новый этап реставрации. В работе принял активное участие иерей Роман Зверев. Был заменен пол, построена звонница, отремонтирована кровля. На звоннице водрузили колокол, снятый с Троебратского ХПП.  Его отлили в 1907 году на Московском заводе и сделали надпись «В честь отрока Николая». Но сил и выделенных средств на полную реставрацию колокольни всё же не хватило. В  летний и осенний период верующие «молились в летнем Храме, даже когда уже наступили холода, поскольку ока творится молитва храм будет жить»( о.Роман Зверев. Газета «Нурлы жол» №47). Батюшка уехал в декабре 2008 года, скончался в Москве в 2015 году.
Несколько лет храм стоял вовсе без батюшки, подерживаемый истинно верующими людьми в благопристойном состоянии.
Новейшая история храма связана с именами о. Евгения Елагина и о. Никона Костина (с лета 2022 года).
Ремонт кровли, побелка стен, благоустройство территории, поддержание величия храма – всё это и многое другое сделано их руками. Их трудами сохранено место, где когда-то молились будущий император России Николай II, семьи Шехтер, Преображенских, Кубриных, Туровских, генералы  Нарбут и Сент-Лоран, Федор Набоков и сотни добрых простых людей, начиная с 1805 года.

   Сама жизнь священника в бедном приходе является примером подвижничества. Приходится ежедневно преодолевать множество препятствий, в том числе и людское  непонимание. Но сердце их отдано Богу и храму.
Слава Богу, что подвижники есть на земле!

Их руками, через их молитвы, Господь сохраняет красоту и дарит радость бытия и надежду остальным Своим чадам.

На фото заслуженный путешественник России Н.Хильченко( фото автора,2011год).
24-25 ноября 2023 года


Рецензии