Камчатка

Сергей Савицкий родился и семнадцать лет прожил на Камчатке. Он очень гордился этим и при знакомстве с новым человеком говорил с плохо скрываемой гордостью:
- У нас живут особые люди! Других таких во всём свете не сыскать…
После окончания средней школы он устроился работать экспедитором в лесозаготовительную контору.
- Мне нужно год перекантоваться до призыва в Советскую Армию, - пояснил Сергей водителю машины, на которой предстояло работать.
- А я только, что демобилизовался… - ответил Игнат Перебейнос.
История для Советского Союза обычная. Приехал после службы на север за «длинным рублём» парень родом из Винницкой области, устроился водителем на снабженческий «ЗИЛ» леспромхоза.
- Неплохой такой паренёк и водитель! - сделал вывод Савицкий, съездив с ним в пару командировок.
В одной из поездок забарахлил движок машины.
- Заглох и не заводится... - Игнат долго ковырялся под капотом, объясняя отношение к рыдвану на смеси русского языка и украинской мовы.
В итоге из кузова был выдернут канат и в родные пенаты они двинулись в виде гужевой повозки, где вместо лошади был взявший их на абордаж «КамАЗ».
- Человек нас выручил! - по прибытию на место назначения он вынул из кошелька пять рублей. - Нужно отблагодарить.
- Не стоит, - остановил его экспедитор. - У нас не принято…
- А как иначе?
- Сегодня он нам помог, - объяснил он. - Завтра мы ему поможем! Только так в первобытных условиях севера человек и выживает…
- Не болтай ерундой! - махнул рукой Перебейнос и побежал рассчитываться с водителем тяглового средства.
Убелённый сединой дед, водитель «КамАЗа», всю жизнь проработавший на севере, послал его вместе с пятью рублями далеко.
- Я думаю дальше территориального пространства Советского Союза, - ухмылялся Сергей, наблюдая в зеркало заднего вида, как украинец возвращался с кислой рожей.
Он долго объяснял шофёру, что на Камчатке взаимовыручка не основана на материально-денежных отношениях.
- Люди у нас особые! - закончил Савицкий лекцию.
Машину починили, следующая командировка намечалась в областной центр. Туда груза не было и планировалось проскочить налегке, но только они выехали на трассу областного значения, Игнат ударил по тормозам.
- Что случилось? - встревожился экспедитор.
- Есть идея! - ответил водитель.
Ничего не понимая, Сергей наблюдал как он шустро запрыгнул в кузов и сбросил оттуда на землю жёсткую сцепку.
- Огромная рогатка, - знал пассажир, - сваренная из труб, для транспортировки сломанных машин. 
Не успел шофёр подтащить её к переднему бамперу «ЗИЛа», как из-за поворота выскочил груженый «КрАЗ».
- Стой! - Перебейнос отчаянно махнул рукой.
Грузовик был прочно закреплён за его задний фаркоп, а две проушины приспособления накинуты на передние клыки «ЗИЛа». Отдувающийся водитель запрыгнул в кабину.
- Не понял? - смог произнести Савицкий, наблюдающий свистопляску.
- А что тут непонятного, он тоже в город едет, - заверил он.
- Так мы сломались, что ли? - не имея возможности найти логическую цепь, задавал напарник глупые и наивные вопросы.
- Ничё мы не сломались, просто дорогу я не знаю, а на жёсткой сцепке и выспаться можно! Такому «зверю», - кивнув на рванувший  с места «КрАЗ», уточнил шофёр, - мы как пушинка!
- А смысл?
- Будем делать бизнес! - устраиваясь поудобней, объяснил Игнат, в душе поражаясь беспросветной тупости аборигена.
- А что это такое? - удивился Сергей.
- Слово заграничное, - ответил он. - Означает нежданную прибыль…
- Это как?
- Когда зарплата идёт, а что-то сверху капает!
Савицкий принялся обдумывать новую информацию, а водитель заверил: 
- Доедем с ветерком, а бензин я продам!
Он, закатывая глаза в предвкушении будущих барышей, довёл предпринимательскую мысль до конца.
- Это вряд ли получится… - заметил Сергей.
- Почему это? - удивился Перебейнос.
- Люди у нас особые…
- Много ты понимаешь в колбасных образках! - ухмыльнулся он. - Люди везде одинаковые, жадные и глупые…
Ехать на жесткой сцепке, в общем, неплохо, особенно когда первые сто километров сидишь с открытым ртом в нирваническом состоянии.
- Не, ну стебануть на родном заводике пачку пиломатериала, которую потом можно продать, это еще куда ни шло! - размышлял Савицкий. - Но разве это сравнимо с такой комбинацией?
Наслаждаться поездкой немного мешает летящая из-под колес ведущей машины пыль, но Игнат спокойно читал газетку и иногда мигал фарами, если было желание выскочить по малой нужде.
- Красота, а не поездка! - радовался он.
Когда на землю опустились сумерки, вообще закемарил. Сергей всю дорогу думал какие разные люди живут в СССР. Иногда мысли заводили его в такую даль, что, косо посматривая на водителя, он прикидывал:
- Какую хрень украинец может ещё придумать? Не окажусь ли завтра я в роли «КрАЗа», когда он захочет ещё что-нибудь сэкономить и продать…
По приезду в город Перебейнос душевно поблагодарил уставшего водителя машины, тащившего «ЗИЛ» сотни километров.
- Вот она северная взаимовыручка! - он долго тряс руку коллеги, с несмываемыми пятнами въевшегося моторного масла. - Спас, можно сказать, от голодной смерти на трассе!
Только спаситель уехал, Игнат достал канистру и шланг. Открыл крышку бензобака, опустил туда один конец шланга, другой взял в рот и сильно втянул воздух.
- Глотнул бензина! - закашлялся он, быстро подставляя под струю бензина горлышко канистры.
Набрав топлива, водитель выдернул шланг из бензобака и поток бензина иссяк. Он выставил на дорогу канистру и сел рядом, ожидая покупателей.
- Скоро поедем дальше! – заверил напарника.
Однако машины проносились мимо, никто не жаждал заправки.
- Бензин, что ли никому не нужен? - возмущался Перебейнос.
- Не нужен! - подтвердил Савицкий.
- Почему?
- Ну, кому его продашь, - пояснил он. - Бензин стоит копейки. Если непредвиденная ситуация, любую машину останови и канистру обязательно нальют забесплатно!
- Действительно, - опечалился водитель, - у вас живут особенные люди! В Украине всё по-другому…
Больше Игнат подобного не придумывал. До призыва в армию Сергей с ним проработал без приключений. Служить попал в ГСВГ и через два года пошёл учиться в школу милиции.
- Работать хочу в родных местах! - сообщил он, когда окончил её в звании лейтенанта ГАИ.
Прослужив в доблестных рядах государственной автомобильной инспекции месяц, был отправлен непосредственным начальником на место ДТП. Прибыв в район аварии, Савицкий посмотрел сначала направо, потом налево, и только потом по центру. Апофеозом осмотра места происшествия, стали широко разведенные им руки, и реплика:
- Вашу мать, ну как же так!?
На широченной песчаной полосе отлива, мирно стояли две машины, боднувшие друг друга точно в «лоб». Настолько точно, что осевое смещение было сантиметров в десять, не больше.
- Ну и кто тут виновник столкновения? - лихорадочно соображал он. - Дорожных знаков никаких, самой дороги нет…
То, что «глухари» бывают не только в уголовном розыске, но и в доблестной автоинспекции, Сергей понял однозначно. Правда, оставалась надежда, что кто-то из водителей сдуру возьмёт вину на себя, но шансы были минимальные.
- Ну, как же так?! - повторился лейтенант, приблизившись с мирно курящим мужикам, в одном из которых он признал Перебейноса.
- Как, как! - передразнил его водитель «ЗИЛа», - знамо как! Обнакновенно! Чмяк! И кирдык-хана!
- А если серьёзно? - прервал его Савицкий, - ведь на такой полосе и пара десятков «КамАЗов» без труда разъедется!
- Так, а я и говорю серьёзно… - заверил Игнат. - Еду. Песочек мокренький, ровненький, не то, что наша грунтовка. Притопил немножко, но в пределах правил, а тут вот, товарищ навстречу. Ну, я вправо и он вправо, я влево и он влево, я опять вправо, но и он туда же, вот здесь и встретились!
В другой машине «УАЗ» за рулём ехал парторг городского бумажного комбината, являющегося предприятием областного значения.
- А вы что скажете, Иван Петрович? - переведя взгляд на парторга и призывая к помощи в установлении истины, спросил лейтенант.
- Так, а что я скажу? В общем-то, правильно товарищ поясняет, только сначала я влево и он влево, я вправо и он вправо, потом я влево и он туда же!
- Так, понятно... - невесело протянул он.
В нормальной голове не могли уложиться две столкнувшиеся лоб в лоб машины, на полосе, где каждой для маневра отпускалось метров по тридцать.
- Ну, вы пёрли друг на друга и по-другому даже помыслить не могли? - возмутился Сергей. - Вы же Иван Петрович грамотный человек! К примеру, если он туда, то сюда могли проехать! 
- А, вот это вы зря, товарищ! - поправив галстук, произнёс парторг. - Мы граждане советские и воспитывались на одной идеологической платформе! Мыслить по-разному и метаться нам не позволяет генеральная линия партии!
Совместными мозговыми усилиями решили ДТП не оформлять, повреждения машин оказались не смертельными. Парторг уехал первым. Перебейнос остался поговорить с бывшим экспедитором.
- Скажи честно, - попросил его лейтенант, - как на самом деле было!
- Еду я берегом океана! - признался Игнат. - Красота, после отлива песок не хуже асфальта. Привык я к здешним местам, даже продлил трудовой контракт. Людей мало, рыбы много… Вдруг навстречу машина парторга. Коммунистов ещё с детства не люблю! Он принял вправо, я вправо, он уворачивается от столкновения влево, я влево и думаю: «Хрен ты от меня увернёшься!»
- Получается ты виноват в столкновении? - понял Савицкий.
- Виноват.
- Тогда плати десять рублей!
- За что? - опешил украинец. 
- В ГАИ закон один! - сказал он. - Нарушил правила дорожного движения - плати!
- А ещё говорил, что на Камчатке люди живут особенные… - бурчал Перебейнос, доставая «червонец». - Везде люди одинаковые, каждый хочет иметь свой маленький «бизнес».


Рецензии
Да бывал у Вас на Камчатке очень понравилось да и люди у Вас особые.

Николай Серяков   17.12.2023 12:17     Заявить о нарушении
Спасибо!

Владимир Шатов   17.12.2023 16:35   Заявить о нарушении