Великая труженица, наш ангел хранитель

Недавно довелось побеседовать с жительницей хутора Гречаная Балка Зинаидой Емельяновной Калныш. Она уже в летах (за 70). Работала в детском саду, в полеводческой бригаде, на СТФ и МТФ. Живет уже 56 лет с мужем, тоже коренным хуторянином Владимиром Константиновичем, работавшим в колхозе водителем, слесарем, кузнецом.  Их дочь живет на хуторе, а сын – в  северной столице, Петербурге.
Поскольку впереди был День матери в России, говорили мы с Зинаидой Емельяновной не столько об ее отце Герое Советского Союза Емельяне Ивановиче Герасименко, сколько о матери – Любови Гавриловне. 
Слово за слово, и  передо мной вырисовывалась картина быта, общая атмосфера, характер взаимоотношений  простой хуторской семьи. Впрочем, не совсем простой, ведь в ней оба родителя были Героями. Отец завоевал почетное звание в бою. Его супруга – в быту, ее наградили «Медалью материнства» и орденом «Материнская слава» третьей степени.   
На правом берегу реки
На хуторе Гречаная Балка, в его восточной части,  на правом берегу одноименной реки, в сторону нынешнего поселка Рогачевского была, впрочем, и есть дамба, которую называют дамбой Герасименко. В  августе 1912 года в казачьей семье   Ивана Гордеевича и Хотинии Ивановны Герасименко, что там жили,   родился   сын,   Емельян. У супругов уже подрастали две дочери. Долго учиться  мальчику не довелось. Окончил лишь начальную школу, но смекалистый парень  выучился на курсах трактористов и поступил работать в МТС.  К началу войны у Емельяна была   жена и двое детей.   Емельян,  ушел   на фронт уже в июне 1941 года.
Вернулся после госпиталя домой, в 1944 году, а жена не приняла его, покалеченного в бою, без ноги и с незаживающей раной на голове.   Не сломила беда героя. Пошел он работать в МТС.   Удар судьбы, горькую обиду помогала заглушить работа до седьмого пота.  Через время   вдруг заметил повариху бригадную, усталую, с грустными глазами, Любу, Любашу.  Наверное, эта встреча была послана Всевышним Емельяну  в награду за его солдатский подвиг. 
Любовь Гавриловна Кравец тоже родилась  и выросла в Гречаной Балке (28 февраля 1922 года). Семья была большая: четыре сына и три дочери. Жили бедно: одни сапоги на двоих (как, и у  ее детей, после войны).  Люба окончила 4 класса и пошла работать. Перед войной вышла замуж, родила дочь.  Два ее брата, Никита и Василий, погибли на войне. Муж пропал без вести в Брестской крепости. Так что к 1944 году она уже три года как жила одна с дочкой. 
Зинаида Емельяновна подчеркнула:
- Наша мама не побоялась трудностей. В 1944 году  родители оформили законный брак. В 1945 году родилась дочь Вера, ныне покойная. В 1947 году  -  я, в 1949 году родился Виктор, в 1951 году - Иван, в 1953 году - Алексей и в 1956 - Галина. Жили в любви и согласии.   Молодоженам выделили хату с подвалом, кладовой и сараем. А в 1959   родители построили новый дом. Там было три комнаты. В них  размещалась семья из девяти человек. Несмотря на  тесноту, в доме всегда было чисто и уютно.   Мама была очень аккуратной женщиной и приучила нас всех к этому.
Отец  и мама очень любили детей. Мальчишек часто отец брал с собой на работу.  Они практически и выросли с ним в поле, конечно,  когда не надо было ходить в школу или помогать маме. Учил сыновей, как качать мед, и многому другому. Например, растить кроликов. 
В 42 года осталась вдовой
Моя собеседница со вздохом продолжила:
-  Все 20 лет, которые отец прожил после войны,  жили они   с мамой в любви и согласии. Отец умер 5 сентября 1964 года. В 42 года мама осталась вдовой с семью детьми на руках. И эта маленькая хрупкая женщина с железной волей вырастила и воспитала  всех нас  достойными людьми.
Она   была очень шустрая, все делала буквально бегом.   Все мы были чистенькие и ухоженные. Мама сама нам шила почти все вещи. Ни разу в школу мы не ушли без завтрака. С утра уже успевала и хлеб испечь. Она когда будила нас, стол уже был накрыт, корова подоена. А в 6 часов утра она уже должна быть на работе.
Работала она  поваром в бригаде и трактористом, и в полеводстве. На прополке сахарной свеклы мы ей, как могли, помогали. Работниц в поле увозили на грузовой машине, а нам в кузове места не было. Шли пешком. Приходили и запалывали края маминого участка. Корову-кормилицу девчонки, в том числе и я, доили, как подросли. Уже без отца не только кроликов выращивали, но и бычков. Ведь на мамину зарплату и мизерную пенсию за потерю кормильца (15 рублей на ребенка) прожить было невозможно. Жили бедно, но дружно, никогда не ссорились. 
 Судьбу свою мама не захотела больше ни с кем связывать: кому, де, нужны чужие дети.  Все тяготы стойко переносила. Помню, что никогда она ничего ни у кого не просила. Когда электричество в хуторе провели, а до нашей хаты не дотянули, не стала жаловаться, пользовались керосиновыми лампами. Мне уже тогда 17 лет исполнилось. Так я взяла и написала про это военкому. Вскоре,  прямо в зимние холода, провели и нам свет.
Несмотря на все материальные трудности, все окончили 10 классов и техникумы. У  Ивана  высшее образование. Только Виктор, 1949 года рождения, пошел работать после 8 класса, чтобы маме было легче растить остальных детей. Потом он окончил вечернюю школу. Все три брата отслужили в армии, даже наша младшая сестричка служила во флоте  мичманом.
 На пенсию мама вышла в 1972 году, но продолжала трудиться до 1976 года.  Ей присвоили звание «Ветеран труда». Умерла она 28 января 2003 года. Ровно месяц не дожила до 81 года. 
Не передать словами, как мы благодарны маме за всё! А ведь на время ее вдовства  выпал самый трудный наш переходный  возраст. И   всегда-то она нас понимала, и не было с ее стороны никогда никаких жалоб или упреков.   А мы старались всегда ей подражать, делать все, как она. Низкий поклон ей за все! Мне кажется, что наша мамуля, как ангел хранитель смотрит на нас с небес и поддерживает в трудную минуту. Сейчас у нее семья увеличилась на 18 внуков,   20 правнуков и шесть праправнуков. Жаль только, что она об этом не знает.


Рецензии