Рерих-Лама ИГО
"«Пусть всегда будет солнце,пусть всегда будет небо,пусть всегда будет мама» — пелось в старой детской песенке.Удивительно,но с лингвистической точки зрения это сущая правда— слова «солнце»,«небо»,«мама» и несколько других,обозначающих наибо-лее важные для каждого человека понятия,остаются в русском языке неизменными уже более 10 веков.Мать.Это слово в разных вариациях встречается во множестве языков индоевропейской семьи.Оно настолько древнее,что точного его происхождения не знает никто.Большинство лингвистов придерживаются мнения: лексема «мать» возникла еще в каменном веке из лепета малыша,который хотел как-то позвать самого необхо-димого ему человека.«Этимологический словарь русского языка»,составленный извест-ным немецким ученым Максом Фасмером(1886—1962 гг.),указывает,что в основе данного слова лежит слог mа,часто повторяющийся в детской речи.Поскольку русский — это один из восточнославянских языков индоевропейской семьи, даже в современную эпоху в нем можно найти множество совпадений с санскритом,на котором написаны древнеин-дийские Веды. Это доказал другой ученый немецкого происхождения — Фридрих Аделунг (1768—1843 гг.)в своей научной работе «О сходстве санскритского языка с русским». Примечательно,что не только слово «мать» почти совпадает с древнеиндийским «мата» (матри),но и многие другие лексемы,обозначающие родственников,сравнительно близ-ки.Например,брат(бхратар),жена(джани),сын(суну),дядя (дада),свекор(свакар)и т.п.
Жизнь.По мнению большинства лингвистов,тысячу лет назад не было отдельных русско-го,украинского и белорусского языков,учеными описан один общий— древнерусский, существовавший с VII до XV века.Как отметил в своем этимологическом словаре лексикограф Макс Фасмер, слово «жизнь» сохранилось в неизменном виде еще со старославянских времен.Наиболее известным и изученным памятником древнерусской литературы, несомненно, является «Слово о полку Игореве» написанное неизвестным автором в конце XII века. Сотрудники Пушкинского Дома (ИРЛИ РАН) совместно с коллегами из Института русского языка имени В. В. Виноградова РАН подготовили к изданию «Лингвистический словарь-справочник по «Слову о полку Игореве», который был опубликован под редакцией известных ученых: Д.С.Лихачева,Б.Л.Богородского и О.В.Творогова.Если судить по данному уникальному словарю, то и тысячу лет назад слово «жизнь» означало не только существование кого-либо от рождения до смерти, но и уровень материального достатка. Например, в тексте «Слова о полку Игореве» есть такие строки: «Тогда при Олз; Гориславличи с;яшется и растяшеть усобицами; погыбашеть жизнь Даждь-Божа внука; въ княжихъ крамолахъ в;ци челов;комь скрати-шась».Кстати,на санскрите слово «жизнь» звучит как «джива»(дживатва).Смерть.В религиозных текстах,написанных в Древней Индии,уход души в иной мир называется «мритью»,что похоже на лексему «смерть».«Этимологический словарь русского языка» Макса Фасмера содержит упоминание,что в разных вариантах данное слово присутству-ет во всех славянских языках,а его происхождение связано с санскритом.По мнению большинства лингвистов,в современном русском эта пугающая лексема появилась от старославянского «съмрьть».Причем,в древнерусском она и звучала так же,и означала то же,что и сейчас: конец жизни,прекращение существования или деятельности.Солнце
.Этому небесному светилу издревле поклонялись представители многих народов.Сла-вяне,например,связывали с ним языческого бога Ярило.Слово «солнце»,как и обоз-начения других важных для людей понятий и явлений,тоже остается неизменным в теч-ение долгих веков.В тексте «Слова о полку Игореве» содержится немало упоминаний небесного светила: «Тогда Игорь възр; на св;тлое солнце и вид; отъ него тьмою вся своя воя прикрыты.Солнце ему тъмою путь заступаше; нощь,стонущи ему грозою,птичь убуди».А в старославянских текстах это слово пишется как «слъньце».Небо.В число незыблемых ценностей,обозначения которых не меняются веками,входит и сине-голубая бездна над нашими головами,сформированная атмосферой. Как указал Макс Фасмер, и в старославянском, и в древнерусском языках это слово было полностью идентично современному русскому. Разве что форма его множественного числа «небеса» сейчас считается устаревшей.Примечательно, что и данное слово могло быть заимствовано из санскрита, ведь в ведических текстах nаbhas означает «небо», а также «туман» и «пар», а это дает нам некую аллюзию с облаками, которые тоже представляют собой конденсированную воду. Авестийские тексты содержат слово nabah, что переводится с древнеперсидского как «небо», «воздушное пространство».Земля.В «Слове о полку Игореве» можно прочесть:«Земля тутнетъ,р;кы мутно текуть,пороси поля прикрываютъ. Уже снесеся хула на хвалу; уже тресну нужда на волю; уже връжеса дивь на землю».
Это слово произошло от старославянского «земл;»,а в древнерусском языке оно зву-чало и писалось одинаково,а означало то же самое,что и сейчас.Славяне обожествля-ли данное понятие. Одной из богинь языческого пантеона была «Мать— Сыра Земля», которая считалась прародительницей всего живого. Согласно Фасмеру,существует несколько разных версий происхождения данного слова, этимология которого может быть связана с древнеиндийским корнем k;am или древнеперсидским— zam.Вода.Славяне считали, что эта природная стихия обладает магической силой.Не случайно среди народных обычаев и традиций так много ритуалов,связанных с водой.Ее заговаривают, ею очищаются от негативной энергии.В ней водятся водяные и русалки,она является источником жизни.Неизвестный автор «Слова о полку Игореве» написал: «А Игорь князь поскочи горнастаемъ къ тростію,и б;лымъ гоголемъ на воду.Игорь рече:"О Донче! не мало ти величія,лел;явшу князя на влънахъ..стрежаше е гоголемъ на вод;,чаицами на струяхъ,чрьнядьми на ветр;хъ”».То есть князь Игорь считает реку Дон одухотворенной,он обращается к водному потоку с уважением.Макс Фасмер связывал происхождение данного слова с древнеиндийской лексемой udakаm,образован-ной от корня uda,учитывая схожее звучание и значение."(ст."Каким словам русского языка на самом деле больше 1000 лет",Кириллица,2023)
"Согласно традиционной версии,в феврале 1613 г.собравшиеся на Земский Собор в Москве выборные люди Российского государства единогласно решили пригласить цар-ствовать юного Михаила Романова и поклялись,что они и их потомки будут служить ему и его потомкам как самодержцам.Так было положено начало правлению династии Романовых.Изучение грамоты Земского Собора.Об избрании Романовых говорится в «Утверждённой грамоте» Земского Собора.Сохранилось два её экземпляра,оба они подписаны участниками Земского Собора,однако их перечень на каждом из документов разнится.В своё время на данных рукописях были поставлены печати сановитых особ (уцелели только на одной).Кроме того,имеется ещё один,как бы черновой, фрагмент грамоты,не вошедший в окончательный вариант и не снабжённый подписями и печатями. В целом же «Утверждённая грамота» представляет собой краткую официальную историю Смутного времени,обосновывающую правопреемственность Романовых от династии Рюри-ковичей.В 1906 г.русский историк и археограф Сергей Белокуров подготовил издание «Утверждённой грамоты» с подробными комментариями.Белокуров был одним из крупней-ших знатоков древних манускриптов,хранившихся в русских архивах,автором многочис-ленных исследований.Одной из самых известных стала его монография 1898 г.,в кото-рой он убедительно доказал,что знаменитой и якобы утраченной библиотеки Ивана Грозного,о которой до сих пор ходит столько слухов,в действительности не сущест-вовало.Загадочный черновик.Во вступительной статье Белокурова к тексту грамоты содержится немало интересных наблюдений.Примечательны факты,описанные в черновом отрывке,но не вошедшие в окончательную редакцию грамоты.«Первоначальный проект грамоты,– писал археограф,– излагал довольно любопытные,отчасти доселе неизвест-ные,сведения о царях Фёдоре,Борисе,самозванце и Шуйском,заслуживающие особого внимания как показания современника».Это,по мнению Белокурова,свидетельствовало о том,что он являл собой не компиляцию,а оригинальное произведение,составленное не позднее 1613 г.Этот черновик в чем-то дополняет материалы официальной историо-графии,а где-то даже с ней расходится.Так,согласно ему,Лжедмитрий I,в миру звав-шийся Григорием Отрепьевым,в монашестве носил имя Герман.Василий Шуйский царство-вал не четыре года,как принято считать,а шесть лет.Черновик обрывается на начале рассказа о посольстве во главе с митрополитом ростовским Филаретом,отцом Михаила Романова,в Польшу с целью пригласить на русский престол польского королевича Вла-дислава.Расхождения текстов.События этого периода отражены в «Утверждённой гра-моте» иначе,таким образом можно предположить,что именно по этой причине текст чернового проекта был отвергнут.«Утверждённая грамота» начинает краткое изложение русской истории аж со времён Рюрика, а не Ивана Грозного. Далее она повествует о добродетельной супруге Ивана Грозного Анастасии Романовой.Так в документе пере-брасывается мостик от прежней династии к новой. В черновике же об Анастасии нет ни слова,зато царь Борис Годунов прямо называется виновником убийства последнего сына Ивана Грозного– Дмитрия.В официальной грамоте Годунова уже обвиняет в убий-стве Дмитрия только мать царевича– после торжества самозванца.В грамоте также упоминается как царица Ирина- сестра Бориса Годунова и жена царя Фёдора Иванови-ча,которая правила несколько дней после смерти своего мужа.Здесь же говорится о митрополите Филарете,призывавшем москвичей не прельщаться избранием иноземного царя.Расхождения очевидны: грамота отвергла исторические моменты,описанные в
черновике, но не вписывающиеся в официальную версию воцарения Романовых.Очень многое было добавлено.Насколько эта официальная версия вообще достоверна?«Утверж-дённая грамота»– позднейшая подделка?Белокуров констатировал,что по своему со-держанию «Утверждённая грамота» «представляет ряд дословных заимствований из других документов»:«В основу её положена аналогичная грамота об избрании в 1598 году на московский царский престол Бориса Годунова…Почти все речи,которыми обменивались в 1613 г.в Ипатьевском монастыре посольство из Москвы,царь Михаил и его мать старица Марфа Ивановна,дословно взяты из грамоты 1598 г.,где их произ-носят патриарх Иов,царица Ирина Фёдоровна и Борис Годунов.Сведения о первом Самозванце заимствованы из записи Посольского приказа,находящейся в начале одной Посольской книги.Известия о переговорах касательно избрания королевича Владислава и последующих событиях до появления русского ополчения под предводительством князя Трубецкого те же самые,что и вообще в официальных документах того времени». То есть «Утверждённая грамота» это не оригинальный документ,а компиляция на основе различных источников.Конечно,можно предположить,что процедура неудавшегося утверждения у власти династии Годуновых в 1598 г.была взята как шаблон для сос-тавления документов,доказывающих права новой династии,– просто потому,что больше взять было неоткуда.Хотя это и сомнительно,ведь Годуновы плохо кончили спустя всего семь лет.Тут даже из суеверных соображений могли бы постараться придумать что-то новое.Тем более что участники Земского Собора 1613 года,как нас уверяют, действовали от чистого сердца и в едином порыве…И вряд ли у Земского Собора 1613 г.было время копаться в дипломатических документах,делая оттуда выписки для текс-та «Утверждённой грамоты».Земский Собор 1598 года, как было признано историками ещё в XIX в.,был фикцией.Такой же фикцией было якобы соборное избрание Василия Шуйского, а потом приглашение на трон Владислава. Не был ли таким и Земский Собор 1613 года? Только он отличался от предыдущих тем, что его предприятие в итоге удалось. К тому же в выборах на Собор не могла участвовать вся Русская земля: Новгород,Псков,Смоленск,многие южные области подчинялись различным самозванцам, казачьим атаманам да иностранным интервентам.А «Утверждённая грамота об избрании Михаила Романова» могла быть составлена московскими дьяками уже потом,задним числом,чтобы придать этому событию видимость «всенародного ликования».Но она не содержит никаких оригинальных сведений,которые могли быть привнесены в неё позд-нее из других источников."(ст."Земский собор 1613 года: кто мог подделать документ об избрании государя",Кириллица,2023)
"Пятиконечная Звезда– древнейший символ,применявшийся во многих Культурах, Традициях и Цивилизациях,в основном,данный символ,использовался как защитный оберег.На сегодняшний день,самое раннее,найденное археологами и историками,изо-бражение пятиконечной звезды,относится к 3-му тысячелетию до нашей эры,т.е. данному символу,как минимум,более 5000 лет.Возвращаясь в сегодняшнюю реальность, стоит отметить,что символику пятиконечной звезды используют армии США и Китая,а вот РФ,как правопреемница Советского Союза,от Звезды отказалась,а зря.Справедли-вости ради,стоит отметить,что в российской армии,у офицеров,на погонах,всё же остались Звёзды,а не какие-то там ромбики и «шпалы».Рубиновые Звёзды,на кремлёв-ских башнях,тоже не для красоты были установлены– любая символика имеет свой явный и сакральный смысл.Если брать современную эзотерику,то существует практика выстраивания(балансировка)эфирного тела человека по пентаграмме.Встречаются ещё звезды в круге,здесь смысл такой же,только круг усиливает защитные свойства пен-таграммы.Если брать,более близкую мне,Северную Традицию,то,древние кельты,изоб-ражали пятиконечную звезду,в двойном круге.А между этих кругов находилась, либо, кельтская вязь,либо,изображение Рун.Данный оберег,в наше время,имеет весьма рас-пространённое брендованное название– Кельтская Пентаграмма.Друзья,в ваших пись-мах, периодически «всплывает» вопрос о перевёрнутой звезде (пентаграмме).Кто-то относит сие изображение к сатанизму,а кто-то ехидно похихикивает…Я,как рунолог, по поводу перевёрнутой пентаграммы,могу поделиться с вами,лишь,своим личным мнением,основанным на моём опыте и некоторых знаниях.В рунической практике суще-ствует такой оберег,как «Кольцо Турисаз»- это очень мощная,но,кратковременная защита,которая блокирует все,подчёркиваю,все виды энергий.Условно,повторюсь,усло-вно,перевёрнутую пентаграмму(звезду),можно сравнить с «Кольцом Турисаз».Ну,а сатанисты,они просто позаимствовали данное изображение из древнего Египта,а если быть точным,их Египетско-Халдейской эпохи.Так что,друзья,придёт Время,и у нас, над Матушкой-Россией,воссияет Солнечная(золотая)Звезда,и тогда мы не будем нищим народом,в самой богатой стране Мира.Друзья,буду Рад,если данная информация пойдёт вам во Благо!Писатель и рунолог Лев Невский."(ст."Пятиконечная Звезда - защитная Пентаграмма",Лев Невский,2023)
"Любой человек рождается на Земле не просто так.Если человек в Явном мире про-явился,значит,для чего-то это нужно.Всё,кто идёт по Золотому(Духовному)Пути раз-вития,рано или поздно задаются вопросом: зачем я родился? Каково моё предназна-чение? Какова моя миссия в мире Яви? Какова моя цель появления на Земле? Единая цель каждого человека состоит из нескольких малых целей:1) личная цель;2) цель нашего Рода, пославшего нашу Душу в этот мир;3) цель человечества. Что ваш народ должен выполнить в данный исторический отрезок времени на планете и как он с этим справляется. Чего от нас ждут Высшие Силы на изначальной Родине в Высших Мирах?
Высшие цели человек ставить не может,так как они уже поставлены Божественным Началом.Сколько бы раз мы не воплощалась,они неизменны.А вот влиять на собствен-ную жизнь люди могут благодаря постановке личных целей и грамотному их достижению .Бесцельное существование не имеет смысла,оно серо,безлико и ведёт к деградации. Если мы живём без цели,то в каком направлении нам двигаться? Мы рождаемся для личностного роста и развития и в определённом диапазоне можем и должны ставить себе личные цели.На цель народа мы повлиять не в состоянии: можем что-то привнес-ти от себя для её достижения.На цель Рода мы вполне способны повлиять.Таким обра-зом,цель нашей жизни- развитие своего собственного "Я" в пределах целей своего Рода,народа,человечества и тех Монад,кто послал нас сюда своей волей.Общечело-веческая цель едина для всех,проживающих на Земле: каждый должен стремиться стать частицей для сонастройки космического пространства и космических энергий.То есть мы должны стараться достичь состояния структурного элемента в едином огромном энерго-информационом Поле(Хранилище Времени или Хрониках Акаши),располагающемся, по представлению Ванги,примерно в 2-ух километрах над Землёй.Наши цели- поддер-живать лад и гармонию в этом громадном Поле и Явном мире, и они постоянны в любое время.Из этой цели вытекает наша личная цель- найти своё место под Солнцем,поня-ть,каково твоё предназначение,твоё личное творческое начало; что тебе нравится делать,что получается лучше всего; деятельность,которая приносит тебе удовольст-вие; какой труд тебе приятен и плодами которого ты готов делиться с окружающими? Можно выбрать цель научиться сонастраиваться с энерго- информационным Полем и черпать из него информацию,помогая людям.Но это уровень мага,волхва(володеющего Хранилищем Времени).Читать Хроники Акаши могут не все.Тогда можно выбрать цель попроще и поприземлённей: цель жить в радости,сохраняя внутреннюю гармонию и распространяя её вокруг себя на окружающий мир и поддерживая в неизменном лучис-том состоянии.Однако,ставя перед собой цели,всегда спрашивайте себя: для чего мне это? Какие возможны последствия? Если осознанный вами результат негативный или нарушается личная гармония,или же нет лада с внешним миром и окружающими людьми, тогда вряд ли нужно ставить себе такую цель.То есть ваша цель должна быть эколо-гична: когда вы не вредите ни себе,ни окружающим,ни природе.Тогда сами собой отпадают ложные цели и вы можете концентрироваться на действительно важном и нуж-ном для себя.Нужно ставить себе глобальную цель и обдумывать шаги,неизменно, неуклонно,постепенно и неотступно к ней ведущие.Человека без личной цели Высшие Силы ограничивают в энергии,укорачивают время его жизни.Если поставить глобальную цель- нам будет дано столько времени и сил,чтобы её достичь.Конкретная цель любо-го человека в древнем изначальном ПравоСлавии- стать Творцом своего мира и,под-держивая в нём гармонию,по сути стать Богом." (ст."Предназначение человека в системе мировоззрения славян",Эпохп аелеса,2023)
"Общаясь на тему фальсификации отечественной и мировой истории,часто можно слы-шать такой вопрос:"Вот вы, альтернативщики,постоянно говорите о том,что картина прошлого,которая нам внушается,ложная.Но что говорят об этом учёные-историки? Есть ли среди них такие,кто подтверждает такую точку зрения?" Это естественный и закономерный вопрос,поскольку и сегодня на многих гипнотически действует сакра-льный авторитет науки,мнение ученых для них является главным аргументом.Следует сказать: да,такие ученые,не согласные с официальной версией нашего прошлого,есть ,и их немало.И они не молчат: выступают с обычными и видеолекциями,публикуют ста-тьи,пишут книги.В этих работах они поднимают вопросы как фальсификации истории в целом,так и аспекты необъективного подхода самих ученых к историческим источни-кам,манипулирования историческими фактами,вопросы сильной политической ангажиро-ванности данной научной дисциплины.Одним из таких ученых был доктор исторических наук,профессор МГПУ Александр Пыжиков,поднявший в своих работах многие больные точки нашей истории.Его выводы часто подтверждали то,о чем писали независимые исследователи и расходились,порой весьма существенно,с позицией академической науки.Некоторые взгляды Александра Владимировича,считавшего,что можно и нужно говорить о древности нашего народа или союза родственных народов,выросших из одного культурного корня и чья история была сознательно раздергана на отдельные части в начале 2 тысячелетия в результате идеологической интервенции с запада (многочисленных попыток насадить на русских землях католичество,подчинить Русь Риму,как в тот же период было сделано с другими землями),а также создание киево-центричной версии истории древней Руси в середине 17 в.выходцами из данного реги-она,являются очень актуальными.Очень подробно Александр Пыжиков затронул эти вопросы в своей книге "Славянский разлом".На мой взгляд,эта работа по новому освещает нашу историю,показывая многие известные события намного глубже и порой совсем в ином свете.Я хочу сегодня привести несколько отрывков из этой книги, чтобы вы могли сделать вывод,к каким мыслям и заключениям пришел не "какой-то альтернативщик",а ученый с серьезными достижениями."Начала отечественной истории скрыты от нас толщей столетий.Однако это не единственное препятствие на пути же-лающих проникнуть в наше прошлое.Куда большие проблемы связаны непосредственно с самими источниками,дошедшими до нас.Нет большого секрета в том,что используемый в научном обороте летописный комплекс представляет собой не беспристрастное повест-вование,а изложение,обслуживающее конкретные,причем менявшиеся политические цели. Иначе говоря,широко разрекламированные как "наше все" летописи следует восприн-имать в первую очередь как инструмент идеологической борьбы далекой эпохи.В этом смысле они немногим отличаются,например,от известного "Краткого курса истории ВКП(б)",проливая свет на реальные события примерно в той же степени.Киевская Русь (до начала ХIX в.ее называли Древней)является продуктом юго-западного летописа-ния.Со второй половины XVII в.образ киевской "родины-колыбели" подается в качес-тве цивилизующего источника,давшего жизнь необъятной стране. С тех пор и по сей день усилия направлены на оберегание его чистоты, а любые сомнения на сей счет воспринимаются крайне раздражительно. Однако привычный свет киевской православной идиллии заметно тускнеет,если на первый план выдвигать детали,очевидность которых ранее просто игнорировалась.""Очевидно,на повестке дня- корректировка историче-ской традиции,связанная с признанием того,что Киевская Русь в действительности была не тем,чем её изображал летописный материал.Киевская Русь являлась с плацда-рмом,с которого разворачивалась западная экспансия на нашу родину.Движимые рели-гиозными и коммерческими мотивами,киевские князья,вдохновляемые католическим Римом,выступали в роли остервенелых захватчиков,жаждущих поживиться землями обши-рного Волжского бассейна.Такой образ Киевской Руси,мягко говоря,не совпадающий с господствующим,неизбежно подводит к переоценке украинской колонизации Центральной части России.На самом деле юго-западным агрессорам удалось закрепиться только в верховьях Волги и ее притоках, основная же часть великой реки оказалась им не по зубам. Хотя сведениями о захватнических походах туда от легендарного Кия до поздней россыпи князей пестрят летописи и польские хроники.Огромная по отношению к Киевской Руси территория как бы делилась на две половины : северо- восточная - "хорошая", юго-восточная -"плохая".К покоренным финно-уграм относились позитивно, а точнее снисходительно,настолько же негативно воспринимались непокорённые тюрки. Так вбивался клин в уникальную этнографию обширного Волжского бассейна,здесь истоки противопоставления,разделения братских народов,выросших из одного корня. Где колонизаторы сумели зацепиться и распространить свое влияние,там "свои",а где нет- то там "чужие".Так начали кромсать наши народности,сортируя их в угоду зах-ватническим интересам.В конце 1230-х годов этот сценарий был прерван.Переломный момент отечественной истории- "татаро- монгольское нашествие".За последние деся-тилетия этой странице нашей истории адресована изрядная порция критики.Даже ста-тусные историки не стесняются публично признавать,что в XIII-XV веках население ни о каком "монголо- татарском иге" не подозревало.Под "монголо-татарской упа-ковкой" надежно скрыто освободительное движение от западной агрессии.Родина этого движения,конечно,никакая не далекая Монголия,как нас уверяют не одну сотню лет,а Волжский бассейн с прилегающим к нему Яиком(Уралом).Названные регионы и есть под-линная колыбель России".Думаю,из этих цитат видно,что доктор исторических наук Александр Пыжиков имел совсем иной взгляд на наше прошлое.Эти взгляды и выводы обоснованны многочисленным историческим материалом,нередко игнорируемым отечест-венными учеными,и здравым,логическим взглядом на события прошлого.Каждый желающий может ознакомиться с исследованиями Александра Пыжикова и сделать для себя вывод, насколько объективна официальная история России."(ст."Фальсификация истории. Что говорят учёные?",Замалчиваемая история,2023)
"Это очень страшное место,опасное и роковое.Если обычный человек доберется до нее,он должен остановиться и повернуть обратно.Потому что хода на тот берег для него нет.Впрочем,даже богатыри к реке Смородине относятся с огромным уважением. Никогда не пересекают ее просто так.Сначала непременно отыскивают избушку на бе-регу(а иногда сами строят)и укладываются спать.Только хорошенько отдохнув,они рискуют отправиться за Смородину по Калиновому мосту.Потому что на той стороне- смерть.Часто говорят, что самый близкий аналог славянской реки Смородины в европейской мифологии - это греческая река Стикс, отделяющая мир мертвых от мира живых. Но это не так. Стикс у древних греков был весьма унылым - вода почти не движется, над ней туман и безмолвие. Только лодочник Харон неторопливо погружает свое весло, совершая очередную переправу.В славянском фольклоре все куда более страстно.Воды Смородины бурлят пламенем,вопреки всем законам физики.Это огненная река,от которой идет страшный жар.Так что ближе всего к ней другая река из грече-ской мифологии- Флегетон.Она тоже огненная.Кстати,Калинов мост изначально,видимо ,был не Калиновым,а Каленым.То есть закалившимся от вечного жара.Но у славянской реки есть один важный признак,которым не обладают ни Стикс,ни Флегетон.Она жутко пахнет,от нее несет вонью.Какой именно там запах,в фольклоре не сообщается,но догадаться нетрудно- мертвечина.Смородина смердит.Именно поэтому она так зовется - в древнерусском языке плохой запах обозначали словом "смород".А слово "смрад"- это его южнославянский вариант,утвердившийся в старославянском книжном языке. Позже старославянский "смрад" вытеснил древнерусский "смород".Собственно, поэтому нет необходимости искать на карте Руси реальные топонимы, с которыми можно было бы отождествить реку Смородину.Во-первых,вариантов слишком много- в Курской обла-сти,В Брянской,в Подмосковье,на Русском Севере,в Белоруссии и еще в куче мест.А во-вторых,богатыри ехали не в конкретную точку на карте,они ехали в иной мир."
(ст."Река Смородина из русских сказок. Почему она так зовется?",Русичи,2023)
"Вчера появилась очень интересная информация о клинике «Медикавер» с головным офисом в Варшаве и сетью одноименных клиник по всей Украине. Эта клиника вместе со специальным отделом Минздрава Украины уже около 10 лет, как оказалось, ведет секретные исследовательские работы по выявлению генетических особенностей росси-ян,в том числе по выявлению отличий между украинцами и русскими.Финансируют дан-ные исследования особый отдел при Министерстве обороны США.Эта информация стала известна общественности после взлома почты главы украинского офиса «Медикавер» Ульяны Яринич.Был даже задокументирован денежный транш из варшавского офиса«Меди-кавер» в львовский офис в объеме около 1 миллиона евро на данные исследования еще в августе 2014 г.Также было установлено,что в 2015 г.госпожа Яринич купила в гор-оде Норильске у некоего Алексея Кременского базу генетических и биометрических данных россиян.Сколько еще баз данных из России ей и ее коллегам удалось получить пока неизвестно,но всплыла также очень неприятная информация,что сотрудники укра-инских спецслужб и ЦИПсО, близкие к генетике, явно активизировали свою подрывную работу в России, а также собирают данные и установливают контакты с российскими учеными через некоторые популярные сайты по вопросам генетики.Недавнее заявление вице-премьера Украины Ольги Стефанишиной о русском национальном меньшинстве прямо указывает на то,что в том или ином виде полученные результаты уже используются и даже включаются в повестку." (ст."Генетические исследования клиники «Медикавер». Что ищут русофобы?", Палеогенетика,2023)
"Тот самый остров "Буян": где он находится на самом деле? Затерянный в Балтийском море остров Гогланд известен только любителям географии. Как правило, этот маленький кусочек России - 11 км в длину и 2,5 км в ширину – путают с балтийским исполином Готланд, который принадлежит Швеции. Но мало кто знает, что, согласно легенде, именно Гогланд послужил прообразом острова Буян «Сказки о царе Салтане» Пушкина.Археологи говорят, что когда-то остров был крупным языческим центром: сегодня об это напоминают останки капищ и несколько десятков жертвенных камней. Некоторые местные жители – их всего пара десятков человек – уверены, что остров обладает невероятной силой и населен духами. А еще здесь, согласно легенде о Буяне, должен располагаться камень алатырь – центр мира. Говорят, у нашедшего этот камень все желания исполнятся.Вероятно, свой алатырь здесь нашел русский изобретатель Александр Попов, который в 1899 году применил на Гогланде первую в истории радиолинию в ходе спасательной операции броненосца «Генерал-адмирал Апраксин».(Кириллица,2023)
"В XIII веке монголы под предводительством Батыя совершили ряд успешных завое-вательных походов, в результате которых они подчинили себе значительную часть Евразии. В 1241 году монголы вторглись в Европу и разгромили венгерскую армию в битве при реке Шайо. Казалось, что ничто не остановит их продвижение на запад. Однако, вместо того чтобы продолжить поход, Батый повернул назад и вернулся в Азию.Почему же хан Батый не стал захватывать Европу? На этот вопрос до сих пор нет однозначного ответа.Существует несколько возможных объяснений.Одним из наибо-лее вероятных объяснений является то,что монголы столкнулись с серьезными трудно-стями в Европе.Лесистая и гористая местность затрудняла их передвижения.Кроме того,монгольские конные лучники,которые были основной силой монгольской армии, были менее эффективны в лесах.Другим возможным объяснением является то, что монголы были истощены после предыдущих завоеваний. Они прошли тысячи километров, сражаясь с многочисленными врагами. Их армия была ослаблена и нуждалась в отдыхе и пополнении.Еще одним возможным объяснением является то, что монголы столкнулись с сопротивлением европейских государств. Некоторые европейские государства, такие как Польша и Священная Римская империя,начали готовиться к отражению монгольского вторжения.Они сформировали союзные армии и построили укрепления на своих границах .Также возможно,что Батый принял решение о возвращении в Азию по политическим причинам.В Монголии в это время шла борьба за власть между различными группиров-ками.Батый,возможно,решил вернуться в Азию,чтобы укрепить свою власть и предот-вратить распад империи.Точная причина, по которой Батый не стал захватывать Европу, остается предметом споров. Однако, скорее всего, она была обусловлена сочетанием различных факторов.Как бы то ни было, решение Батыя не продолжать поход на Европу оказало значительное влияние на ход европейской истории. Если бы монголы завоевали Европу, то это могло бы привести к коренному изменению ее развития."(ст."Загадка истории: почему хан Батый не стал захватывать Европу", Кириллица,2023)
"Ярослав Мудрый, сын Владимира Святого, был одним из первых по-настоящему эффективных правителей в русской истории. Он заложил город-крепость Юрьев в Прибалтике, Ярославль в Поволжье, Юрьев Русский, Ярославль в Прикарпатье и Новгород-Северский.За годы своего правления Ярослав остановил набеги печенегов на Русь, разбив их в 1038 году у стен Киева, в честь чего был заложен Собор Святой Софии. Для росписи храма были вызваны художники из Константинополя.Стремясь к укреплению международных связей, Ярослав использовал династические браки, выдал свою дочь княжну Анну Ярославну замуж за французского короля Генриха I.Ярослав Мудрый активно строил первые русские монастыри, основал первую большую школу, выделял большие средства на переводы и переписку книг, издал Церковный устав и «Русскую правду». В 1051 году, собрав епископов, он сам назначил митрополитом Илариона, впервые без участия константинопольского патриарха. Иларион стал первым русским митрополитом."(Кириллица,2023)
"Московский Кремль был изначально красным, но в XVIII веке он был перекрашен по моде того времени.Белым его увидел и Наполеон. Французский драматург Жак-Франсуа Ансело был в Москве в 1826 году. В своих мемуарах он так описывал Кремль: «Белая краска,скрывающая трещины,придает Кремлю видимость молодости, не соответствующую его форме и зачеркивающую его прошлое». Белили Кремль к праздникам, все остальное время он был,как любили выражаться,покрыт «благородной патиной».Интересная мета-морфоза случилась с Кремлем в годы Великой Отечественной войны. Летом 1941 года комендант Кремля генерал-майор Николай Спиридонов предложил перекрасить все стены и башни Кремля – для маскировки. Сказано-сделано. За исполнение проекта взялся академик Борис Иофан: на Красной площади были выстроены искусственные улицы, на кремлевских стенах были нарисованы стены домов и черные «дыры окон». Мавзолей же превратился в натуральный дом с двускатной крышей.[С-BLOCK]Кремль стал снова красным уже после войны, в 1947 году. Решение принял лично Сталин. В принципе, это было логично: красный флаг, красные стены, Красная площадь."(Кириллица,2023)
"Иван IV был не единственным «грозным» царем в русской истории. «Грозным» же называли и его деда, Ивана III, который, кроме того имел также прозвища «правосуд» и «великий». В итоге, за Иваном III закрепилось прозвище «великий», а «грозным» стал его внук.Интересно также, что Иван Грозный не всегда был Иваном IV. Впервые эту цифровую часть титула ему официально присвоил в своей «Истории Государства Российского» Николай Карамзин, он вел исчисление царей от Ивана Калиты. «До Карамзина» Иван Грозный «числился» Иваном I.Еще с 1740 года, когда на российский престол вступил младенец-император Иоанн Антонович (Иван VI), ко всем русским царям-Иванам добавили цифровую часть. Сам Иоанн Антонович стал называться Иоанном III, его прадед стал Иоанном II, а Иван Грозный получил титул Царь Иван I Васильевич всея Руси."(Кириллица,2023)
"Индейский головной убор из перьев является одним из самых узнаваемых символов коренных народов Северной Америки. Он часто появляется в фильмах, книгах и других произведениях культуры,представляя собой образ воинственного и свободного чело-века.Однако,что же на самом деле означало ношение перьев на голове для индейцев? Религиозное и духовное значение.Для многих индейских племен головной убор изперь-ев имел глубокое религиозное и духовное значение.Перья считались священными объ-ектами,символизирующими связь с духами природы.Они часто использовались в обрядах и церемониях,таких как посвящение в воины,ритуалы исцеления или празднование уро-жая.Например,у племени лакота головной убор из перьев бизона считался символом силы и мужества.Он использовался в церемониях посвящения в воины,когда молодые мужчины получали право носить перья.У племени чироки головной убор из орлиных перьев считался символом мудрости и проницательности.Он использовался в церемо-ниях исцеления,чтобы помочь людям восстановить здоровье и благополучие.Символ статуса и достижений.Головной убор из перьев также мог служить символом статуса и достижений.В некоторых племенах ношение перьев разрешалось только воинам,которые совершили подвиги или проявили храбрость в бою.Например,у племени сиу головной убор из орлиных перьев с двумя перьями означал,что воин убил двух врагов в бою.
У других племен ношение перьев разрешалось также вождям,шаманам и другим уважае-мым членам общества.Например,у племени апачей головной убор из вороньих перьев носили вожди,которые были известны своей мудростью и справедливостью.Декоративное значение.Конечно,головной убор из перьев также имел и декоративное значение.Он мог использоваться для украшения одежды или просто для красоты.Например,у племени навахо головной убор из перьев часто украшался бусами,бисером и другими декора-тивными элементами."(ст."Зачем индейцы носили перья на голове на самом деле", Кириллица,2023)
"Апофения— самый необычный феномен сознания,который не может объяснить наука. Это явление,когда человек различает знакомые ему образы там,где их нет.Например, лицо Элвиса на поджаренном тостере,лица близких на воде,или страшные силуэты в тенях лесных деревьев.Термин был впервые введён в 1958 г.Клаусом Конрадом,кто определил его как «немотивированное видение взаимосвязей»,сопровождающееся«харак-терным чувством неадекватной важности».Апофенией можно объяснить много явлений, которые любят называть «паранормальными» или «чудом»,поэтому дальнейшее изучение вопроса сталкивается со сложными этическими и религиозными проблемами.Пока основ-ная научная версия гласит,что явление связано с умением человеческого мозга нака-пливать,а потом проецировать собранную информацию на окружающий мир.Одно из самых известных примеров апофении– естественное образование на поверхности Марса,кото-рые все принимают за человеческое лицо."(Кириллица)
"Знаете,какой комментарий нам особенно часто пишут на канале? Спрашивают, кто такие русичи.С ехидцей так спрашивают,имея в виду,что не было в старину народа, который так назывался.Пытаются таким заходом как-то поддеть,оскорбить,дезавуиро-вать все то,что мы пишем.Явно корежит некоторых.А периодически даже неспрашивают, а категорически утверждают, что не было слова "русичи" в Древней Руси.Русины были ,русы были,люди русские были.а русичей не было,мол.Между тем вопрос выеденного яйца не стоит.Слово "русичи" в Древней Руси совершенно точно было,поскольку оно встречается как минимум в одном литературном источнике.называется этот источник "Слово о полку Игореве".Да,в обычной жизни этим словом вряд ли пользовались,но в качестве поэтического и возвышенного обозначения древнерусского народа оно суще-ствовало.Отрицать это невозможно.Так почему мы не можем назвать свой канал этим возвышенным термином,который впервые появился в Древней Руси? Почему мы не можем пользоваться этим словом,рассказывая о наших предках? Разве мы их не чтим,не ува-жаем?"(3усичи,2023)
"Говоря о лжеисториках или,как их еще часто называют,историках альтернативных, нельзя не вспомнить о таком человеке как Лидия Грот(Попова),которая сейчас про-живает в Швеции и очень активно обогащает лженауку своими трудами.При этом,она многократно была поймана на прямом вранье и подлоге.Об одном из таких случаев моя статья ниже: Дополнительным подтверждением происхождения названия "Русь" из Old Norse(древнескандинавского языка) считается существование на территории соврем. Швеции области под названием Рослаген (Roslagen). Ранее эта территория (с XV века) была известна под назвванием Rodzlagen. Еще ранее (в XIII) веке территория Рослагена упоминается под названием Rodhin (в Упландском областном законе), где сочетание букв dh произносилось как свистящий межзубный звук.Таким образом наблю-дается устойчивое именование территории на протяжении более чем семи веков наз-ванием с корнем произносимом как "рос".По мнению историка Вячеслава Кулешова, древнескандинавским словом *R;;slag называлась «зона островов / островного расселения гребцов (*R;;-s) / „допарусной“ колонизации центральной акватории Балтийского моря на протяжении всего вендельского времени (VI—VIII века)». Он же указывает на то, что архаическое название Руслагена Роден (Roden), появляется в форме ru; как административная территория на Ховгорденском руническом камне XI века. Таким образом название территории прослеживается еще дальше вглубь веков.
Согласно же лингвистической теории А. А. Куника и В. Томсена, Roden или Roslagen — этимологический источник финского и эстонского названий Швеции — Ruotsi и Rootsi, а также для названия скандинавских дружин, посещавших восточных славян и названных р;сь, от именования которых и происходит название государства "Русь", как собственно и описывается в Повести временных лет и Новгородской первой лето-писи.Таким образом,близость названия территории Рослаген и финского названия шве-дов не только подкрепляет приянтую сейчас в мировой науке теорию о скандинавском происхождении варягов Рюрика,но и указывает на их прародину.Всевозможные авторы от так называемой "альтернативной истории", которые пытаются объявить первых русских князей либо скифами/сарматами, либо булгарами, либо вообще славянами (причем не восточными,а западными как бы это было бы ни странно),для обоснования своих теорий и опровержения существующей научной теории любят утверждать,что Рослаген дескать в IX веке находился под водой,ибо побережье Швеции постоянно поднимается после окончания ледникового периода.При этом они ссылаются на неких "шведских ученых".В первую очередь здесь речь идет об известном лжеисторике Лидии Грот (Поповой),которая и проживает в Швеции.Этот очередной миф альтернативщиков мы сегодня этой статьей и опровергнем.Во первых,для начала отметим что с измене-нием уровня суши не все так просто.Вот свежее научное заключение на этот счет:
"В последние 10-15 лет ученые уже без особого энтузиазма пишут о прогибании под ледником Фенноскандии и Балтийского моря. Стали учитывать материалы по сейсмичности впадины Балтики, указывается на роль неотектоники в поднятии и опускании берегов, скромнее стали цифры гляциоизостазии – фигурируют уже не сотни метров, а только десятки метров опусканий, вызванных ледником. В работе Р.Г.Гарецкого, Р.Е.Айсберга и А.К.Карабанова (1999) приводятся доказательства новейшего тектонического развития впадины Балтийского моря, в его пределах наблюдается чередование тектонических горстов и грабенов. Гляциоизостатическая гипотеза сходит на нет, но очень неохотно и медленно."В.Г.Чувардинский.Четвер-тичный период.Новая геологическая концепция.Вл вторых,если изучить откуда же альтернативщики берут идею о том,что Рослаген был под водой в IX в.,мы без труда можем узнать,что берут они это из трудов такой колоритной особы как Л.П.Грот и как раз ее и называют "шведским ученым".Но она не является ни шведским ни сосб-ственно ученым.Во первых она россиянка, урожденная Попова, просто проживающая в Швеции. Во вторых она не геолог и не историк. Точнее историк, но историк альтернативный. Но даже не это важно, а то, что если дальше разматывать клубок, то сама Грот относительно факта нахождения Рослагена под водой ссылается уже на другого человека- исследовательницу Карин Калиссендорф (Karin Calissendorf). На первый взгляд все в порядке,но только на первый взгляд.Если потрудиться и выяс-нить что же пишет упомянутая Карин Калиссендорф на самом деле,заодно выяснив еще, что работает она в должности архивариуса,а не геолога опять таки,выясняется, что Рослаген находился под водой в IX в.она вовсе не утверждает.Вот цитата:"Даже в XI-XII вв.,как пишет исследовательница из Упсалы Карин Калиссендорф,уровень моря был на 5 м выше,чем сейчас.Нынешнее озеро Мэларен было открытым заливом моря,а значительная часть береговой полосы была островками,более или менее выступавшими из воды." (Karin Calissendorf, arkivarie vid Ortnamnarkivet i Uppsala, Ortnamn i Uppland. Stockholm, 1986.)То есть,как и писалось уже выше,речь не идет о десятках метров,а всего лишь о пяти метрах для XI в.Просто сопоставим теперь эту цифру(5 метров)с высотой над уровнем моря некоторых объектов поблизости:Уппсала вышеуров-ня мора на 21 м.Стокгольм на 20 м.,Лидинг на 29 м.,Норртелье– на 32 м.,Густавс-берг на 12,3 ме.Даже если предположить,что с IX по XI в.изменение уровня суши шло в разы быстрее и уровень воды в IX в.был выше еще на 5 м.,все эти объекты все равно будут над водой.Шведские геологи провели исследование и по состоянию на 1200 г.до н.э.Рослаген выглядел так:Т.е. значительная его часть даже тогда была над водой.И это не была безлюдная и безжизненная земля.Там точно жили люди. При-меры:- Аландские острова(находятся рядом на том же самом так называемом Сканди-навском щите). Время заселения Аландских островов людьми относится к периоду 4 тысячелетия до н.э.,что датируется по найденным археологами керамическим издели-ям.К рубежу 2400—1500 гг.до н.э.относятся найденные учёными керамические артефак-ты культуры киукайс.- V;rmd;,расположенное на территории Руслагена на гребне пла-то на Nor;ngsudden в приходе Ingar;strand- древнее городище размерами 130 х 40-80 метров.Оно граничит с крутыми скалами примыкающими к бухте на юго-востоке,юге и юго-западе.На северо-западе,севере и северо-восточных склонах городище укреплено каменными стенами,50 м.в длину,от 1,5-3 метров в ширину и до 0,6 м.в высоту.Сев.-западная стена прикрывает склон,ведущий к замку с севера.Согласно археологическим раскопкам остров был постоянно заселен с бронзового века.Согласно же Лидии Грот эти люди видимо жили под водой отрастив себе жабры.Ну и наконец кто хочет убедит-ся наглядно,на сайте SGU есть карта-генератор,где вы можете увидеть,как измени-лась береговая линия на протяжении тысячелетий.В левом верхнем углу выбираем тему -Strandniv;,в следующей графе Karta:выбираем тысячелетие.В крупном масштабе (два верхних деления) работает функция Flygfoto.Если ее активировать,то перемещая дви-жок можно плавно переходить из выбранного времени в нынешнее.Либо вот еще пример такой карты с еще более простым интерфесом.Просто выбираете нужную вам террито-рию,вводите цифру в уровень моря и получаете результат.Рослаген сейчас выглядит так: А вот так Рослаген выглядит при погружении его в морскую пучину на семь метров(я взял с запасом с поправкой на то,что цифра в 5 м.приведена все таки для XI века а не для IX века):Как видите тонуть он вовсе не желает. Большая его часть все равно над водой. Можете сами поэкспериментировать на досуге.Итак, подведем итог.Альтернативщиков мы снова ловим на заведомом подлоге.А заодно это наглядная демонстрация их предвзятости и тенденциозности. То есть они не приходят к какому либо результату в процессе исследования, они само исследование подгоняют под нужный им результат. Факты же прямо противоречащие их построениям и одновременно подкрепляющие теорию оппонентов, они пытаются опровергнуть, прибегая к заведомой лжи.Также альтернативщики прямо лгут, утверждая, что на береговой линии Рослагена не могло быть растительности и она не была пригодна для жизни. То, что люди там жили мы уже знаем, а заодно, дабы еще раз подчеркнуть заведомую ложь лжеисториков - вот панорама Рослагена сейчас:На ней прекрасно видно, что берег вовсе не представляет собой голые скалы и даже у самого края воды вполне себе растет трава и даже зеленеют довольно высокие деревья.Ну и собственно по поводу самой теории с Рослагеном. Учитывая научную обоснованность происхождения названия "русь", о чем писалось в начале статьи, и устойчивое сохранение на протяжении веков названия данной территории, а также археологическое открытие, о котором я писал в своей статье ранее,теория о том,что к летописным событиям причастны выходцы с террито-рии современной Швеции,либо их прямые потомки доказана процентов на 90.Для того, чтобы окончательно поставить точку по большей части достаточно обнаружения источ-ника IX в.с названием территории Рослаген с тем же корнем,который сближают с фин-ским названием шведов."(ст."Был ли Рослаген под водой в IX веке",Илья Дуке,2023)
"До 1666 года наши предки первую часть имени Господа произносили как «Исус», а писали как «Iсус». Затем патриарх Никон исказил написание и произношение на «Iисус» с целью «приблизить их к греческому варианту». В имя «Ісус» (под титлом «Iс») добавили еще одну букву, и оно стало писаться «Іисус» (под титлом «Іис»).
Меняя имя Богу, мы меняем "объект" поклонения. И получается если поменяв имя Бога,то и поклоняемся уже не Богу,а врагу человек.Могу предположить что четырёх-буквенный IСУС стало слишком созвучно ветхозаветному тетраграмматон у YHWH.И они забоялись что люди проведут параллели."(Гримуар,2023)
"Иконописцы почти никогда не ставили на написанных ими иконах свои имена.Авто-ры многих икон до сих пор неизвестны.Тем не менее,есть имя,которое запомнилось русскому народу на долгие века.Оно особо отмечено не только в летописях,но и в соборных деяниях,например,в постановлениях Стоглавого Собора.К этому мастеру обращались московские князья с просьбами расписать самые значимые соборы Руси: Успенский во Владимире и Благовещенский в Московском Кремле.Его работы ценил и собирал основатель Волоколамского монастыря преподобный Иосиф Волоцкий.С вами Благовестник,и сегодня мы поговорим об Андрее Рублёве.Часть 1.Великий иконописец
Принято считать,что Андрей Рублёв родился около 1360 г.Место его рождения допод-линно неизвестно,скорее всего,он появился на свет где-то в Московском княжестве. Почти ничего не известно и о том,кем были его родители,как прошло детство и юно-сть будущего иконописца.В то же время,наличие у великого иконописца не прозвища, как у многих его современников, а полноценной фамилии– Рублёв– может свидетель-ствовать о его знатном происхождении. В сообщении Троицкой летописи о росписи Благовещенского собора Московского Кремля иконописец назван «чернецом», значит, Андрей– это монашеское имя.А вот его мирское имя,увы,остаётся неизвестным.Сложно определить и точную дату монашеского пострига Андрея Рублёва.Считают,что это произошло около 1405 г.Из Жития преподобного Сергия Радонежского и более поздних источников следует,что иноческая жизнь Андрея Рублева была связана с Андрониковым монастырём,где,скорее всего,и состоялось его пострижение в монахи.В «Отвещании» Иосифа Волоцкого иконописец Даниил Чёрный назван другом и «учителем» Андрея.Воз-можно,речь шла не только о владении кистью,но и о духовном ученичестве.Источники отмечают,что в праздничные дни,когда нельзя было заниматься иконописанием,Андрей и Даниил часто вместе взирали на иконы и преисполнялись молитвой и Божественной радостью.Жизнь Андрея была тесно связана с кругом Сергия Радонежского– преподоб-ными Андроником Московским, Никоном Радонежским, Саввой Сторожевским и Афанасием Высоцким.Живя среди столь высокодуховных иноков,Андрей учился святости и подвиж-нической жизни.Он глубоко вникал в учение Церкви и в жития святых,которых он изображал.Это позволило его таланту достичь художественного и духовного совершен-ства.Почти все сохранившиеся упоминания об Андрее Рублёве связаны с Москвой.Или, по крайней мере,с выполнением московских заказов.Впервые его имя появляется на страницах летописей в 1405 году,когда отмечено,что вместе с Феофаном Греком и Прохором из Городца он расписывал Благовещенский собора в Московском Кремле.В перечне имён Андрей назван последним. Можно сделать выводы,что он был младшим среди упомянутых иконописцев.Ещё одно,уже второе,упоминание об Андрее появляется в 1408 г.,когда он совместно с Даниилом Чёрным и другими мастерами работал в Успенском соборе во Владимире.К сожалению,созданные ими росписи и иконы из иконо-стаса собора сохранились лишь частично.К этому времени у Андрея уже появились ученики.В эпоху, когда жил Андрей Рублёв,не было таких понятий,как «плагиат»,и не было ничего зазорного в том,чтобы копировать чужие иконы,например,византийских авторов.Иконописцы часто делали списки с других икон,но при этом по-своему интер-претировали исходный образец.Как правило,такое копирование часто носило достаточ-но вольный характер,но при этом неизменно было связано с сохранением ужеустоявше-гося иконографического извода,то есть общей композиции иконы,её основных особен-ностей.монашеской жизни,человеком,который жил напряжённой духовной жизнью.Его иконы– результат глубокого богословского осмысления образа,но одновременно и дух-овного озарения, пришедшего к мастеру в результате молитвы.Это прекрасно видно на сохранившейся в Успенском соборе во Владимире фреске «Страшный суд».Но здесь сто-ит отметить,что стиль Андрея Рублёва был совершенно особым.Его иконы резко выде-лялись на фоне остального искусства той эпохи.Ведь Андрей был не только худож-ником,но и богословом,а главное– подвижником И что интересно,в «Страшном суде» Рублёва нет ничего страшного.Главное во всей этой истории– явление Христа: Хрис-тос грядёт,а Церковь Его встречает.Дух,которым пронизана фреска,удивительно мир-ный и светлый.Ангелы спокойно беседуют с апостолами.Апостол Павел бодро ведёт праведников в рай.Никакого хаоса и рвов,заполненных адским огнём.Апокалиптические картины показаны только в одном-единственном месте в углу– в круге,где изображены четыре животных из видения пророка Даниила.Каждое из них символизирует четыре царства последних времён. Примечательно, что царство антихриста Рублёв представил в виде гиены, причём скорее омерзительной, чем страшной. Традиционно грозная сцена Страшного суда у Андрея превратилась в светлый праздник торжества света и справедливости.Работы Андрея Рублёва во Владимире свидетельствуют об одном: уже в это время он был зрелым мастером, стоявшим во главе собственной школы живописи.
Вновь Андрей упоминается в 1420-х годах. Вместе с Даниилом Чёрным и учениками он расписал Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры. Тогда же они создали иконы для его иконостаса. Именно в нем в качестве храмового образа размещалась знаменитая «Святая Троица».Часть 2. Икона «Троица».В «Сказании о святых иконописцах» есть строки о том, что игумен Никон, ученик и преемник Сергия Радонежского, заказал Андрею Рублёву икону Святой Троицы «в память и похвалу» своему великому учителю.
Кстати, рассказ из Ветхого Завета об Аврааме и явлении ему Бога в виде трёх странников-ангелов привлекал большое внимание христианских художников уже с III–IV веков.Этот знаменитый сюжет встречается в росписях катакомб в Риме,на евхарис-тических сосудах,в росписях и мозаиках раннехристианских и византийских храмов.
Надо сказать, что древние художники, изображая Святую Троицу, обычно делали акцент на явлении Второго Лица – Сына Божия: выделяли размер фигуры, добавляли в руку свиток, рисовали крещатый нимб над головой.Но так, как написал «Троицу» Андрей Рублёв, её не писали ещё никогда.В его иконе нет изображений Авраама и Сарры, нет и слуги с тельцом. Сюжет «Святой Троицы» сосредоточен не на бытовых или исторических аспектах ветхозаветной истории,а на созерцании тайны Божеств-енного единства. На этой иконе преподобный Андрей удивительным образом сумел в красках отобразить учение о Боге, Едином в Трёх Лицах.Композиция иконы основана на круге,в который вписаны фигуры Ангелов,сидящих за столом.Позы,жесты и направ-ление голов удерживают главное круговое движение,в то время как детали фона– дом, дерево,гора– раскрывают характер каждой из Трёх Ипостасей Бога-Троицы и получают
символическое значение.Архитектурное строение за левым Ангелом указывает на Первую Ипостась – Творца неба и земли. Его взгляд обращён к другим Ангелам. Это свидетельствует о том, что Бог-Отец – источник и начало всего сущего. Светло-лиловый цвет одежды подчеркивает Его царственное достоинство.Древо за средним Ангелом – это Мамврийский дуб. На иконе он переосмысляется как древо жизни и служит напоминанием о крестной смерти Спасителя и Его воскресении, открывающем путь к вечной жизни. Таким образом, древо указывает на Вторую Ипостась Святой Троицы – Сына Божия. Ангел одет в традиционную одежду Христа – вишневый хитон с клавом и синий гиматий.Горка за правым ангелом – символ духовного восхождения, которое осуществляет спасенное человечество через непосредственное действие Третьего Лица Бога-Троицы– Духа Святого.Этот Ангел изображён в одежде дымчато-зеленого цвета.В центре композиции находится чаша с головой тельца.Она символизи-рует единство Трёх Лиц Бога-Троицы,знаменует крестную жертву и напоминает о Евха-ристии. Фигуры левого и правого Ангелов также образуют силуэт чаши. Вокруг стола, на котором стоит чаша,разворачивается безмолвный диалог жестов.Левый Ангел,пред-ставляющий Бога Отца,благословляет чашу,передавая её центральному Ангелу.Тот, в свою очередь,склоняет голову в знак согласия,принимая её.Это напоминает слова Христа в Евангелии:«Отче Мой! Если возможно,да минует Меня Чаша Сия; впрочем,не как Я хочу,но как Ты».(Мф.26:39).Таким образом, иконография ветхозаветной Троицы переходит в образ Евхаристии и символически повторяет смысл Тайной Вечери и установленное на ней таинство.«Троица» Рублёва представляет собой удивительный пример гармонии и красоты, через которую в иконе отображается Бог, ведь красота – одно из имён Божиих в Библии. В то же время, образ «Троицы» исполнен глубочайшего богословского смысла – это воистину «умозрение в красках».В деяниях Стоглавого Собора 1551 года сказано, что икона Святой Троицы письма Андрея Рублёва является образцом для всех иконописцев,как и величайшие работы древних византийский масте-ров.Заключение.В житии преподобного Сергия Радонежского сказано,что последней работой Андрея Рублева стали росписи Спасского собора Андроникова монастыря.Увы, от них до нашего времени сохранились лишь фрагменты орнаментов в оконных проемах. После кончины великого иконописца его похоронили в его родной Спасо-Андрониковой обители.Но точное место его погребения мастера неизвестно– со временем его могила была утеряна.Тем не менее, уважение, которым Андрей Рублёв пользовался при жизни, быстро превратилось в почитание его как преподобного. Написанные им иконы необычайно высоко ценились. В «Сказании о святых иконописцах» говорится, что все они считались чудотворными. В XVI веке на миниатюрах появились изображения Андрея Рублёва в нимбе. Яркий тому пример лицевое житие преподобных Сергия и Никона Радонежских.В 1988 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви причислил Андрея Рублёва к лику святых на основании его подвига иконописания и подвижниче-ской монашеской жизни.Андрей Рублёв,подобно евангелистам,благовествовал и продол-жает благовествовать людям истину о Боге своим «Евангелием в красках»."
(ст."Андрей Рублев. Троица",Благовестникъ,История в историях,2023)
Свидетельство о публикации №223112601738