4. Александровская колонна

Предыдущая страница   http://proza.ru/2023/11/20/1720

В сентябре 1830 года, параллельно со строительством колонны, О. Монферран работал над статуей ангела, обращённой к Зимнему дворцу - согласно пожеланию Николая I. В первоначальном проекте колонну завершал крест, обвиваемый змеёй для декорации крепежа. Скульпторами Академии художеств предлагалось несколько вариантов композиций фигур ангелов с крестом. Был и вариант с установкой фигуры святого князя Александра Невского.

В результате конкурса в 1832 году была утверждена модель скульптора Б. И. Орловского - фигура ангела с крестом (высотой  6,4 метра) с выразительной и понятной всем символикой: "Сим победиши!". Эти слова связаны с историей обретения животворящего креста.
Римский император (274-337) Константин Великий, поручая матери Елене поездку в Иерусалим, сказал: "Во время трёх сражений я видел на небе крест, а на нём надпись "Сим победиши". Найди его!"

"Найду", - ответила она.


Утверждая модель, император повелел, "чтобы лик дать статуе покойного императора Александра". Для этого были все основания: в семье Александра Павловича называли "наш Ангел". В память об Императоре была изготовлена медаль с надписью "НАШЪ АНГЕЛЪ ВЪ НЕБЕСАХЪ". Ангел, который венчает монумент, символизирует великого императора-победителя.

В статьях об Александровской колонне утверждается, что это повеление было выполнено: ангелу были приданы черты императора Александра I. Но глядя снизу вверх, убедиться в этом сложно. Высота колонны - 47,5 метра. А те, кто смотрел в бинокль, говорят, что эта фигура похожа на женскую.

Левой рукой ангел держит четырёхконечный латинский крест, а правую возносит к небу. Голова ангела наклонена, его взгляд устремлён на землю.

По первоначальному проекту Огюста Монферрана, фигура на вершине колонны опиралась на стальной прут, который позже был удалён, и при реставрации 2002—2003 годов выяснилось, что ангел держится за счёт своего собственного веса.

Ангел с крестом на вершине Александровской колонны – один из символов Петербурга.  
В 1917 году этот символ Петербурга стал предметом особой ненависти большевиков, захвативших власть в России. Ненавистный император над главной площадью колыбели революции! Неизвестно, что сделали бы большевики с ангелом и с самой колонной, но полыхал огонь гражданской войны, им было не до колонны. Хотя у её подножия, на Дворцовой площади, вовсю шла революционная пропаганда и агитация.

Седьмого ноября 1918 года, когда отмечалась первая годовщина революции, художник Натан Альтман, которому поручили оформить площадь к празднику, прикрыл колонну странными футуристическими конструкциями – зелёными полотнищами и оранжевыми кубами. А вокруг построил трибуны для вождей.

23 февраля 1919 года в честь первой годовщины Красной армии возле колонны  были сооружены четыре бастиона из ледяных глыб. 

6 ноября 1920 года на площади устроили историческую реконструкцию – штурм Зимнего дворца, в котором приняли участие более 6 тысяч человек, переодетых в рабочих и матросов.

Власти тревожил тот факт, что эти революционные празднества проходят под сенью парящего над площадью ангела с крестом и с лицом императора. В 1920 году на заводе "Красный треугольник", где делали галоши, изготовили резиновую красную звезду и напялили её на колонну сверху, прикрыв ангела. (Как они умудрились влезть на такую высоту?)

Эту операцию проделали с наступлением темноты накануне праздника, а у подножия поставили часового для охраны. Однако ночью вдруг подул сильный ветер, резиновая звезда стала качаться, революционный страж испугался и подумал, что может рухнуть и сама гранитная колонна. Недолго думая, он расстрелял надувную звезду из винтовки.

На следующий год ангела решили прикрыть гирляндой красных шариков. В результате на вершине колонны образовалось нечто вроде огромного нелепого букета. Однако в дело вновь вмешалась коварная погода. Шарики стали лопаться во время парада. Лошади, на которых скакали красные кавалеристы, испугались и понесли галопом. Парад чуть не был сорван.

После этого власти решили бороться с ангелом более радикальными методами. К тому же в январе 1924 года скончался Владимир Ильич Ленин, а городу было присвоено его имя. Власти Ленинграда решили соорудить к первой годовщине смерти вождя Октябрьской революции грандиозный памятник на площади Урицкого (так тогда называлась Дворцовая площадь).
В президиуме Ленинградского губернского исполнительного комитета возникла идея "переустройства" Александровской колонны.

Идея была такова: водрузить на Александровской колонне вместо ангела с крестом статую вождя пролетариата товарища Ленина. Ленинский план монументальной пропаганды предполагал не только уничтожение монументов "царям и их слугам", но и создание новых "памятников Российской Социалистической Революции". Работа закипела. Поскольку статуи в наличии не имелось, постановили ангела снять, а вместо него "увенчать колонну надлежащей высоты шпилем с развевающимся на нём флагом, который, будучи освещён электрическими лампионами, должен производить впечатление горящего факела."

Никто не подумал о ленинградской погоде. Что будет с флагом, вознесённым на такую высоту под воздействием дождей, ветров и морозов?

11 ноября 1924 года заведующий губернским отделом коммунального хозяйства Н. И. Иванов на основании "словесного указания губисполкома" подписал "приказ и распоряжение" по подотделу благоустройства города. В нём, в частности, говорилось: "Ввиду намеченного переустройства так называемой Александровской колонны, сооружённой архитектором Монферраном и стоящей посреди площади Урицкого, и водружения на ней вместо стоящей теперь фигуры ангела с крестом статуи Великого вождя пролетариата тов. Ленина,— предлагаю тов. Быстрову (лично) произвести осмотр названной колонны и определить, какой величины должна быть эта статуя и пропорции ко всему памятнику, и выяснить, имеется ли в настоящее время уже готовая модель статуи потребного размера".

Культурная общественность Ленинграда, понимая, что такое нелепое новшество может окончательно изуродовать прекрасный исторический ансамбль Дворцовой площади, забила тревогу. В Москву на адрес Анатолия Луначарского полетели письма протеста.
Нарком просвещения Анатолий Луначарский назвал идею замены ангела статуей Владимира Ленина в пиджаке и кепке "ужасающе нелепой".

О создании комиссии и цели её работы сообщила "Ленинградская правда". Над творением Монферрана и всемирно известным архитектурным ансамблем нависла серьёзная угроза.

Первый директор Музея города, известный архитектор Л. А. Ильин, при обсуждении этого вопроса сказал: "При постановке фигуры Ленина на колонне придётся, конечно, Ленина подделать под стиль памятника, например одеть его в римскую тогу".
 
На заседании Ленгубисполкома приняли решение: раз Ильич не подходит, то вместо статуи ангела водрузить на вершину колонны фигуру красноармейца или рабочего. Одновременно поступило предложение заменить все четыре барельефа на колонне новыми – на революционные темы. А на заседании решавшей этот вопрос комиссии предложили одеть фигуру красноармейца в ампирные одежды.

Нелепость такой идеи была настолько очевидна даже для самых отпетых сторонников революционных преобразований, что к общему решению комиссия прийти не смогла. Ленгубисполкому пришлось объявить конкурс на составление проекта переустройства колонны, включив в список 10 самых известных в то время в СССР скульпторов.

Тогда защитники сохранения исторического облика Дворцовой площади и Александровской колонны от варварских планов революционных преобразователей решили избрать тактику проволочек и ссылок на плохое техническое состояние монумента.
Приближалось время XIV съезда партии, шла подготовка к нему, стало не до планов свержения ангела.

Ангела с лицом императора на главной площади города удалось отстоять.

В 1952 году возникла идея водрузить на вершину колонны вместо ангела фигуру Сталина. После победы в Великой Отечественной войне по всей стране развернулась настоящая вакханалия сооружения монументов "великому полководцу".

К тому же после печально знаменитого "Ленинградского дела" 1949 года и расстрела прежних руководителей новое руководство старалось всеми силами угодить Москве и выразить свою преданность вождю. Именно тогда нынешний Московский проспект был назван именем Иосифа Сталина.

Но когда эта бредовая идея снова стала обсуждаться, ленинградские деятели культуры, учёные и специалисты снова пустили в ход тактику проволочек, опять заговорили о плохом техническом состоянии монумента. Пока шли споры, Сталин умер, и вопрос отпал сам собой.

Во время страшной блокады, когда немцы 900 дней варварски бомбили и обстреливали Ленинград, многие здания были разрушены и повреждены, несколько снарядов повредили Зимний дворец. Александровская колонна была "ранена", но ангел устоял. 

Взгляните вверх. Ангел-победитель по-прежнему парит над Санкт-Петербургом.

Продолжение  http://proza.ru/2023/12/10/1465


Рецензии
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.