10. Невеселые воспоминания

Новые жилые дома окраины были построены ближе к яблоневому саду, который в свою очередь граничил еще с трассой и лесом. Стоявшая второй день теплая погода вывела любителей природы на некогда ухоженную ботаническую территорию, где на деревьях оставались висеть редкие плоды, а под некоторыми из них они были в обилии. В серединной части сада значительный участок был охвачен кустарником и другой растительностью, тут и там встречались огнища.
Среди любовавшихся осенним садом были и Юлдашев с Мазель и с ребенком. Боясь, что дочь получит травму об встречавшихся побегов с щипами, она не отпускала ее ручку. На широких участках тропинки мужчина становился рядом с ними, а где – шел сзади. Увидев на невысоком дереве бледно-зеленый плод, сбил его палкой и поднял. С розовым румянцем яблоко было плотным и имело искаженную форму. Продолжая выглядывать ветки, протянул свою находку Мазель.
Она вытерла, откусила и поделилась с дочерью, и едва слышно дождалась слово благодарности. Любящей матери было не понять, по какой именно причине ее новый спутник жизни не навещает родителей; остальных родственников, которых вспоминал тепло, и спросила напрямую.
– Считай, что для меня дорога туда закрыта, – ответил он. – Могу себе это позволить в крайних случаях, и ненадолго.
– Ребята лишь в крайних случаях признают себя изгоями. Не расскажешь, на какие такие грабли наступил?
– Палка случайно оказалась заряженной. Выстрелила, как говорится, и наделала не только шума.
«Прячется, потому и не живет по месту регистрации», – подумала Мазель и вместе с имевшейся информацией заключила, что это связано с ошибкой молодости, возможно, не успев окончить школу. Вариантов, на ее взгляд, не было, но дочь потребовала к себе внимание: взялась обеими ручонками за ее два пальца и что-то шепнула. Мать поняла, что просится в туалет, после дала ей конфету.
Не все моменты своей жизни он был готов предавать огласке, но раз за разом делал исключение. До сих пор его не отпускало чувство вины за случившийся много лет назад инцидент, в том числе перед близкими родственниками.
– Я покалечил одного нехорошего человека, точнее, выколол ему глаз, – сказал он и жестами рук изобразил, что не оставил шансов на исправление. – Все бы ничего, если не считать, что в ту пору он приходился сестре мужем.
– Прямо вытек? – спросила она удивленно.
– Я не специально. Он не ладил с ней, и чуть что, выгонял из дома с палочкой в руке.
– Это еще что за обращение с женщиной?
– Гад, еще специально подобрал эластичный хлыст, и выбрасывать не давал. Не пойму, как сестра терпела его. По возвращению из армии я хотел поговорить, то есть я был обязан делать этого. Встретил на дороге и успел задать лишь один вопрос, а он начал хамить. Мы были близки к тому, что схлестнёмся. Меня вывели из себя его оскорбления, вытянул из забора небольшой прутик и кинул в его сторону, а он покрутился в воздухе и сделал свое дело. Я видел момент, как тот рукой закрыл глаз, а меж пальцев потекла кровь.
– Я сожалею, что жизнь твоя перевернулась в один миг. Первая его реакция какая была?
– По всей видимости сначала не понимал, что произошло, потом шок прошел и стал протяжно кричать. Люди начали толпиться, подоспел и мой брат. Он увел меня, а через час я уже был в пути. Ясное дело, что семья окончательно распалась. Потом он тоже куда-то уехал. Видишь, с кем ты сошлась?
Стоявшее на относительно открытом пространстве короткое бревно женщина нашла удобным местом, чтобы остановиться. Неподалеку от него тоже был след от костра, возле которого находились обломки кирпичей и осколки стеклянной посуды. Поверхность бревна была сухой, и он присел спиной к грязной стороне, а она опустилась рядом, подложив под себя полиэтиленовый пакет.
– У нас тоже не все гладко, еще ахнешь! – сказала она. – Не строй догадки – событие из ряда вон выходящее. Посторонним покажется пустяком, но это не так.
– Ну-ка удиви меня! – Он повернулся к ней.
– Сестра моя с детства дружила со своим одноклассником, в школу и обратно шли, взявшись за руку, как в кино. Плевали на подколы сверстников и остальных детишек; на родителей и другой родни. В средних классах вроде не привлекали к себе внимание, но к удивлению общих знакомых, они поженились: он высокий и стройный, а она – наоборот. Выяснилось, что перед тем как идти в армию, он попросил его ждать, и после сразу сыграли свадьбу. До сих пор живут душа в душу.
– Тоже нашла мне историю. Рост моих родителей тоже сильно разнится, и в отдельных случаях это может даже веселить. В каждой второй семье есть отличительная особенность, которая интересна лишь узкому кругу лиц.
– С нашими случай исключительный: отцом ребенка является не он. Как тебе?
Ошарашенный Юлдашев подвинул корпус назад, не зная, что и подумать. За несколько мгновений ничего и не пришло в голову, и сказал:
– Спрашиваешь еще?.. Это похлеще будет, чем придуманные истории в кино, когда ком подкатывает к горлу.
– Не спеши давать свою оценку – она с его согласия. Ты, наверное, сам все понял: не могли иметь общих детей. И по бабкам ходили, и обследовались. Врачи сказали, что причина в нем. Правду скрывают ото всех, я одна разгадала ее тайну, и не думаю, что еще кто знает.
– То еще событие! Действительно! Предложи угадать с десяти раз, и то не справился бы, потому как вариантов столько нет.
– Я так не думаю. Минуту-другую, и прозрел бы. Может, потому так кажется, что ответ мне был известен.
– С трудом, но можно сопоставить с моими приключениями: как и должно быть, мое дело идет на убыль, а там не все от них зависит.
– Согласна, отец ребенка ее одногруппник, и когда-нибудь захочет увидеться со своим чадо. Живут неплохо. Муж – столяр, а она окончила пединститут, но занимается бухгалтерией и всевозможной бумажной работой. Она еще признанная повариха и нередко обращаются к ней. Правда, этот момент мне самой не нравится: она, бывало, характер покажет, если сделают замечание. Прямо взбунтуется.
– Это оттого, что ни в чем особо не нуждается. Жизнь коварная штука, многих вынуждает опускаться на колени. Что сама говорит? В гости к ним есть в планах? Мне они начинают казаться своими близкими родственниками, которые участвовали на нашей свадьбе.
– У нас отношения испортились и нет связи, поэтому не знаю, как обстоят дела. На ближайшую перспективу повидаться с ними нереально. Мне надо вначале наладить свой быт, хорошо, что встретила такого понятливого.
– Я тебя просил не расхваливать меня. Это напоминает мне один фильм-сказку, где подчинённые, по сути, высмеивают своего правителя.
– Сама того же мнения: ни вслух, ни про себя, но некоторые выражения идут от сердца, и в расцвете отношений возбраняться не должны. Я так вижу, реалии еще впереди.
– Думаю, нам хватит ума, чтобы они не испортились. То, что ты говоришь – неправильно. Она одной с тобой крови, вы обязаны постоять друг за друга, радоваться успехам, нести ответственность.
– Оттого только больнее, что сестра. Откуда в людях столько зла?
Родители Мазель покинули белый свет друг за другом с разницей в несколько дней, но проститься ни с одним из них она не успела: о кончине отца ей сообщили после похорон, пока неспешно собиралась, пока ехала, успели и мать предать земле. Как оказалось, в первом случае все произошло рано утром, а прикованная к постели женщина ни до кого докричаться не могла. Обнаружила соседка, каким-то образом почувствовавшая несчастье. Предъявляя претензии к близким умершего, она продемонстрировала остроты своего языка, что в не меньшей степени вылилось и на младшую дочь. Мать отдала душу в окружении детей и внуков, как поняла приехавшая Мазель, не выдержала переизбытка внимания. Сама была встречена холодно, вся родня смотрела как на виновницу. Она никому ничего не доказывала и свою ношу несла с опущенной головой. Сестры не стеснялись в выражениях, чтобы не провалиться на месте при соседях и родственниках следующего порядка, поддакивал им и подросток-племянник. «Это ты бросила их и укатила неизвестно куда», – говорили они. Позволили себе еще коснуться и ее мужа в ту пору с точки зрения ущербности.
– Досадно, когда возникают такие стычки, – сказал далекий от подобной участи Юлдашев. – Их надо простить, ради памяти родителей, ради благополучия дочери. Правда, я не знаю, способен ли сам на это.
– Такая возможность будет только при условии, если поехать к ним. После того как все разошлись, сестры вели себя так, будто бы ничего не произошло. Но я больше не смогла терпеть их двуличие и уехала. 
Юлдашев тихо выразил сочувствие – мимо них проходили люди, и посоветовал восстановить отношения с сестрой. Он высказал мнение, что она находится в состоянии постоянной депрессии из-за предпринятого ею шага и не может контролировать себя в полной мере. Не дождавшись реакции, предложил свою посредническую роль, но не нашел понимания.


Рецензии