Зелен виноград...

          
          «Одинака мучка, да не одинаки ручки»(русск. пог.)

               Этим летом у меня на даче трудились два работника – Димка и Илья. Димка молод, Илья «в годах», но в обоих обнаружилось одно редкое качество – самозабвение. Но если Димка забывается в лени, то Илья – в работе.  Димке двадцать пять лет, стройный , крепкий, все зубы на месте, но он их не чистит. Он  ничему не учился,  ничего не умеет, но за всё берётся – лишь бы платили. Труд его не квалифицированный, не добросовестный, и получает он мало. Чаще всего работает на дачах лопатой у старух, любит подолгу есть, отдыхать и сидеть в туалете – тянет время, поскольку час его работы стоит одну тысячу тенге. "А куда торопиться?" - рассуждает он. Время работает на него.  Обычно он получает тысячи три, просит ещё в долг, о котором потом забывает.
           Пожилые женщины и я его работой недовольны, но другого работника взять негде, и мы миримся с этим. Кормим его хорошо, не торопим, когда он отдыхает - стесняемся. Жалеем. Психически с ним, по-видимому,  не всё в порядке - сказываются последствия когда-то перенесённого менингита, и по лицу это заметно. Поэтому я прячу подальше с глаз топоры, молотки, пилы, и всякие опасные инструменты – побаиваюсь, что придёт такому на ум? Ведь он состоит на учёте в психдиспансере!
            
              Илье 60 лет, он худой и длинный, как червяк, половины передних зубов нет, но он по этому поводу не комплексует. Илья работает, как маньяк, до упаду. Он ничего не ест с утра до вечера принципиально. Бесполезно пытаться его накормить, так как он считает, что после еды тянет спать, а он пришёл работать. Однажды в полдень я принесла ему за пазухой под курткой - чтобы не остыли - ещё горячие беляши с базара. Не стал есть, отдал бродячим собакам, чтобы не расслабляться! Говорит, что зато ужинает после работы он дома три раза. Деньги за добросовестную работу берёт только после её окончания.
             Этот умеет всё, за всё берётся, и получает хорошие деньги. Строитель. Так он за два дня сделал мне хороший потолок в трёх комнатах на даче – затянул панелями с софитами, и получил за работу сразу 92 000 тенге. Димка таких денег и в руках не держал... Потом он отлично отделал стены, заменил двери, покрасил окна. Я осталась очень довольна, хоть заплатила очень много денег. А зачем им пропадать от инфляции на сберкнижке?
             Илья любит поговорить, вспомнить, как ценило его начальство и как он был на короткой ноге аж вон с какими людьми! Ни о литературе, ни об искусстве, ни о политике он говорить не станет - этих категорий деятельности  человечества для него не существует. Любит лесть, критикует работу всех других мастеров - он делает лучше! Я, действительно, искренне восхищаюсь его работой, хвалю его беззастенчиво, не жалею красок в похвалах. Говорю, что если бы у меня был сын, я бы его не в университет отдала учиться, а вот такому мастеру. Илье это нравится. А кому не понравится быть спасителем мира и отцом народов?
             Дачному домику нашему тридцать лет, мы с мужем купили его не совсем доведённым до ума, он все эти годы нашего им владения так и стоял – мужу никогда ни до чего дела не было, кроме баб на стороне. На бабах он и погорел, мужа уже нет. Крыша у домика уже потекла от неправильной конструкции - с боковин заливало в дождь, потолки начали пропадать... Несколько лет назад я наняла одних работников – они заново перекрыли крышу, сделав её четырёхскатной; других – они поставили хороший забор; третьи сделали отличные дорожки. А теперь Илья мне такой евроремонт внутри сотворил, что стало не по себе – что же, на даче теперь такая красота, а дома в городе, в трёхкомнатной квартире – как в деревенской хате?
            Осень закончилась, и я позвала Илью в квартиру. Вчера он закончил  делать здесь потолки, теперь дело за полом. Денежки мои текут рекой – на материалы и Илье за работу, но за такую работу денег не жаль. Теперь и я буду жить, как белые люди! Надеялась я дома соблазнить Илью чем вкусным – нажарю котлет, хорошей рыбы, выставлю колбасу и растворимый кофе двух сортов - выбирай! Бесполезно: не прикоснётся:
           - Колбасу я вообще не ем, ем только мясо, а кофе я пью только натуральный! - и достаёт свой термос с кофе. - Тебя угостить?
           - Не надо. Да что же ты такой деревянный? – тычу я его в сухие бока, - Съешь хоть что-нибудь, а то протянешь ноги! Ведь много времени, с утра ничего не ел!
          - Не могу – работа не закончена. Дома поем! – отвечает совсем усохший за лето Илья.
          - Нет, ты не деревянный - в дереве хоть какая-то жизнь чувствуется! Ты - мешок с цементом, который отсырел и застыл, стал как каменный! – говорю ему.
          А тут как-то заскочила ко мне на минуту молодая соседка Ленка – красивая, полногрудая, в майке на лямочках и коротких шортиках, которые не только не скрывали - открывали и подчёркивали все её физические достоинства. И это был только вид спереди!.. Зашла Ленка, и вдруг я увидела, как у каменного Ильи, который и говорить-то способен только о работе, вдруг стали молодыми-молодыми глаза! Я это сразу заметила, и решила сделать ожившему Илье удовольствие:
         - Проходи в комнату! – нарочно предложила я Ленке. Она пошла – и тут открылся вид сзади!.. Куда там старой и насквозь искусственной Ким Кардашьян! Женщины-то не могут без восхищения смотреть на Ленку, когда она в брючках идёт по улице с мужем и с сыном, а уж мужчины так вслед носами и ведут, как собаки! Настоящая Ева! В общем, моя молоденькая соседка с тонкой талией и попой идеальной формы гипертрофированного размера - это зрелище, достойное вдохновить  художника! Молодая и естественая красота... Бесчувственный Илья, за несколько месяцев нашего знакомства не обнаруживший ни одной слабости или человеческой эмоции, окаменевшее ископаемое, аж порозовел! Я поняла: оценил!..
         Через несколько дней он закончил свою работу, я расплатилась, поблагодарила.
         - А ты не совсем сухарь! – сказала я ему одобрительно. – Видела я, как ты на молодую соседку-то отреагировал!..
         - А как? – сделал вид, что не понял, беззубый и старый Илья. – Я вообще не люблю полных, особенно с целлюлитом!
         - С тобой всё ясно. Говорит лиса, что зелен виноград...
      
         Я не стала говорить ему, что видела его жену - полную, и с целлюлитом! Что не мешает ему каждый день вставать до зари и везти её на работу на молзавод, чтобы избавить её от поездки на двух автобусах. А потом, не евши, не пивши, париться на своей работе до вечера... Впрочем, признаниями он её не балует. Это о внуках он говорит с нежностью, о детях - с любовью, а жену за глаза называет "каторгой". Однако при этом в голосе его звучат уважение и тепло.
         - Вот услышит жена, как ты её называешь, и бросит тебя! - говорю я Илье.
         - Да она знает! - самодовольно отвечает мой собеседник. - Не бросит! Где она ещё найдёт такого дурака, который будет ТАК на неё пахать? Разве это не каторга?..
         Да, это добровольная каторга, когда человек счастлив от того, что ему есть для кого жить, потому что живёт он не для себя, а для людей, которых любит... И совсем неожиданно узнаю, что в детстве Илья серьёзно изучал французский язык и игру на фортепиано, но это, видно, оказалась не его стезя. И тяжёлая физическая работа может быть призванием - сделала я заключение...


           На фото одна из моих книг.


Рецензии