3. 2. 3. Знание, информация и смысл в различных ре

Эволюция и устойчивое развитие

Глава 3 О направленности процессов в неживой и живой природе

3.2. Уточнение структуры бытия и форм его взаимодействия
...
3.2.3. Знание, информация и смысл в различных реальностях

Выделение трех реальностей позволяет нам по-новому оценить содержание ряда важных общенаучных понятий. Мы остановимся на трех из них – знании, информации и смысле.

Ранее, рассматривая понятие объективной реальности, мы указывали, что знание о ней представляет собой субъективную знаковую модель, адекватность которой растет по мере получения (создания) все новой и новой информации. В этом контексте информация представляет собой элемент знания (модели реальности) и выражается она в системе знаков дополнительного смысла (ЗДС), которые моделируют реальные взаимодействия (соотношения) между внешними воздействиями и объектами. С учетом того, что знак каждого объекта образуется из знаков воздействий, которые характеризуют те или иные его свойства в ЗДС, такие знаки уже обладают определенной знаниевой информацией об объекте (даже без связи с другими объектами).

Необходимо отметить один важный момент. Связь между внешними взаимодействиями (и объектами) носит гносеологический характер (физически ее не существует), но нервная система для создания модели реальности вынуждена ее материализовывать в виде цепочек соединений соответствующих нервных клеток и их частей. Более того, материализуются связи между знаками объектов (и явлений), которые в объективной реальности даже не взаимодействуют, но такое взаимодействие происходит в субъективной реальности (через отношения общности, а не зависимости). С другой стороны, сами объекты внешней среды «виртуализируются» в сознании, превращаясь в определенную совокупность взаимодействующих нейронов (в виде знаков объектов (ЗО)). Таким образом, объекты внешней среды в сознании виртуализируются, а виртуальные связи между ними, наоборот, материализуются, что и ведет в том числе к значительному росту межнейронных (и дендритовых) соединений.

Смысл действий нервной системы в данном направлении вполне понятен: чем больше знаний о внешней среде, чем более приближена к реальности ее модель, тем легче удовлетворять многочисленные потребности живого организма. Это знаниевый смысл, в рамках которого и оцениваются внешние воздействия на предмет возможности уточнения модели объективной реальности за счет создания (или получения от других) новой знаниевой информации (как устроен внешний мир).

Кроме модели объективной реальности в сознании существует субъективный мир во вторичных и третичных знаках объектов и явлений, а также понятий различной степени абстрактности, описывающих не только свой внутренний мир человека, но и возможный внутренний мир других людей, а также взаимодействия (взаимоотношения) с другими людьми. В целом у людей формируется определенная модель субъективного мира, в рамках которой они мыслят и принимают (или не принимают) определенные решения. При принятии решений люди, конечно же, учитывают имеющуюся у них модель субъективного мира в знаках дополнительного смысла, но руководствуются при этом в том числе и эмоциональными смыслами, которые тесно завязаны на их желания и стремления. Образующаяся при этом информация (условно эмоциональная – по названию соответствующего смысла) имеет отношение к модели субъективного мира, то есть, она дополняет эту модель. Получаемое в итоге знание субъективной реальности (в ЗДС и ЗЭС) хотя и сложнее стандартизировать, но от этого оно не становится менее важным для выживания человека, чем знание объективной реальности.

Если принятые человеком (или другим организмом с наличием сознания) в субъективной реальности решения начинают им реализовываться в объективной реальности, то в итоге образуется субъективно-объективная реальность, в которой ведущими являются его целевые смыслы поведения (деятельности). Но при этом приходится учитывать и два других смысла – знаниевый и эмоциональный.

Таким образом, поскольку необходимость создания информации сознанием определяется ее смыслом для организма, мы получаем три разных вида информации – знаниевую, целевую и эмоциональную (названия несколько условны, хотя в них отражены некоторые важные черты как информации, так и смыслов), соответственно имеем и три разных знания, которые вполне достоверны в рамках каждой из соответствующих реальностей.

Что касается физиологического смысла (точнее протосмысла), то он является предтечей целевого смысла, и собственной полноценной информации не создает. К физиологической информации можно отнести и генетическую информацию. В целом физиологическая информация ближе к технической информации, чем биологической (которая представляет собой тройную облачную структуру – по количеству смыслов), но все же несколько сложнее ее.

Хотя каждый знак может вести к образованию трех разных смыслов, однако, учитывая, что мышление осуществляется последовательно, в зависимости от текущей ситуации в каждый конкретный момент времени видимо реализуется только один из смыслов – мысль идет от знака к знаку по выбранной смысловой направленности (через знаки смысла).

Еще более усложняет вопрос о количестве и качестве рассматриваемых понятий (знание, информация, смысл) наличие четырех уровней сознания, на каждом из которых относительно самостоятельно образуются и используются соответствующие знаковые системы. Хотя сами смыслы от этого не меняются, формы их выражения на каждом уровне сознания несколько отличаются, это же относится к информации и знаниям. По сути, возникает 12 разновидностей знаний, информации и смыслов, которые организм с развитой нервной системой (в том числе человек) использует в своей жизнедеятельности. С учетом сказанного создание искусственного разума на базе его умения работать с технической информацией видится весьма проблематичным.

Также становится понятным, какие сложности стоят перед созданием общенаучной картины мира, которая бы объединила описание всех трех реальностей бытия (даже без учета существования различных уровней сознания).


Рецензии