Голубые... мухоморы

Голубые … мухоморы

В середине октября мы со старшим сыном Денисом выехали за грибами. Отъехав от посёлка на несколько километров, свернули в лес, в котором были лет пять назад.
Всё, как и в прошлый наш приезд: маслята, польские грибы, моховики, сыроежки, ежовики пёстрые, редкие лисички …

Примерно через полчаса сын попросил меня подойти поближе к нему.

– Значит, нашёл неизвестные ему грибы и сомневается, можно ли их брать, – подумала я, направляясь к Денису.

– Что это за диво, мама? Никогда такого чуда не видел – голубые мухоморы! – сказал сын, указывая на полянку, вид которой возвратил меня в детство, в фильмы-сказки советского режиссёра Александра Роу.

Поляна была усыпана голубыми грибами, похожими на мухоморы. Оглядевшись вокруг (вдруг это “богатство” охраняет Баба Яга или Кащей Бессмертный?) , я сорвала один “сказочный” гриб.

Скользкая сине-зелёная шляпка, усеянная мелкими белыми пятнышками, мохнатая от многочисленных чешуек ножка с плёночным кольцом на ней …

Сын тем временем сфотографировал чудо природы и, с помощью Интернета, идентифицировал макромицет – строфария сине-зелёная. Сказал, что гриб – съедобный и относится к четвёртой категории, малоценным в питательно-пищевом и кулинарно-вкусовом плане грибам.

Полюбовавшись необычным для наших лесов зрелищем, оставили голубые грибы лесным жителям.

Название макромицета я запомнила, произнеся вслух:

– Строфария – от слова строфантин*.

По возвращении домой я обратилась к иллюстрированному пособию для биологов “Макромицеты” и узнала следующее.

Строфария сине-зелёная относится  к семейству строфариевых. Шляпка три-восемь сантиметров в диаметре, конусообразная, зеленовато-голубого цвета, со временем выцветает (да, действительно, крупные грибы выглядели более блеклыми по сравнению с мелкими плодовыми телами). Мякоть белого или серовато-белого цвета, с приятным грибным запахом и слабым островатым вкусом.

Ножка четыре-десять сантиметров длиной, ровная, синеватого цвета, с кольцом.
Произрастает в смешанных и хвойных лесах, в травянистых местах, богатых гумусом; иногда – на трухлявых пнях. Плодоносит с сентября по ноябрь. Встречается как одиночно, так и группами. Известна в Евразии и Северной Америке.

Строфария имеет немало двойников, как съедобных, так и опасных, ядовитых грибов.
Пригодна для всех видов кулинарной обработки, в том числе для запекания и засола. Перед приготовлением целесообразно снять со шляпки скользкую кожицу.

Поделилась с сыном полученной информацией, прокомментировав её:

– Там ещё пишут, что после термической обработки, особенно жарки и запекания, вкус становится значительно лучше.

– Ты хочешь сказать, что надо было их набрать и попробовать? Не думал я, что ты такой экстремал: сначала голубые мухоморы собираешься продегустировать, а потом и до рыбы фугу доберёшься! – пошутил сын.

– Да, ты прав, не стоит испытывать судьбу. Скажешь кому-нибудь, что ела жареные голубые грибы, в лучшем случае у виска пальцем покрутят у тебя за спиной, а в худшем – психбригаду вызовут. Ведь известно, что осень – время обострения душевных болезней, – “включила” я психиатра.

– Как же, хорошо помню, что весна и осень – самые неблагоприятные времена года для этой категории больных, – согласился Денис.

Я уже успела забыть о сказочной поляне с голубыми грибами, как в ноябре в новостной ленте Всемирной паутины появилась следующая информация:

«В дремучих лесах Беловежской пущи нашли уникальный гриб. Внешне он чем-то смахивает на мухомор, но при этом съедобный …».

– И почему я раньше не заявила о находке сына? Может быть, учёные-микологи отнесли бы нас к первооткрывателям диковинного гриба на территории Беларуси? Да и у местных жителей была бы возможность увидеть редкие плодовые тела неподалёку от дома; зачем без надобности топтать «дремучие леса Беловежской пущи …», – задним умом размышляла я об упущенной возможности.

Утешило меня повторное прочтение предисловия пособия «Макромицеты», где указано, что на территории Беларуси произрастает около тысячи видов грибов, а свыше двухсот из них – съедобные.

– В нашей семье собирают только десять-пятнадцать наименований грибов, значит, мне предстоит «открыть» более ста восьмидесяти произрастающих в нашей местности съедобных макромицетов, неизвестных мне ранее, – прогнозировала я, доморощенный учёный-миколог, заманчивые перспективы исследовательской деятельности.

Непочатый край работы …

*Строфантин – сердечный гликозид, лекарственный препарат, улучшающий работу сердечной мышцы.


Рецензии
Удачи вам !!!

Григорий Аванесов   28.03.2024 07:18     Заявить о нарушении
Благодарю за отзыв, уважаемый Григорий!

Нелли Фурс   28.03.2024 16:02   Заявить о нарушении
На это произведение написано 15 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.