Пожары электроустановок и ДТП
Обратим внимание на то, что за пять лет (с 2018 по 2022 год) имело место последовательное уменьшение общего количества пожаров, количества ДТП и количества погибших при ДТП. Вместе с тем количество пожаров из-за нарушения правил устройства и эксплуатации (НПУиЭ) электрооборудования увеличивалось, особенно в жилом секторе. Не уменьшалось и число погибших при пожарах.
Транспорт и дороги характеризуют относительно быстрые темпы обновления и то, что практически каждый водитель как минимум знает о необходимости технического обслуживания. При этом большое количество различных контролируемых показателей обеспечивает объективную оценку состояния транспортных средств. Отмеченные улучшения показателей, связанных с ДТП, обусловлены применением современных средств активной и пассивной защиты в конструкциях автомашин, а также при устройстве дорог. Особую роль здесь играют системы помощи человеку, которые уже в обозримом будущем позволят повсеместно использовать беспилотный транспорт.
К сожалению, эффективные системы предотвращения пожаров внедряются гораздо медленнее. Периодическое техническое обслуживание электроустановок в жилых домах ограничивается заменой счётчиков и осмотром этажных щитов. Существенная часть электрооборудования давно находится в эксплуатации и не соответствует современным нормам. Контроль осуществляется только электрических показателей, и лишь для электронагревательных приборов предусмотрен контроль температуры. Даже в проектах и типовых комплектах, которые выпускаются под названием «Умный дом», пожарной сигнализации либо вообще нет, либо она упоминается в последнюю очередь. Также средства пожарной автоматики крайне редко применяются в частных домах городов, сельской местности и тем более в постройках миллионов садовых участков. Управляющие компании многоквартирных домов после 20…30 лет эксплуатации как правило не поддерживают пожарную сигнализацию в рабочем состоянии. Для новых многоквартирных домов системы электроснабжения и пожарной сигнализации проектируются обособлено. И на производственных объектах крайне редко применяется координация действий пожарной автоматики и технических средств управления электроустановками. Таким образом остаются без внимания давно существующие требования «Технического регламента…» (Федерального закона 123-ФЗ от 22.07.2008), в том числе Статей 82, 83.
Данное краткое сопоставление особенностей причин и последствий пожаров с аналогичными показателями дорожно-транспортных происшествий вполне можно использовать, чтобы заимствовать идеи решений.
В результате становится понятно, что обеспечение безопасности должно быть ориентировано на выделение тех показателей, контроль которых позволит исключить человеческий фактор и максимально автоматизировать предупреждение пожаров. Причём в центре внимания должен быть наиболее уязвимый жилой сектор.
Список литературы
1. Показатели состояния безопасности дорожного движения – URL: http://stat.gibdd.ru/
2. Пожары и пожарная безопасность в 2022 году. Статистика пожаров и их последствий. Информационно- аналитический сборник. ФГБУ ВНИИПО МЧС России, 2023, 80 с (с изм. на 31.07.2023) – URL:
***
Свидетельство о публикации №223112600528