Гордыня, тщеславие и блуд
За гордыней неизбежно, как сателлит, следует тщеславие. Это самый тонкий грех в человеке, избежать которого не дано никому. Его опасность заключается в том, что он действует даже там, где ни один другой грех действовать не может – в добродетели! Путь всем остальным грехам к добродетели закрыт, а тщеславие проникает. Сделал человек по-настоящему доброе дело и ему становится от этого приятно и хорошо на душе, а это и есть тщеславие, потому что подобные ощущения есть проявление страстности. Тщеславие нашептывает доброделателю: «Молодец, хорошо поступил! Ты – умница, достоин похвалы и внимания. Оказывается, что ты не совсем пропащий, помогаешь ближнему, добрые делав делаешь. Бог тебя за это любит, и тд., и т.п.». Поэтому, даже совершая доброе дело, св. отцы в слезах сетовали, что само доброе дело – уже повод для тщеславия. Возникал парадокс: доброделание, как одно из условий спасения, а значит победы над грехом, ведет к совершению нового греха – тщеславия. Такая коллизия обусловлена нашей греховной природой и ее оценочными категориями, свойством ума отвлекаться от горнего к дольнему, сравнением себя и своих дел с окружающим миром. И это сравнение, как мы показали выше, ни к чему хорошему не приводит, потому исходит от лжеименного разума падшей человеческой природы. Образно говоря, тщеславие следует за гордыней, как шакал Табака за Тигром Шерханом в известном мультфильме «Маугли». Бороться с тщеславием и гордыней – все равно, что воевать с ветряными мельницами. Результат будет такой же, если не хуже. Но там Дон Кихот на землю свалился, а здесь можно низвергнуться в преисподнюю. С тщеславием неразрывно связаны практически все виды человеческой деятельности: от спорта и политики, до театральной жизни и монашества, поскольку все они несут в себе элементы состязательности, в основе которой лежит стремление быть лучше и умнее сотоварищей по цеху. Наиболее ярко и разрушительнее тщеславие проявляется в спорте и иных состязательных видах деятельности, потому что движущим стимулом становится не стремление делать хорошо то, что у тебя лучше всего получается, а желание превзойти соперника или конкурента. Превозношение себя над другими лежит в основе таких стремлений. Св. Иоанн Златоуст говорил, обращаясь к своей, падкой на всякие соревнования и развлечения пастве: «Всякое состязание вовсе не приличествует христианину». Но стремление стать первым – неискоренимо в человеке. Поэтому, знание природы гордыни и тщеславия, помогает вовремя обнаружить их действие в сердце, а значит встать на страже души. Умение разглядеть в себе эти тонкие грехи – признак благодати Духа и верности избранного пути к Богу. С ними невозможно бороться, но их разрушительное действие можно ограничить или свести к минимуму ущерб ими нанесенный душе. Это достигается контролем над поступками и мыслями, в основе которого лежит понимание, что побуждающим мотивом для греховного действия является тщеславие или гордыня. Такое понимание удержит от ненужного и даст верную оценку совершившемуся, а значит определит границы покаяния, которым лечатся раны всякого греха.
Третий по значимости и по, если так можно выразиться «специфичности», стоит грех блуда. Его уникальность и сила заключается в том, что, в отличии от всех остальных грехов, блуд может нападать не изнутри, не из помыслов или вожделений страстной души, а извне, т.е. со стороны человеческой природы. Если всякому иному греху предшествуют помыслы, то блуд может напасть и без всякой причины, внезапно и совершенно неожиданно. Тогда помыслы, соответствующие ему, бегут за блудом уже вдогонку, сопровождая своего хозяина как слуги, подталкивая и принуждая немощную плоть к совершению греха. Блуд может нападать на человека в двух формах: через помыслы и вожделения, вызванные сладострастными мечтаниями или воззрениями, или через действия плоти, обусловленные природой и половым влечением. Если в первом случае с помыслами можно бороться на уровне непринятия их, то во втором – человек почти бессилен сопротивляться, потому что немощная воля подавляется силой природы. Только редким подвижникам и святым удавалось справиться с этой напастью, через суровейшую аскезу и молитвенные подвиги. Такое было под силу только святым, подвизающимся в суровой монашеском делании, вдали от людей и мира. В миру это практически невозможно, поскольку нет необходимых условий для ведения этой брани. Вместе с тем, блуд является одним из инструментов, которым Бог обтесывает человеческую душу, желая ее спасения. Ничто так не смиряет, как совершенный блуд, и не важно, как: помыслом или делом. Лучшего средства для смирения, т.е. осознания своего ничтожества и вины перед Создателем нет. Это очень горькое лекарство, которое необходимо для исцеления души. Врачевание ран, нанесенных блудом – только в покаянии. Бог попускает блудную страсть не для того, чтобы мучить человека, а для познания им своего несовершенства и, главное. – для прибегания к покаянию. Таинство покаяния, как и все таинства Церкви, помимо своего прямого назначения, как-то: отпущения грехов, крещения, венчания, Евхаристии и т.д., служит еще одной важной цели. В каждом Таинстве незримо присутствует Святой Дух, укрепляющий и исцеляющий человека. Эту благодать Духа нужно поддерживать постоянно и без помощи церковных таинств этого не достичь. Человек может в силу физических причин, возраста и т.д. быть не способным к прямому блудодеянию, но блудить в мыслях ему ничто не мешает, а это значит, что грех блуда совершается даже в немощном теле, и врачуется он только покаянием. Сколько человек живет, столько он и должен прибегать к исповеди. Ради этого Господь попускает греху блуда нападать на человека, подвигая грешника к покаянию.
Все три, рассмотренные нами греха, являются основой царства сатаны в сердце человека. И как любая конструкция на трех точках опоры является неустойчивой, так и царство дьявола весьма шаткое и может быть опрокинуто волей подвижника, стремящегося через очищение воссоединиться со своим Творцом. Все дело в выборе и свободной воле человека.
Свидетельство о публикации №223112600541