О совести, о душе русского народа

О совести, о душе русского народа

Мои размышления после прослушанной лекции
Татьяны Мироновой, профессора, прекрасного знатока русского языка, об архетипах русского духа.

В своей лекции Татьяна Миронова увлечённо рассказывала о русской душе, русском слове, о русском характере. Мне особенно интересно было слушать о таких понятиях, как совесть, душа, муж, жена, баба, корни которых выражают то, что составляет основу менталитета русского человека.

Слушала с восторгом, как военные песни в исполнении Дмитрия Хворостовского. Восхищалась глубиной мысли, логикой, речью Татьяны Мироновой, этого философа с благостной русской внешностью, настоящим патриотом без пафосных слов. А как она пригвоздила с помощью языка нашу элитку (хватать, хапать, хавать, выродки)!

Открыла Словарь Владимира Даля. К слову «душа» приведено четыре столбца идиом! Две страницы! А каково определение Даля: «душа – прирождённая правда»! Ничего от ума.

О слове «совесть» статья поменьше. Мне особенно понравилось одно определение: невольная любовь к добру и истине. И в этом определении нет ничего рационального. Да, архетипы русского сознания много рассказывают о национальных особенностях нашего народа, которые восхищают меня.

 Придёт время, и философия «Русского мира» восторжествует.
Эта надежда укрепилась после одного  события – возвращения Крыма, когда многотысячные демонстрации прошли по всей стране. Всколыхнулась прирождённая правда, невольная любовь к добру и истине.

Когда я смотрела эти шествия, вспоминала другие события. Повышались цены на услуги ЖКХ. Коммунисты Питера призвали на митинг. Митинг разрешили. Сколько народу пришло? Не более 100 человек. И я подумала, какое событие из этих двух (Крым или ЖКХ) было бы важнее западному человеку, который во всём следует рациональным правилам жизни?

Да, язык определяет и отражает жизнь любого общества. Прав писатель Павич, который показывает в романе «Хазарский словарь», как с исчезновением языка исчезает и народ. Исчез хазарский язык, потому что народ принял другую веру, другой язык. И тогда исчез народ – хазары, и хазарская принцесса помнила только одно слово: «Ку».
Как просто и убедительно лектор Миронова в своей лекции доказала, что генетическая память народа, выраженная в Слове, диктует русскому человеку, как жить по совести.

И последнее. Лектор хорошо сказала об отношении русского человека к труду как к творчеству. Абсолютно с ней согласна. Горько сознавать, что современная власть не понимает этого. Кудрин только что предложил создать конгломерат городов Поволжья, свалить народ в огромную кучу, где жители, вытесненные из сельских поселений, стали бы цепными псами охраны.
Когда я купила дом и стала работать на земле, поняла, что это хотя и нелёгкий труд, но благостное, созидательное дело, которым я занимаюсь с любовью.

 А как радостно смотреть на результаты своего труда! И такое же отношение к труду я вижу и у жителей  посёлка, куда я переехала на постоянное место жительства после выхода на пенсию. Я люблю слушать женщин, когда стою около автолавки, и понимаю, что не только желание достатка в семье руководит русским человеком. А душа и совесть.
Приближается весна, все с нетерпением ждут момента, когда можно прикоснуться к земле, начать трудиться. Никогда не слышала ворчания, жалоб на то, как тяжело работать на земле. (Бог труды любит. В. Даль).

Читаю и перечитываю удивительную книгу Т. Мироновой «Уроки русского».
Одна цитата: «Что такое судьба в христианском смысле этого слова? Суд Божий в земной жизни человека, суд Бога, воздающий уже на земле по грехам и заслугам его».


Рецензии