Давай, моряк! - 2

       
        История про то, как Женька с 10-метровой вышки в бассейне «Москва»
   сиганул вниз «рыбкой», про сам бассейн и про храм Христа Спасителя в Москве

    Начало в «Давай, моряк!» – 1. Дядя Лёва – http://proza.ru/2023/11/25/1115
               

                2. Первый (недостроенный) храм

     В наши дни многие знают и видели, конечно, современный храм Христа Спасителя в Москве. Хоть по телевизору, но абсолютное большинство россиян узнают его, всякий раз восхищаясь этим могучим культовым архитектурным сооружением. Настоящий храм-красавец! Но не все знают его историю. Ох и досталось же ему! И месту, кстати, на котором он сейчас стоит, тоже круто пришлось.

     Женя и Вика – будущая молодая семейная пара, услышали историю храма, и как он связан с бассейном «Москва», в который они отправились, от Льва Давыдовича Тоцкого. Выезжая на Профсоюзную улицу столицы, дядя Лёва, как заправский гид-профессионал, сразу же приступил к «своей новой» работе. Оказалось, что, будучи нейтральным, а то и совсем равнодушным к внутриполитическим вопросам в стране, поговорить «по душам», в том числе и про политику, он очень любил. 

     – Лёвкой меня в честь Льва Давидовича родители нарекли… – начал Тоцкий. – Да и фамилия под стать ему! Если бы букву «р» нормально выговаривал…

     – А кто это?! – вместе переспросили курсант и студентка с заднего дивана-сиденья «Волги».

     – Эх, молодёжь! – громко усмехнулся дядя Лёва. – А про Троцкого вы в школе хоть на уроках истории слышали?

     – А-а-а… – закивали «автомобильные экскурсанты». – Так он же этот... Вражина, в смысле, контрреволюционер был.

     – Да какой там! С Лениным он поначалу был заодно, а вот со Сталиным потом крепко разошёлся во взглядах. Самый, что ни на есть, активный революционер, участник российского и даже международного коммунистического движения!  Про Коминтерн-то слыхали, надеюсь?! Так и написано в энциклопедии про Троцкого – видный, мол, государственный, партийный и политический деятель. О, как! Между прочим, он же первый председатель Реввоенсовета и Народный комиссар по военным и морским делам СССР! Представляете – какая фигурища! Всё равно что министр обороны по нынешним временам. Между прочим, слышь, военный, – обращаясь персонально к Коляшину, – Лев Давидович – один из создателей нашей Красной армии! Жалко, что плохо кончил…

     – Слышу-слышу… – тихонько отозвался Женька. – А как он кончил?

     Дядя Лёва неожиданно рассмеялся.

     – Хреново! Грохнуло его НКВД, аж в Мексике! Даже там – за океаном достало. Троцкого, когда сняли со всех постов, а было это в 1927 году, сначала в ссылку отправили, а потом и вовсе выслали из СССР! Это Сталин с ним так… Попытку госпереворота ему приписали! Ну и поделом… Но к сносу храма Христа Спасителя Лев Давидович отношения точно не имел.

     – А где этот храм-то, дядя Лёва, был? – вклинилась вопросом Вика.

     – Туда и едем… В бассейн «Москва»!

     Евгений с Викторией переглянулись… Ничего себе история!

     – Вообще,  идея  строительства  храма  во  славу победы в первой Отечественной войне впервые была высказана в декабре 1812 года генералом  Петром Кикиным, сподвижником  императора Александра I. Кикин хотел возродить древнерусскую традицию  обетных, то есть мемориальных храмов. Такие сооружения возводились в честь победы над противником, а также в память о погибших во время боевых действий. У нас в Москве, например, в честь взятия Грозным Казани возвели красивейший храм Василия Блаженного на Красной площади. СхОдите туда ещё… Вам хоть интересно?

     – Да-да! Очень интересно, дядя Лёва! – снова хором откликнулась молодая пара. – Конечно, съездим!  Быть в Москве и не посетить Красную площадь?.. И в мавзолей Ленина тоже сходим!

     – Это правильно! Ну, тогда слушайте дальше.

     И Лев Давыдович продолжил...

     – В конце декабря 1812 года, после  изгнания войск Наполеона  из  России, Александр I подписал  свой Высочайший манифест о строительстве в Москве храма во имя Христа Спасителя. Возвести его были должны «в складчину»: и из российской казны, и на пожертвования граждан.

     Вскоре провели открытый международный конкурс с участием аж 38 архитекторов! Были среди них и Андрей Воронихин,  и Джакомо Кваренги,  и Василий Стасов. Известнейшие мастера того времени! Однако, в конкурсе победил проект 28-летнего художника-масона Карла Витберга. Знаете, кто такие масоны?

     – Нет! – честно за себя и Вику признался комсомолец Коляшин.

     – Ну и не надо вам тогда знать… – снова рассмеялся за рулём Тоцкий. – В общем, победил в конкурсе «вольный каменщик» Витберг, который, кстати, и профессиональным архитектором даже не был. Одним словом – масон! По его плану храм должен был быть в высоту 240 метров! Представляете?

     – А не высоковато? – засомневался Женька, прикидывая длину артиллерийского крейсера «Октябрьская революция», на котором проходил учебную практику после окончания первого курса училища. – Это же почти, как два крейсера «Аврора»!

     – Нормально! Самое поразительное, что ради утверждения своего проекта, Витберг даже перешёл в православие. Встал вопрос, где строить такую громадину? Выбрали Воробьёвы горы, которые Александр I частенько называл «короной Москвы». Раньше на этом месте находилась одна из загородных царских резиденций – Воробьёвский дворец.

     Выбор местоположения был обусловлен и исторически: путь к храму располагался между Смоленской и Калужской дорогами к Москве, по одной из которых войска Наполеона вошли в город, а по другой – его покинули. Улавливаете? Но, как у нас часто случается, заложить-то храм заложили, в октябре 1817 года, аккурат в пятилетнюю годовщину освобождения Москвы от французских войск, да увязли в работах «по самые не балуйся». В течение семи лет строителями не был завершён даже «нулевой цикл»!

     Возведение собора приостановилось по восшествии на престол следующего царя – Николая I  в 1825 году. По официальной версии, «заморозка» стройки была связана с ненадёжностью почвы на Воробьёвых горах. На самом деле – выделяемые из казны деньги словно утекали в эту самую почву! Без воровства не обошлось…

     Более четырёх миллионов рублей  ассигнациями было потрачено, а в итоге – хрен с маслом! Витберга и руководителей стройки обвинили в растратах и отдали под суд. Процесс длился целых восемь лет. В 1835-м за злоупотребление доверием императора и за ущерб, нанесённый казне, причастных к делу оштрафовали на миллион рублей. Самого Витберга сослали в Вятку, а всё его имущество конфисковали.

     – А дальше?.. – недоумённо пожали плечами и переглянулись Женя и Вика.
 
     – Больше конкурсов не проводилось! – подытожил первую неудачу с храмом Тоцкий. – Но идея его строительства в Лету, то есть «в мусорную корзину», не канула…


      (продолжение в – «Давай, моряк» – 3. Новый храм Христа Спасителя –
                http://proza.ru/2023/11/27/1215 )


            ноябрь, 2023 г.                Санкт-Петербург

                © Н. Кирюшов, 2023


Рецензии
Доброе утро, Николай Петрович! Пётр Алексеевич выжигал калёным железом казнокрадов, но не смог победить того "змия". Спустя столетия эта проблема осталась, как страшное зло России. Интересная история Храма ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ. Был там однажды и очень горжусь тем, что православие с величественными храмами и великолепными соборами возрождается. Ибо истина светлее солнца! С уважением,

Алексей Шелемин   21.08.2025 03:35     Заявить о нарушении
Это только НАЧАЛО истории Храма Христа Спасителя. Продолжение в следующей главе. Спасибо за отклик, Алексей. Доброго Вам дня! С теплом и уважением,

Николай Кирюшов   21.08.2025 06:21   Заявить о нарушении
На это произведение написано 29 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.