Переедание

Поговорим об «обычной» вредной привычке — склонности к перееданию. В ней уже в который раз является людям сомневающимся слабость нашего Я перед соблазном. Доводы о здоровом питании и умеренности бессильны против радости чревоугодия! В этом конфликте встречаются неравные противники: неумелая забота о себе, и бессознательные влечения, для которых мы — лишь средство для их разрядки. Магазины соблазняют вкусами и запахами вредных продуктов, фитнес-центры и изобретатели методов похудения зарабатывают на неумеренности, платная медицина радуется проблемам пищеварения и считает прибыль, а бессознательное использует любое пищевое извращение, чтобы загнать нас в могилу.

Еда — отличный инструмент для решения многих задач. С её помощью можно выбраться из травмирующих переживаний (достаточно чашки кофе с пирожным), или «заесть» любую проблему: радуя своим видом, вкусом и запахом, она является эффективным антидепрессантом. Доступность еды и слабый самоконтроль легко превращает питание в переедание и становится компульсивным действием, когда неважно, что есть, главное — приятная тяжесть в желудке!

Исходная ситуация для появления этой привычки проста — младенец возмущен неудобствами этого мира и для компенсации получает материнскую грудь. Насыщение подкрепляется удовольствием от использования ротовой полости, которая становится эрогенной зоной. Казалось бы, в этом нет ничего плохого, но постепенно радость от процесса питания становится сильнее, чем от самой еды. Если это удовольствие потом сублимируется в «оральной» деятельности — профессии повара или преподавателя — то эту фиксацию можно только приветствовать, а иначе придется взывать: «Не делайте из еды культа!» и рекомендовать таблетки «Похудин».

Идеология потребления поддерживает оральную фиксацию — кулинарными шоу и мастер-классами, обсуждениями пищи разных народов и уникальных продуктов. Поедание становится вариантом накопления «вещей», для которых место хранения — наш желудок. Создается впечатление, что если бы не еда, то жизнь бы стала эмоционально убогой и скучной. Трудно устоять перед таким напором и не съесть лишний кусочек, а потом еще и еще. Коммерческая культура — это иметь лучшее и побольше, и еда хорошо вписывается в эту картину, а слабые души запросто осваивают переедание, как вариант саморазрушения.

Когда же прекратится это тотальное «обжорство»? Убрать причину этого — значит разрушить глубинную зависимость от матери и научиться самому «кормить» себя. Это значит не зависеть от бессознательных влечений, а понимать желания своего Я, которое избавилось от детского стремления тащить в рот всякую «гадость» и, наконец, повзрослело!


Рецензии