Покаяние и превратные смыслы

В отличие от других религий христианство проповедует покаяние. «Я теперь посылаю тебя открыть глаза им, чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу, и верою в Меня получили прощение грехов и жребий с освященными» (Деяния 26:17,18).

Однако, и покаяние может стать камнем преткновения для христианина, если оно, как понятие, освещено неверно. Более того, покаяние может стать культом в христианстве, беря на себя избыточный вес и отнимая вес у других, не менее важных принципов христианства.

Примером тому представление о покаянии в православной среде. Вся жизнь христианина описана, как постоянное, непрекращающееся покаяние до самой смерти, состояние несвободы во грехе, бесконечных слёз и тяжести виновной совести. Покаяние, которое можно описать, как продолжительный и незавершённый процесс.

Учение в баптизме. Покаяние, как завершённый процесс, то есть, то, что имеет начало и имеет завершение. Покаяние как резкая перемена образа жизни, связанная с обращением к Иисусу Христу и разворотом от греховной жизни к праведной. Это правильная позиция, однако, в ней есть подводные камни, создающие преткновение.

Целью евангельского призыва является спасение души в Иисусе Христе. Апостолы Иисуса Христа изложили алгоритм спасения, который состоит из четырёх этапов, или ступеней приближения к Богу:
«Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, и получите дар Святого Духа» (Деяния ап.2:38).

Здесь показаны три этапа и уровня веры. Первый – самоопределение и приобщение к идеологии христианства (нравственному кодексу заповедей), второй – посвящение Иисусу Христу в подчинении Его воле, с демонстративным исповеданием веры, и третий – получение дара Духа Святого, рождающий человека в новое творение. После чего следует четвертый этап веры – жизнь возрождённого человека («новой твари во Христе») в благодати и освящении, для которого тоже даны свои заповеди.

1–я ступень веры связана с покаянием. Понятия «раскаяние» и «покаяние» не одно и то же. Раскаяние – это сожаление о грехе. А покаяние – это перемена жизни. Покаяние – это  решение, которое принимает человек в отношении к Богу. Осознание себя грешником и решение исправиться.

Раскаяние и покаяние стоит на базовых функциях различения добра и зла в совести, на собственной реакции и отношении к добру и злу, где зло человеком осуждается, а добро избирается.

Раскаяние само по себе бездейственно, потому что это чувство, самоощущение. А покаяние – это действие, вдохновляемое решением. Поэтому, чтобы осуществить покаяние, раскаяние должно выйти за грань самоощущения в действие.

Покаяние – это не столько раскаяние в отдельном проступке, сколько в собственном зле в целом, в собственной греховности как таковой. Покаяние – это намерение. Намерение чего? Исполнить волю Божью о себе, Его призыв к праведности и святости. Оно должно сопровождаться оставлением зла и прилеплением к добру, в общем и частном смысле, то есть в глобальном масштабе, в резком повороте всей жизни (притча о блудном сыне, ев. Луки, 15:11–32), и в конкретных частных ситуациях текущей жизни, в наблюдении за собой.

Поэтому, покаяние должно быть завершенным актом, как совершённое действие обращения блудного чада ко Христу, и продолжающееся действие, как настроение покаянности, то есть, готовность судить себя и исправлять свои согрешения, принося их Господу в течение жизни после обращения.

2–я ступень веры – посвящение. Что в Писании названо крещением в Иисуса Христа. Крещение имеет духовную составляющую и физическую:

Духовная составляющая – это акт посвящения себя и своей жизни Иисусу Христу и отречение от мира, своеволия и дьявола. И физическая составляющая – это публичное совершение присяги Иисусу Христу, то есть внешнее исповедание веры, своей позиции во внешний мир.

Физическая составляющая – это выражение посвящённой веры физическим образом. Может сопровождаться обрядом водного крещения, которое изобразительно показывает смысл веры, а, также, может не сопровождаться водным крещением, но ограничиться исповеданием уст.

Библейское понятие крещения в Иисуса Христа по сути означает соединение с Иисусом Христом. Образно это можно представить, как трёхчастную композицию: 1) сердечное посвящение (внутри себя), 2) словесное посвящение (слышимым образом), 3) символическое изображение (видимым образом).

«Сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению» (Римл.10:10)

Сердечное посвящение, вера внутри себя – к праведности, она располагает к праведному образу жизни. А исповедание уст – это вера, совершающая спасение. Потому что, именно акт посвящения Иисусу Христу является главным звеном спасения.

Это присяга на верность и служение новому господину, имя Которого исповедует человек, и отречение от господства прежних властителей души грешника – сатаны, суетного мира и ветхого Адама, переданного по наследству в нашу природу.

Словесная присяга и исповедание веры является юридическим актом, который запечатляется, и свидетелями которого является духовный мир ангелов и демонов. Свободная воля, данная каждому человеку, является тем инструментом, который как отдает человека во власть сатаны, так и забирает обратно, к Богу. Вот, почему так важно исповедание уст.

Кроме ангелов и демонов, вера должна быть исповедана и перед людьми – свидетелями этого мира. Для этого необходимо публичное исповедание своей веры, исповедание имени и господства Иисуса Христа во Вселенной и в жизни данного человека. Обряд водного крещения для этого и предназначен. Кроме того, он является инструментом для принятия человека в христианскую общину, в членство видимой церкви.

Господь даёт прощение грехов и дар Духа Святого после прохождения человеком этих двух ступеней, 1) покаяния с видимыми плодами покаяния и 2) присяги (крещения).
 
Мы знаем, что только дар Духа Святого, или, иначе, крещение Духом Святым, совершает акт рождения свыше, вводит человека в среду благодати и в статус святого.

Но в баптистской среде есть представление, что прощение грехов, дар Духа Святого и рождение свыше происходит в покаянии. И в этом ошибка и нарушение алгоритма. И хотя, водное крещение является деноминационным принципом в баптизме, то есть, оно обязательно, тем не менее, само понимание крещения облегчается, а его роль умаляется. Водное крещение трактуется, как элемент, следующий за рождением свыше, как формальное дополнение. Потому что, ещё до водного крещения человек по учению баптистов должен принять дар Духа Святого, и только на этом основании его примут в братство.

Таким образом, уменьшается или сводится на нет смысл крещения, идея присяги Христу, главным звеном объявляется покаяние, что для многих людей становится преткновением. Они не понимают самих себя, почему их называют крещёнными Духом, возрожденными, если они этого сами не понимают и не ощущают. И приводит это к тому, что пастора берут на себя труд убеждать таких членов церкви в том, что они возрождённые и спасённые, хотя это, на самом деле, не так, и ложно усыпляют своих подопечных. И всё потому, что не понят и нарушен регламент.

Покаяние – это принятие религии. А присяга – это принятие Христа. Слово «присяга» я употребляю намеренно, чтобы провести параллель с военной присягой или с присягой царю, суверену. И в Писании употребляется сравнение посвящённого христианина с воином или с вассалом Царя, в обязанности которого входит отречение от своей жизни в пользу служения господину.

«Итак переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа. Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику» (2 Тимофея 2:4)

Обращение ко Христу обусловлено покаянием. И невозможно обращение ко Христу без покаяния. «В приближающихся ко Мне освящусь и пред всем народом прославлюсь» (Левит 10:3). И это уже жизнь с Богом, уже знание Духа Святого, воздействующего благодатью на человека и дарующего милости, обличение греха и побуждение к исправлению.

Этап покаяния, от момента обращения ко Христу и до крещения, может длиться неопределенный период времени, месяцы или годы, потому что совершает процессы внутреннего созревания и изменения сознания в готовность к посвящению. И в этом периоде человек должен привести свою жизнь перед Богом в порядок в пределах и возможностях своего ветхого естества, и невозможного от него Бог не требует. Он должен подготовить свой храм для Бога. Сделать уборку.

««Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит;
44 тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным;» (Матфея 12:43,44)

Но присяга – это переход на следующий уровень веры, который характеризуется готовностью ума и исповеданием уст, обещанием доброй совести. Не служить более злу, но служить Богу в доброй совести. «Крещение – не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести» (1 Петра 3:21). Это исповедание готовности умереть для мира и жить для Бога, признавая Бога в Иисусе Христе.

Принимая такое исповедание Господь даёт в ответ дар Духа Святого, как знамение принятия в Завет. Даёт залог спасения. И, наоборот, не даст дара Духа Святого без совершения присяги.

Поэтому, покаяние не является основанием для прощения грехов, дара Духа и рождения свыше, и, соответственно, спасения. Но это заблуждение появилось из представления, что человек не может покаяться, не может перейти в праведное русло, не может приносить плоды покаяния (изменения в жизни), не может уверовать в Иисуса Христа и евангелие и обратиться к Иисусу Христу без Духа Святого.

Да, без Духа Святого не может совершиться ничего из перечисленного. Вот только действие Духа Святого и дар Духа Святого – это не одно и то же. В данном случае действует предварительная благодать Духа Святого. А не сам дар Духа Святого. Предварительная благодать отличается от дара Духа Святого тем, что Дух Божий находится рядом с человеком и воздействует на него извне. А дар Духа Святого изливается в тело человека, изменяя его сознание и состояние изнутри.

Предварительная благодать и благодать Завета – это два разных действия Духа Святого и два разных уровня отношений человека и Иисуса Христа.

То есть, вера на этапе покаяния и плодов покаяния – это ещё не спасение и не рождение свыше, такая вера предшествует дару Духа Святого. Это мы видим на примере крещения людей Иоанном Крестителем. Люди, подготовленные его проповедью, крестились в покаяние грехов, при этом он учил их принести достойные плоды покаяния, иначе, их крещение не имело бы смысла. Дара Духа Святого эти люди не имели, но имели предварительную универсальную благодать Духа Святого, достаточную для покаяния и принесения плодов покаяния, видимых перемен образа жизни.

Рожденные свыше на начальном этапе зачастую не отличаются внешне от невозрождённых и благочестивых религиозников. И люди не могут судить, кто крещён Духом Святым, а кто нет. И те, и другие ведут благочестивый образ жизни. Даже самим ангелам трудно это различать.

«Пришедши же рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы? Он же сказал им: враг человек сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их? Но он сказал: нет, — чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы» (Матфея 13:28).

И только на этапе достаточной зрелости, в возрасте принесения плодов различаются дети мира и дети Бога, рождённые свыше. Поэтому, Господь и запретил поспешно судить и производить разделение одних и других. «Оставьте расти вместе то и другое до жатвы».

Но баптисты игнорируют этот принцип, но судят и разделяют, отказывая в крещении тем, кто, по их мнению, не крещён Духом Святым и крестя тех, кто, по их мнению, крещён, с доказательствами Духа Святого. Но плоды покаяния и плоды Духа Святого – не одно и то же. И часто путают и ошибаются. И бывает так, что те, кому отказали, впоследствии показывают яркое горение для Господа и результативность христианской жизни. А те, кого крестили, вскоре отпадают и уходят из церкви, или остаются негорящими светильниками.

Само водное крещение с таким подходом теряет свой библейский смысл. Оно просто становится обрядом. Потому что, ещё до крещения, за пределами церкви от человека уже ожидается рождение свыше. То есть, баптистские служителя бегут впереди паровоза, делая Господу ложную услугу. «Ибо свидетельствую им, что имеют ревность по Богу, но не по рассуждению» (Римл.10:2).

И эта позиция абсурдна и ошибочна. Аргументы, обычно, таковы, что в церкви не должно быть мирских, невозрождённых людей, которые по сути непричастны Христу, иначе это создаёт проблемы. Но забывают, что если крещение человека соответствует правильному стандарту, то Господь даст дар Духа Святого.

И противоречия здесь нет, так же, как в день бракосочетания невеста становится официальной женой ещё до наступления брачной ночи. Она даёт брачные обещания и на этом основании получает статус жены, ещё не будучи фактически женой, как выражение доверия ей со стороны жениха.

Представьте ситуацию, если бы жених сказал, что невеста должна сначала фактически стать женой, и только после этого он зарегистрирует с ней брак. Можем ли мы сказать, что такое решение соответствует библейскому учению?

Если крещение понимать именно как присягу, как исповедание посвящения своему Господину, если человек совершает это осознанно, от всего сердца и правильно, то непременно состоится и запечатление человека Духом Святым. Господь верен, и Завет состоится.

Господь показал нам пример, когда Дух Святой сходил на Него непосредственно во время Его крещения на Иордане. Требовал ли Иоанн Креститель, чтобы Дух Святой сошёл на Господа до крещения, предварительно, чтобы сначала убедиться в знамении, и только потом крестить? Нет.

Может ли Господь принимать человека в Завет без водного крещения или до него? Да, может. И такие примеры есть в Писании. Может ли Господь дать дар Духа Святого после крещения, спустя время членства в церкви? Да.

Мы видим примеры, когда спустя годы в первоапостольской церкви были плотские христиане, всё ещё не способные к твёрдой пище, к пониманию духовных истин, остающиеся на уровне начал веры, когда они только вступали в церковь. Они застыли в этом состоянии и сделались не способными слышать. И апостол Павел сетует на это и предупреждает, что им недалеко до падения и потери спасения, приводя аллегорические образы, и выражает надежду, что, всё же, они опомнятся.

Евреям 5–я глава:
12.Ибо, судя по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища.
Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец;
твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла.

Посему, оставив начатки учения Христова, поспешим к совершенству; и не станем снова полагать основание обращению от мёртвых дел (покаянию) и вере в Бога,
учению о крещениях, о возложении рук, о воскресении мёртвых и о суде вечном.
И это сделаем, если Бог позволит.

Ибо невозможно – однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святого,
и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века,
и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему.

Земля, пившая многократно сходящий на неё дождь и произращающая злак, полезный тем, для которых и возделывается, получает благословение от Бога;
а производящая терния и волчцы – негодна и близка к проклятию, которого конец – сожжение.

Впрочем, о вас, возлюбленные, мы надеемся, что вы в лучшем состоянии и держитесь спасения, хотя и говорим так.
_Послание к Евреям 6 глава.

Трудно ли будет церкви иметь дело с невозрожденными членами, которые в Писании названы «плотскими»? Да. Но проблема решается научением людей правильному алгоритму. Те, кто от Бога, созреют, а кто не от Бога, проявятся и отпадут, либо будут отторгнуты общиной. «Не устоят нечестивые на суде, и грешники в собрании праведных» (Псалтирь 1:5).

Перекос о возрождении в покаянии не единственный камень преткновения в баптистской среде, гораздо худшим явлением является учение кальвинизма в части этой деноминации. Полностью превратное учение о благодати. Кальвинисты пошли дальше в своих рассуждениях. Они решили, поскольку «никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня» Иоанна 6:44), то почему бы не рассудить, что спасительная цепочка начинается ещё раньше, с избрания Богом ко спасению отдельных лиц, после чего происходит безусловное таинственное спасение этих лиц и их рождение свыше, затем происходит покаяние, после чего приходит дар веры. И в их цепочке все звенья – это суверенное действие Духа Святого, а роль человека сведена к пассивности. Это у них называется "непреодолимая благодать". "Ты влёк меня, Господи, – и я увлечён; Ты сильнее меня – и превозмог" (Иеремия 20:7).

Они не начинают цепочку спасения с веры человека, а заканчивают верой. Вера в их толковании – это следствие спасения и последнее звено. Которое завершается невозможностью потери спасения, потому что первоначальным звеном они объявили Божье избрание, которое отменить невозможно, ибо кто может противостоять Богу?

Конечно, всё перевёрнуто с ног на голову. Однако, их логическая цепочка очень просто разбивается алгоритмом спасения.

«2:38 Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа» Деяния ап.

1.Покаяние. 2.Крещение. 3.Дар Духа Святого.

Не бывает рождения свыше без Дара Духа Святого и не бывает дара Духа Святого прежде выполнения этого алгоритма!

И все пункты алгоритма движимы верой человека. Ибо, невозможно делать то, во что не веришь. Вера – это согласие с тем, что ты узнал, и отклик на это знание. Без веры человек, естественно, не обратится к Иисусу Христу, не поверит Его учению и не станет выполнять заповеди этого учения. То есть, вера человека первична.

Избрание Божье происходит в даре Духа Святого. Хотите быть избранными? Пройдите эту цепочку. И это ваши действия, ваша инициатива, ваша ответственность, а не Божья. Это Вы должны уверовать, покаяться и креститься, и только после этого Господь Вас примет. То есть, налицо обязательность человеческого фактора.

Кальвинисты ошибочно истолковали предопределение и предызбрание, как предвечный выбор персон, отдельных лиц. На самом деле, Бог предопределил не отдельных лиц, а Церковь, и спасение по принципу пребывания во Христе. «Имеющий Сына Божия имеет жизнь вечную, не имеющий Сына Божия не имеет жизни» (1 Иоанна 5:12). Что происходит в даре Духа Святого и при условии его сохранения.

Патологическое, уродливое учение кальвинизма нашло себя в западно–европейских течениях баптизма и в неопятидесятническом движении. Умозрительная вера. Мистическое избрание, которое действует, пока человек изо всех сил удерживает в себе веру в своё избрание. А как только человек засомневался в своём избрании и упал в грех, в неверие, то значит, он никогда и не был избран.

Такое учение вызывает в верующем страх и цементирует ум в этом обольщении. Потому что, иначе ему остаётся проклятие и безысходность. Такого человека в кальвинистских кругах сначала превознесут до эйфории и потери здравого мышления, а потом в трудных обстоятельствах затопчут и низвергнут в ад отчаяния, как, якобы, отвергнутого Богом.

Учение кальвинизма игнорирует библейское понятие вступления в личный Завет. Получается, что человек не может ни вступить в Завет, ни соблюдать. Потому что, от него ничего не зависит. И крещение, получается, это тоже формальность. Есть безусловно избранные ко спасению и избранные к погибели, что изменить невозможно. Это идея фатализма, человеческого безволия и пассивности в духовной жизни. Она близка по духу восточным религиям буддизма, индуизма, оккультной философии Инь–янь.

Но протрезвение и становление на евангельский фундамент вероучения спасает от иллюзий. Каждый язычник или кальвинист может вернуться в правильное исходное положение перед Богом и начать движение в спасительной вере согласно алгоритму, указанному апостолами.

Другое дело, что надо быть готовым к приложению усилий, и то серьёзных. Напоминание об этом мы встречаем: «Царство Небесное силою берётся, и употребляющие усилие восхищают его» (Матфея 11:12). Эту цитату Писания кальвинисты, конечно же, отвергают, как напрямую противоречащую их понятиям. А ты, отвергаешь или принимаешь?


Рецензии