Страшные немецкие сказки
Каждый народ имеет свою золотую коллекцию сказок. Немаловажную роль в их создании играет фольклор и история страны. Почему же немецкие сказки настолько мрачны, а подчас и ужасны? Что заставляло немецких мастеров слова придумывать «Гензель и Гретель», «Румпельштильцхен» или «Фрау Труде»?
Братья Гримм — авторы перечисленных историй — были психически здоровыми людьми, лингвистами и собирателями фольклора. Откровенно страшных историй они написали десять. Коротко о содержании трех из них.
В «Гензель и Гретель» злая мачеха оставляет детей умирать в лесу, они чудом выживают и оказываются в доме у ведьмы. Избежав новой опасности быть убитыми, Гензель и Гретель, без малейших угрызений совести, сжигают бабку в печи, грабят её и радостно возвращаются к отцу.
«Румпельштильцхен» повествует историю дочери мельника, вынужденную прясть золото из соломы для короля. Страшный карлик Румпельштильцхен ей в этом помогает. За его помощь дочери мельника — в сказке у неё нет имени — впоследствии придётся отдать карлику своего первенца. Рождается ребёнок и, чтобы оставить его себе, девушке нужно угадать имя уродца, что ей чудесным образом удаётся. И вот наступает добрый конец: Румпельштильцхен сам разрывает себя пополам.
Еще один пример — «Фрау Труде». Маленькая непослушная девочка приходит в гости к весьма странной особе, живущей в лесу. Приветливая фрау Труде ласково встречает её, но затем превращает в полено и кидает в печь. Последние слова несчастного ребёнка: «Как вдруг светло!»
Кто в наше время рискнёт прочитать своим детям подобную историю?
Зная, что сказка должна чему-то научить читателя, многие задаются вопросом: что полезного может почерпнуть ребёнок из этих страшных сюжетов? В ответ на этот вопрос в немецкой педагогике существует три основные гипотезы.
1. Устрашение как часть «Черной педагогики»
Воспитание детей первой половины девятнадцатого века (эпохи братьев Гримм) было в большей части основано на запугивании. Смыслом таких историй, как «Фрау Труде», было показать, к чему может привести любопытство и непослушание. Современная педагогика поощряет и развивает исследовательский дух у детей. Во времена сказок Гримм опасностей было больше и запугивание было оправдано.
2. Не все сказки были написаны для детей
Некоторые истории можно рассматривать как современные триллеры и мистику. Под образами ведьм и гномов несложно увидеть некое абстрактное зло, олицетворение грехов.
Мачеха, оставившая детей погибать в лесу, милая фрау Труде, Мельник...В реалистичных сценах из «Белоснежки», «Гензель и Гретель» и «Фрау Труде» зло нашего мира кажется еще более страшным, чем в мистических.
3. Жестокость — часть нашей жизни
Психоаналитики считают, что жестокость — не только часть этого мира, но и часть нас самих. И педагогике приходится с этим постулатом считаться. Нельзя подавлять агрессию. Но каждый ребёнок должен научиться направлять свою жестокость только против сил зла, контролировать её и побеждать с её помощью. Это и происходит в конце «Гензель и Гретель».
Опросы детей выявляют, что все по-разному реагируют на сказки братьев Гримм. Многие ребята старшего школьного возраста вспоминали, что в детстве не находили эти истории жестокими. А некоторым было очень страшно.
Конечно, только родители знают своих детей настолько, чтобы решать, какую литературу для них выбрать.
Прилавки книжных магазинов показывают нам, что сказки братьев Гримм по-прежнему популярны.
Свидетельство о публикации №223112700144
Анатолий Обросков 16.02.2024 22:52 Заявить о нарушении
Мария Гамбург 17.02.2024 04:33 Заявить о нарушении