Алис Миллер. Постулаты черной педагогики
"Первопричиной неврозов является не внешнее воздействие на ребёнка, а вытеснение в подсознание множества совершенно нормальных чувств и переживаний. Ребёнок не сможет без посторонней помощи их возвратить в сознание, так как он привык жить без них и не знает, что можно жить по другому".
"Мы все стремимся как можно скорее избавиться от тех черт, которые характерны ребёнку, то есть хотим из беспомощных, зависимых от других созданий превратиться в умных, сильных, независимых, уважаемых людей. И, если вдруг в наших детях явственно проявляются черты, свидетельствующие о внутренней силе, мы так же, как когда то наши родители, с ними беспощадно боремся, лицемерно называя эту борьбу "процессом воспитания ".
Для "черной педагогики " характерно следующее:
1. Взрослые выступают по отношению к детям не в роли слуг, а в роли господ.
2. Взрослые, подобно богам, судят, что справедливо, а что нет.
3. Взрослые часто гневается (хотя их гнев порожден их же собственными внутренними проблемами, о чем они не знают).
4. Вину за свои проблемы взрослые возлагают на ребёнка.
5. Взрослые полагают, что родителей всегда следует защищать.
6. Взрослые думают, что живая душа ребенка представляет для них опасность.
7. Взрослые стремятся как можно скорее "обезволить" ребенка.
8. Воспитатель полагает, что нужно как можно раньше начать "воспитывать" ребенка, чтобы он ничего не заметил и не разгадал намерения взрослого.
Для подавления живого начала применяются следующие средства: заманивания в западню, ложь, хитрость, искажение истинного состояния дел, запугивание, выражение недоверия, лишение родительской любви, изоляция, унижение, презрение, издевательство, упрёки, открытое насилие, вплоть до применения пыток.
Неотъемлемой чертой "чёрной педагогики" является стремление создать у ребенка неверные представления, которые передаются из поколения в поколение.
Вот некоторые установки, которые воспитатели создают у ребёнка:
1. Неукоснительное исполнение обязанностей способно породить любовь.
2. Запретами можно убить ненависть.
3. Родители априори заслуживают уважения только потому, что они родители.
4. Дети же априори не заслуживают ни малейшего уважения.
5. Послушание делает сильным.
6. Чрезмерное самоуважение вредно.
7. Заниженная самооценка способствует хорошим отношениям с людьми.
8. Ласковое обращение с ребенком оказывает на него пагубное воздействие.
9. Удовлетворение потребностей ребенка плохо влияет на него.
10. Суровое обращение - лучший способ сделать его жизнестойким.
11. Не искренняя благодарность лучше искренней неблагодарности.
12. Главное - благопристойное поведение, а не подлинные ощущения.
13. Родители не перенесут причиненный им обиды, и бог жестоко покарает за это ребёнка.
14. Тело есть нечто грязное и омерзительное.
15. Бурное проявление чувств вредно.
16. Родители - совершенно невинные создания, напрочь лишённые каких-либо неконтролируемых инстинктов.
17. Родители всегда правы."
"Неспособность понять чувства других доказывает, что в детстве этим людям пришлось, стиснув зубы, многое претерпеть. Людям, выросшим в эмпатическом окружении, или тем, кто позднее смог найти объект для эмпатии в собственном внутреннем мире, легче понять страдания других или хотя бы признать, что таковые могут иметь место.
Ещё до недавнего времени мало кто знал, какие душевные муки порой испытывает ребёнок. "
"Я считаю, что большинство людей в своей жизни проходят следующие стадии.
1. Сначала они в раннем детстве получают душевные травмы, которые никто таковыми не считает.
2. Затем их приучают реагировать на боль спокойно и избегать приступов гнева.
3. Далее они учатся постоянно выражать благодарность за так называемые "благодеяния".
4. Становясь взрослыми, они забывают историю своего детства.
5. В зрелом возрасте необходимость выплеснуть на кого-то накопившиеся эмоции заставляет их обратить свой гнев на других людей или на самих себя...
В детстве злость и гнев вытесняется в подсознание , а так как они представляют собой огромный потенциал здоровых жизненных сил, требуется не менее мощная энергия, чтобы удерживать их там. Это лишает ребенка возможности спонтанного проявления чувств, что нередко приводит к самоубийству и наркомании. Если наркотики использовались , чтобы заполнить пустоту, возникшую в результате подавления чувств и самоотчуждения, то человек, начав лечиться от зависимости, снова будет ощущать внутреннюю пустоту. Успех лечения возможен только при условии, что он вновь обретёт возможность спонтанно проявлять свои чувства, иначе зависимость не преодолеть..."
"Мы дети со станции ZOO". Кристина Ф.
Хильда Брук "Золотая клетка"
"Для пубертатного периода характерно проявление истинных чувств, которые в латентный период удавалось подавлять. В период бурного роста в полной мере испытывают такие чувства, как гнев, возмущение, любовь, восторг, радость, горе, ощущают сексуальные желания. Это ставит под угрозу психическое равновесие родителей. Если бы подросток позволил себе выразить свои истинные чувства, он был бы объявлен опасным террористом или оказался бы в сумасшедшем доме.
Героев Шекспира и Гёте - Гамлета и Вертера - наше общество, безусловно, отправило бы в психиатрическую больницу... Подросток давно усвоил господствующую в обществе и внушенную родителями точку зрения: переживать сильные чувства - значит стать общественным изгоем, что равнозначно социальной изоляции; такому человеку будет трудно выжить" .
"Те, кто пристрастился к героину, рассказывают, что когда он начинал принимать наркотики, он стал испытывать небывалые по интенсивности чувства. Благодаря этому он осознал, какой бесцветной была раньше его эмоциональная жизнь. Он даже представить себе не мог, что испытать столь яркие эмоции можно и без героина. Только под наркотиками он ощущал, каким бы он мог быть, соприкасаясь со своим подлинным Я...
Этот порочный круг и есть для неё единственно возможный образ жизни.
Она никогда не была свободна в своих решениях.
Саморазрушение - единственный образ жизни.
Наркоманы склонны идеализировать своих родителей.
Она чувствует, что опозорила и разочаровала своих родителей.
Существует конфликт между стремлением найти собственное Я и необходимостью приспосабливаться к потребностям общества и родителей. "
"Неспособность почувствовать собственные страдания, перенесенные в детстве, порождает эмоциональную глухоту и делает человека невосприимчивым к чужим страданиям".
"Из тех, кого в детстве жестоко били, вырастают столь же жестокие отцы и матери, потенциальные палачи, лагерные и тюремные надзиратели, мучители. Идущий из подсознания импульс заставляет их повторять историю своего детства, то есть причинять страдания другим. Этих людей рано начали бить и унижать, и они не в состоянии эмоционально почувствовать, что в детстве они были беспомощные и одинокие. Для этого было необходимо присутствие в их жизни человека, относившегося к ним с пониманием и защищавшего их. Только при таких условиях они смогли бы интегрировать в собственное Я восприятие себя как слабого, беспомощного, избитого ребенка, которым они, по сути, и остались. В семьях, где детей бьют, обычно придерживаются общих педагогических принципов, либо один из родителей сам является жертвой. Так что ребенку не у кого искать защиты в своей семье. У ребенка нет внутренней свободы, чтобы найти "добрую тетю" и рассказать ей всё. Ребенок смирится с одиночеством, но не станет обвинять отца и мать перед чужими людьми. Может потребоваться 30, 40 и даже 50 лет, чтобы человек смог осознанно пережить свои детские обиды, которые долгое время он подавлял, и рассказать о них. Судьба ребёнка, подвергшегося насилию, ещё более трагична и по своим последствиям для общества ещё более ужасна, чем судьба взрослого, брошенного в концлагерь. Сам он не будет пытаться проникнуть во внутренний мир своих палачей с целью разобраться в мотивах их поведения. "
"Он чувствует себя чужим не только в своей семье, но и внутри своего собственного Я. Ему не с кем разделить свою боль. Он не будет плакаться даже себе самому. Даже в глубине души он себя никогда не пожалеет. Он предпочтёт "стиснуть зубы и вести себя мужественно". Беззащитности и беспомощности нет места в его душе. Он не терпит беззащитных и беспомощных. Человек, которого заставили убить в себе подлинно детские ощущения, всю жизнь будет их инстинктивно бояться. Но душевные порывы так сильны, что крайне редко удается их полностью заглушить. Они постоянно ищут возможности проявиться и зачастую это происходит в искаженных и небезопасных для общества формах. Речь идёт или о мании величия или о неоправданной жестокости по отношению к другим, или о борьбе со "злом" внутри самого себя. "
"В отличие от узников концлагерей ребенок в своём мучителе видит не ненавистного, а любимого человека, и данное обстоятельство сильнейшим образом влияет на всю его последующую жизнь".
"Чтобы сохранить остатки жизненных сил и не потерять окончательно способность испытывать сильные ощущения, приходится принимать уже не успокаивающие, а возбуждающие наркотики, которые позволяют почувствовать, что ты ещё жив. Если раньше родители добивались контроля над чувствами с помощью побоев, то теперь двенадцатилетняя девочка пытается влиять на своё настроение другим способом".
"Я вспоминала о том, как резко я отзывалась о поведении наркоманов в состоянии ломки. Я не пыталась понять,что с ними происходит. Я только видела, что они были чувствительными, ранимыми, безвольными существами. Наркоман в состоянии ломки не может сопротивляться, он становится полным ничтожеством. На некоторых я иногда вымещала свою злобу. Можно было методично втаптывать их в грязь. Нужно было только уметь играть на их слабостях, бить в больное место - и тогда они ломались. Когда они не могли достать наркотик, они понимали, чего они стоят. В таком состоянии они уже не были крутыми, не чувствовали себя выше всех. Я говорила себе: если у тебя начнется ломка, они тебя уничтожат. Они то тогда поймут, какая ты, в сущности, слабая".
"Ты, глядя на другого, видишь, какое ты ничтожество. Ты себя ненавидишь за то,что ты убожество и потому тебе хочется унижать другого, чтобы доказать себе, что ты не такой уж пропащий человек".
"Наркоманы умирают в полном одиночестве. В основном это происходит в вонючем сортире... Но ведь я очень боюсь смерти. Страх перед ней сводит меня с ума. Я хочу умереть, но перед каждой дозой испытываю страх перед смертью. Ведь я ещё по настоящему не жила". После кошмарных переживаний и полного душевного одиночества девочке посчастливилось встретить людей, которые не только с пониманием и сочувствием отнеслись к ней, но и дали ей возможность высказаться и два месяца терпеливо слушали её исповедь".
"Помогать родителям может лишь тот, кто подсознательно не чувствует себя зависимым от них ребёнком. Зависимость от родителей, напротив, часто оборачивается наркоманией и даже самоубийством. Это лишь последствия того, что история детства оказывалась в течение многих лет непонятой и непознанной. Вся система воспитания пытается заставить замолчать подсознание, посылающее нам закодированную информацию. Это отчётливо видно на примере отношения к жизни тех, кто "помешан" на похудении. "
"Истоки любого абсурдного поведения кроются в раннем детстве, но выявить их невозможно до тех пор, пока манипулирование физическими и духовными потребностями ребенка воспринимается не как насилие, а как необходимые воспитательные меры. Так как даже специалисты этого не понимают, то проводимый ими курс терапии зачастую является лишь продолжением раннего, часто неосознанного насилия...
Чтобы ребенок развивался нормально и в зрелом возрасте не проявлял склонности к абсурдному, саморазрушающему поведению, его родителям вовсе не нужно изучать обширные трактаты по психологии. Если родители не будут манипулировать ребенком ради удовлетворения своих потребностей, использовать его в своих целях - то тогда ребенок сможет слушать то, что ему подсказывает его организм, и это будет для него лучшей защитой от предъявляемых к нему требований, которые порой переходят разумные границы. Сигналы организма и его язык с раннего детства будут ему знакомы. И если родители смогут относиться к ребенку с тем же уважением и той же терпимостью, как и к своим родителям, то тогда они создадут ребенку самые лучшие условия для всей его дальнейшей жизни. Уважение родителей к ребёнку важно не только для развития в ребенке чувства самоценности, но и для того, чтобы у него была свобода для развития своих природных данных. Отношение родителей к ребёнку влияет и на последующее отношение ребёнка к себе самому. И самые большие страдания - это страдания, которые человек причиняет самому себе. Когда человек "зацикливается" на голодании, это не что иное, как результат выхолащивания своего Я. Направление своей воли в неверное русло, порабощение человеком своего организма. Наркомания начинается с попытки освободиться от влияния родителей, не выполнять их требования. "
"Оказывается, чем меньше сыновья и дочери знали жизнь своих родителей, тем более они стремились подсознательно воспроизвести её. Когда родители делают из чего то тайну, замалчивают что-то, так как сами испытывают чувство стыда, вины, страха, но именно невысказанное волнует и интересует детей. Детям остаётся дать волю своей фантазии и создать для себя иллюзию причастности к прошлому ".
"Постоянную заботу о материальном благополучии стимулировала боязнь снова оказаться на развалинах, как когда-то раньше, когда они были голодными, беспомощными детьми. Никакая роскошь, никакие деньги не могли окончательно снять этот страх, сидящий глубоко в подсознании. Дети покидают роскошные квартиры, где их не поняли, где нет места их подлинным чувствам и страхам, и уходят к наркоманам. Теперь их дети, не имеющие надежды, апатично сидят в лохмотьях на тротуаре, чужие и ненавидящие всю нажитую родителями роскошь. Человек скорее достигнет невероятных высот, но не найдет возможности проникнуться сочувствием и пониманием к беспомощному, несчастному ребёнку - ведь он сам когда-то привык чувствовать себя несчастным. Тем более,что этот ребенок живёт в квартире с изысканной обстановкой. Если он пожалуется на непонимание, на него обрушится гнев, к нему отнесутся с презрением и ненавистью, но главное - для него уже приготовлен набор испытанных педагогических приемов, призванных помочь родителям заглушить в себе воспоминания о трудном военном детстве. "
"Люди вырвались из тюрем, в которых их так долго держали, и тюрьмы эти назывались "Молчание", "Запрет на вопросы о прошлом родителей " и "Бесчувственность ". Неужели кому то очень хочется воспитать из наших детей таких людей, которые бы не испытывали возмущения и боли при рассказе об убийстве в газовых камерах миллионов детей? Что толку от историков с их солидными трудами и поисками объективной истины? Разве можно сохранять холодный ум, зная о таком кошмаре? И разве нашим детям не угрожает опасность стать верноподданными любого нового фашистского режима? Какая разница, кому служить, когда у тебя внутри такая пустота! Такой режим позволяет почувствовать себя членом привилегированной группы и даёт возможность излить ненависть и обрушить гнев на определенную категорию лиц. Коллективная форма абсурдного поведения наиболее опасна, поскольку его абсурдность никому не бросается в глаза и считается "нормальным". "
Ханс Юрген Зиберберг "Гитлер - фильм, сделанный в Германии". Режиссер смог передать ощущение ужаса и боли взрослого человека лишь освободившись от упрощённого подхода, предполагающего обеление одних и очернение других, характерных для "черной педагогики". Во всех сценах явственно чувствуется сострадание как к жертвам репрессий, так и к жертвам соблазна. В фильме наглядно показан абсурдный характер любых идеологий, в основе которых лежит многовековая традиция воспитания. Только человек, на эмоциональном уровне понявший, что был обманут, был введён в соблазн, и не отрицающий этого, сможет, ощущая глубокую скорбь, показать эту абсурдность так впечатляюще. Ощущение скорби позволяет зрителям глубже почувствовать всю пустоту нацистской идеологии. Это одна из попыток жить рядом с непостижимым прошлым, не отвергая его".
Алис Миллер "В начале было воспитание ".
Свидетельство о публикации №223112701443