Алис Миллер. Истоки неврозов и насилия

"Если в каком то обществе им не хватает уверенности в себе, экзекуция позволяет им восстановить душевное равновесие и вновь почувствовать свою силу".

"По другому обстоят дела, если у отцов или матерей приступы ярости чередуются с ласковым обращением. Здесь ненависть не столь ярко выражена. У этих людей другие проблемы. Они выбирают себе партнёров с такой же искажённой структурой психики, как и у них, склонных к крайности в поведении, затем никак не могут расстаться с ними и живут, ожидая , что доброта возьмёт верх над жестокостью. Впрочем, они неизбежно разочаровываются. Такие садомазохистские отношения гораздо сильнее любовных связей и представляют собой перманентное саморазрушение".

"Героическая готовность" молодых людей отправиться на войну (в самом начале жизненного пути!), погибнуть, отстаивая чужие интересы, возможно, связана с тем, что в период полового созревания ищет выхода накопившаяся с детства ненависть. Раньше они ненавидели подсознательно, а теперь можно ненавидеть врага открыто, более того, это даже поощряется. Во время Первой мировой войны добровольцы с наслаждением слушали военные марши, сулившие им избавление от суровой родительской опеки. Героин выполняет аналогичную функцию, но с одной лишь разницей: разрушительную силу ненависти человек направляет против собственного тела и собственного Я".

"В речах государственных деятелей постоянно встречаются выражения, вызывающие прямую ассоциацию с процессом деторождения. Поразительно часто они говорили о петле, якобы накинутой на горло нации и о том, что избавиться от неё можно лишь путём объявления войны...
Ощущение петли на горле свойственно представителям отнюдь не тех народов, над которыми нависла реальная угроза...
Следовательно, речь идёт о желании избавиться от мнимой угрозы , связанной с ощущением сжимающегося вокруг пространства...
Есть потрясения более сильные, чем родовая травма, которые приводят к синдрому навязчивого повторения, выражающегося в форме объявления войны другим странам... Всеобщее ликование в момент объявления войны пробуждает надежду в душах тех, кто хочет отомстить за былые унижения и наконец открыто, не стесняясь, воспылать ненавистью. Там, где нельзя на эмоциональном уровне вернуться к болезненным переживаниям далёких детских лет, осмыслить их, человек пытается начать жизнь с чистого листа и, проявляя невиданную ранее активность, избавиться от трагических последствий своего прошлого. Но прошлое нельзя изменить. Оно по прежнему угнетает душу, и потому никакое агрессивное поведение, никакая лютая ненависть к врагу не избавят человека от невротических страданий, а в конечном итоге может обернуться полным разрушением его психики, несмотря на одержанные победы".

"Действительно, есть ли какое либо мерзкое деяние, какое либо бесстыдство, главным образом, в культурной жизни, к которому хоть как то не был бы причастен еврей?..
Постепенно я стал люто ненавидеть их".

Адольф Гитлер

... Человек, найдя подходящий объект для накопившейся ненависти, сперва чувствует облегчение ("Повсюду я видел одних евреев...").
Оказывается, есть возможность дать выход запретным чувствам. И чем больше они угнетали его раньше, тем сильнее теперь чувство радости. Можно уже ненавидеть, не боясь быть за это наказанным, поскольку ты ненавидишь не своих родителей, а кого то ещё... Успокоения ему это не принесло. "

"Нужно ли всю жизнь бороться с такими чувствами, как зависть и ненависть, если в итоге они лишь глубоко укореняются в твоей душе? Может быть, не стоит прилагать такие усилия для того, чтобы научиться "владеть собой "? Может быть, пресловутая "уравновешенность" , в сущности, есть ни что иное, как эмоциональное обнищание, а вовсе не "достоинство, высоко ценимое обществом"?..
Превращение ярости в скорбь разорвёт заколдованный круг, в который его загнал синдром навязчивого повторения. Если человека приучали быть стойким и мужественным, то он никогда не воспримет на эмоциональном уровне бессмысленность самопожертвования, которое таит в себе опасность отмщения представителям более молодого поколения. Но тот, кто смог сперва разгневаться, а потом оплакать отказ от собственного Я, поймёт, что и он сам, и его родители были принесены в жертву "чёрной педагогике", и уже никогда не будут жестоко обращаться со своими детьми. Способность испытать по этому поводу чувство скорби незримой нитью свяжет его с ними. "

"Любое воспитание совершенно излишне, если рядом с ребёнком с раннего детства постоянно находится человек, позволяющий ему спокойно выражать свои чувства. Ребенок не должен бояться потерять его, если он будет откровенным с ним. Если к ребенку относятся с уважением, он может самостоятельно без санкции воспитателя постигать свой внутренний и окружающий мир. Если родителям удастся отнестись к ребенку с уважением, тогда не нужно будет заботится о развитии его способностей. Он всё сделает сам...

То, что мы называем педагогикой, есть способ осуществления власти.
Трагизм судьбы "воспитанного" человека в том, что даже в зрелом возрасте он не способен понять, каким образом им манипулировали в детстве и как он теперь манипулирует своим ребенком...

В наш век открылись возможности для использования психологии для подчинения как отдельных людей, так и целых народов. Порой она выступает как оружие, как инструмент власти. И неважно, какими терминами она маскируется - "воспитание" или "психотерапия". За неудержимым желанием захватить власть над людьми и использовать их в своих корыстных интересах обычно скрывается стремление не дать прорваться в сознание ощущению собственного бессилия, поэтому бесполезно вызывать к морали и нравственности людей, использующих психологию во зло...

Компьютерную технику и кибернетику вполне можно с успехом использовать для широкомасштабного уничтожения души человека...

Не секрет, что не психологи, а писатели первыми поднимают те или иные прежде запретные темы. Появилось множество автобиографичных публикаций, в которых, чем моложе автор, тем менее он склонен идеализировать своих родителей.
Это хорошо видно на примере писателей, от которых наука всегда отстаёт.
Авторы "научных" публикаций, посвященных проблемам психологии, своим рвением и стремлением к последовательному самоуничтожению напоминают офицера из новеллы Кафки "В исправительной колонии", а наивный и доверчивый заключённый схож с современным студентом, думающим, что от него в университете требуют только труд, но не душу. Экспрессионисты гораздо лучше разбирались в неврозах (подсознательно), чем почтенные профессора психиатрии. Они рассказали о них в своих произведениях...

Детей, понимающих, что с ними обращаются жестоко, обычно наказывают за это понимание, и последствия применения карательных мер настолько серьёзны, что даже повзрослев, дети предпочитают не ворошить прошлое...
 
Несмотря на превращение психологии в отрасль технических знаний, есть надежда, что не все сферы нашей жизни станут похожи на описанную Кафкой исправительную колонию. Ведь душу человека нелегко уничтожить, и она в любой момент может воскреснуть, пока живо его тело".

Алис Миллер "В начале было воспитание "


Рецензии